Как бизнес-метеор на коронавирусе денежный след оставил

8405

Артём Шмаренков, молодой предприниматель, во время карантина приобрел современное оборудование и довольно успешно занялся уникальным швейным производством с использованием широкоформатной сублимационной печати.  

Как бизнес-метеор на коронавирусе денежный след оставил

В интервью inbusiness.kz 28-летний актюбинский предприниматель, владелец бренда Meteora, рассказал о своей дороге в бизнесе, путях его развития и особенностях реализации проекта.

Учиться на экономиста, или сэкономить на обучении  

Артём, как Вы пришли в бизнес?

После окончания школы в 2009 году я поступил в Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва на факультет экономики. Не буду скрывать, поехал в Астану (сейчас Нур-Султан) и учился на родительские деньги. Был круглым отличником. Первую сессию сдал только на пятерки. Не скажу, что мне было неинтересно. Просто задумался и сделал в голове расчет. Обучение тогда стоило 300 тыс. тенге в год. Потеряю четыре года и большую сумму денег – еще же надо где-то на что-то жить. Но, как альтернатива, я уже могу каким-нибудь делом заняться. Видел, чем ребята постарше занимаются, как зарабатывают. Я тоже решил чем-то заняться.

У меня тогда было хобби – музыка. В частности, рэп, бывший тогда особо в моде. Я решил заняться звукозаписью. Опять-таки вложил в это дело почти два миллиона тенге родительских денег, что на тот момент составляло около $10 тыс. Всю аппаратуру перевез в столицу. Осталось только арендовать помещение. И первое время с арендой помогала мама.

А как обстояло дело с учебой в вузе?

Я продолжал обучение в ЕНУ. Также параллельно успел окончить курсы в Пензе и получить профессию звукорежиссера. Открыл в Астане свою студию, на которой работал. График получался плотный. Запись назначал на время после пар в вузе. Со временем уже перестал посещать занятия в университете. Хотел перевестись на заочное, но мне отказали, так как я был вчерашним школьником, поступившим после одиннадцатого класса. В конечном итоге учебу забросил. Меня отчислили. И хотя финансово я еще зависел от мамы, но уже тысяч сто тенге в месяц зарабатывал сам. И это притом, что в то время экономисты в Астане получали около двухсот тысяч тенге в месяц. Смысл тратить деньги на обучение, если я могу их зарабатывать без образования? И я продолжил свой бизнес. Стал зарабатывать ежемесячно до 400 тыс. тенге. Не больше, врать не буду. Ведь шоу-бизнес тогда в Казахстане практически не был развит, зарабатывал на любителях. Приходили такие же, как я, ребята, рэперы с улицы, записывали за пять тысяч тенге свои песни на профессиональной аппаратуре. Потом поднял цену за запись одного трека до 10 тыс. тенге. Но бизнес здесь застопорился. Тогда я стал за эти же деньги сдавать свою студию в аренду на ночь. И тогда все пошло, и это стало выгодно. Студия не пустовала ни одной ночи.

Вот таким было мое первое знакомство с серьезным бизнесом, который работал как часы.

Насколько я знаю, одним из звеньев цепочки Вашего бизнеса стали автомобили.

В том же здании, где располагалась студия, я арендовал автомобильные боксы. Что я делал? Перепродавал автомашины. Покупал дешевле, продавал дороже. В боксах готовил авто к продаже, "упаковывал" аудиосистемой, полировал и так далее. Из хлама делал более или менее приличное авто. Типа как в проекте "Тачку на прокачку" на канале Discovery. Первой моей автомашиной стала Mazda 1998 года выпуска, которую мне подарили родители. А уже в 2012 году я купил BMW M6, стоивший в то время 80 тыс. долларов. Опять же помогли родители, но 70% – это мои средства.

Из бизнесменов в грузчики обратно

И все же пришлось вернуться обратно в Актобе?

Да, моя мама в 2013 году открыла бизнес по производству брусчатки и газоблоков. Ей понадобилась моя помощь. Я все по дешевке распродаю в Астане и еду домой в Актобе. Все деньги занимаю родственнику по его просьбе. Но, вместо того чтобы занять должность управляющего директора, я становлюсь грузчиком, причем с пустым карманом. По семейным обстоятельствам директором стал отчим. Правда, затем я дорос до заведующего складом.

Но, оценив свои силы, я понял, что барахтаться в этом – не мое. Решил все начать с чистого листа. Были взлеты, падения. В 2017 году приобрел в долг кафе на проспекте Победы, которое стал сдавать в аренду. Постепенно расплатился за него, заложил кафе в банк, взял кредит. На эти деньги в районе "Электрона" приобрел подвальное помещение и сделал там спортзал. Стал сдавать его в аренду. Со временем эти объекты продал с неплохой маржой для себя, расплатился со всеми долгами.

И вот сейчас у Вас швейно-печатное производство. Как Вы решили заняться этим бизнесом?

Опять-таки были белые и черные полосы. Проанализировал многие сферы бизнеса, думая, на чем остановиться. И тут пришла в голову идея – одежда. Не просто одежда, а брендированная под определенного заказчика. Не просто футболка с наклейкой (брендом) банка, фирмы и так далее, а полноценная термопечать. Это хорошая тема, которую в Казахстане никто не делает.

В апреле 2020 года закупил швейные машины, приобрел широкоформатный плоттер Epson. Сначала начал шить многоразовые медицинские маски по приемлемым ценам. Причем соотношение цена/качество у нас самое лучшее в Казахстане. Я не гонюсь за большой маржинальностью. Поэтому крупные игроки, такие как банки, нефтяные компании, заказывают их у меня, хотя я на рынке всего несколько месяцев. При лучшем качестве продукции ее цена почти в три раза дешевле на местном рынке. Поэтому заказы поступают хорошие.

Большой секрет для маленькой такой компании

Оборудование стоит больших денег. Как решить этот вопрос?

Есть стоимость магазинная и моя. У меня все новое оборудование. Я считаю глупым покупать его в магазине. Поэтому всегда стараюсь выходить на дистрибьютера или даже на производителя, чтобы наценка получалась минимальной. Приходится пользоваться уловками. Позиционирую себя как представителя торговой компании. И прошу дать мне скидку, чтобы я мог заработать на перепродаже оборудования. Так вот, мне оборудование обошлось в 12 млн тенге, в то время как его рыночная стоимость – 35 млн. То есть существует цепочка: завод – дистрибьютер – дилер – магазин – клиент. А теперь представьте, что я убрал всю прослойку, оставив лишь звено завод – клиент. У меня ИП, а у знакомого есть ТОО, торгующее оборудованием со звучным названием. С индивидуальным предпринимателем большие производители и разговаривать не станут. А с профильным ТОО вполне действенный вариант. Тем более в период пандемии объемы продаж упали, и производители с удовольствием делали поставки. Бизнес должен быть гибким в любой ситуации.

Какой ассортимент Вашего предприятия и оборот?

За все время работы оборот составил больше 50 млн тенге. Мы шьем все, что можно шить. Маски, футболки, постельное белье, флажную продукцию и так далее. Но основное направление – спортивная одежда.

И никаких проблем нет?

Да, конечно же, есть. Это жесткая нехватка финансирования. Есть определенное оборудование, которое нужно докупить, но на него тупо не хватает денег, плюс оборотные средства. Мне прямо сейчас необходимо 10 млн тенге. За этими средствами я обращаюсь в финансовые институты. Абсурд в том, что банки (второго уровня. – Прим. авт.) заказывая нашу продукцию, даже ниже себестоимости, меня не кредитуют. Ссылаясь на некие внутренние документы. Короче говоря, мне кредитные средства БВУ не предоставляют, мотивируя тем, что предприятие еще не проработало один год как минимум. И это притом, что есть твердый залог.     

Ваши дальнейшие планы?

Активнее выходить на рынок. Если говорить об областном центре, торговые точки должны представлять из себя модульные павильоны. Как только уляжется вся ситуация с коронавирусом, хочу сделать шоу-рум с образцами нашей продукции.

Спасибо за интервью!     

Семён Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться