Недавно под эгидой минэнерго прошли вторые открытые торги на углеводородные участки, итоговые цены на некоторые из них достигли нескольких сот миллиардов тенге. Корреспондент inbusiness.kz попросил эксперта, партнера юридической фирмы Haller Lomax, одного из разработчиков Кодекса о недрах Тимура Одилова прокомментировать результаты торгов.
– Г-н Одилов, месторождение Каратобе в Актюбинской области ушло по самой высокой цене – за 3,96 миллиарда тенге при стартовой в 492 миллиона тенге, то есть почти в шесть раз дороже. Участок Шатырлысай в той же Актюбинской области ушел за 2,1 миллиарда тенге при начальной в 8,75 миллиона тенге. Нас интересует: такие суммы реальны за выставленные участки?
– Да, суммы вполне присущи рынку недропользования. Например, по результатам прошлых аукционов итоговые размеры подписных бонусов по некоторым лотам также составляли несколько миллиардов тенге. Если запасы или перспективы месторождений с учетом экономических факторов позволяют окупить размеры итоговых подписных бонусов и при этом еще и прийти к прибыли, то все оправдано. Хочу отметить, что добыча полезных ископаемых – это бизнес высокомаржинальный.
Другой вопрос, насколько реально победители аукционов обладают деньгами, о которых они заявляют, "поднимая таблички". По результатам данного аукциона это станет известно в ближайшее время – заявленные победителями аукционов суммы должны быть уплачены в бюджет в течение 20 рабочих дней, то есть к концу мая.
– А что, у Вас есть сомнения в финансовой состоятельности покупателей-инвесторов?
– Сомнения в наличии у победителей заявленных миллиардов, и эти сомнения возникают не на пустом месте. В прошлом году по аукциону в сфере твердых полезных ископаемых победитель заявил около 14 млрд тенге, если мне не изменяет память. Насколько мне известно, эта сумма так и не была уплачена.
– Вот те раз! В таком случае торги и заявленные суммы – фикция? В чем же тогда смысл, как говорится, "городить огород"?
– Ситуация с заявленными и не уплачиваемыми впоследствии суммами "ломает" аукционы. Государство готовится много месяцев, задействованы десятки сотрудников, добросовестные инвесторы изучают геологические документы, оценивают перспективы, изыскивают средства, но в итоге все может оказаться впустую.
– Каковы последствия такой вот "ломки" торгов?
– Во-первых, это негативно сказывается на репутации государства, не способного привлечь к ответственности за сорванное планы и нанесенный ущерб, не говоря уже об упущенной выгоде в виде будущих налогов при разработке месторождений.
На мой взгляд, важно раз и навсегда показать, что играть с государством в кошки-мышки неприемлемо в принципе. Заявляя bid (поднимая табличку с указанной суммой), не имея в действительности на него средств, человек или группа лиц вполне осознают свои обман и недобросовестность.
Во-вторых, сорванные аукционы перебивают инициативу добросовестных инвесторов, готовых выложить хоть и меньшие, но зато реальные деньги. Они тоже несут из-за этого потери.
В целом такие ситуации сильно вредят инвестиционному климату, посылая очень плохой сигнал рынку о том, что можно действовать недобросовестно или даже преступно, причем открыто и без каких-либо адекватных правовых последствий. В конце концов, недобросовестные победители бросают вызов самому государству. Государству важно поддерживать и стимулировать добросовестность, призывая к ответу тех, кто позволяет себе усомниться в его решительности обеспечить соблюдение общего порядка.
– А для чего так "ломают" аукционы?
– "Ломают" аукционы обычно не для того, чтобы перейти дорогу конкуренту. Тут замысел может быть гораздо более глубоким и направлен на получение участка после нескольких "сломанных" попыток в обход всех.
Просто начисление налогового обязательства по уплате итоговой суммы подписного бонуса малоэффективно. Думаю, стоит задуматься о механизмах, обеспечивающих уплату победителями предложенных сумм полностью или в значительной их части. Это могут быть гарантии или залоги. Важно ясно установить, что недобросовестный заявитель будет привлечен не только к ответственности, но и лишится денег, гарантирующих уплату подписного бонуса.
Этот механизм, к примеру, нам удалось предусмотреть вместе с министерством индустрии и инфраструктурного развития Казахстана по аукционам на твердые полезные ископаемые.
Проведение минэнерго открытых электронных аукционов по недропользованию можно только поприветствовать, учитывая, насколько консервативным оно является. Помнится, лет 8 назад, перед самым началом разработки идеи реформы, об аукционах там не хотели и слышать, отдавая предпочтение старым добрым тендерам.
С введением в действие Кодекса о недрах нефтяники предусмотрели лишь аукционы, за что их можно только поблагодарить.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!