Как создать кормовую базу для казахстанского животноводства

Сергей Буянов Сергей Буянов
6904

Обработать земли мелких фермеров помогут машинно-тракторные станции.

Как создать кормовую базу для казахстанского животноводства

Уровень износа аграрной техники в Казахстане, согласно официальным данным, составляет 80%. При этом, собственного производства сельхозоборудования в стране практически нет, а импортные машины не всем доступны. В этих условиях актуальность приобрела идея возродить существовавшие в прежние времена машинно-тракторные станции, имеющие собственный парк и штат опытных механизаторов. Задача понятна - обработка земель мелких хозяйств, для которых приобретение собственных тракторов и сеялок экономически невыгодно.

Идея создания МТС была озвучена на уровне министерства сельского хозяйства РК и холдинга "КазАгро" в 2014 году. Предполагалось, что станции появятся в большинстве областей страны. Однако на первом этапе заработали лишь две – в Акмолинской и Карагандинской областях. Эти "пилоты" на своём опыте определили все подводные камни, которые есть в проекте.

Широка страна родная
Карагандинская машинно-тракторная станция "Жанаарка" в селе Ескене начала работать в 2015 году. Но тогда сезон не получился полноценным, поскольку оформленная в лизинг техника пришла поздно, когда сев зерновых был практически завершен. Так что, остаток года станция занималась распашкой залежей и севом многолетних трав в четырех районах области - Жанааркинском, Каркаралинском, Абайском и Нуринском.

А в нынешнем году станция уже смогла полноценно отработать на весенней страде. Сначала посеяли пшеницу и ячмень на 1150 га в родном Жанааркинском и соседнем Абайском районах. Плюс – 300 га многолетних трав.

Сейчас летом "Жанаарка" занимается распашкой залежей и готовится сеять травы в зиму. А руководство станции делает выводы из полученного опыта и готовит предложения, которые будут озвучены на заседании аграрной комиссии в карагандинском филиале Национальной палаты предпринимателей "Атамекен". Этот опыт наверняка пригодится тем, кто возьмется за организацию МТС в других регионах.

"Что касается самих результатов сева, то тут всем довольны и мы, и клиенты. Зерновые дали всходы, всё прекрасно – входы сильные, ряды ровные. При норме высева ячменя 120 кг на один гектар в идеале должно получаться 120 всходов на 1 квадратный метр. У нас 118–119 всходов. То есть, результат отличный", - отмечает директор МТС "Жанаарка" Ануар Нургалиев.

А вот в остальном проблем больше, чем оптимизма. Причем, по всем направлениям: обслуживание техники, доступность услуг регионам области, платежеспособность крестьян, обновление парка.

"Проблема № 1 – переброска техники. Еще в прошлом году, когда мы работали в четырёх районах области, мы поняли, как это дорого и хлопотно. Расстояния-то у нас огромные, клиенты могут находиться друг от друга в сотнях километров. Добраться к каждому - это сложности и расходы", - говорит директор станции.

Допустим, чтобы доставить сеялку, нужно привезти бригаду специалистов (в прошлом году их вызывали из Кокшетау), которые частично разбирают агрегат. Основная часть укладывается на трал, а снятые детали – на КамАЗ. Все манипуляции выполняются краном. После этого – в путь, а на месте обратная сборка. Ну и по окончании работ – доставка на базу по тому же алгоритму. Затраты на людей и технику просто огромные, не говоря про горючее.

"Мы всё посчитали и сделали вывод: есть экономический смысл везти технику куда-то, только если у нас заказ на обработку участка 4–5 тыс. га. А если там несколько сотен гектаров, то затраты просто не окупятся. Поэтому в нынешнем году мы отработали только в двух районах – в Жанааркинском и в Абайском", - рассказывает Ануар Нургалиев.

Отсюда следует вывод, что одной МТС на всю область недостаточно. Станции должны появляться в каждом сельском районе, где есть спрос на такие услуги.

Земли есть, да денег нет
Кстати, о спросе. Объёмом выполненных в нынешнем году работ МТС "Жанаарка" тоже недовольна. До начала сезона рассчитывали на большее, но столкнулись со второй проблемой – отсутствие у крестьян средств для оплаты услуг. И тут очень сильно всех подвело решение прежнего главы МСХ РК Асылжана Мамытбекова, который осенью 2015 года объявил об отмене погектарных субсидий. Поскольку для мелких земледельцев "погектарка" была единственным доступным видом государственной поддержки, они остались вообще без каких-либо средств продолжать работу.

"Когда мы только начали работать в прошлом году, мы отработали схему сотрудничества с неплатежеспособными клиентами. Мы помогали им получить кредит под проведение полевых работ, которого хватало на покупку семян, солярки и оплату наших услуг. По итогам сева они получали погектарную субсидию, и этой суммой закрывали кредит. В итоге, все были в выигрыше, включая государство, потому что залежь возвращалась в эффективный оборот", - говорит Ануар Нургалиев.

После назначения в мае новый министр сельского хозяйства Казахстана Аскар Мырзахметов принял решение оставить выплату погектарных субсидий в силе. Эта новость крестьян порадовала. В особенности тех, кому необходимо поднимать многолетнюю залежь. Ведь с нынешнего года за неэффективное использование земли местные исполнительные органы могут наказывать фермеров, повышая размер земельного налога в 10 раз. 

"Зимой мы подписывали письмо в МСХ РК, составленное карагандинским филиалом Национальной палаты предпринимателей, с просьбой вернуть погектарные субсидии. Будем считать, что нас услышали", - говорит директор станции.

Помимо попытки отмены субсидий, усложнили положение крестьян и другие моменты. Например, раньше в Фонде финансовой поддержки сельского хозяйства (одна из дочерних структур "КазАгро") работала программа "Егинжай", в рамках которой кредитовались полевые работы. Но с нынешнего года она была отменена.

В какой-то мере выйти из положения помогло сотрудничество с кредитными товариществами, работающим в сельских районах. Практически все заказы на услуги МТС в нынешнем году были прокредитованы через них. Но всё-таки, только этого недостаточно для того, чтобы помочь фермерам решить проблему отсутствия средств для обработки своей земли. И это – повод подумать о расширении числа инструментов и для МСХ РК, и для "КазАгро".

"Сейчас существует дисбаланс между объемом государственной поддержки животноводства и кормопроизводства. На первое направление выделяется намного больше средств. Но ведь это неправильно! Отсутствие адекватной господдержки не позволяет создать необходимую кормовую базу. Какой тогда смысл везти сюда породистый скот, если его нечем кормить?" – задается вопросом Ануар Нургалиев.

С надеждой на местное
Сейчас в МТС "Жанаарка" уже звонят и интересуются новостями о возобновлении субсидирования. Однако пока суммы и порядок выплат не определены. Например, в прошлом году в Карагандинской области посев многолетних трав субсидировался из расчета 8 тыс. тенге на гектар. Какой субсидия будет теперь? Варианты звучат разные: либо сумма останется прежней, либо увеличится до 12–15 тыс. тенге.

"По сравнению с прошлым годом, цены на все подскочили. Поэтому лучше, если и размер субсидии вырастет. Тогда мы сможем работать с крестьянами по прежней схеме, за счет субсидий поднимать залежь и проводить сев", - говорит Ануар Нургалиев.

Кстати, о росте цен. Снижение курса тенге заставило МТС "Жанаарка" скорректировать планы по расширению своего парка. Вместо культиватора европейского производства, который подорожал с 18 до 36 млн тенге, взяли российский аналог за 7 млн тенге. Функций у него, конечно, меньше, зато цена ниже и в обслуживании дешевле. Ведь стоимость расходников – это еще одна головная боль. Для импортных машин они тоже выросли в два раза.

"На нашем посевном комплексе устанавливаются лапы стрельчатые, 48 штук. Их нам приходится менять каждые 200 га, потому что земли у нас тяжёлые. В прошлом году одна лапа стоила порядка 3200 тенге за штуку. Сейчас – более 7000 тенге. То есть, каждые 200 га нам сейчас нужно тратить почти 400 тысяч тенге на замену!", – делится расчетами директор станции.

Чтобы снизить издержки, станция начала искать местных производителей, готовых выпускать лапы. Технологически ничего сложного там нет, был бы металл качественный. Но в Караганде желающих взять заказ всё равно не нашли. Сейчас идут переговоры с заводом в Акмолинской области, где готовы наладить выпуск. Если контракт будет заключен, то лапы местного производства обойдутся в 3000 тенге за штуку. Существенная экономия! Отсюда еще одна рекомендация, основанная на опыте МТС "Жанаарка" - осторожно относиться к импортной технике и по максимуму использовать возможности местных производителей.

В целом же, на перспективы МТС Ануар Нургалиев смотрит с оптимизмом. Спрос на услуги есть, а возникшие проблемы руководство будет решать.

Во-первых, есть план перенести базу с нынешнего места в Оскаровский или Бухаржырауский районы, поскольку там шире развито земледелие, и потенциальных клиентов больше. Это в какой-то мере решить вопрос перемещения техники.

Во-вторых, будет расширен перечень услуг за счет того, что к осени на станции появятся сенокосные машины. Это позволит привлечь новых клиентов. 

В-третьих, для помощи фермерам в получении финансирования на станции появился специалист по консалтингу. Он консультирует крестьян в вопросах кредитования, а также составлении бизнес-планов. К тому же, возврат погектарных субсидий снимет остроту этой проблемы.

Сергей Буянов, Караганда

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться