/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
Как алматинские трамваи вписались в бюджет СПК «Ертiс»

Как алматинские трамваи вписались в бюджет СПК «Ертiс»

В корпорации рассказали, почему только государство могло спасти частный трамвайный парк и как продвигаются другие проекты.

16:20 10 Апрель 2018 2237

Как алматинские трамваи вписались в бюджет СПК «Ертiс»

Автор:

Ольга Ушакова

622,5 миллиона тенге из государственной казны потрачено на приобретение имущества трамвайного парка Усть-Каменогорска с торгов и покупку трамваев в Алматы. По информации председателя правления СПК «Ертiс» Антона Крамаренко, это не предел: для полноценной работы парка, который станет муниципальным, из бюджета придется вложить еще определенную сумму. Но другого варианта сохранить трамвайный парк, по его мнению, не было.

– Антон Александрович, в конце марта СПК «Ертiс» приобрел с торгов имущество ТОО «Усть-Каменогорский трамвайный парк» за 443,5 миллиона при оценочной стоимости 853 миллиона. На какой стадии сейчас находятся работы по оформлению трамвайного парка в коммунальную собственность?

– Сейчас ведутся работы, связанные с регистрацией, дальнейшей передачей трамвайного парка в доверительное управление. На имуществе, которое мы приобрели на аукционе, есть аресты, ограничения, кредиторы, которым был должен предыдущий владелец, поэтому мы сейчас работаем с судоисполнителями, органами юстиции, чтобы запустить полноценный процесс регистрации этого имущества за нами. На это понадобится еще одна-две недели. Погашен четырехмесячный долг по зарплате в пределах 80 миллионов тенге 200 сотрудникам парка. Поэтому кредит доверия мы у сотрудников парка пока оправдываем. Второй блок вопросов связан с тем, чтобы на базе того имущественного комплекса, который мы приобрели, начало действовать юридическое лицо, имеющее на это право. Это ТОО, единственным учредителем которого будет акимат Усть-Каменогорска. Его руководителем назначен Владимир Панков, предприятию мы передадим имущественный комплекс в доверительное управление. Мы, как СПК, остаемся собственниками предприятия. Нам месяц-два нужно на все эти довольно громоздкие процедуры, после чего трамваи могут выйти на улицу. В дальнейшем будет официально объявлен конкурс, по его результатам мы будем выбирать компанию, которая с нами заключит долгосрочный договор. Это на перспективу, через два-три месяца.

– Понадобятся ли дополнительные средства из бюджета и в каком размере на содержание муниципального трамвайного парка?

– Долг ТОО «Усть-Каменогорский трамвайный парк» перед кредиторами, в числе которых и энергетики, и налоговые службы, и другие структуры, был больше полумиллиарда тенге. Но будем откровенны – это предприятие, которое получает доход, это «живые» деньги, причем этот вид транспорта в городе востребован. Пустыми трамваи по городу не ходят. Говорить о 100 процентах дотационности однозначно не приходится. Парк сможет обеспечить себя на текущие расходы, связанные с его работой. Потребуются капитальные затраты, которые связаны с реконструкцией зданий и сооружений, обновлением подвижного состава, обновлением и ремонтом трамвайных путей и линий электропередач. В течение года-двух мы эти затраты не сможем закрыть. Для того чтобы это предприятие было очень рентабельным, нужно вложить большие деньги. Наличие потенциальных инвесторов у бывших владельцев парка было весьма сомнительным. Кроме как государству, очень мало желающих взять на себя этот достаточно непростой объект. Как только управляющая компания приступит к работе с трамвайным парком, будет создана комиссия с привлечением экспертов, вплоть до технических специалистов, которые полноценно, метр за метром проведут обследование пути, всех линий электропередач, обследуют все здания и сооружения, которые не ремонтировались уже бог весть сколько. Тогда будет четкая картина, сколько нужно еще средств. Деньги любят счет, и называть цифры на данном этапе не стоит.

– Сколько уже потрачено средств?

– 443,5 миллиона мы потратили на приобретение имущественного комплекса трамвайного парка, за 118 миллионов мы приобрели 13 трамваев в Алматы. У бывшего владельца трамвайного парка было еще 10 трамваев, из которых на ходу восемь, мы их тоже выкупили. На это мы дополнительно потратили 61 миллион тенге. Думаю, в пределах 45 миллионов понадобится на то, чтобы алматинские трамваи привезти сюда.

Abctv.kz и другие СМИ озвучивали информацию, что трамваи СПК «Ертiс» купил по неоправданно высокой цене. Так ли это?

– Легко подсчитать, что один вагон нам обошелся в девять миллионов тенге. Плюс по три миллиона на доставку, то есть стоимость одного алматинского вагона вместе с доставкой обошлась в 12-12,5 миллиона тенге. Белорусские новые трамваи дороже больше чем в два раза. Конечно, они новые, это все здорово, но сейчас, на данный момент покупка новых трамваев нецелесообразна. Новые трамваи нуждаются в сервисном обслуживании с белорусским производителем, нужно предусмотреть определенные технические средства, для того чтобы их обслуживать. На аналогичные 13 новых белорусских трамваев нужно было потратить в три раза больше денег. В рамках одного финансового года это чрезмерные капитальные затраты, с учетом сколько мы уже вложили. У нас должно быть четкое понимание, сколько трамваев должно ходить по улицам города. И тогда будет понятно, в каком промежутке времени, с какой поэтапностью мы будем эти трамваи приобретать. За счет алматинских вагонов мы вдвое увеличиваем подвижной состав, время, которое люди стояли на остановке (30-40 минут. – Прим. авт.), сократится вдвое. Уже решение найдено, которое идет на пользу горожанам. Несмотря на то, что алматинские трамваи произведены в середине-конце 1980-х, их состояние намного лучше устькаменогорских вагонов. Кстати, алматинские трамваи экономичнее в части потребления электроэнергии до 30 процентов.

– Какие самые интересные и важные проекты, на Ваш взгляд, еще реализует СПК «Ертiс»? В том числе по строительству? На какой стадии реализации они находятся?

– Проект по созданию индустриальных зон в ВКО запущен давно, таких зон три. Одна находится в городе Семее, две других – в Усть-Каменогорске. В Усть-Каменогорске у нас есть три договора в индустриальной зоне, на улице Машиностроителей. Но там есть еще свободные участки, поэтому мы открыты для предпринимателей, их идей и возможных проектов. В индустриальной зоне «Өркен КШТ» Усть-Каменогорска сейчас реализуется крупный проект по созданию инфраструктуры. В июле будет готова ПСД, которая сейчас до ума доводится, начнется реализация проекта по возведению инфраструктуры. Там тоже есть достаточно хорошая земля, предпринимателям уже сейчас можно озадачиться, если у них есть интересные проекты. Еще мы занимаемся строительством. Это очень большой блок, в котором работает СПК «Ертіс». Сейчас мы вместе с ТОО «ВК Техногрупп» строим пять девятиэтажных домов в Усть-Каменогорске, на Левом берегу, и шесть домов в Семее, в микрорайоне Карагайлы, с ТОО «Азия». Еще один дом строим в Аягозе. Мы выступаем в качестве заказчика. Программа по строительству работает исключительно в рамках меморандума, который заключен между нами, областным акиматом, Жилстройсбербанком и застройщиком. Квартиры реализуют только через Жилстройсбербанк, среди его вкладчиков.

В строительной сфере мы стали работать с 2015 года, уже ввели в эксплуатацию 12 домов. Это 790 квартир, 65 тысяч квадратных метров. Шесть домов из них – в Усть-Каменогорске и шесть – в Семее. В настоящий момент из бюджета на эти цели с учетом уже построенных домов предусмотрено 6,3 миллиарда тенге. Здесь мы применили принцип револьверного использования средств, когда вырученные от реализации квартир деньги опять запускаются на строительство. Стабфонд – еще один мощный проект СПК, основное наше направление деятельности. В ВКО стабфонд работает лучше, чем в других регионах. Сейчас реализация продукции подходит к концу. В этом году работаем с пятью позициями. Это картофель, морковь, лук, капуста и свекла. Это 7,5 тысячи тонн плодоовощной продукции, которые закладываются осенью и начинают с ноября реализовываться. Благодаря стабфонду жители ВКО могут приобрести продукцию на 25-20% дешевле рыночной стоимости.

– Сколько средств взыскано, каковая сумма просроченной задолженности по программам «Развитие моногородов», «Жайляу» и «Дорожная карта занятости – 2020», деньги по которым выдавали через СПК «Ертiс»?

– Все эти программы прекратили свое действие к 2015 году. Мы сосредоточились на том, чтобы бюджетные деньги вернуть обратно. Большой объем работы делаем в судах. Конечно, суммы просроченной задолженности пока велики. К примеру, по ДКЗ-2020 было выдано более 13 миллиардов тенге. На начало апреля 2018 года просроченная задолженность составила 5,65 миллиарда много. Это 43 процента. В рамках судебных разбирательств мы обсуждаем с должниками графики возвращения, готовы простить начисленные пени, если идет погашение долга. Не стоит вопрос о прощении долгов – выделенные деньги должны быть возвращены.

Ольга Ушакова, ВКО

Белорусский производитель вагонов остался должен павлодарскому трамвайному управлению

Долг образовался в результате задержек поставок белорусской стороной.

23 Февраль 2020 08:34 7003

Белорусский производитель вагонов остался должен павлодарскому трамвайному управлению

Фото: total.kz

Согласно контракту белорусский производитель должен был поставить в Павлодар 23 новых трамвая в два этапа. Еще на первом этапе сроки были сорваны, в результате чего образовался долг в $609 тыс.

В качестве причины задержки белорусы тогда назвали чемпионат мира по футболу – 2018 в России. Якобы Псковский электромашиностроительный завод, поставлявший ОАО «Белкоммунмаш» тягловые двигатели, был загружен заказами из Москвы, на которые был приоритет. В результате в Павлодар новые трамваи поступили с задержкой.

В связи с этим фактом Трамвайное управление города Павлодара подало иск в суд. По словам председателя организации Муслима Махмудова, состоялось три судебных заседания, каждое из которых подтвердило правоту павлодарцев.

«Сначала мы обратились в Нур-Султан – в Казахстанский международный арбитражный суд. После этого холдинг «Белкоммунмаш» подал апелляцию у нас же в столице, но дело проиграли. И третий суд состоялся уже в Минске. Мы выиграли все суды, а белорусская сторона признала свою вину», – рассказал inbusiness.kz Муслим Махмудов.

Теперь две стороны определяются со сроками выплаты долга. Белорусский поставщик в своём письме попросил разделить выплату долга на несколько этапов общим сроком на год, а в начале 2021 года поставить два вагона в счет долга. Трамвайное управление такие сроки не устраивают, и они настаивают на уплате всей суммы максимум до конца мая 2020 года.

«Во-первых, для нас это долго, во-вторых, те новые вагоны будут идти для нас по новой, подорожавшей цене. В итоге там получится даже не два вагона, а полтора. Нам доплачивать придется. Поэтому мы намерены сначала вернуть свои деньги, а потом рассматривать дальнейшие варианты обновления. Один из потенциальных поставщиков – российский город Усть-Катав, Челябинская область», – сказал М. Махмудов.

В настоящее время в распоряжении «Трамвайного управления» находятся 111 вагонов, из которых только 30 новых. Все остальные трамваи также нуждаются в обновлении. Некоторые из них отслужили двойной срок эксплуатации. К слову, из 30 новых вагонов 23 вагона поставил как раз «Белкоммунмаш».

