Скандал, который начал разгораться после решения "АрселорМиттал Темиртау" разорвать контракт с карагандинской фирмой "Ник-Ойл", может рикошетом ударить не только по самому генеральному директору, но и по казахстанскому горно-металлургическому комплексу в целом.
Но начнем мы не с этого памятного письма руководству дистрибьютора "Газпромнефти" в Казахстане.
И даже не с того момента, как был остановлен экспорт казахстанского сырья на Украину через российскую территорию, когда на границе с РФ застряли почти 30 000 тонн (426 вагонов) "АрселорМиттал Темиртау" с угольным концентратом для "АрселорМиттал Кривой Рог". Эту ситуацию [временно] урегулировали, и вагоны выпустили.
Начнем с сообщений британской прессы.
26 марта 2019 года лондонский портал thelondonnewsjournal.com опубликовал с весьма громким заголовком The ways a large steel company from Kazakhstan trades with the occupants in Ukraine материал, который 4 апреля дублирует (без ссылок на первоисточник) швейцарская switzerlandposts.com.
28 марта украинское издание realist.online публикует перевод этой статьи, но уже со своей форточкой: "Бизнес по-казахски: как самая большая сталелитейная компания Казахстана торгует с оккупантами в Украине".
Фигурантом статьи стал целый вице-президент корпорации ArcelorMittal, генеральный директор "АрселорМиттал Кривой Рог" и "АрселорМиттал Темиртау" Парамжит Калон.
Вся контрабанда делается в Ясиноватой
Как следует из текста публикации, в обход т. н. международных санкций он купил у расположенного на территории Донецкой Народной Республики Ясиноватского машиностроительного завода за 1,65 млн долларов три проходческих комбайна.
Один из них пришел стандартным путем через Россию и сейчас терзает недра шахты имени Ленина угольного департамента "АМТ". Второй работает на шахте Кузембаева, правда, тащить его пришлось уже не через территорию РФ, а морем через Азербайджан.
А третий комбайн после огласки деталей сделки в иностранной прессе так и остался в городе Ясиноватая.
"Такие действия нарушают Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма и Конвенцию Совета Европы об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем, и о финансировании терроризма, подписантами которых являются Украина и Казахстан. Перечисленные выше действия можно квалифицировать по статье 209 Уголовного кодекса Украины "Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем" и ст. 258-5 УК Украины "финансирование терроризма".
Более того, нарушение законодательства является основанием для конфискации оборудования и для наложения на "АрселорМиттал Темиртау" и бенефициарных собственников компании международных санкций. А это существенный ущерб ведению экономической деятельности, не говоря уже о потере репутации в бизнес-среде", – дают кому-то сигнал авторы статьи.
"Для репутации важен размах, а не итог" – Сирил Паркинсон
Кстати, о репутации генерального директора "АМТ" его юристы заботятся настолько сильно, что с 28 августа прошлого и по 2 апреля нынешнего года упорно доказывали в судах, что Парамжит Калон самый что ни на есть кондовый натурал.
Интересная деталь: контракт на контрабандную (по мнению авторов статьи) поставку комбайнов из ДНР на "АрселорМиттал Темиртау", судя по дате, указанной на счете, был заключен 24 августа 2018 года.
А уже через четыре дня юристы "АрселорМиттал Темиртау" бросились защищать репутацию и сексуальную ориентацию своего гендиректора в темиртауском суде.
Украинский портал "УкрРудПром" внимательно следил за судом в Казахстане: ведь Парамжит Калон, напомним, также является руководителем и "АрселорМиттал Кривой Рог".
3 ноября 2018 года наши киевские коллеги выпустили статью "Бородатая женщина Парамжит Калон". Этот текст разместили на своих страницах более 30 (!) украинских изданий. И ни к одному из них юристы "АМКР" не предъявили иска.
29 января 2019 года после решения суда первой инстанции вышла публикация "Бородатая женщина Парамжит Калон проиграл суд казахстанскому журналисту".
Заголовок статьи, вышедшей 2 апреля, был еще ярче: "Казахстанский суд разрешил и дальше называть гендиректора "ArcelorMittal Кривой Рог" бородатой женщиной".
Теперь плавно перейдем к юридическому лицу, резиденту Казахстана, карагандинскому ТОО "Ник-Ойл", сотрудничество с которым, как дегтем ворота, оказывается, портит белоснежную репутацию компании "АрселорМиттал Темиртау".
Резидент РК ТОО "Ник-Ойл" на протяжении долгих лет является дистрибьютором (не дочерней и не аффилированной компанией) российской "Газпромнефти" и поставляет промышленные масла на промышленные же предприятия РК. И весьма исправно платит немалые налоги в бюджет Республики Казахстан.
Только в прошлом году предприятие перечислило в нашу казну почти полмиллиарда тенге и около трехсот миллионов по состоянию на 1 июля 2019 года. А после разрыва вышеозначенного контракта госбюджет недосчитается сотен миллионов тенге.
Бедный Миттал
Раз уж мы коснулись бюджета Страны Великой степи, то следует напомнить о том, как Казахстан спонсирует миллиардера Миттала из государственного бюджета, то есть из наших налогов.
(Фото из соцсетей)
За период с 2012 по 2015 год инвестиционные преференции и льготы АО "АрселорМиттал Темиртау" от Правительства РК составили 11,4 млрд тенге.
В том числе:
- корпоративный подоходный налог – 20% (10,6 млрд тенге);
- налог на имущество – 1,5% (0,7 млрд тенге);
- налог на землю – 14,48 тенге за 1 кв. м (0,1 млрд тенге).
В 2014-2015 годах Правительством РК был решен ряд вопросов АО "АрселорМиттал Темиртау". В частности:
- сохранен срок землепользования до 99 лет;
- введен запрет на экспорт металлолома;
- снижена стоимость услуг аварийно-спасательной службы "ВАСС Комир";
- осуществлены страховые выплаты работникам "АМТ";
- внесены поправки в законодательство, позволяющие перерабатывать техногенные минеральные образования предприятия;
- по решению суда предоставлена отсрочка по выплате экологических штрафов;
- предоставлено экспортное кредитование по линии АО "БРК" в объеме 10 млрд тенге.
По утверждению на тот момент вице-министра Альберта Рау, "общий объем государственной поддержки АО "АрселорМиттал Темиртау" в 2014-2015 годах составил не менее 50 млн долларов".
Кому выгодны эти санкции?
К слову, санкции, на которые ссылается "АМТ", согласно приложению к решению Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины от 2 мая 2018 года, наложены только на московский филиал "Газпромнефти".
И в отношении него введены ограничительные меры в виде блокировки активов, ограничения торговых операций и предотвращения вывода их капиталов за пределы Украины.
Повторим еще раз: "предотвращения вывода их капиталов за пределы Украины".
В связи с этим возникает множество вопросов:
- Каким образом действие украинских санкций вдруг распространилось на территорию Республики Казахстан?
- Насколько решение Парамжита Калона о разрыве контракта с казахстанским ТОО "Ник-Ойл" на основе решения СНБО Украины согласуется с казахстанским законодательством?
- Насколько это решение Парамжита Калона согласуется с нормами ЕАЭС?
- Что скажет по этому поводу Евразийская комиссия?
- Как НПП "Атамекен" намерена защищать казахстанский бизнес от колониальных замашек "АрселорМиттал Темиртау"?
- Как восполнить потерю для госбюджета сотен миллионов тенге?
Ну и для чистоты понимания причин этого процесса стоит вспомнить ситуацию с копровым цехом "АМТ" и заходом туда после назначения Парамжита Калона гендиректором "АМТ" сторонних подрядчиков.
Так неужели санкции являются просто прикрытием – дымовой завесой, для того чтобы завести на прибыльное направление еще одну не казахстанскую компанию.
Последствия
С учетом того, что "АрселорМиттал Темиртау" поставляет российским потребителям порядка 1,5 млн тонн проката в год, его генеральный директор обязан отдавать себе отчет о возможных последствиях своих действий, о рикошете из России.
Даже при временном закрытии границы для казахстанского металла со стороны РФ последствия будут катастрофическими не только для "АМТ". И остановка поставки 30 000 тонн угольного концентрата в Украину покажется детской шуткой.
Так что последнее решение Парамжита Калона – это выстрел даже не себе в ногу.
Это выстрел как в МСБ нашей страны, так и во всю казахстанскую горно-металлургическую промышленность.
И это нужно понимать.
Олег И. Гусев