/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 413,08 Brent 36,55
Как в действительности работает павлодарская система электронного билетирования?

Как в действительности работает павлодарская система электронного билетирования?

Пока кондукторы одерживают победу и не желают переходить на безналичный платеж.

12:16 13 Январь 2020 7914

Как в действительности работает павлодарская система электронного билетирования?

Автор:

Руслан Логинов

За несколько дней до нового 2020 года в Павлодаре дуплетом выстрелили две новости – сначала в трамваях, а на следующий день в автобусах запустили систему электронного билетирования. Суть в том, чтобы максимально сократить объем теневого оборота наличности в общественном транспорте. Однако кондукторы так просто сдаваться не намерены.

В павлодарских трамваях какая-никакая система учета действует уже давно, а потому переход происходит заметно легче. Лишь за тем исключением, что кондукторы «забывают» об акции своего руководства – скидка в 50% на проезд при оплате проезда картой Visa. Даже при оплате одной и той же картой кондукторы вбивают то 80, то 40 тенге. В автобусах ситуации куда сложнее.

К тому же валидаторы завезли не во все автобусы, а только на маршруты одного автобусного парка, хоть и самого крупного в Павлодаре. Что заметно упрощает жизнь кондукторам – спрятать устройство легче. Пока пассажиры разберутся, на каких маршрутах можно оплатить картой, многие попросту бросят эту затею. Сервис в городе находится на том уровне, что в павлодарском общественном транспорте кондуктор – царь и бог – работает с видом, будто делает пассажиру одолжение и дает добро прокатиться на автобусе. В случае чего, могут и нахамить. Поэтому далеко не каждый горожанин станет вступать в конфликт и принципиально требовать принести валидатор.

Уже на следующий день после введения системы некоторые павлодарцы стали отмечать, что кондукторы отказываются принимать безналичный платеж. Тогда в автобусном парке № 1 заверили, что с персоналом идет разъяснительная работа.

За две недели ситуация не особо изменилась. Сотрудники общественного транспорта не то что сами не предлагают оплатить картой, некоторые прямо отказываются принимать «пластик». Депутаты Павлодарского городского маслихата вместе с руководителем автобусного парка и в присутствии журналистов решили продемонстрировать, как в городе действует система электронного билетирования. Однако в обоих случаях им пришлось столкнуться с недружелюбно настроенными кондукторами. Последние заявили, что пользоваться валидаторами им неудобно и ходить в кабину водителя в час пик они не хотят. Обычный пассажир вряд ли бы удостоился и такого объяснения.

Директор автобусного парка № 1 Вадим Ковальчук по поводу неудобства использования валидаторов заявил, что новые устройства, напротив, ускоряют рабочий процесс кондукторов. Нужно только быстро и правильно ими пользоваться.

Что же касается безналичного расчета, то руководитель предприятия только вновь повторил, что с персоналом будут продолжать вести разъяснительную работу. О более суровых мерах, вроде штрафов или увольнений, речь не идет – «и так работать некому». К примеру, сейчас на предприятии при потребности в 176 водителей работают только 76 человек. Дело в деньгах.  Условия труда и официальный заработок ясно дают понять, почему вакансии не пользуются спросом, а нынешний персонал так рьяно держится за наличный оборот.

«Кондуктор и водитель работают 15 дней в месяц. В среднем водитель автобуса получает 120 тыс. тенге, кондуктор – 60 тыс. тенге в месяц. Смена длится по 16 часов в день, поэтому у водителя и кондуктора физически нет возможности работать каждый день», – заявил Вадим Ковальчук.

К слову, ранее один из подрядчиков, собиравшихся внедрять систему электронного билетирования в павлодарских автобусах, заявлял, что планирует таким способом вывести из тени порядка 35% оборота.

Руслан Логинов

Как меняются транспортные предпочтения и возможности компаний

Каршеринг Anytime и «Яндекс.Такси» сообщили о работе в условиях ограничений.

02 Август 2020 08:12 5263

Как меняются транспортные предпочтения и возможности компаний

На время карантина работу общественного транспорта Алматы полностью приостанавливают либо ограничивают по времени. Работа сервиса каршеринга и служб такси не была ограничена в связи с пандемией коронавируса. При этом большинство офисных сотрудников перешли в режим удаленной работы. О том, как изменился спрос на услуги заказа такси и каршеринг в период карантина и как ограничения отразились на компаниях, узнал корреспондент inbusiness.kz.

Генеральный директор компании Anytime в Алматы Алмаз Ахпаров:

На рынке каршеринга пандемия отразилась достаточно сильно. В начале марта у нас была хорошая выручка, но после объявления режима ЧП в стране она начала резко падать. Наибольший спад за все время работы компании наблюдался 1 апреля. Апрель выдался самым тяжелым месяцем, и были мысли приостановить сервис, как делали наши клиенты в России. Мы думали об этом, но понимали, что людям нужно на чем-то передвигаться, когда общественный транспорт не ездил, а количество машин такси в городе сократили в три раза.

Выручка и количество аренд в этот период упали на 70-75%. Весь заработок уходил на закрытие операционных расходов: заправку бензина, ТОО, осмотр, дезинфекцию автомобилей, которую мы проводили на ежедневной основе. Основная причина падения спроса на услугу – карантин. Люди ушли на удаленную работу, ставили блокпосты. Доля наших клиентов живет за пределами Алматы. Безусловно, страх и запрет выходить из дома также повлияли на спрос.

Во время карантина на одну машину приходилось четыре-шесть аренд в сутки. Это низкий показатель. В обычное время на один автомобиль в сутки приходилось порядка 9-11 аренд. К тому же из-за отсутствия пробок среднее время поездки сократилось с 25 до 12 минут. Основными клиентами во время пандемии были врачи, которые ездили на работу и с работы. Также мы наблюдали скопление машин около крупных продуктовых магазинов.

Поэтапное восстановление спроса началось с 11 мая. Плюс во время режима ЧП мы много времени посвятили написанию статей о выходе из карантина. Это был стратегический ход, который должен был нас скорее восстановить на прежнюю выручку. По нашему мнению, эта стратегия сработала эффективно – и с 1 июня мы восстановились на уровень выручки, которая была в прошлом году в этом же месяце. Весь июль мы наблюдали резкий рост аренд автомобилей до 9-11 машин. И, если бы не очередные ограничительные меры, которые ввели в июле, динамика роста продолжала бы повышаться. Вновь введенные ограничительные меры бьют по бизнесу, и наблюдается спад, но уже не такой большой, как в апреле.

Тарифы во время карантина не менялись. Они сохранились, 19 тенге – утром, 44 – в остальное время. После карантина сохранили утренний тариф – 19 тенге в минуту, с 10 утра до шести вечера установили тариф 39 тенге в минуту, тем самым дали возможность клиентам восстановиться. В час пик тариф составляет 44 тенге, и только в ночное время мы увеличили тариф до 49 тенге в минуту. Ночью нет машин и нет пробок, поэтому мы посчитали правильным немного поднять тариф. Сейчас снова думаем над пересмотром тарифов, так как в городе нет пробок и скопления машин. Мы не покрываем операционных расходов, поэтому в силу вступает правило, когда нужно поднимать тариф, а когда можно его спустить. Но пока ничего не меняли. Мы также разработали абонементы для аренды машины на три-четыре дня. Учитывая некоторые нововведения, мы не зарабатываем больше, потому что на ночь у нас приходится минимальное количество поездок.

Чему нас научил карантин? Мы оперативно оптимизировали все расходы компании в каждом отделе: клиентском, где оставили одну линию операторов, в маркетинге, где посчитали правильным направлять деньги в онлайн-каналы вместо офлайн, оптимизировали расходы в операционном отделе и т. д. Это был очень важный шаг. При этом не увольняли никого из работников.

Ко второй волне ограничительных мер были уже готовы и легко перешли на удаленный формат работы. В офисе от всей команды сейчас находится только 15% работников, остальные работают из дома.

Автопарк остался в количестве 400 машин. Признаться, мы планировали расширить его этой весной и уже готовы были запуститься в Нур-Султане в мае. На момент запуска в столицу у нас было 200 новых машин. Нам пришлось его приостановить из-за эпидемии и перенести на следующий год. Что касается Алматы, мы также приостановили расширение автопарка. Для нас добавление 50-100 машин – это дополнительная финансовая нагрузка, хотя в июне был высокий спрос и в какой-то момент машин не хватало.

Пресс-служба «Яндекс.Такси»

Когда по всей стране были введены строгие ограничения на движение транспорта, то количество машин на линии резко упало. При этом спрос оставался на достаточно высоком уровне и тариф не менялся. Мы с партнерами находились на связи с государственными органами, чтобы больше водителей получали разрешения, выполняли свою работу и приложением могли воспользоваться все, кому важно уехать. Кроме того, таксопарки-партнеры отмечают, что во время пандемии они стали получать больше заявок на работу водителем.

Мы заметили изменение поведения пользователей. Спрос на доставку вещей увеличился в несколько раз относительно февраля этого года. Рост заказов сохранился и тогда, когда часть ограничений была ослаблена. В условиях пандемии актуален бесконтактный способ доставки, его указывают в комментариях.

Услуга появилась в Казахстане в конце прошлого года, а со временем стала доступна не только частным пользователям, но и корпоративным клиентам. Каждый день количество заявок от организаций на подключение растет. Услуга доставки интересна компаниям совершенно из разных сфер: продуктовый ритейл, аптеки, магазины электроники и бытовой техники, строительные гипермаркеты, операторы сотовой связи и другие. Важно отметить, что подключаются как представители крупных корпораций, так и средние и небольшие компании. Планируем инвестировать в развитие и продвижение направления доставки, поскольку оно может стать драйвером роста отрасли такси и стимулировать рост поездок и заработка водителей.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Автобусные пассажирские перевозки в безвыходном положении

Ограничения в период карантина и отсутствие должного объема субсидирования приводит к банкротству компаний.

29 Июль 2020 11:23 7165

Автобусные пассажирские перевозки в безвыходном положении

Фото: Максим Морозов

В условиях постчрезвычайного положения и карантина коренные проблемы оздоровления общественного транспорта не решены. Есть большой риск потери рабочих мест, а именно водителей, кондукторов и другого персонала, численность которых в отрасли составляет до 100 тыс. человек. Этот вопрос в своем посте на странице в Facebook поднял уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.

«Сфера автобусных пассажирских перевозок в стране оказалась в безысходном положении. Перевозчики утверждают, что ограничения в период карантина и отсутствие должного объема субсидирования приводит к банкротству компаний. Автомобильный конвент Казахстана организовал Zoom-конференцию, где приняли участие представители НПП «Атамекен», КТ МИИР, МИО и перевозчиков. О текущей ситуации в сфере пассажирского транспорта и мерах по оздоровлению отрасли рассказал Марат Беркалиев, президент АЮЛ «Автомобильный конвент Казахстана». Он просил принять все меры, зависящие от меня, как бизнес-омбудсмена, для решения проблем отрасли и от имени перевозчиков донести их проблемы до президента страны. Я согласен с ними в том, что субсидирование неравномерно распределяется по регионам, а в некоторых регионах субсидии вовсе не предусмотрены», – отметил бизнес-омбудсмен.

По информации отраслевого министерства, начиная с 2017 года объем субсидий в отрасли увеличился с 1,7 млрд тенге до 36,9 млрд тенге в 2019 году. При этом акиматами Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Костанайской, Туркестанской областей субсидии с 2017 по 2019 год не были предусмотрены.

«Хочу отметить, что данные существенные сдвиги связаны с принятием в 2018 году Комплексной программы по развитию автобусных перевозок на 2018-2020 годы. Вместе с тем раскрывается проблема, когда МИО в основном поддерживают восемь автобусных парков с государственным участием, в том числе проекты ГЧП, для которых из местного бюджета приобретаются новые автобусы, выделяются субсидии, предоставляются выгодные маршруты и так далее, что приводит к недобросовестной конкуренции и вытеснению с рынка частных перевозчиков», – констатировал уполномоченный по защите прав предпринимателей РК.

Он напомнил, что 24 января текущего года на расширенном заседании правительства главой государства было поручено в течение двух месяцев навести порядок в данной сфере, системно решить проблемы городских пассажирских перевозок субсидирования. В рамках поручения был проведен ряд совещаний с участием государственных органов, НПП и бизнеса. МИИР РК разработан новый комплекс мер по развитию автомобильных перевозок, который предусматривает системные меры поддержки бизнеса. Утверждение данного документа планируется в августе текущего года.

«Вместе с тем до сегодняшнего дня в условиях постчрезвычайного положения и карантина коренные проблемы оздоровления общественного транспорта не решены.Есть большой риск потери рабочих мест, а именно водителей, кондукторов и других, численность которых в отрасли составляет до 100 тыс. человек.

Учитывая, что государством принимаются меры по сохранению действующих и созданию новых рабочих мест, для сферы автобусных перевозок необходимы целевые трансферты из республиканского бюджета для субсидирования убытков перевозчиков. По предварительной оценке отраслевого министерства, к планируемым в 2020 году субсидиям из бюджета МИО (53,2 млрд тенге) требуется порядка 70 млрд тенге, что также позволит обновить подвижной состав, тем самым повысится качество перевозок», – написал Рустам Журсунов.

Он отметил, что в некоторых регионах из-за отсутствия необходимого объема субсидирования убытков перевозчиков наблюдается износ парка, что в конечном итоге может привести к остановке перевозок пассажиров и потери рабочих мест.

«Но акиматы в некоторых регионах продолжают поддерживать коммунальные предприятия под видом проектов ГЧП. Нужно признать, акиматы фактически финансируют и укрепляют субъекты квазигосударственного сектора. И это ограничивает конкуренцию в целом на указанных товарных рынках. Указом президента РК от 3 июля 2019 года введен мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора, что означает введение реальных правил «желтых страниц», ограничивающих создание компаний с участием государства. Но акиматы обходят указ президента и создают в регионах автобусные предприятия с госучастием, хоть и с меньшей долей (49%)», – сделал вывод бизнес-омбудсмен.

Отрицательным примером этому служит проект ГЧП в Восточно-Казахстанской области. В 2019 году при поддержке акимата создан автобусный парк Semey bus, который вытеснил других частных перевозчиков. Автопарк через лизинг АО «БРК-Лизинг» приобрел 170 новых автобусов и ввел электронное билетирование пассажиров, перевозит пассажиров, однако субсидии со стороны акимата до сих пор не получил.

«Сейчас нужно понять, как распоряжаться оставшимися коммунальными парками и в целом обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта. Нужно вопросы отработать на уровне комплексного плана. Это будет первый шаг для решения проблем», – считает Рустам Журсунов.

В целях снижения налоговой нагрузки с 1 января 2020 года пассажирские перевозки, осуществляющие социально значимые перевозки, будут освобождены от уплаты НДС. Законопроект находится на рассмотрении в мажилисе парламента.

НПП совместно с министерством здравоохранения РК прорабатывает алгоритм по запуску работы организаций, осуществляющих регулярные городские, пригородные, междугородные, межобластные и международные пассажирские автомобильные перевозки, а также автостанций и автовокзалов с учетом соблюдений санитарно-эпидемиологических требований, заключил уполномоченный по защите прав предпринимателей РК.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!