/img/tv1.svg
RU KZ
«Хотят ли русские войны»

«Хотят ли русские войны»

В какой России заинтересован и что не приемлет в двусторонних отношениях Казахстан?

10:27 23 Июнь 2020 10660

«Хотят ли русские войны»

Автор:

Айдар Амребаев

В очередной раз глава соседнего официально дружественного нам государства выступил с неоднозначной интерпретацией событий давно минувших… Конечно, по историческим меркам, может, 30 лет и не срок, однако ментально мы разошлись на столетия. И этот факт, к сожалению, современная российская власть не приемлет, предпочитая жить «в другой реальности», с которой достаточно трудно диалогировать. Речь идет о трудном расставании России с Советским Союзом, постоянной ностальгии ее политических вождей о прежнем величии 1/6 части суши, когда в любой части мира «могли чужие изорвать мундиры о русские штыки»… Вот и теперь, на недавней телепередаче, президент России выступил фактически с территориальными притязаниями в отношении своих бывших постсоветских союзников, которые-де «утащили подарки русского народа» после распада СССР в виде «исконных земель» России… Для многих народов это высказывание стало подобным грому среди ясного неба! В воздухе повисло тяжелое ожидание? В сознании людей, растерянных и не оправившихся от пандемии коронавируса, которая, по идее, должна была бы сплотить близких друзей и соседей на совместную борьбу с недугом, вдруг возник новый страх… А что, если всегда «родная» матушка-Россия вдруг после принятия известных поправок в Конституцию, которая по старой русской традиции никогда не была запретом для бесчинств чиновников, о чем нам напоминают не только бессмертные творения Салтыкова-Щедрина, вдруг на самом деле решит, что заключенные ранее со странами-соседями международные соглашения «противоречат положениям Конституции РФ, и Россия будет вправе не выполнять вердикты межгосударственных органов», не соблюдать и сами принципы и букву международного права? Даже представить трудно, что на всем пространстве Евразии может возникнуть коллизия не признания странами каких-либо норм цивилизованных правовых отношений между странами. Для Казахстана это означает прямую угрозу вкупе с интенцией о «подарках от русского народа» в виде ее так называемых исконных территорий, когда-то силой захваченных русскими-казаками у кочевников-казахов Великой степи и затем «загаженных» новыми «хозяевами» различными полигонами и концентрационными лагерями КАРЛАГов и АЛЖИРов… Казахстан, в 90-х годах закрыв Семипалатинский ядерный испытательный полигон и отказавшись от третьего по запасам ядерного оружия в мире в обмен на международные гарантии безопасности и собственной территориальной целостности, прежде всего от России вместе с другими «великими» державами, сегодня, мягко говоря, чувствует себя весьма неуютно в компании с «русским медведем», который до этого откусил часть территории суверенной и братской по крови славянской Украины… На кону также все экономические проекты и намерения о международном сотрудничестве между странами-соседями в рамках ЕАЭС, который и без того лихорадит из года в год. Полагаю, что и те граждане нашей страны, которые с надеждой смотрели на Россию как на лидера интеграции и защитника своих интересов, сегодня покоробились от тех возможных перспективных сложностей и гуманитарных катастроф, которые недавно перенесли на своих плечах и переживают сегодня жители востока Украины или беженцы из Абхазии и Северной Осетии… О какой реализации потенциала отношений вечной дружбы и добрососедства, зафиксированных в двусторонних документах наших стран, можно теперь говорить? Кого могут убедить увещевания многочисленной армии российских журналистов и ботов в сетях о добрых намерениях России в отношении народов стран-соседей при подобных территориальных притязаниях, возбуждающих у русского народа настроения ненависти и реваншизма к «инородцам»?

Нас, казахстанцев, в отношениях с «братской Россией» смущает одно: почему с завидной регулярностью именно с российской стороны поступают далеко не дружественные сигналы, то подвергающие сомнению состоятельность казахской государственности, как во время известного «селигерского спича», то высказывающие территориальные притязания теперь. А ведь эти слова звучат из уст главы авторитетного государства современного мира, притязающего на особую миссию. Можно усомниться в неадекватности иных «кукольных политиков», в угоду политической конъюнктуре произносящих любую несусветную чушь. Это стало каким-то привычным делом в нашей «вечной дружбе», но когда об этом с завидной регулярностью и упорством говорит официально уполномоченное за «величие страны» лицо, то уже что-то явно не так в «Датском королевстве»…

Как к этому отнестись Казахстану, как настоящему искреннему другу России? Снова молча снести это на недоучившихся помощников и спичрайтеров или ждать «исправления ситуации» от пресс-секретаря? Как бы то ни было, а «осадок остается», и именно он способен все глубже раскалывать нашу дружбу… Думаю, что спасти наши отношения может завершение «эпохи исторических счетов», тем более что они не всегда в пользу России. Поиск своих истоков и состоятельности необходимо искать не в притязаниях к другим, обвиняя кого-то во всех грехах, в поисках «вечных врагов», то в лице «половцев и печенегов», то в «проклятых пиндосах», в ком угодно, только не в самом себе, не в своей неспособности обустроить жизнь в собственной стране… Для пользы дела установления по-настоящему дружественных и искренних отношений между нашими странами, наверное, стоит прекратить искаженные интерпретации нашей совместной истории! Тем более со стороны не всегда компетентных в историческом знании политиков и идеологов.

Сегодня в России происходит так называемое обнуление сроков правления президента. Конечно, это внутреннее дело России… Но хотелось бы сказать о другом в этом контексте. Мы видим в Казахстане, какой огромный ворох нерешенных проблем и взаимных претензий на сегодня накопился в двусторонних и многосторонних отношениях с нашим участием. Нужна серьезная работа по устранению данных завалов, если мы на деле стремимся к дружественным, взаимовыгодным и равноправным отношениям. Мне кажется, можно было бы воспользоваться этим «обнулением» и попытаться начать строить наши отношения с «чистого листа» на прагматичной основе. Нас, конечно же, очень интересует глубина возможного «обнуления»? Насколько она затронет все стороны жизни простого россиянина? Скажется на отношении к многочисленному русскому населению за рубежами самой России? Казахстану совсем небезразлична судьба своих граждан русского происхождения. Мы должны ясно распознавать подлинное значение тех посылов, которые доносятся сегодня из Кремля… Это гарант благополучия и спокойствия наших граждан.

Сегодня у Казахстана вызывает серьезную озабоченность и перспектива участия на той или иной стороне в разворачивающейся повсеместно борьбе за доминирование между ведущими силами современного мира, – США и Китаем. И роль России в этом противостоянии очевидна. Она никак не может остаться в стороне от этого, даже если захочет. Но мы в своей стране совсем не хотим участвовать в этом в каком-либо качестве. Казахстан, исповедуя изначально миролюбивый и многовекторный характер внешней политики, не заинтересован становиться в какой-либо форме «разменной монетой» в противостоянии глобальных игроков!

Напротив, наша страна всегда выступала инициатором всех форматов мирного и всеобъемлющего диалога по всем насущным вопросам мирового развития. Это фирменное «ноу-хау» нашего лидера нации, который, как известно, также является одним из «отцов-основателей» мира и процветания «без границ» в Евразии через идею евразийской интеграции. К сожалению, последние пассажи от российского президента ставят под сомнение многие устои данного экономического объединения. Не случайно в этой связи экзистенциальное сомнение, высказанное недавно действующим президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым в отношении Стратегии Евразийской интеграции до 2025 года по части недостаточной проработанности и соответствии ряда ее положений ранее принятым договоренностям. По мнению главы государства, необходимо «создание мощного фундамента вперед» на основе принципа «разумной достаточности» и взаимовыгодности проектов. В этом плане Казахстан стремится к открытости проектов евразийской интеграции, их синхронизации и синергии с такими актуальными международными проектами, как «Пояс и путь», гармонизации отношений с ЕС, АСЕАН и конструктивного взаимодействия с форматом «С5+1» и набирающем значение в регионе Координационного совещания глав государств Центральной Азии.  

Эта позиция Казахстана позволяет на равноправной и дружественной основе выстраивать отношения по всему периметру наших границ и национальных интересов, которые понятны всем нашим соседям и должны быть восприняты как акт доброй воли и стремление к взаимовыгодному совместному процветанию без каких-либо попыток извлечь сиюминутные политико-идеологические дивиденды или получить эксклюзивные условия для собственного развития.

Айдар Амребаев, политический аналитик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Ермек Кошербаев: Казахстан благодарен России за помощь в борьбе с COVID

24 Июнь 2020 10:29 5070

Посол Казахстана в России Ермек Кошербаев рассказал в интервью РИА Новости о том, как Нур-Султан и Москва взаимодействуют в условиях коронавируса, как он повлиял на сотрудничество двух стран и когда можно ожидать открытия границы.

Он также сообщил, будут ли в этом году личные встречи казахстанского и российского президентов, объяснил, зачем Казахстан переходит на латиницу и означает ли это отказ страны от русского языка, обрисовал планы взаимодействия по Байконуру.

Сейчас весь мир находится на этапе выхода из ограничений в связи с пандемией коронавируса и этапе восстановления. Как пандемия отразилась на вашей деятельности в России? С каким объемом запросов со стороны казахстанских граждан приходится работать в этот период? Удалось ли отреагировать на все запросы?

В условиях действующих по всему миру требований безопасности по нераспространению коронавирусной инфекции, временного закрытия границ и приостановления международного транспортного сообщения казахстанско-российские отношения традиционно являют собой пример образцового стратегического и партнерского взаимодействия.

Безусловно, пандемия внесла свои коррективы, но ни в коем случае не сказалась на высокой динамике продиктованных настоящим временем телефонных и онлайн-контактов президентов, премьер-министров, руководства государственных и бизнес-структур наших стран.

Этот непростой для нас всех период указал на необходимость кардинального пересмотра алгоритма работы посольства Казахстана в России. После объявления о пандемии, в особенности на первых порах, Москва послужила узловым транзитным хабом для отправления граждан Казахстана не только из России, но и третьих стран, возвращающихся транзитом через российскую столицу на родину.

При тесном взаимодействии посольства с целым рядом федеральных органов правительства РФ, первостепенно – МИД РФ и Росавиацией, ведется непрерывная работа по возвращению наших граждан в Казахстан.

Развернута широкомасштабная деятельность по организации репатриационных автобусных и авиарейсов. При содействии казахстанских дипломатов в России к настоящему времени успешно отправлено домой более пяти тысяч наших сограждан. Как я уже отметил ранее, эта работа непрерывна и ведется по сей день в режиме 24/7.

В работе консульского направления тоже есть позитивные моменты: мы не стали прекращать прием граждан, а перешли на новый формат – консультирование онлайн. Здесь можно получить любой ответ на консульский вопрос. Лишь при экстренных случаях, например при утере паспортов или рождении детей, мы ведем прием заявителей непосредственно.

Для удобства граждан организована единая круглосуточная горячая линия, позвонив на которую, можно получить ответ и четкие рекомендации, в частности по вопросам пересечения границы, миграционного учета, репатриационных рейсов и многое другое. Здесь можно и нужно особо отметить вопросы по гуманитарным случаям, когда гражданам Республики Казахстан необходима медицинская помощь, которую могут оказать в медицинских учреждениях России. Российские коллеги никогда не остаются безучастными и оказывают всестороннее содействие. Каждый случай рассматривается правительством РФ индивидуально. Аналогичные просьбы поступают и от российских граждан, и здесь мы также не остаемся в стороне.

На мой взгляд, такие активные, живые человеческие связи еще более подтверждают высокий стратегический уровень партнерства и союзничества Казахстана и России, заложенный лидерами наших стран.

Когда Казахстан планирует открыть границы с Россией?

Перемещение граждан через государственную границу между Казахстаном и Россией на всех видах транспорта будет возобновлено по мере улучшения эпидемиологической обстановки и принятия соответствующих решений Межведомственной комиссией Республики Казахстан и Государственной комиссией Российской Федерации по согласованию с санитарными службами двух стран.

Стоит отметить, казахстанская сторона с учетом уровня эпидемиологической обстановки и согласно карте ВОЗ с 20 июня начинает поэтапно возобновлять международные полеты.

Количество рейсов по международным маршрутам будет выполняться на основе действующих межправительственных соглашений о воздушном сообщении и по мере снятия ограничений на перемещение граждан через государственные границы с вышеуказанными странами и улучшения эпидемиологической обстановки в условиях повышенных мер санитарной безопасности, установленных Казахстаном и соответствующими странами.

Как можно оценить совместную работу Казахстана и России в условиях пандемии в рамках наднациональных структур ЕАЭС? Является ли такое взаимодействие эффективным?

В первую очередь хотел бы отметить, что пандемия коронавируса стала испытанием для всех без исключения государств и международных организаций. Страны СНГ столкнулись с общими проблемами в борьбе с коронавирусной инфекцией, вынуждены были принимать жесткие ограничительные меры, закрывать внешнюю границу, отправлять граждан на самоизоляцию и карантин. В то же время важно было сохранить логистические цепочки, торгово-экономическое и межведомственное взаимодействие между нашими странами, чтобы с наименьшими потерями пройти этот кризисный период.

Очевидно, что огромный практический опыт, новые формы работы, в том числе в виртуальном пространстве, позволят преодолеть последующие волны вируса, а также сформировать более эффективные механизмы взаимодействия стран СНГ. В условиях пандемии контакты в режиме онлайн на различных уровнях в органах ЕАЭС не только не ослабели, но осуществляются с большей интенсивностью. Это продиктовано заинтересованностью стран в принятии в этот период быстрых и эффективных решений.

В конце марта этого года Совет ЕЭК принял распоряжение, которое предусматривает регулярный обмен информацией, проведение оперативных консультаций между органами здравоохранения государств-членов. В настоящее время Минздравы стран ЕАЭС отмечают, что оперативное получение информации о методах и протоколах лечения позволяет все более эффективно справляться с коронавирусом.

Кроме того, в рамках ЕАЭС наши правительства договорились обеспечивать оперативные взаимные поставки товаров первой необходимости, лекарств и медицинских изделий, не допускать дефицита таких товаров для населения.

10 апреля Межправительственный совет ЕАЭС принял распоряжение "О мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии". Данные меры направлены на содействие государствам в реализации мер по локализации распространения коронавирусной инфекции, защите здоровья людей, минимизации последствий для бизнеса, сохранению занятости населения, обеспечению устойчивости финансовой системы.

Хотел бы подчеркнуть, что между странами СНГ, несмотря на коронавирус, сохранилась высокая динамика политических контактов, в том числе между внешнеполитическими ведомствами, по актуальным вопросам международной повестки дня, проведение консультаций по вопросам реализации международных инициатив государств-участников СНГ. Это все осуществлялось в принципиально новой форме – посредством видеоконференций.

В сфере экономического взаимодействия наши усилия направлены на подготовку Стратегии экономического развития СНГ до 2030 года, создание благоприятных условий во взаимной торговле, в том числе упрощение таможенных процедур, устранение имеющихся изъятий и ограничений в торговле, включая технические барьеры, а также развитие связей между регионами государств-участников.

В 2020 году в СНГ председательствует Узбекистан. В числе его приоритетов – принятие Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества СНГ до 2030 года. В этом году в Узбекистане состоится Форум регионов СНГ в целях активизации межрегионального сотрудничества по различным направлениям.

В сфере военного и военно-технического сотрудничества усилия стран СНГ направлены на сохранение достигнутого уровня взаимодействия, развитие новых перспективных направлений, в том числе путем подготовки Концепции военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2025 года.

В сфере научно-технического и инновационного сотрудничества продолжается работа по подготовке Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ до 2030 года. Реализация данной программы предусматривает эффективное использование научно-технологических разработок и изобретений, стимулирование научно-технической и инновационной активности, обеспечивающей концентрацию ресурсов для осуществления долгосрочных программ сотрудничества и реализации инновационных проектов.

Ведется работа по подготовке трех Стратегий на 2021-2030 годы – по развитию молодежного сотрудничества, туризма, а также физической культуры и спорта.

В целом, несмотря на ограничения из-за коронавируса, страны СНГ продолжают многостороннее взаимодействие для улучшения уровня жизни народов государств Содружества и укрепления авторитета Организации.

В новых условиях Казахстан и Россия как ближайшие соседи и союзники не только достойно противостоят этой общей угрозе, но и смогли организовать эффективную совместную борьбу с негативными последствиями от коронавируса.

Особенно показательным является наше сотрудничество в вопросах эвакуации граждан Казахстана и России из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой как казахстанскими, так и российскими самолетами, тесное взаимодействие в сфере здравоохранения.

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить российскую сторону за медицинскую помощь, оказанную в борьбе с этим коварным вирусом. В наиболее трудный момент мы чувствуем плечо поддержки со стороны нашего стратегического союзника и партнера.

Следует отметить, что в связи с введением карантина многие запланированные официальные мероприятия были отменены или перенесены на более поздний срок. При этом 2020 год – это уникальный год, где Россия председательствует сразу в нескольких международных организациях – ОДКБ, ШОС и БРИКС.

2020 год – это год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В Казахстане, России и других странах ОДКБ и СНГ прошли важные социально– культурные мероприятия, посвященные этой знаменательной дате.

24 июня 2020 года казахстанская делегация во главе с президентом Касым-Жомартом Токаевым примет участие в торжественных мероприятиях в Москве, а казахстанские военнослужащие плечом к плечу со своими союзниками из стран ОДКБ примут участие в Параде Победы на Красной площади.

Какие сложности в интеграции ЕАЭС есть на сегодняшний день? Решаются ли проблемные вопросы и каким образом?

Очевидно, что принимаемые практически всеми странами мира карантинные меры ограничивают возможности торговли. Сокращается спрос, замедляется рост экономик. Эти тренды, безусловно, отражаются и на странах ЕАЭС. Самые крупные экономики ЕАЭС, Россия и Казахстан, ощущают дополнительное давление из-за падения цен на нефть на мировых рынках. В определенной степени все государства мира, в том числе и страны ЕАЭС, в настоящее время вырабатывают меры по поддержке отечественных предприятий, по сохранению рабочих мест. Это глобальная тенденция. На пространстве ЕАЭС усилия государств направлены на сохранение существующей базы во взаимной торговле. В ЕАЭС приняты порядка 50 техрегламентов, единые ветеринарные и фитосанитарные требования, то есть сформированы условия общего рынка. Предприниматели имеют возможность оформлять документы соответствия на безопасность продукции в одном государстве и реализовывать продукцию в других странах ЕАЭС. Благодаря этому взаимный торговый оборот в ЕАЭС ежегодно увеличивается. В 2019 году он достиг цифры в 61 миллиард долларов США. За этими цифрами – поставки продукции предприятий друг другу, налаженные кооперационные связи.

Для сохранения высокого уровня торговых связей в этот сложный период, как я уже ранее отметил, на уровне органов ЕАЭС был очень оперативно принят ряд важных решений. Они заключаются в поддержке принимаемых национальными правительствами мер по обеспечению экономической стабильности, а также в оперативном взаимодействии государственных органов и бизнеса при поставках товаров первой необходимости, лекарств и медизделий для населения всех стран ЕАЭС.

Как Казахстан оценивает помощь со стороны России в борьбе с коронавирусом?

Пандемия коронавируса стала испытанием как для систем здравоохранения и экономик отдельных стран, так и для крепости межгосударственных взаимоотношений. Очень важно, что в условиях глобального гуманитарного и экономического кризиса Казахстан и Россия смогли не только достойно противостоять этой угрозе, но также организовать эффективное взаимодействие и совместную борьбу с ее последствиями.

Одной из главных задач в эффективной борьбе с распространением вируса, особенно на первоначальном этапе, является организация массового тестирования населения. В этой связи в Казахстане высоко оценили медицинскую помощь, оказанную российской стороной в виде поставок в Казахстан тестов и реагентов, необходимых для организации данной работы.

В течение наиболее сложных первых месяцев борьбы с COVID-19 Роспотребнадзором в адрес министерства здравоохранения Казахстана были направлены 2000 тестов для выявления коронавируса, а также комплекты реагентов для выделения РНК/ДНК из клинического материала "РИБО-преп" в количестве, необходимом для проведения 30 тысяч исследований.

Помимо тесного взаимодействия в здравоохранительной сфере, наши уполномоченные ведомства и дипломатические представительства активно взаимодействовали в вопросах эвакуации граждан двух стран из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой и в сохранении торгово-логистических каналов беспрепятственной транспортировки товаров.

Планируется ли в этом году двусторонние визиты между нашими странами на уровне глав МИД?

Отношения Казахстана и России отличаются высоким уровнем политической культуры. Регулярные встречи глав внешнеполитических ведомств Казахстана и России традиционно проходят в дружественной и деловой атмосфере, а итоги этих переговоров весьма содержательны и полезны.

Сегодня коронавирусная инфекция стала серьезным испытанием, оказывающим свое влияние на всю систему международных отношений, что также сказалось на графике двусторонних встреч на уровне МИД двух государств. Однако это не помешало нашим министрам сверить часы и провести 9 июня 2020 года двусторонние переговоры в режиме видеоконференции. Главы внешнеполитических ведомств обсудили текущее состояние и перспективы развития казахстанско-российского всестороннего стратегического партнерства в политической, экономической областях, в том числе в транзитно-транспортном, энергетическом и военно-техническом направлениях. Собеседники также рассмотрели вопросы кооперации по линии СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, ООН.

Конечно, такая форма общения не может в будущем заменить очные встречи, поэтому исходим из того, что по мере нормализации эпидемиологической обстановки будет скорректирован график предстоящих двусторонних визитов.

Будут ли продолжаться переговоры по Сирии в астанинском формате в Казахстане?

Казахстан так же, как и многие страны, заинтересован в мирном урегулировании конфликта в Сирии. Вклад Нур-Султана в процесс урегулирования посредством дипломатического диалога признан Организацией Объединенных Наций и многочисленными мировыми лидерами. Астанинский процесс дополняет Женевский, и оба призваны обеспечить мирное и стабильное разрешение сирийского конфликта.

С января 2017 года уже проведено 14 раундов переговоров, которые привели к конкретным успехам "на земле" и способствовали созданию конституционного комитета Сирии (14-й раунд прошел в Нур-Султане 10-11 декабря 2019 года).

Важно отметить, что Казахстан равноудален от всех участников процесса и лишь предоставляет площадку для переговоров. О дате, месте и повестке очередных переговоров договариваются страны-гаранты – Россия, Турция и Иран. Они же информируют о сирийских и иных заинтересованных международных участниках встречи. Свои коррективы, конечно, вносит ситуация с распространением коронавирусной инфекции в регионе и мире.

На днях (15-16 июня) министры иностранных дел России, Турции и Ирана договорились провести онлайн-саммит "астанинской тройки" по Сирии на уровне президентов трех государств до августа, а как только позволит эпидемиологическая обстановка, пройдет их очная встреча (предварительно в Иране).

Поэтому Казахстан готов и дальше вносить свой посильный вклад в достижение мира и благополучия в Сирийской Арабской Республике.

Какова ситуация с составлением окончательного варианта алфавита для перехода Казахстана на латиницу? Может ли переход на латиницу в Казахстане отразиться на отношениях с Россией в долгосрочной перспективе и если да, то как?

Историческое решение о переходе на латинскую графику было принято первым президентом Республики Казахстан – лидером нации Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым более трех лет назад в рамках Концепции духовной модернизации и является одним из ключевых ее этапов.

В настоящее время Национальная комиссия по переводу алфавита казахского языка на латинскую графику продолжает работу по усовершенствованию данного алфавита. Как отметил президент Республики Казахстан Касым-Жомар Кемелевич Токаев в одном из недавних интервью, мы будем переходить на латиницу постепенно, без искусственного ускорения, будет учитывать опыт центральноазиатских государств. Ведь речь идет не о простом переложении с кириллицы на латиницу, а о реформе орфографии казахского языка. Поэтому Казахстан не будет спешить в этом вопросе.

Хотелось бы напомнить, что латиница не является чем-то абсолютно новым для казахского языка. В советский период своей истории, в конце 1920-х – начале 1940-х годов, в казахском языке уже использовался алфавит на основе латиницы. И модернизация казахского алфавита продиктована в первую очередь желанием расширить коммуникационные возможности казахского языка.

Что касается возможного влияния на казахстанско-российские отношения в долгосрочной перспективе. Так как перевод на латиницу коснется только казахского языка, на положение русского языка это никак не повлияет. Переход на латиницу не означает отказ от русского языка, от кириллицы. Решение о переводе алфавита казахского языка на латинскую графику принято исключительно из практических соображений. Это постепенный процесс, который будет носить сугубо научно-филологический характер. Более того, русский язык сохранит статус официального языка в Казахстане, что закреплено в нашей Конституции. Русский язык используется и продолжит использоваться на равных с казахским языком на всех уровнях. Мы считаем, что знание и использование двух языков является конкурентным преимуществом казахстанцев в глобализованном мире.

На какой стадии сейчас находятся переговоры по модернизации первой стартовой площадки космодрома Байконур, "Гагаринского старта", и проекта "Назарбаевский старт"?

Стартовый комплекс №1 – "Гагаринский старт" имеет поистине историческое значение для мировой космонавтики. Именно с этой площадки 4 октября 1957 года был выполнен запуск первого искусственного спутника Земли. Именно оттуда 12 апреля 1961 года стартовал первый в мире космонавт Юрий Гагарин. Комплекс проработал более полувека – вплоть до 2019 года, являясь свидетелем наиболее знаковых событий в летописи успешного освоения человеком космического пространства.

В настоящее время Казахстаном, Россией и Объединенными Арабскими Эмиратами разрабатывается проект модернизации "Гагаринского старта". Запланированные строительно-монтажные работы и технологическое переоборудование данной площадки позволят осуществлять с нее запуски обновленных ракет "Союз-2" и в целом продлить срок службы комплекса. Общая стоимость модернизации составляет порядка 84 миллионов долларов США. Проект трехстороннего межправительственного соглашения между РК, РФ и ОАЭ рассмотрен и одобрен космическими ведомствами сторон. На текущем этапе каждая из сторон проводит согласование текста соглашения с заинтересованными государственными органами. После завершения всех внутригосударственных процедур будет определена точная дата подписания.

Естественно, пандемия COVID-19 продолжает вносить свои коррективы в планы и графики всех международных мероприятий, в том числе и в космической сфере. Но при благоприятном раскладе мы ожидаем завершения процедур до конца этого лета, что позволит сторонам уже осенью выйти на подписание соглашения.

Одним из значимых направлений казахстанско-российского сотрудничества в области космической деятельности, конечно, является проект по созданию нового космического ракетного комплекса "Байтерек". В сентябре прошлого года президент России Владимир Путин предложил переименовать проект в честь первого президента Казахстана, назвав его "Назарбаевский старт". Хотя эксперты космических ведомств с обеих сторон уже используют это название в качестве рабочего, формально оно еще не закреплено. Это планируется сделать на предстоящем, седьмом заседании Межправительственной комиссии по Байконуру. Точная дата заседания еще не согласована, опять же в связи с нестабильной эпидемиологической ситуацией. Тем не менее работы по запуску активной фазы проекта продолжаются даже в этих условиях. В рамках проекта российская сторона отвечает за создание новой ракеты-носителя, а казахстанская – за создание наземной инфраструктуры.

В этой связи важно отметить, что в феврале текущего года было получено положительное заключение экономической экспертизы на ТЭО проекта, а в соответствии с указом президента Казахстана от 8 апреля 2020 года из республиканского бюджета были выделены средства в размере 1,7 миллиарда тенге для финансирования работ по проекту в 2020 году. Таким образом, казахстанская сторона готова приступить к финансированию работ. В настоящее время сторонами ведется согласование текста договора на проектирование и строительство наземной инфраструктуры комплекса. Думаю, текущая динамика продвижения проекта дает основания полагать, что первый запуск новой ракеты с площадки "Назарбаевского старта" состоится в запланированные сроки – в 2023 году.

Планируется ли участие президентов Казахстана и России в XVII Форуме межрегионального сотрудничества, запланированном на осень в Кокшетау?

Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России за время своего существования зарекомендовал себя в качестве эффективной межгосударственной площадки, места для встреч, переговоров и важных решений. Традиционно Межрегиональный форум – это главное событие в ежегодной насыщенной повестке двусторонних мероприятий, поэтому казахстанская сторона, которая в этом году является хозяйкой форума, рассчитывает на сохранение его классического формата, на деятельное участие представителей власти и бизнеса регионов двух стран, которые активно взаимодействуют друг с другом, а также, конечно, на участие в работе пленарного заседания президентов наших стран. Хочется верить, что эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением коронавируса, пойдет на спад и в ноябре текущего года мы сможем встретить в Кокшетау гостей очередного XVII Форума межрегионального сотрудничества с участием глав государств.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

«Мы не знаем, останется ли Путин, но знаем, кто президентом точно не будет»

17 Январь 2020 16:17 9815

Пошла ли Россия по «казахстанскому сценарию»?

Транзит власти в России: уже происходит или только начался? Со среды, 15 января, соседнее государство стало поставщиком новостей номер один и заставило мировое сообщество искать ответы на вопросы, кто будет президентом России, почему Путин не назначил преемника, спланирована ли отставка Медведева и что вообще все это значит.

Вот краткая хронология событий. Президент России Владимир Путин выступил с посланием Федеральному собранию и предложил поправки в Конституцию. В частности, приоритет основного закона РФ над международным правом, запрет на иностранное гражданство и вид на жительство в другом государстве для фигур, занимающих ключевые должности в стране (главы субъектов Федерации, министры, судьи и пр.).

И главное – ужесточение требований к кандидатам в президенты: проживание на территории России не менее 25 лет (сейчас требуется не менее 10 лет), отсутствие иностранного гражданства не только на момент выборов, но и когда-либо ранее.

«Знаю также, что в нашем обществе обсуждается конституционное положение о том, что одно и то же лицо не должно занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Не считаю, что этот вопрос принципиальный, но согласен с этим», – сказал Путин о, пожалуй, ключевом изменении.

Президентские полномочия Владимира Владимировича истекают в 2024 году. Впервые на главный пост в стране он заступил 31 декабря 1999 года: стать и. о. ему предложил тогда Борис Ельцин. Полноправным президентом Путин был избран 26 марта 2000 года (7 мая вступил в должность), с 14 марта 2004 года начался его второй срок. Затем, в 2008-2012 годах, был период премьерства. И затем – очередной, третий президентский срок (4 марта 2012-го избран, 7 мая 2012-го вступил в должность), и, наконец, 18 марта 2018-го Путина переизбрали на должность президента России.

Но вернемся к событиям среды, 15 января. Вслед за посланием Дмитрий Медведев заявил об уходе с поста премьер-министра. Путин принял отставку правительства, назначил Медведева своим замом – на специально созданную для этого должность заместителя председателя Совета безопасности, рекомендовал в качестве премьера Михаила Мишустина, возглавлявшего Федеральную налоговую службу. В четверг, 16 января, кандидатуру Мишустина согласовала Госдума и президент подписал указ о его назначении.

Некоторые эксперты сразу же высказали мнение: транзит власти в России начался, и сценарий его похож на казахстанский. Например, российский политолог и публицист Екатерина Шульман так прокомментировала это для Deutsche Welle:

«Это похоже на «казахский сценарий», то есть некоторое распределение президентских полномочий между коллективными органами и возможность для предыдущего президента сохранять некий почетный титул, при этом связанный и с кадровыми полномочиями».

Inbusiness.kz спросил политологов, что происходит на политической арене России, можно ли это сравнить с казахстанским вариантом перемен и что ждать Казахстану от этих политических процессов.

Аскар Нурша, политолог:

– Инициативы Путина были озвучены в рамках послания президента Федеральному собранию. По своей функции это документ годового политического цикла. Поэтому, на мой взгляд, глава соседнего государства своими инициативами решает две главные задачи: во-первых, определяет приоритеты госаппарата на ближайший год, во-вторых, преследует долгосрочные цели, поскольку ряд поручений и инициатив по своему политическому значению выходят за рамки годового цикла.

Путин сам озвучил причину, по которой он выступает с такими инициативами, его мотивация понятна: самое главное, он говорит, что существует запрос на изменения. Послание никаким образом не отвечает на вопрос, останется ли сам Путин президентом после 2024 года либо кто станет президентом и как будет осуществляться транзит.

И при этом мы уже знаем, кто президентом не будет. Путин предлагает поставить барьер на пути к президентству и ключевым политическим должностям в стране лицам, которые ранее имели либо имеют иностранное гражданство. И это продолжение политики национализации элиты.

Кроме того, в стране будет меняться конфигурация политического поля, поскольку для осуществления транзита действующей элиты недостаточно. Нынешняя Конституция РФ в своей наивысшей фазе так или иначе приведет к модели, через которую Россия уже проходила и повторить которую в новой ситуации уже будет сложно. Это модель тандема «Путин – Медведев» образца 2008-2012 годов. Если следовать ей, то Путин должен после 2024 года уступить кому-то место, чтобы потом снова прийти. Но, во-первых, включаются возрастные ограничения, во-вторых, сейчас ситуация в политической элите России совершенно иная, нежели десять лет назад. Поэтому и произойдет реконфигурация параметров ключевых политических институтов. Будут меняться полномочия, по-новому будет выстраиваться система сдержек и противовесов между президентом, правительством и парламентом (Федеральным собранием. – Ред.).

Думаю, говорить о том, что транзит начался, еще рано, пока определяются общие контуры, в рамках которых российская власть будет осуществлять транзит. Сделаны первые ключевые шаги к этому.

Что касается Медведева, то, как отмечают российские политологи, его антирейтинг среди населения зашкаливает. И потом Медведев – это верный соратник Путина, проверенный временем и тандемом. Это человек, который возглавлял его предвыборный штаб в 2000 году, он с Путиным уже 20 лет, на посту премьера находился с 2012 года. И сейчас Медведев – это объект недовольства со стороны парламентской оппозиции, реальной оппозиции и населения. Поэтому задача Путина – не «избавиться» от него, а перевести на другое направление работы, где он принесет пользу и будет иметь весомые полномочия.

Предлагая на пост премьера нового человека, Путин опять же следует запросу на обновление элиты. До 2024 года достаточно много времени, думаю, Мишустин либо сыграет роль «фильтра», который соберет на себя весь негатив, либо в практическом ключе проявит свои компетенции и займется решением вопросов увеличения налогооблагаемой базы и государственного бюджета. И плюс, на мой взгляд, фактически речь будет идти о «деофшоризации» российской элиты – о борьбе с офшорами и возвращении капитала в страну.

Не думаю, что Россия следует какой-либо казахстанской модели. Безусловно, нельзя отрицать: в соседней стране с большим интересом, в том числе практическим, смотрели на происходящее у нас в течение последнего года. Но все же Казахстан только собирается внедрить то, что в России существует уже больше двух десятилетий, – парламентскую оппозицию. И те поправки, которые сейчас предлагаются, уведут Россию еще дальше.

А что между нами общего – так это огромный социальный пакет. То, что Путин обозначил в послании, беспрецедентно по масштабу и порождает вопрос: откуда власть возьмет деньги на реализацию этого пакета на фоне ухудшающейся экономической конъюнктуры? Но в России усилились протестные настроения, поэтому власть и собирается смягчить их через социальные вливания, решая таким образом и текущие, и долгосрочные задачи. Путину к 2024 году совершенно не нужны социальные протесты, которые перерастут в политические. Поэтому социальные вопросы сейчас решаются с прицелом на несколько лет вперед.

Если говорить о будущих отношениях России и Казахстана, то смена премьер-министра в России вряд ли что-то в них изменит. Отношения Казахстана и России, как показывает история, долгосрочные и ориентированы на добрососедство. Понятно, что и в России, и в Казахстане будет ускоряться процесс обновления элит, придут новые лица. Необходимо, чтобы они ставили во главу угла долгосрочные интересы двух государств, и это вопрос коммуникаций.

С точки зрения экономики и взаимоотношений в рамках ЕАЭС мы знаем, что евразийская интеграция больше учитывает интересы России, чем партнеров. Я тут не вижу изменений. Во главе правительства России теперь стоит человек, который имеет экономический бэкграунд и понимание того, как работает российская экономика. Возможно, с его приходом российская экономическая политика – как внутренняя, так и внешняя, в рамках интеграции, – станет более практически ориентированной. В то время как на протяжении последних двадцати лет Путина часто обвиняли в том, что приоритеты политики он ставит выше интересов экономики. Посмотрим, как покажет себя Мишустин.

Стоит ли казахстанскому бизнесу опасаться ужесточения условий в рамках ЕАЭС, уменьшения возможностей выхода на российский рынок? Думаю, экономический блок в Правительстве России будет усиливаться, а это автоматически повлечет за собой ужесточение переговорных позиций. Но не надо забывать, что в евразийской интеграции персональные политические договоренности существенно влияют на ход экономических процессов. Политики там не меньше, чем чистой экономики.

Андрей Чеботарев, политолог:

– Думаю, это еще не транзит, речь идет пока только о подготовке к транзиту политической власти в России. Мы видим, что здесь чисто казахстанского сценария нет. Потому что предлагается не Совет безопасности, а Государственный совет сделать конституционным органом (сейчас это совещательный орган при президенте, его роль в Конституции не обозначена. – Ред.), придав ему соответствующий статус в Основном законе Российской Федерации, и, судя по всему, сохранить председательство Владимира Путина в этом совете с какими-то полномочиями. И неизвестно, будет ли оно пожизненным или нет, скорее всего – нет. Скорее всего, Путин как председатель Госсовета получит в будущем серьезные полномочия.

Кроме того, он сохранит председательство в партии «Единая Россия» и через партию и ее депутатскую фракцию в Государственной Думе, которая оставит за собой статус большинства, будет контролировать будущего нового президента, который станет таковым в 2024 году, и всю систему исполнительной власти.

И здесь – да, определенное сходство с Казахстаном есть, оно в осуществлении контроля над президентом и системой исполнительной власти через надконституционную структуру – Госсовет, у нас это Совет безопасности, и через партию власти и ее парламентское большинство.

В любом случае по действующей Конституции РФ Путин уже не может претендовать на очередной срок президентства. И, видимо, не хочет создавать какой-то тандем с «запасным» президентом. Вероятно, он хочет управлять страной, влиять на ситуацию в стране в новом статусе, чтобы к нему не было претензий с точки зрения нарушения действующей Конституции.

Почему изменения в России начались именно сейчас? До 2024 года еще далеко, но, возможно, Путин хочет создать вот эту систему и посмотреть, как она начнет формироваться при нем, пока он президент. Он видит, как это происходит в Казахстане, где есть определенный эффект двоевластия, и, вероятно, ему хочется выстроить систему во время своего руководства, а не после.

Не думаю, что изменения в России коснутся взаимоотношений двух стран в связи с этим. Все зависит от того, сохранит ли Путин свое пребывание в руководстве страны в новом статусе. Сыграют роль и другие факторы – политические, экономические, социальные, культурные, географические. Россия была и остается одним из приоритетных стратегических партнеров Казахстана. То, что происходит в России сейчас, на это точно не повлияет. Возможно, какие-то коррективы будут внесены, когда придет новый президент, но это будет только в 2024 году.

Могут ли политические процессы повлиять на экономические отношения в рамках ЕАЭС? Если только новое руководство страны пересмотрит каким-то образом политику протекционизма в сторону допуска предпринимателей из стран-партнеров по ЕАЭС, то в принципе да. Но пока такого не наблюдается.

Ислам Кураев, политолог:

– В России, вероятно, все идет к тому, что Путин хочет остаться еще на один срок. Рокировка по прошлому сценарию однозначно не пройдет: уровень протестных настроений в стране высокий, и очередная «перестановка фигур» может привести к последствиям. Следовательно, лучший вариант, который увидели в Кремле, – это изменение Конституции, чтобы Путин остался при своей власти.

Отставка правительства больше носит демонстративный характер, создается лишь впечатление перемен в стране. Старый ход на всем постсоветском пространстве – делать шаги, которые позволят продлить президентские полномочия.

Почему эти процессы начались именно сейчас? Это стратегия государственной машины, которая закладывает фундамент на годы вперед. Можно сделать вывод, что в России нацелены снизить уровень протестных настроений и решить ряд вопросов до выборов, и сделать это должны «новые люди все с той же начинкой». Как мы понимаем, для кардинальных изменений нужны новые кадры и новые лица, но Путин все еще у власти и, скорее всего, пойдет еще на один срок.

Либерализацией в предложенных поправках можно считать только запрет на два президентских срока подряд, все остальное больше похоже на автократию. В мировой практике мы видим, что демократические государства выбирают президента на два срока с широкими полномочиями, это французская система управления страной, которой уже много лет. Если бы Россия была парламентской республикой, тогда вопрос стоял бы иначе, но это не так.

Не думаю, что политическая реформа в России изменит что-то в Казахстане (с точки зрения политического устройства. – Ред.), мы унитарное государство, а наши соседи имеют статус федерации, значит, нет точек соприкосновения. Возможно, у нас появятся лоббисты, которые захотят перенять часть законопроектов. Но думаю, что каких-то значимых сдвигов не будет. Мы в политической системе совсем не похожи.

Что касается экономики, то тут надо все рассматривать под другим углом, а, значит, с политикой связи нет. Все останется на прежнем уровне.

Если говорить о трендах («казахстанский сценарий». – Ред.), то я бы сказал, что не мы их задаем, а время, которое уходит. Путин, в принципе, не так стар, поэтому и намерен идти на очередной срок. Наверное, тут больше отголоски старой школы, нежели новые тенденции, которые диктует Казахстан. Мы по своей сути не те, кто может задавать тренды, мы живем в своем маленьком мире.

Елена Тумашова