В 2020 году Трамвайное управление планирует обновить еще пять вагонов, однако, по словам Муслима Махмудова, без поддержки акимата в данном случае с покупкой они не справятся. В данный момент перед организацией уже есть кредитные обязательства перед ЕБРР – Европейским банком реконструкции и развития. Как запасной вариант – найти вагоны в лизинг.

Напомним, кредит на модернизацию Павлодарское трамвайное управление получило в 2017 году. Заем в размере 2,7 млрд тенге выдал Европейский банк реконструкции и развития. 742 млн тенге из суммы кредита субсидирует государство.

Руслан Логинов

В Павлодар пришли последние трамваи

Беларусь обязательства выполнила, но с опозданием.

19 Сентябрь 2019 11:49 8925

В Павлодар пришли последние трамваи

Два последних трамвая из 23 приобретенных прибыли в Павлодар из Беларуси в рамках программы модернизации АО «Трамвайное управление», которая началась два года назад.

Обновление трамвайного парка прошло при поддержке Правительства РК и Европейского банка реконструкции и развития. На приобретение трамваев было получено 940 млн тенге в качестве гранта от Правительства страны и 450 млн тенге в рамках контракта с ЕБРР.

Кроме того, в Павлодаре реализуется программа по развитию инфраструктуры трамвайных путей. По словам акима области Булата Бакауова, общий объем средств, направленных на реализацию проектов, составляет 3,1 млрд тенге.

Обновление трамвайного парка стало необходимой мерой. На начало программы 80 из 109 вагонов имели срок эксплуатации более 30 лет. Среди подвижного состава даже был вагон, отработавший полвека. На сегодня обновлено 30% парка, и эта работа будет продолжена.

Новый вагон рассчитан на 128 пассажиров, в нем 28 сидячих мест.

По словам директора унитарного предприятия «Сервисно-сбытовой центр «Белкоммунмаш» Александра Шутова, этот проект был важен для компании по ряду причин, в том числе в рамках международного сотрудничества между двумя странами. «Мы готовы продолжать обновление подвижного состава в вашем городе. У нас есть новые проекты, новые предложения. Мы обсуждали, что у вас строятся новые микрорайоны, необходимо соединение с ними», – отметил спикер.

Стоит заметить, что трамваи поступили в Павлодар позже обозначенных сроков. Ожидали их в конце 2017 года, но помешал чемпионат мира по футболу, который проходил в России. Псковский завод – поставщик асинхронных тяговых двигателей – был загружен заказом двигателей для московских трамваев. Впрочем, павлодарские власти решили штрафные санкции белорусам не предъявлять.

На сегодня доля трамвайного управления в общем объеме транспортных перевозок составляет почти 40%. Акимат рассматривает перспективу продления трамвайного пути в сторону нового микрорайона «Достык», к строительству которого приступят до конца текущего года, а там, возможно, и до аэропорта.

Летом АО «Трамвайное управление» приступило к проекту бесшовных рельсов. План на нынешний год – 200 стыков. Из-за технологии плавки металла работы можно производить лишь в теплое время года, для удобства горожан все мероприятия проводятся только в ночное время. В зависимости от квалификации и опыта работников бригады в среднем на один шов уходит до часа работы. Протяженность трамвайных путей в Павлодаре составляет около 90 км. Всего же придется заварить более 1,4 тыс. стыков.

Для областного центра трамваи актуальны прежде всего из-за протяженности путей. В рабочие дни павлодарские трамваи перевозят до 50 тыс. пассажиров, при том, что здесь проживают немногим более 300 тыс. человек. К тому же, это единственный вид общественного транспорта, который выходит на линию в пять утра, последний трамвай заходит в парк после часа ночи. А главное – он экологически чистый.

Шоплан Абдрахманова