/img/tv1.svg
RU KZ
Как крадут миллиарды: шокирующий откровенностью рассказ VIP-сотрудницы банка

Как крадут миллиарды: шокирующий откровенностью рассказ VIP-сотрудницы банка

Алмалинский районный суд Алматы возобновил процесс уголовного дела в отношении VIP-сотрудницы банка и ее младшего брата. По версии следствия, со счетов клиентов ими было похищено около $5 млн.

11:19 21 Май 2020 14061

Как крадут миллиарды: шокирующий откровенностью рассказ VIP-сотрудницы банка

Автор:

Катерина Клеменкова

В основу судебного разбирательства легли показания экс-сотрудницы Банка Астаны. Вымысел и реальность прочно переплелись в 22 томах уголовного дела. Мошенническая схема действовала на протяжении четырех лет, но перед ликвидацией банка приобрела другой смысл и размах. На счета некоторых VIP-клиентов перечислялись деньги со счетов других VIP-клиентов, компенсируя украденное ранее.

Сама экс-банкирша Улжан К. (здесь и далее по просьбе адвокатов соблюдена частичная или полная анонимность) удивила суд своим признанием. По словам женщины, она даже 100 долларов из украденных миллионов себе не оставила. Снимать деньги с чужих депозитов Улжан стала по настойчивой просьбе матери: младший брат попал в сложную ситуацию, и ему нужны были деньги. Потом Улжан стали шантажировать по WhatsApp и вымогать крупные суммы вымышленные персонажи, которых она принимала за реальных людей.

Сложно понять мотивы женщины, которая на протяжении нескольких лет распоряжалась чужими вкладами, причем очень богатых граждан нашей страны, как своими собственными, и при этом ничего с этого не имела. Тем не менее Улжан утверждает, что это так. Интересно, что и суду нечего изъять в доход государства у признавшейся в миллионных хищениях экс-банкирши. У нее нет, вернее сказать, следствие не нашло счетов, предметов роскоши, недвижимости, автомобилей. У брата ситуация другая. За четыре года (2015-2018 гг.) он покупал и продавал дорогие дома, квартиры, машины. Однако общая стоимость арестованного имущества Марата К. оценивается далеко не в $5 млн, а много меньше. К тому же младший брат свою причастность к хищениям отрицает.

Как бы то ни было, у большинства участников процесса остается стойкое ощущение, что в преступлении, в котором призналась VIP-сотрудница банка, не хватает самого важного компонента…

Inbusiness.kz продолжает освещать ход суда.

Часть IV. Мотив для убийства

В основу статьи легли показания обвиняемой и потерпевших на допросах в суде.

Национальный банк Казахстана приостановил действие лицензии Банка Астаны в апреле 2018 года, после слов Нурсултана Назарбаева об «ужасных показателях» трех банков – Эксимбанка, Банк Астаны и Qazaq Banki. По сути, это было крахом банков – клиенты стали массово выводить деньги со счетов. В сентябре 2018 г. регулятор сообщит, что принял решение о ликвидации Банка Астаны, и назначит временную администрацию, которая будет работать до назначения ликвидационной комиссии. До того, как к работе приступила ликвидационная комиссия (с 18 апреля 2018-го до 10 января 2019 г.), Улжан провела намного больше изощренных сомнительных комбинаций, чем за все годы своей работы в банке.

Дело в том, что по закону при ликвидации банка люди имеют право на возмещение денег, но сумма госгарантии по депозитам ограничена. Можно получить в пределах 10 млн тенге по депозитам в нацвалюте, не более 5 млн тенге – по депозитам в иностранной и в совокупности до 15 млн тенге – по нескольким депозитам одного вкладчика.

Долларовым миллионерам получить все свои деньги обратно можно только в порядке очереди за счет продажи имущества и активов прогоревшего банка. Все считают это нереальным – очередь может и не дойти (восьмая очередь требования из десяти. – Прим.). Поэтому сотрудники Банка Астаны предлагали своим знакомым крупным вкладчикам разные схемы вывода денег – ценные бумаги, квартиры, которые из залоговых перешли в собственность банка, а также раздробить вклад на несколько мелких, чтобы каждый укладывался в страховой лимит.

Из показаний обвиняемой в суде:

«Внутри банка еще можно было проводить операции. Можно было открыть вклады на физлиц и перевести на них средства, и тогда Фонд гарантирования депозитов (КФГД) все вернет».

Законность такой операции, конечно, вызывала сомнения, но многие приводили свою родню и знакомых, чтобы написать заявления на открытие вкладов, пока это было возможно. Тем, у кого не получалось найти нужное количество доверенных лиц, Улжан предлагала помощь.

Операции «дробильщик»

Во время допросов потерпевшие рассказывали, что получили от Улжан предложение раздробить вклад, и, пытаясь спасти сбережения, отдавали поручение перевести их деньги в адрес неизвестных людей. Улжан говорила, что люди, на счета которых она переведет деньги, в курсе операции «дробильщик» и, как только получат, сразу все до копейки вернут.

Но так не случилось. Только один VIP-клиент по этой схеме смог вернуть все свои сбережения, хотя именно у него Улжан снимала больше всего и именно из его ячейки она брала доллары сначала сотнями тысяч, а потом и миллион. Именного этого клиента начальнице VIP-центра лично представил акционер Олжас Тохтаров.

Остальные обманутые вкладчики-миллионеры через суд пытаются доказать незаконность операций, так как деньги им не вернули. По словам адвоката Елены Савиновой, дело о хищениях в Банке Астаны еще долго будут рассматривать суды. Уже сейчас несколько параллельных процессов отложены до окончания этого разбирательства.

Из показаний обвиняемой в суде:

«30 апреля Азат написал, что едет в Россию и привезет деньги и поможет мне. Он обещал привезти наличными. В этот же день написал Марат, чтобы я ему не звонила, его задержали сотрудники финпола. Позже опять написал Азат, что его задержали пограничники с суммой $170 тысяч. Еще позже написал Сабит ага, он представился начальником Азата. Просил денег, чтобы спасти Азата. Чтобы спасти Азата, нужно было $170 тысяч. (…) Мне они с трех сторон устроили».

Судья: «Зачем вам спасать Азата?»

«Потому что он должен мне вернуть $800 тысяч».

И Азат (сотрудник КНБ, или РОВД Уйгурского района Алматинской области), и его начальник Сабит ага – персонажи, скорее всего, вымышленные.

Вымышленные люди шантажировали Улжан, вымогали деньги. Но снимать крупные суммы начальница VIP-центра уже не могла. Слишком много было вкладчиков, желающих вытащить свои деньги, но банк большинству отказывал.

Из показаний обвиняемой в суде:

«Работы у нас очень много было в связи с тем, что в банке такое случилось. Клиенты требовали деньги. Марат приехал и говорит, что теперь жена каэнбэшника написала в Астану (ныне Нур-Султан), требует 10 млн тенге. Я сказала, пусть требует, что хочет. У меня денег нет».

Позже Марат расскажет, что всех посадили – и Тлека, и Азата, и Талгата, а возле его дома ходят бандиты, в школу приезжали, требуют деньги. Супруга Азата, по имени Жулдыз, еще надеялась вытащить Азата и писала в WhatsApp, что ей «нужно всего $30 тысяч, а $120 тысяч ей уже дал Марат ага». В ответ Улжан написала, что у нее «нет никакой возможности достать деньги».

Это все вымышленные персонажи. Кроме брата Марата и застрелившегося следователя КНБ. На процессе прокурор сообщил, что такой случай был, но связи между самоубийством и хищениями в Банке Астаны не установлены.

Также прокурор обратил внимание суда, что женщину шантажировали на протяжении трех лет:

«В ходе досудебного расследования органами уголовного преследования это было выяснено. Шантажировали с одного и того же телефона, IMEI-код один и тот же».

Побег и признание

В январе 2019 года в Банк Астаны пришла ликвидационная комиссия. В семье Улжан и Марата стали думать, что же теперь делать. Марат предложил два варианта: купить квартиру в спальном районе и жить там два года, не выходя из дома, или уехать за границу на 10 лет. Улжан выбрала второй вариант. По плану через Бишкек, где ей изменят внешность, Улжан должна была уехать жить в Турцию.

Но на границе, в Кордае, женщина почувствовала опасность для своей жизни и позвонила супругу.

Из показаний обвиняемой в суде:

«Я сказала, что забыла зубную щетку и мне надо купить ее в магазине. В магазине купила SIM-карту «Билайн». Потом закрылась в номере и позвонила мужу. Я сказала: «Забери меня. Чувствую, что здесь все плохо».

Субботним вечером 26 января в гостиницу «СССР» приехал супруг Улжан, он отвез ее домой.

27 января на «семейном совете» был скандал. Отношения между братом и сестрой были окончательно испорчены. Марат стал отрицать, что имеет какое-либо отношение к тому, что говорит Улжан про хищения в банке.

В этот же день, по словам экс-начальницы VIP-центра Банка Астаны, она написала письмо министру МВД, в котором призналась в хищениях.

28 и 29 января Улжан позвонила всем клиентам банка, у которых она похитила деньги, и призналась в кражах.

Из показаний обвиняемой в суде:

«Я с потерпевшими, со всеми, была в очень хороших отношениях. В глаза улыбалась, а сама их обворовывала. Я всех их очень подлым образом обманывала и снимала деньги».

30 января 2019 года женщину задержали правоохранительные органы…

Начало истории читайте в первой, второй и третьей частях.

Катерина Клеменкова

P.S.: На время карантина, введенного из-за пандемии SARS-CoV-2, рассмотрение уголовного дела проходит дистанционно с применением IT-технологий в условиях максимальной изоляции и безопасности для вовлеченных лиц. Из-за технических проблем и плохого качества связи процесс затягивается.

Новый вид мошенничества набирает обороты на сайтах частных объявлений в Нур-Султане

13 Октябрь 2020 15:01 4837

Казахстанцев призывают не совершать сомнительные сделки в Интернете.

От нового вида мошенничества предостерегают жителей Нур-Султана в департаменте полиции. От рук киберпреступников в столице пострадали более полусотни человек.

«Новый вид интернет-мошенничества сейчас набирает обороты на популярных сайтах частных объявлений. Мошенники изучают множество объявлений, как только появляются снова объявления, они выходят на связь посредством мессенджера, исполняя роль покупателя, ведут переписку посредством WhatsApp Web. После того как пользователи соглашаются на продажу, мошенники предлагают воспользоваться услугой доставки. Нами установлено, что данной услуги не существует. Пользователи соглашаются, мошенниками в это время формируется ссылка на фишинговый сайт. Заранее мошенники создают данный сайт, для того чтобы получить персональные данные наших пользователей. Не зная об этой услуге, наши пользователи проходят по ссылке и переходят на другой сайт, где предлагается заполнить реквизиты банковской картой, CVV-код и сроки действия банковской карты. Не подозревая о мошеннических действиях, наши пользователи, к сожалению, забывают о конфиденциальности и заполняют свои реквизиты банковских карт и персональные данные», – описал на брифинге схему мошенничества начальник отдела криминальной полиции департамента полиции Нур-Султана Талгат Булегенов.

Он отметил, что, на первый взгляд, данный фишинговый ресурс не вызывает подозрений, так как копирует настоящий сайт. Определить фальшь можно, если приглядеться и увидеть мелкие отличия. Например, в названии могут быть лишние буквы или знаки.

«После заполнения анкетных данных мошенники в онлайн-режиме получают и копируют все персональные данные и посредством интернет-банкинга получают доступ к учетной записи наших пользователей. Далее они уже совершают хищения с банковских карт», – отметил Талгат Булегенов.

Эти мошенники орудуют в онлайне уже месяц. В столичный департамент полиции обратилось более 50 пострадавших от их действий. Общий ущерб составляет более 2,5 млн тенге. Многие из пострадавших – люди пенсионного возраста, которые не разбираются в интернет-банкинге и его возможностях.

По всем фактам департаментом полиции начато досудебное расследование по ст. 190, ч. 2, Уголовного кодекса РК «Мошенничество в отношении пользователей информационной системы». Уголовное наказание за данное правонарушение предусмотрено в виде 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

«У сотрудников полиции уже был опыт задержания лиц, которые занимались подобным видом мошенничества. В частности, нами задержан житель города Нур-Султана, безработный, неоднократно судимый за совершение аналогичных преступлений, который совершил более пяти мошенничеств. В настоящее время в отношении задержанного проводятся досудебное расследование, следственно-оперативные мероприятия», – сообщил спикер.

Органы правопорядка рекомендуют казахстанцам быть бдительнее и перепроверять информацию на достоверных интернет-ресурсах о каких-либо услугах или акциях, изучать отзывы, звонить в Call-центры. Если имеются сомнения, то никакие сделки проводить в режиме онлайн не стоит.

Карина Алимова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Каждому третьему казахстанцу позвонил мошенник «из банка»

06 Октябрь 2020 15:45 5741

Большинство банков РК зафиксировали резкий всплеск активностей киберпреступников.

Резкий всплеск активностей мошенников отмечен службами безопасности большинства банков РК во время пика пандемии на всей территории страны. По фактам кибермошенничества полиция в июне-июле этого года завела 40 уголовных дел. При этом реальных фактов обмана в сотни раз больше, уверены в «Лаборатории Касперского». С мошенниками, действовавшими от имени банка, столкнулся каждый третий казахстанец. Сумма ущерба по одному случаю составила в среднем 12 тысяч тенге, и не многие готовы идти с заявлением в полицию. Об этом сегодня заявил управляющий директор «Лаборатории» в странах Центральной Азии, СНГ и Балтии Евгений Питолин на совместной с Евразийским банком онлайн-конференции «Мошенничество в эпоху пандемии», передает корреспондент Inbusiness.kz.

Эксперты фиксируют рост активности мошенников, использующих дистанционные средства коммуникации с пользователем (e-mail, СМС, соцсети, мессенджеры и особенно телефон). Согласно проведенному опросу ЛК, в трех из четырех случаев кибермошенничества речь идет о «звонке из банка» – так называемом вишинге (voice phishing). Представляясь сотрудниками службы безопасности банка или колл-центра, мошенники пытались выведать код из СМС или данные карты или убеждали перевести деньги якобы на безопасный счет.

«Опрос показал, что телефонное мошенничество набирает обороты, эта угроза становится все более масштабной для жителей Казахстана. Мы хотим напомнить о необходимости осторожно относиться к звонкам с незнакомых номеров, особенно от людей, представляющихся сотрудниками банков. Вы всегда можете самостоятельно перезвонить по номеру, указанному на обороте карты, чтобы перепроверить, действительно ли это был звонок из банка», — отметил Евгений Питолин.

Самая распространенная легенда – предложение кредита или сообщение о блокировке карты. Специалисты также заметили, что преступники стали искуснее использовать методы социальной инженерии: звонят в основном с понедельника по четверг только в рабочее время, избегая пятницы, когда потенциальная жертва может оказаться менее восприимчива к «официальному» звонку. Фоном к звонку иногда используется шум якобы колл-центра. При этом пандемия, по мнению еще одного участника конференции – психолога Марины Галкиной, сильно ослабила способность населения к критическому восприятию информации. Изменился и портрет жертвы. Теперь уже не пожилые люди, а все чаще молодежь попадается на уловки «банковских сотрудников».

В свою очередь исполнительный директор Евразийского банка Светлана Королёва, подтвердила, что возмещение ущерба банком клиенту, пострадавшему от мошенников, возможно лишь в редких случаях. Например, только, если речь идет о краже денег у клиента с карты с магнитной лентой, которой он воспользовался в банкомате за рубежом. Или банк ответственен, если средства были списаны на сомнительном сайте размещенной на нем платежной системой.

«Я считаю, что в 85% случаев мошенничества виноваты сами клиенты (банка. – Ред.). Оставшиеся 15% случаев – это, соответственно, ситуации, когда клиенты воспользовались теми или иными подозрительными сайтами или устройствами, оставили где-то в соцсетях свои личные данные и подвергли себя той или иной рисковой ситуации. Мы советуем сначала заявить в полицию, а также рассказать подробности обмана сотрудникам службы безопасности банка, чтобы мы могли в дальнейшем предупреждать других клиентов о такой схеме», – сказала Светлана Королёва.

Представитель банка привела данные глобального исследования о кибермошенничестве. Экономический ущерб от действий интернет-преступников по всему миру с 2014 по 2019 год составил 5,2 трлн долларов, причем половина всех случаев приходится на США. И если чаще всего в мире мошенники ловят своих жертв при продажах ПО, электроники или в универсальных магазинах, то большинство казахстанцев (65%) сталкиваются с мошеннической программой при предоплате товара либо оплате услуг связи, если пользуются автоплатежом. То есть заранее соглашаются на то, что их реквизиты во время оплаты будут заполняться автоматически.

Отвечая на вопрос Inbusiness.kz, Евгений Питолин отметил, что сегодня активно работает с казахстанской полицией при расследовании инцидентов безопасности.

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют:

  • с осторожностью относиться к любым звонкам от людей, которые представляются сотрудниками банков;
  • не переходить по сомнительным ссылкам из СМС или сообщений в мессенджерах;
  • ни в коем случае никому и никогда не сообщать CVV и одноразовые коды из СМС или push-уведомлений;
  • в случае любых подозрений немедленно положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно по номеру, указанному на обратной стороне карты;
  • пользоваться различными защитными решениями на своих ПК.

Виктория Кучма


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!