/img/tv1.svg
RU KZ
Как решить проблемы экологии в Шымкенте

Как решить проблемы экологии в Шымкенте

Врач-хирург из Шымкента предлагает развивать производство велоэлектромобилей.

12:32 12 Октябрь 2020 1304

Как решить проблемы экологии в Шымкенте

Автор:

Мадина Ерик

Делом всей своей жизни называет веломобили шымкентский врач Равшан Халметов. После утомительных операций, ночных дежурств и приемов пациентов в своем гараже он развивает бизнес на веломобилях. Работы Равшана Халметова хорошо известны горожанам. На его устройствах с удовольствием катались посетители парков, зоопарков, просто на дорогах города. Теперь Кулибин из Шымкента готов предложить новый проект, который может решить вопросы экологии в мегаполисе, помочь его жителям вести здоровый образ жизни, и в принципе скажется на воспитании молодежи. Но денег на велоэлектромобиль нет. В интервью корреспонденту Inbusines.kz Равшан Халметов рассказал о своем бизнес-плане задуманного производства.

Равшан, Ваши веломобили просто шикарные. Меня вообще восхищают люди, которые своими руками могут создавать красоту, а в Вашем случае еще и удобство, бесспорную «полезность» для общества. Что это для Вас сегодня – увлечение или бизнес-ниша?

Большое спасибо за лестную оценку моего творчества. С раннего детства мы с братьями занимались, как многие мальчишки нашего времени, конструированием различного рода машинок на колесах. Вначале это было в виде очень простых механизмов из двух-трех палок на трех или четырех подшипниках с передней поворотной балкой, на которую приделывали кусочек резины, и он работал как тормозная педаль. Катались с горки по улице Авроры возле областного ГАИ. После стали к ним приделывать деревянный корпус, и получалось что-то вроде маленьких машинок. Были одноместные и двухместные. И мы устраивали кольцевые гонки, но уже у себя дома во дворе между братьями. У меня всего три брата, делились на две команды, по двое в каждой. Привод очень простой, в одну человеческую силу – один сидит в машинке, другой толкает. Конечно, всегда финишировала машинка, где был старший брат. (Смеется.) Но на них можно было передвигаться только по твердому покрытию – асфальт или бетон. Ну и потом, они были очень шумные, все-таки железные подшипники. Поэтому приходилось устраивать гонки на машинках, когда родители были на работе. Позже пришла мысль заменить подшипники на колеса от детских колясок. И наши машинки стали уже вседорожными. Придумали к ним амортизацию, применив пружины от велосипедных сидений. Гонки стали устраивать уже на поле. Все это было в нашем счастливом советском детстве. Был один велосипед «Урал» на пятерых детей, читали журнал «Юный техник», «Моделист-конструктор», где впервые прочитали статью про веломобили. Со временем это увлечение осталось только у меня. Первую свою модель я сделал перед самой отправкой в армию. Это был тандем из старых рам двух «Уралов». Он до сих пор у меня в коллекции. Вот так любовь к конструированию моделей на педальной тяге осталась на всю жизнь.

Вы по профессии врач. Очень сложная работа, ответственная, требующая много времени, сил. Как при такой профессии Вы решились на предпринимательство, да еще и в такой непростой сфере?

