622,5 миллиона тенге из государственной казны потрачено на приобретение имущества трамвайного парка Усть-Каменогорска с торгов и покупку трамваев в Алматы. По информации председателя правления СПК "Ертiс" Антона Крамаренко, это не предел: для полноценной работы парка, который станет муниципальным, из бюджета придется вложить еще определенную сумму. Но другого варианта сохранить трамвайный парк, по его мнению, не было.
– Антон Александрович, в конце марта СПК "Ертiс" приобрел с торгов имущество ТОО "Усть-Каменогорский трамвайный парк" за 443,5 миллиона при оценочной стоимости 853 миллиона. На какой стадии сейчас находятся работы по оформлению трамвайного парка в коммунальную собственность?
– Сейчас ведутся работы, связанные с регистрацией, дальнейшей передачей трамвайного парка в доверительное управление. На имуществе, которое мы приобрели на аукционе, есть аресты, ограничения, кредиторы, которым был должен предыдущий владелец, поэтому мы сейчас работаем с судоисполнителями, органами юстиции, чтобы запустить полноценный процесс регистрации этого имущества за нами. На это понадобится еще одна-две недели. Погашен четырехмесячный долг по зарплате в пределах 80 миллионов тенге 200 сотрудникам парка. Поэтому кредит доверия мы у сотрудников парка пока оправдываем. Второй блок вопросов связан с тем, чтобы на базе того имущественного комплекса, который мы приобрели, начало действовать юридическое лицо, имеющее на это право. Это ТОО, единственным учредителем которого будет акимат Усть-Каменогорска. Его руководителем назначен Владимир Панков, предприятию мы передадим имущественный комплекс в доверительное управление. Мы, как СПК, остаемся собственниками предприятия. Нам месяц-два нужно на все эти довольно громоздкие процедуры, после чего трамваи могут выйти на улицу. В дальнейшем будет официально объявлен конкурс, по его результатам мы будем выбирать компанию, которая с нами заключит долгосрочный договор. Это на перспективу, через два-три месяца.
– Понадобятся ли дополнительные средства из бюджета и в каком размере на содержание муниципального трамвайного парка?
– Долг ТОО "Усть-Каменогорский трамвайный парк" перед кредиторами, в числе которых и энергетики, и налоговые службы, и другие структуры, был больше полумиллиарда тенге. Но будем откровенны – это предприятие, которое получает доход, это "живые" деньги, причем этот вид транспорта в городе востребован. Пустыми трамваи по городу не ходят. Говорить о 100 процентах дотационности однозначно не приходится. Парк сможет обеспечить себя на текущие расходы, связанные с его работой. Потребуются капитальные затраты, которые связаны с реконструкцией зданий и сооружений, обновлением подвижного состава, обновлением и ремонтом трамвайных путей и линий электропередач. В течение года-двух мы эти затраты не сможем закрыть. Для того чтобы это предприятие было очень рентабельным, нужно вложить большие деньги. Наличие потенциальных инвесторов у бывших владельцев парка было весьма сомнительным. Кроме как государству, очень мало желающих взять на себя этот достаточно непростой объект. Как только управляющая компания приступит к работе с трамвайным парком, будет создана комиссия с привлечением экспертов, вплоть до технических специалистов, которые полноценно, метр за метром проведут обследование пути, всех линий электропередач, обследуют все здания и сооружения, которые не ремонтировались уже бог весть сколько. Тогда будет четкая картина, сколько нужно еще средств. Деньги любят счет, и называть цифры на данном этапе не стоит.
– Сколько уже потрачено средств?
– 443,5 миллиона мы потратили на приобретение имущественного комплекса трамвайного парка, за 118 миллионов мы приобрели 13 трамваев в Алматы. У бывшего владельца трамвайного парка было еще 10 трамваев, из которых на ходу восемь, мы их тоже выкупили. На это мы дополнительно потратили 61 миллион тенге. Думаю, в пределах 45 миллионов понадобится на то, чтобы алматинские трамваи привезти сюда.
– Abctv.kz и другие СМИ озвучивали информацию, что трамваи СПК "Ертiс" купил по неоправданно высокой цене. Так ли это?
– Легко подсчитать, что один вагон нам обошелся в девять миллионов тенге. Плюс по три миллиона на доставку, то есть стоимость одного алматинского вагона вместе с доставкой обошлась в 12-12,5 миллиона тенге. Белорусские новые трамваи дороже больше чем в два раза. Конечно, они новые, это все здорово, но сейчас, на данный момент покупка новых трамваев нецелесообразна. Новые трамваи нуждаются в сервисном обслуживании с белорусским производителем, нужно предусмотреть определенные технические средства, для того чтобы их обслуживать. На аналогичные 13 новых белорусских трамваев нужно было потратить в три раза больше денег. В рамках одного финансового года это чрезмерные капитальные затраты, с учетом сколько мы уже вложили. У нас должно быть четкое понимание, сколько трамваев должно ходить по улицам города. И тогда будет понятно, в каком промежутке времени, с какой поэтапностью мы будем эти трамваи приобретать. За счет алматинских вагонов мы вдвое увеличиваем подвижной состав, время, которое люди стояли на остановке (30-40 минут. – Прим. авт.), сократится вдвое. Уже решение найдено, которое идет на пользу горожанам. Несмотря на то, что алматинские трамваи произведены в середине-конце 1980-х, их состояние намного лучше устькаменогорских вагонов. Кстати, алматинские трамваи экономичнее в части потребления электроэнергии до 30 процентов.
– Какие самые интересные и важные проекты, на Ваш взгляд, еще реализует СПК "Ертiс"? В том числе по строительству? На какой стадии реализации они находятся?
– Проект по созданию индустриальных зон в ВКО запущен давно, таких зон три. Одна находится в городе Семее, две других – в Усть-Каменогорске. В Усть-Каменогорске у нас есть три договора в индустриальной зоне, на улице Машиностроителей. Но там есть еще свободные участки, поэтому мы открыты для предпринимателей, их идей и возможных проектов. В индустриальной зоне "Өркен КШТ" Усть-Каменогорска сейчас реализуется крупный проект по созданию инфраструктуры. В июле будет готова ПСД, которая сейчас до ума доводится, начнется реализация проекта по возведению инфраструктуры. Там тоже есть достаточно хорошая земля, предпринимателям уже сейчас можно озадачиться, если у них есть интересные проекты. Еще мы занимаемся строительством. Это очень большой блок, в котором работает СПК "Ертіс". Сейчас мы вместе с ТОО "ВК Техногрупп" строим пять девятиэтажных домов в Усть-Каменогорске, на Левом берегу, и шесть домов в Семее, в микрорайоне Карагайлы, с ТОО "Азия". Еще один дом строим в Аягозе. Мы выступаем в качестве заказчика. Программа по строительству работает исключительно в рамках меморандума, который заключен между нами, областным акиматом, Жилстройсбербанком и застройщиком. Квартиры реализуют только через Жилстройсбербанк, среди его вкладчиков.
В строительной сфере мы стали работать с 2015 года, уже ввели в эксплуатацию 12 домов. Это 790 квартир, 65 тысяч квадратных метров. Шесть домов из них – в Усть-Каменогорске и шесть – в Семее. В настоящий момент из бюджета на эти цели с учетом уже построенных домов предусмотрено 6,3 миллиарда тенге. Здесь мы применили принцип револьверного использования средств, когда вырученные от реализации квартир деньги опять запускаются на строительство. Стабфонд – еще один мощный проект СПК, основное наше направление деятельности. В ВКО стабфонд работает лучше, чем в других регионах. Сейчас реализация продукции подходит к концу. В этом году работаем с пятью позициями. Это картофель, морковь, лук, капуста и свекла. Это 7,5 тысячи тонн плодоовощной продукции, которые закладываются осенью и начинают с ноября реализовываться. Благодаря стабфонду жители ВКО могут приобрести продукцию на 25-20% дешевле рыночной стоимости.
– Сколько средств взыскано, каковая сумма просроченной задолженности по программам "Развитие моногородов", "Жайляу" и "Дорожная карта занятости – 2020", деньги по которым выдавали через СПК "Ертiс"?
– Все эти программы прекратили свое действие к 2015 году. Мы сосредоточились на том, чтобы бюджетные деньги вернуть обратно. Большой объем работы делаем в судах. Конечно, суммы просроченной задолженности пока велики. К примеру, по ДКЗ-2020 было выдано более 13 миллиардов тенге. На начало апреля 2018 года просроченная задолженность составила 5,65 миллиарда много. Это 43 процента. В рамках судебных разбирательств мы обсуждаем с должниками графики возвращения, готовы простить начисленные пени, если идет погашение долга. Не стоит вопрос о прощении долгов – выделенные деньги должны быть возвращены.
Ольга Ушакова, ВКО