Как крадут миллиарды: шантаж и миллионы, золото и инвалидные коляски

В Алматы идет судебный процесс над бывшей VIP-сотрудницей Банка Астаны и ее младшим братом. Их обвиняют в хищении со счетов состоятельных клиентов более 1,6 млрд тенге (около $5 млн).

Как крадут миллиарды: шантаж и миллионы, золото и инвалидные коляски

Часть II. Виртуальный шантаж и реальные миллионы

В 2016 году банковская система Казахстана столкнулась с крупномасштабным кризисом. Резкое падение тенге привело к тому, что ряд банков приостановили выдачу ипотечных кредитов и в одностороннем порядке пересматривали ставки. Каждый банк пытался объективно оценить свое положение, чтобы преодолеть кризис с минимальными потерями. Банкиры вспоминают: 2016 год был одним из самых тяжелых…

Но не для Банка Астаны. Позиционирующий себя молодым, быстрорастущим, инновационным, Банк Астаны в тот год креативил, расширял ассортимент услуг и повышал качество сервиса. Фининституту удалось масштабировать карточный бизнес, увеличить уставной капитал на 7,2 млрд тенге, а депозитный портфель – на 150,5 млрд, годовая прибыль банка составила1,7 млрд тенге. В интервью Forbes председатель правления Искендер Майлибаев потом расскажет:

"2016 год стал успешным для банка… Мы стали одним из немногих банков, который не боится публикаций в Facebook, чрезмерной реакции пользователей, жалоб, все решается публично".

На то, что в банке обворовывают VIP-клиентов, оформляют липовые документы, снимают наличные в кассе, из депозитария выносят сумки, набитые долларами, никто внимания не обращает…

Из-за страха некогда думать

Экс-начальница VIP-центра Банка Астаны Улжан К. (здесь и далее по просьбе адвокатов соблюдена частичная или полная анонимность) снимает сотни тысяч долларов со счетов состоятельных клиентов и опустошает банковские ячейки. Давая показания суду, экс-банкирша говорит, что уже не помнит, какие точно суммы и когда снимала. Незаконных операций на крупные суммы было так много, что все их вспомнить женщина не может. Порядка $80 тысяч, которые были похищены в 2014-2015 гг., на одном из допросов бывшая банковская начальница, оговариваясь, называет "мелочью".

Улжан К. не смогла вспомнить, сколько запросила за молчание шантажистка из Нацбанка в марте 2016 года – $100 или $150 тысяч (начало истории читайте в первой части).

Впрочем, здесь стоит пояснить, что сотрудница Нацбанка по имени Аяжан Бекмухамедова, которая за молчание получила $100 или $150 тысяч реальных денег, скорее всего, вымышленный персонаж. Как рассказала Улжан, она шантажистку никогда не видела, с ней была только переписка в WhatsApp и рассказы о ней младшего брата. В общем-то, сейчас суд должен установить, кто выдумал Аяжан и других персонажей, которые влипали в разные истории и требовали, чтобы начальница VIP-центра Банка Астаны их "спасала" крадеными деньгами. Вариантов, по крайней мере, три: либо Улжан пытается часть своей вины свалить на младшего брата, либо Марат ложью и шантажом заставлял женщину воровать все больше и больше, либо на скамье подсудимых сидят далеко не все фигуранты этого дела.

Из показаний обвиняемой в суде

"Когда Марат сходил в Нацбанк, я стала его допрашивать, какая из себя эта Аяжан. Он рассказал, что Аяжан скоро поедет учиться в Америку, что у нее дочь больная и мать-пенсионерка. Он все так подробно рассказывал, что я ему поверила. После того как мы отдали деньги, Аяжан стала писать, что надо еще и дорогу в Америку ей оплатить. Потом Марат мне сказал, что он ее проводил".

На вопрос прокурора, не показалось ли странным, что сотрудница Нацбанка сначала приглашает на встречу, а потом передумывает и пишет, чтобы пришел близкий человек, Улжан ответила, что у нее тогда "был большой страх, и из-за страха некогда было думать".

После того как "Аяжан проводили в Америку", начальница VIP-центра брала деньги со счетов и банковских ячеек, чтобы Марат "поставил инвалидные коляски", много заработал и смог вернуть все украденные деньги. Сколько было похищено для бизнеса на инвалидных колясках и удалось ли сколько-нибудь заработать, Улжан во время допроса прокурора не рассказала. Рассказ женщины переключился на "другого шантажиста" из Нацбанка.

Шармаданов Арман, так же как и его "коллега" Аяжан Бекмухамедова, написал женщине в WhatsApp.

Из показаний обвиняемой в суде:

"Потом мне написал Арман, что он сотрудник Нацбанка. Он написал, что Вы на крючке у СБ. Зачем снимали крупные суммы? Тогда действительно шел мониторинг по крупным суммам. Марат сказал, что надо отдать деньги. Это, кажется, было в июле 2016 года. Когда я спросила у Марата, как выглядит этот Арман, он ответил, что примерно 1977 года, городской парень. Марат забрал $80 тысяч и отвез этому Арману".