После двух лет службы в группе советских войск в Германии я вернулся на «гражданку». Был 1989 год. Тяжелое время. Закончил Второй Ташкентский государственный медицинский институт, интернатуру по госпитальной хирургии, клиническую ординатуру по онкологии и радиологии. Я не пью, не курю, долгое время занимался дзю-до. Именно приверженность к здоровому образу жизни позволила мне выдерживать тяжелые физические и эмоциональные нагрузки в работе хирурга. Долгие операции, иногда до девяти часов за столом, ночные дежурства, в том числе в новогоднюю ночь. Знания по анатомии, физиологии, медицине помогали понимать то, что человеческие возможности огромны и можно достичь больших результатов, но при их правильном и рациональном использовании. И, конечно же, я думал о веломобилях, о возможности передвигаться, используя только мускульную силу тела. И, как хирург творит на операционном столе, я творил у себя в гараже. Сама возможность что-то сделать своими руками – уже счастье. А если это будет востребовано и полезно для людей – тем более. В человеке, как в венце творения Бога, все идеально, нет ничего лишнего, все просто и гениально. И мы – люди, созданные по образу и подобию Бога, в нас заложено это желание творить и создавать. Хочется создать максимально простое приспособление для передвижения, используя только наше тело. Обычно легковой автомобиль весит 1000 килограммов и при этом перевозит одного пассажира, упрощенно в целом 100 килограммов. То есть 1000 килограммов железа везут 100 килограммов. Очень маленький КПД – коэффициент полезного действия. При этом создавая массу проблем для экологии, для здоровья, для кошелька и так далее. Я же могу создать велоэлектромобиль весом упрощенно в 100 килограммов, и он будет перевозить те же самые 100 килограммов полезного груза.

А насколько сложно изготовить веломобиль? Сколько времени у Вас уходит, из каких материалов Вы конструируете? Считали ли Вы, какая себестоимость у одного веломобиля?

Вопрос очень хороший. Ведь на самом деле все гениальное просто. Я не претендую на гениальность, но стараюсь следовать этому принципу. Конструкция должна быть максимально простой, как в эксплуатации, так и в ремонте. Прост, надежен, долговечен, легок в производстве, как автомат Калашникова. Я их делаю из обычных металлических профилей и труб различного размера и толщины. Все это имеется на обычной металлобазе. Но конструкция простая и оригинальная, сварная, и поэтому очень прочная, как паутинка. Имеются стандартные узлы и механизмы, которые используются без изменения на всех видах моделей веломобилей и велоэлектромобилей. Все остальные детали – это детали, которые используются в производстве обычных велосипедов. У меня есть готовый бизнес-план по производству веломобилей и велоэлектромобилей. Сейчас подали документы на получение 5 000 000 тенге гранта. Защита будет проходить в конце октября. Там есть три направления. Первое – производство веломобилей для парков, зон отдыха, санаториев и так далее в возрастной группе от двух до 99 лет. Второе – производство веломобилей для инвалидов, в наличии есть вариант с ручным приводом. Можно производить под индивидуальные потребности. И третье – производство велоэлектромобилей, одноместных и двухместных, для городского передвижения. Касательно себестоимости, например: веломобиль «Пионер» 130 000 тенге.

Это трехместный веломобиль для детей в возрасте от 9 до 12 лет с передней зависимой балкой на пружинной амортизации, ножными тормозами и воздушным сигналом. В центре есть место для пассажира в возрасте 4- 8 лет с ремнями безопасности, скорость движения не более 5 км/час, предназначен для прокатов в парках, зонах отдыха и прочее. Это пример для понимания стоимости.

Сколько веломобилей и за какое время Вы сконструировали? Кто стал их владельцами? Как и кому Вы продали свой первый веломобиль, вспомните? И как в принципе в Шымкенте отреагировали на Ваше детище?

Сначала я сделал двухместный веломобиль для старших детей, стилизованный под ретро автомобиль начала 20 века. Они с большим удовольствием катались в парке «Металлургов» у нас в Шымкенте. Оказалось, что и другим детям тоже был интересен такой вид велосипедов. Стали просить покататься, причем не только дети, но и взрослые. Даже бабушки и дедушки, так как по советам докторов им было необходимо для разработки суставов ездить на велосипеде. Конечно же, они боялись кататься на обычном двухколесном велосипеде ввиду его неустойчивости. Увидев 4-х колесные веломобили, и возможность передвигаться на нем вдвоем – с подружкой или с внуком – они попросили сделать и взрослые веломобили. Тогда и родилась идея создать несколько веломобилей для всех возрастных групп – от 2 до 99 лет. Я сделал четыре веломобиля. Два детских двухместных, и два взрослых – один двухместный и один одноместный, с двухместными прицепами-каретой для детей с ремнями безопасности. С 2010 по 2015 годы сдавал свои веломобили на прокат в парке «Металлургов». И главное, они катались не по всему парку, а именно по определенному маршруту, с дорожными знаками, указывающими направления движения. На этом маршруте были и другие знаки дорожного движения. Чуть ли не через день ко мне подходили предприниматели и просили сделать на заказ веломобили. Спрос на них среди посетителей парка был очень высокий. Выстраивались в очередь, особенно в вечернее летнее время. Однако, с 2016 года по сей день прокат в парке запретили, основываясь на том, что в парках не должно быть никаких аттракционов. Для этих целей есть частные парки «Мир фантазий» и «Кенбаба». Так у меня появилась идея создать веломобиль для городского передвижения с электротягой. Было создано два веломобиля одноместных и один двухместный. Осталось их только электрофицировать. На это нужно большие деньги. Мотор, колесо, литий, ионный аккумулятор стоят в среднем на один одноместный веломобиль около 300 000 тенге. Также я создал веломобиль с ручным приводом, съемной крышей-навес и спинкой кресла для инвалида.

Можно ли говорить сегодня, что это уже полноценный бизнес, когда есть спрос и предложение? Если нет, то что мешает Вам выйти на новый уровень и начать производство веломобилей уже в солидных масштабах?

Я веду переговоры с акиматом города уже 3 года. Пока безрезультатно. Частные парки не хотят нас пускать на свою территорию. А продавать их не могу, пока не будет налажено серийное производство. Вот такая ситуация если говорить о бизнесе. Необходимая сумма для запуска производства – не менее 5 000 000 тенге. Обращался в «Атамекен» – безрезультатно. Ходил в Дендропарк, в зоопарк. Не пускают. Показывал веломобили для инвалидов – не интересно. Показывал городские велоэлектромобили – безрезультатно. Весной 2020 года проходил защиту Бизнес-проекта «Производство веломобилей и велоэлектромобилей» по гранту в 5 000 000 тенге – отказали в гранте. Ответ – неконкурентоспособен. Теперь вот готовлюсь ко второй защите.

Спрошу Вас о Вашей миссии, как Вы ее для себя определяете – принести пользу обществу, заработать при этом, прославиться, реализовать, возможно, свою детскую мечту – что Вам интересно прежде всего?  

Конечно же, реализовать свои планы. Это направление очень широкое. Это ведь не просто веломобили, это новое направление в городской субкультуре. Это пропаганда здорового образа жизни, защита окружающей среды, приобщение к правильному проведению досуга, укрепление семейных связей через совместные велопрогулки. Это должно быть нужным, полезным и модным. Пока же у нас модным у молодежи считаются табакокурение, кальянные и алкоголь. Увы.

Спасибо за беседу, Равшан. Успехов!

Мадина Ерик


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Как правильно купить готовый бизнес? Советы аудитора

Мадина Майкибаева рассказала, на что обратить внимание при приобретении компании.

19 Октябрь 2020 12:08 1030

Даже сегодня, в условиях экономической нестабильности, свой бизнес может стать основным или дополнительным источником дохода. Для того чтобы не создавать компанию с нуля, в Интернете размещено множество предложений о продаже готового бизнеса. Но как приобрести компанию и не ошибиться, рассказала основатель и генеральный директор Black&River Consulting LLP Мадина Майкибаева.

Перед покупкой важно определиться, в какой сфере покупатель хочет приобрести готовый бизнес. Для этого, во-первых, нужно подумать, каким бизнесом хотелось бы заниматься, ведь один из факторов успеха – это выбор дела, которое приносит удовольствие.

Во-вторых, важно и то, в какой области вы являетесь экспертом. Возможно, есть опыт работы в какой-то сфере. Он, безусловно, пригодится вам в ведении бизнеса. К примеру, мой девятилетний опыт проведения аудита финансовой отчетности компаний, а также трехлетний опыт работы консультирования по международным стандартам финансовой отчетности подсказал мне, что наиболее верным выбором будет собственная аудиторская компания.

В-третьих, нужно понять потребность рынка в определенном товаре или услуге. С одной стороны, хорошо бы найти нишу, которая недостаточно развита на рынке Казахстана. Это даст преимущество в виде небольшого числа конкурентов и высокого спроса (при условии, что данный продукт или услуга востребованы). С другой стороны, можно пойти и в бизнес, который широко представлен на рынке, так как это может сигнализировать о том, что спрос на данный товар или услугу не удовлетворен. Поэтому, сделав акцент на качестве предоставления услуг или товара, можно выйти в лидеры в данном сегменте.

Определившись с видом бизнеса, нужно изучить рынок. А именно каков спрос на данные товар или услугу, количество конкурентов, законодательные требования к этому виду бизнеса, возможность его развития онлайн, наличие аналогов товаров или услуг, поставляемых из-за рубежа.

На какие показатели и документы обратить внимание при покупке бизнеса?

Ознакомившись с рынком, нужно выбрать компанию, которую вы хотите приобрести. При этом нужно изучить следующие документы:

  1. Устав компании. В нем указаны собственники бизнеса, виды деятельности компании и т. д. Важно знать, кто является собственником компании, чтобы иметь дело именно с ним и не попасться на «развод». Кроме того, устав может запрещать продавать долю третьему лицу или продавать ее с согласия всех участников компании. Если вы приобретаете долю компании у одного из учредителей, при наличии приоритетного права покупки доли другими участниками необходимо заранее получить от остальных участников письменный отказ от покупки. Между учредителями компании также может быть заключен корпоративный договор, в котором прописаны порядок продажи доли и различные запреты. С ним тоже надо ознакомиться.
    Необходимо понять и то, соответствует ли реальная деятельность компании видам деятельности, указанным в уставе, а также какие виды деятельности можно развивать.
  2. Финансовая отчетность компании, из которой можно понять, насколько прибыльна компания, за счет каких средств существует, какие имеет активы и обязательства и т. д. С помощью финансовой отчетности можно рассчитать важные финансовые показатели, которые помогут определить ее финансовое здоровье. К примеру, количество дней дебиторской задолженности позволит увидеть, насколько быстро клиенты оплачивают поставленные товары или оказанные услуги. Показатель соотношения долга к собственному капиталу подскажет, насколько сильно компания зависит от внешнего финансирования. Показатель оборачиваемости активов, коэффициент ликвидности покажут, какая доля краткосрочных обязательств может быть покрыта краткосрочными активами. Таким образом, можно понять, как быстро мы можем погасить первостепенные долги.
    Чистый оборотный капитал свидетельствует о возможности поддержания финансовой устойчивости компании, так как показывает превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами, т. е. остаются ли у компании резервы для расширения деятельности.
    О прибыльности бизнеса можно судить по таким показателям, как коэффициент рентабельности продаж, который показывает, какую прибыль приносят продажи, либо коэффициент рентабельности капитала, сигнализирующий об эффективности использования собственного капитала, другими словами, сколько денежных средств чистой прибыли зарабатывается на единицу вложенного капитала.
  3. Налоговые декларации компании. При приобретении готового бизнеса нужно понять, какими налогами облагается деятельность компании, и запросить налоговые декларации по данным налогам, чтобы проверить, все ли налоги были уплачены компанией.
  4. Свидетельство регистрации компании. По БИН можно проверить компанию на благонадежность: ее статус (не банкрот ли она), наличие судебных разбирательств, аффилированных лиц, заключенные госконтракты и т. д.
  5. Договоры займов компании, включая графики гашения обязательств. Важно при приобретении бизнеса знать, какие вам предстоят выплаты по обязательствам, суммы и сроки.

Кроме того, очень важно проверить репутацию компании на рынке. Для этого можно изучить отзывы покупателей о работе этой компании или связаться с основными поставщиками и поинтересоваться их мнением.

Если компания участвует в госзакупках, необходимо проверить ее в реестре недобросовестных участников.

Обратите внимание и на требования отчетности компании. К примеру, мы сдаем отчеты: в министерство финансов РК, в палату аудиторов, в агентство по статистике, в налоговый комитет. У каждого из отчетов есть своя периодичность и штрафы за нарушение сроков сдачи. Поэтому важно проверить, какие отчеты должна сдавать компания и сданы ли они все в срок. Сейчас процесс сдачи отчетности существенно упростился в связи с внедрением электронного формата сдачи отчетности с использованием ЭЦП. С этим процессом также нужно будет ознакомиться новому собственнику компании.

Обратите внимание, если продавец бизнеса состоит в браке, то необходимо получить согласие супруга/супруги на отчуждение доли компании.

Вдобавок ко всему желательно сразу договориться, кто несет расходы на нотариуса при приобретении бизнеса, чтобы в дальнейшем не было недопонимания.

Важным для покупателя являются гарантия и заверения продавца об отсутствии долгов по налогам, кредитам, кроме тех, которые указаны в договоре, а также гарантии и заверения продавца о наличии имущества, указанного в договоре, отсутствия притязаний со стороны третьих лиц на это имущество.

Немаловажным моментом при приобретении готового бизнеса является выяснение причины его продажи. И порой сделать это непросто. Если бывший хозяин переезжает в другую страну, либо собирается попробовать свои силы в другом виде бизнеса, либо не имеет средств для дальнейшего расширения бизнеса – это одно дело. Если же продажа происходит из-за того, что компания перестала генерировать прибыль, находится под угрозой банкротства или замешена в криминальных аферах, то это совсем другое дело.

Как определить стоимость бизнеса?

Для определения цены компании можно использовать три метода:

  1. Метод доходов: производится расчет дисконтированных денежных потоков от деятельности компании. Предполагается, что стоимость компании составляет сумму, не бОльшую текущей стоимости будущих доходов компании за интересующий его период. Данный метод используется в случае наличия стабильной положительной прибыли.
  2. Метод затрат: производится расчет затрат, которые потребовались бы сейчас для организации аналогичного бизнеса. Часто данный метод используется, когда принимается решение, приобретать ли готовый бизнес или создать аналогичный самостоятельно.
  3. Рыночный метод: находится похожая компания на рынке, которая была реализована недавно, берется данная цена и корректируется с учетом особенностей приобретаемого бизнеса. Этот подход применяется на достаточно развитом рынке.

Как правильно заключить сделку по покупке готового бизнеса?

Покупка готового бизнеса в виде ИП и в виде ТОО отличается. В первом варианте вы приобретаете имущество компании и нематериальные активы. В таком случае должен быть заключен договор купли-продажи имущества и договор отчуждения исключительных прав. Во втором варианте при покупке ТОО вы приобретаете бизнес со 100% доли, и здесь уже заключается договор купли-продажи доли. При этом долю нужно будет выкупить у каждого участника. В любом случае при приобретении готового бизнеса лучше всего воспользоваться помощью юриста, специализирующегося на сделках такого типа.

Какую помощь могут оказать профессионалы?

Если средства позволяют, то желательно при приобретении бизнеса обратиться к профессионалам, а именно к услуге due diligence. Это независимая оценка объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексная проверка ее финансового состояния и положения на рынке.

Также полезным будет прибегнуть к услугам независимого аудитора, который осуществит независимую проверку финансовой отчетности компании, а также выявит нарушения при ведении бухгалтерского учета. Это позволит покупателю бизнеса понять реальное финансовое состояние компании, ошибки в ведении учета и, соответственно, размер штрафов, которые приобретаемая компания должна заплатить. В итоге стоимость предприятия скорректируется в меньшую сторону. При этом стоимость аудита напрямую зависит от размера компании, ее структуры и наличия сложных для учета статей финансовой отчетности. Если бизнес небольшой, не имеющий дочерних компаний и сложных с точки зрения учета статей, то стоимость аудита будет невысокой.

Гульсум Кунелекова, Жанторе Касым


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Половина субъектов МСБ в период ЧП и карантина работали в ограниченном режиме в Караганде

Налоговые льготы и послабления в Карагандинской области в этот период получили более 30 тыс. предпринимателей на сумму 23 млрд тенге.

19 Октябрь 2020 10:51 848

Во время карантинных ограничений в том же ограниченном режиме в регионе работали 39,7 тыс. субъектов (45%) МСБ, причем в основном в это были представители сферы торговли и услуг. Об этом Inbusiness.kz сообщили в облакимате. На данный момент в связи с действующими карантинными мероприятиями остается приостановленной деятельность 1054 предприятий, где занято 2,9 тыс. человек. Это объекты с наиболее массовым посещением людей: банкетные залы объектов общественного питания, объекты общественного питания, расположенные в ТД, ТРЦ, БЦ, административных зданиях, на рынках и т. д.

По оценке управления промышленности и индустриально-инновационного развития Карагандинской области предприятия МСБ региона за этот период сэкономят порядка 20 млрд тенге налогов (в целом по стране – 382 млрд тенге), которые смогут направить на расширение бизнеса или переформатирование и открытие новых, менее рисковых сфер бизнеса.

Также традиционно поддержка бизнеса осуществляется в рамках действующих программ развития предпринимательства: это «Дорожная карта бизнеса 2025», программа развития массового предпринимательства «Енбек», программа «Экономика простых вещей» и новая программа льготного кредитования.

С целью повышения доступа к тенговому финансированию для предпринимателей с этого года по программе «Дорожная карта бизнеса – 2025» финансирование оказывается без отраслевых ограничений: раньше существовала планка до 2,5 млрд, сейчас она поднята до 7 млрд тенге. Значительно расширены условия гарантирования кредита, кроме того, конечная ставка составляет 6%. На реализацию программы выделено 2,9 млрд тенге, что на 65% больше показателей прошлого года (2019 г. – 1,72 млрд тенге).

По программе «Экономика простых вещей» конечная ставка для бизнеса также составляет 6%, причем с этого года значительно расширен перечень товаров и услуг, а общий объем возможного кредитования по данной программе по всей стране увеличен до 1 трлн тенге. За 9 месяцев текущего года в Карагандинской области при плане 80 проектов профинансировано 107 бизнес-планов на сумму 8,7 млрд тенге, что на 33,8% больеше запланированного на этот год.

По программе массового предпринимательства «Енбек» выдано более 1100 микрокредитов на 4,4 млрд тенге, что составляет 97% от годового плана.

Наряду с этим, по новой программе льготного кредитования МСБ, которая направлена непосредственно на поддержку пострадавшего во время ЧП предпринимателей (здесь нет отраслевых ограничений), в том числе для и для ИП, выдано 111 кредитов на 25,1 млрд тенге.

Inbusiness.kz уже рассказывал об одной из программ в материале «Как получить грант по программе «Енбек». На 2020 год запланировано охватить грантовым финансированием почти 1000 человек на сумму 600 млн тенге. На сегодняшний день в рамках непосредственно программы «Енбек» выдано 650 грантов (200 МРП = 555,6 тыс. тенге) на 361,1 млн тенге. Еще 138 грантов выдано молодым предпринимателям из средств бюджетов городов и районов области. До конца года будет охвачено еще 122 предпринимателя на сумму 161,2 млн тенге.

На фоне этой помощи малому и среднему бизнесу региона руководство области отмечает необходимость увеличения местного содержания в госзакупках, чтобы бюджетные деньги не покидали пределов области:

«Нужно максимально ориентироваться на местных производителей, чтобы загрузить [местное] производство. Все областные управления должны начинать конкурсную кампанию по закупкам как можно раньше – сразу же после утверждения бюджетов», – подчеркнул на одном из совещаний аким Карагандинской области Женис Касымбек.

Олег И. Гусев


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!