Проблема водоснабжения в Казахстане не теряет своей актуальности на протяжении практически всех лет независимости. Несмотря на реализацию государственных программ по обеспечению доступа граждан страны к качественной питьевой воде, полностью решить проблему, особенно в сельских регионах, не удается до сих пор. По данным министерства сельского хозяйства, сегодня из 6601 сельского населенного пункта 4034 не охвачены централизованным водоснабжением. В этих населенных пунктах проживает 2,7 миллиона человек. Из них 1462 требуют нового строительства, 1104 требуют реконструкции, так как в них вода подается менее 12 часов в сутки.
Пути решения проблемы обсуждали в пятницу на специальных парламентских слушаниях. Председатель мажилиса Нурлан Нигматулин обратил внимание на несколько аспектов, первый из которых – это отсутствие системного подхода при строительстве и эксплуатации объектов водоснабжения.
"Сейчас, к сожалению, мы видим, что зачастую возникают ситуации, когда построенный групповой водопровод не может подавать воду в населенные пункты из-за неготовности внутрипоселковых сетей и наоборот. Все это приводит не только к неэффективному использованию бюджетных средств, но и к необеспеченности населения качественной питьевой водой. Причиной тому является отсутствие единого оператора по строительству и эксплуатации инфраструктуры водоснабжения населенных пунктов", – полагает г-н Нигматулин. По его мнению, именно создание подобного оператора "позволит внедрить системный подход при реализации программы развития регионов до 2020 года и позволит повысить инвестиционную привлекательность, эффективную и рентабельную эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения".
Во-вторых, проблематичным остается вопрос эксплуатации объектов после завершения их строительства. Сегодня обеспеченные материальными средствами и кадровым потенциалом эксплуатирующие предприятия имеются, как правило, лишь в районных центрах, а в селах и аулах система водоснабжения передана на обслуживание сельским акимам, которые не обеспечены ни минимальными необходимыми средствами эксплуатации, ни специалистами. Данные обстоятельства приводят к частым авариям в системах водоснабжения, выходу из строя узлов и оборудования и в конечном итоге остановке водопроводов. Соответственно, необходимо решать и кадровый вопрос, повышать профессиональный уровень работников предприятий водоснабжения.
Третий аспект – это участие бизнеса, по мнению г-на Нигматулина, на основе государственно-частного партнерства, что позволило бы повысить эффективность управления водными ресурсами.
Эти идеи явно поддерживает заместитель премьер-министра – министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов, отметивший, что для полного обеспечения 2,7 миллиона человек питьевой водой даже при сохранении ежегодного объема финансирования проблему можно решить только к 2027 году. А при увеличении ежегодного финансирования до 100 миллиардов тенге – к 2025 году, при этом общая потребность составляет 717 миллиардов тенге.
Поэтому Минсельхоз сегодня предлагает определить РГП "Казводхоз" единым оператором по строительству и реконструкции не только магистральных, но и всех водопроводных сетей сельских населенных пунктов.
"Это обусловлено тем, что это единственная организация, которая располагает необходимой кадровой, материально-технической и проектно-научной базой. На сегодня в ней работают более 10 тысяч человек и 1,5 тысячи специализированной техники.
Это позволит, во-первых, уменьшить общую стоимость работ с 717 миллиардов до 536 миллиардов тенге, а во-вторых, сократить сроки реализации проектов до конца 2022 года при сохранении ежегодно планируемых объемов финансирования.
Кроме того, это решает вопрос эффективной эксплуатации водопроводных систем, особенно находящихся в коммунальной собственности и нуждающихся в серьезном материально-техническом оснащении", – объяснил г-н Мырзахметов.
При этом единое операторство, по его мнению, дает и "маневр для более гибкой тарифной политики, а также решает вопрос эффективной координации строительства и реконструкции как групповых, так и внутрипоселковых водопроводных сетей".
Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек считает, что серьезной проблемой является не только недостаток финансирования и отсутствие единого оператора. Первой проблемой министр обозначил "отношение общества к потреблению воды".
"Исторически сложившееся социальное отношение к воде привело к несоответствию потребительской и экономической стоимости питьевой воды (высокая потребительская стоимость (значимость) при низкой отпускной цене). Это стало причиной девальвации ценности воды в общественном сознании. Социальный подход в формировании тарифов привел к недостатку финансирования водоканалов и, соответственно, к ускоренному износу систем, увеличению количества аварий, потерь воды и ухудшения ее качества. Дальнейшее развитие сектора водоснабжения во многом зависит от полноценного его входа в рыночные отношения. В развитых странах система управления водным хозяйством сформирована по принципу "потребляй и плати". Нам всем надо переоценить наше отношение к использованию воды и ее стоимости", – заявил он.
При этом необходимо сокращать расходы в секторе водоснабжения. Г-н Касымбек пояснил, что министерство изучило более 130 проектов, представленных акиматами, и по результатам были найдены явно излишние затраты.
"Акиматам даны рекомендации по сокращению затрат, которые не влияют на функционирование объектов водоснабжения (исключение посева газона при озеленении и благоустройстве территорий; замена асфальтобетонного покрытия на щебеночное и исключение малых архитектурных форм). Кроме того, внесены поправки в строительные нормы и правила, направленные на снижение неэффективных затрат. В условиях ограниченности финансовых средств эти меры позволят более рационально их использовать. Акиматам и коммунальным предприятиям при разработке и реализации проектов необходимо строго соблюдать меры по эффективному использованию средств и недопущению необоснованных расходов", – отметил министр.
Остро стоит и вопрос привлечения инвестиций в отрасль. Сегодня основным источником финансирования является республиканский бюджет, для бизнеса этот сектор не особо привлекательный. В министерстве предлагают таким образом решать вопрос – предлагается государственное финансирование осуществлять преимущественно на развитие сельского водоснабжения, а городское водоснабжение развивать за счет внебюджетных источников. Этим источником должно стать ГЧП, причем в мировой практике эта схема работает весьма успешно. Так, глобальными игроками на рынке водоснабжения являются Veolia, Remondis, Vewin и так далее. Самые распространенные в мировой практике проекты: концессия (Саудовская Аравия, Китай, Испания, ОАЭ), аренда (Алжир, Словакия, США), контракты на управление (Оман, Россия, Армения). Общая сумма заключенных ГЧП сделок в сфере водоснабжения и водоотведения с 2005 года составляет почти 11 миллиардов долларов.
Чтобы привлечь бизнес в водоснабжение, министерство по инвестициям и развитию совместно с Европейским банком реконструкции и развития работает над проектом по поэтапной передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в концессию. Министр сообщил, что по всем регионам отобрано 39 пилотных проектов внедрения различных форм государственно-частного партнерства. Наиболее значимыми проектами являются передача в доверительное управление объектов жилищно-коммунального хозяйства городов Кызылорда и Актобе, реализация которых будет осуществляться при сотрудничестве с ЕБРР, а также проект концессии – строительство опреснительного завода в Мангистауской области, по которому сейчас идут конкурсные процедуры.
Финансирование готовы предоставить международные институты. Так, директор постоянного представительства Азиатского банка развития в Казахстане Джованни Капаннелли сообщил, что банк готов выделить долгосрочный заем на выгодных условиях в рамках страновой стратегии АБР для Казахстана.
"Мы были проинформированы о том, что общая потребность в инвестициях составляет порядка 1,3 триллиона тенге. АБР готов рассмотреть вопрос о поддержке, учитывая потребность Казахстана в поиске источника финансирования вне бюджета. Соответственно, АБР может предоставить льготное финансирование в рамках суверенного заимствования на весьма привлекательных условиях. Принимая во внимание масштаб инвестиций и воздействие повышения тарифов, мы предлагаем руководству страны рассмотреть вариант финансирования с достаточно низкими затратами и долгосрочными выгодами", – сказал он.
Представители предприятий, работающих в секторе водоснабжения, обозначили другие проблемы. Так, президент ассоциации предприятий по водоснабжению и водоотведению "Казахстан су арнасы" Валерий Сюндюков обратил внимание на отсутствие специального закона в этой сфере. Действующий Водный кодекс "перегружен понятиями и нормами, которые можно относить и к организациям водного хозяйства, и к организациям коммунальной сферы, что иногда вызывает путаницу".
"Водоканалам хотелось бы иметь свой специальный Закон "О водоснабжении и водоотведении", в котором были бы сведены все нормы, касающиеся правовых отношений предприятий с потребителями, государством, финансовыми организациями. Некоторые нормы из подзаконных актов (правил), считаем, надо поднять на уровень закона. Например, переоборудование и нарушение узлов учета, нарушение требований по эксплуатации, необходимость иметь локальные очистные сооружения, случаи отключения от услуг. По возможности сделать закон максимально прямого действия", – сказал он.
Еще один вопрос – тарифообразование. Предприятия убеждены, что "должен соблюдаться паритет в отношении услугодателей и потребителей".
"Должна быть закреплена норма – уполномоченный орган обязан утверждать тарифы, в первую очередь обеспечивающие безубыточную, эффективную деятельность предприятий", – подчеркнул г-н Сюндюков.
При этом требуется и уравнять ставки налога на имущество по объектам водоснабжения и водоотведения до 0,1%.
"В 2009 году ставка налога на имущество по объектам питьевого водоснабжения снизилась, а по объектам водоотведения, наоборот, поднялась до 1,5%. В настоящее время это значительно влияет на рост тарифа на водоотведение (к примеру, по Алматы – до 10%), особенно с вводом в эксплуатацию и передачей на баланс новых объектов", – привел конкретный пример глава ассоциации.
Есть и другие проблемы. Так, ни республиканскими госорганами, ни местными исполнительными органами не решен вопрос о возмещении водоканалам затрат на забор и использование воды противопожарными службами; перекачку и очистку дополнительных объемов поверхностных сточных вод, попадающих в системы водоотведения во время дождей, ливней, в паводковый период.
"Водоканалы затрачивают средства, а доход не получают. По 10 городам это выражается: около 600 миллионов тенге в год по противопожарным нуждам, около трех миллиардов тенге по стокам", – констатировал Валерий Сюндюков.
Ирина Севостьянова