Шармаданов Арман из всех вымышленных персонажей, пожалуй, самый интересный. С его именем будет связано очень много хищений. Арман повезет своего отца в Израиль лечить от рака, и на это нужны будут деньги ($40 тысяч + $100 тысяч). Израильская медицина окажется бессильной, отец Армана умрет. Чтобы тело умершего привезти на родину, нужны деньги. В порыве горя Арман побьет израильского хирурга, и за хулиганство его закроют в тюрьму. Спасение Армана обойдется в $120-130 тысяч, похороны его отца – $180 тысяч. Супруга Армана сбежала с единственным ребенком и продала его Range Rover. Кроме того, Шармаданов Арман – друг Данияра Акишева и рано или поздно должен стать заместителем председателя Нацбанка…

Кризис в экономике, успех на IPO, хищения в банке

…2016-2017 гг. В экономике Казахстана кризис. В банках растут просрочки по займам. Казинвест банк лишен лицензии, на очереди Delta Bank. Акции Казкома, некогда крупнейшего банка Казахстана, продают Народному по символической цене в 1 тенге за каждый пакет. Обсуждается продажа контрольного пакета акций Altyn Bank китайскому CITIC Bank. О своем желании объединить активы заявили две пары: Bank RBK и Qazaq Banki, "ЦентрКредит" и "Цеснабанк". Финансовый регулятор не исключает ужесточение денежно-кредитной политики…

На этом фоне Банк Астаны проводит суперуспешное IPO. Ведомство банкира Искендера Майлибаева планировало взять в долг у населения 2,5 млрд тенге, но из-за повышенного спроса, объем предложения был увеличен до 6,5 млрд, в то время как заявок вообще было подано на 7,5 млрд. Все поверили в молодой и успешный банк…

Из показаний обвиняемой в суде:

"В моей должностной инструкции было написано, что я имею право обслуживать, делать расходные, переводные операции".

Эта должностная инструкция позволяла женщине распоряжаться счетами и ячейками долларовых миллионеров как своими собственными.

"В любой момент могли сообщить, что я снимаю деньги без клиента. Поэтому я тут и там снимала…"

Бывшая начальница VIP-центра могла вынести в фирменном пакете Банка Астаны миллион долларов. Из сбивчивых показаний сложно понять, какой была схема – когда, кому и сколько. Записная книжка и телефон Улжан, которые послужили бы уликами и многие точки расставили по своим местам, утеряны.

"Человек просто не может сохранить в памяти все подробности своей жизни за несколько лет. Она многое забыла и сейчас очень пытается вспомнить", – говорит адвокат обвиняемой Елена Савинова.

Показания Улжан в суде у присутствующих в зале нередко вызывают усмешку. Сложно поверить в рассказ, что неизвестному шантажисту, якобы из Нацбанка, женщина регулярно отдавала очень крупные суммы через своего брата.

Когда "Арман вернулся из Израиля" (можно предположить, что это было начало 2017 года), он пообещал вернуть деньги, которыми помогла ему Улжан, но только через полгода, когда получит наследство. Однако вместо этого он стал просить еще большие суммы. И начал с $300 000.

Золотая лихорадка

Из показаний обвиняемой в суде:

"В апреле 2017 года Арман написал, что его брат занимается золотом. Золото привозят из Жамбылской области, где его покупают у старателей. Арман мне отправлял фотографии. Я помню такие куски в темном помещении, а он объяснил, что это шахты, оттуда покупают золото и сдают в пробирную палату. Арман писал, что золото в цене подскочит, что он хорошо в этом разбирается. Давайте будем продавать и покупать".

Несколько раз Улжан пыталась позвонить Арману, но он не отвечал, только писал в WhatsApp. Несколько раз Улжан просила своего брата познакомить ее с Арманом, но тот находил какие-то причины этого не делать.

Чтобы Арман смог заработать на золоте и вернуть ей долг, начальница VIP-центра передала ему через своего брата $300 000. Деньги она взяла в банковской ячейке одного клиента.

Забегая вперед, вкратце поясним, что этот клиент банка не простой VIP. У него, по словам Улжан, было три ячейки, полностью забитых долларами. Именного у него женщина похитила больше всех, однако перед самым крахом банка вернула все до копейки. Именного этого клиента начальнице VIP-центра лично представил акционер Олжас Тохтаров в первые дни ее работы.

$300 000 для золотого бизнеса оказалось недостаточно. Чтобы в любой момент, когда старатели привезут золото, можно было купить всю партию, нужны еще $500 000.

Из показаний обвиняемой в суде:

"После этого 5 мая 2017 года Марат приехал и говорит, что если еще вложить $500 000, то будет хороший навар. Марат обещал, что в течение трех дней пробирная палата нам все вернет. Помню, Марат приехал такой деловой, спортивном костюме, сумочка висела через плечо, и говорит: "Давай быстрее, быстрее, я поеду и куплю еще золото в Жамбылской области". И Марат наличными полмиллиона забрал".

Получить навар с золотых самородков не получилось. Когда золото было в частной пробирной палате на пересечении Шевченко и Фурманова (ныне Назарбаева), туда пришла прокурорская проверка. У Улжан случилась истерика…

Из показаний обвиняемой в суде

"Потом мне сказали, что, если закроют Сапиева Тлека, деньги мы никогда не вернем. Марат пришел ко мне и сказал, что у него есть идеи, нужен миллион долларов..."

В основу статьи легли показания обвиняемой на допросах в суде.

В следующей статье inbusiness.kz – кульминация хищений экс-начальницы VIP-центра Банка Астаны.

Катерина Клеменкова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться