/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 379,41 Brent 36,55
Как в структуре акимата Усть-Каменогорска законы между строк читали

Как в структуре акимата Усть-Каменогорска законы между строк читали

Нарушали ли действующее законодательство автоперевозчики и ожидает ли город социальная напряженность из-за автобусов, продолжили выяснять в суде.

09:01 07 Февраль 2020 5415

Как в структуре акимата Усть-Каменогорска законы между строк читали

Автор:

Ольга Ушакова

В областном суде завершилось очередное, второе по счету заседание коллегии по гражданским и административным делам, где рассматриваются апелляционные жалобы ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и ТОО Voska на решение первой судебной инстанции. Теперь суд выслушал сторону истца – представителей ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска», которые на прошлое судебное заседание не явились. Но, как выяснилось, они и на это заседание пришли неподготовленными.

Чиновники с ходу заявили: у них есть переписка с ТОО «Марат и К», «и иными» компаниями, которые гарантируют: если судебные споры решатся не в пользу перевозчиков, то они якобы смогут обслуживать их маршруты.

«С апелляционной жалобой мы не согласны, обращаем внимание суда на то, что у нас договорные отношения, и статьей 13 Закона «О транспорте РК» и статьей 22 Закона «Об автомобильном транспорте РК» четко предусмотрена обязанность перевозчика осуществлять бесплатный провоз отдельных категорий граждан или представлять им льготы, а также эти обязанности предусмотрены самими договорами, которые были у нас заключены между ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» и автоперевозчиками», – сообщили представители истца.

Где написано?

Однако у председательствующего судьи Дамира Абдугалиева такое заявление вызвало много вопросов. Он поинтересовался, где конкретно написано, что автоперевозчики должны предоставлять льготу детям в возрасте от семи до 15 лет? Выяснилось, что в названных статьях законов речь идет только об отдельных категориях граждан. Кто они такие, эти категории, сотрудники структурного подразделения акимата пояснить не смогли. Более того, они от себя дополнили упомянутые статьи. И заявили: там речь идет о том, что перевозчик обязан осуществлять бесплатный проезд отдельных категорий пассажиров или предоставлять им льготы по оплате проезда вне зависимости от определения источника финансирования, заключения исполнительными органами договоров с перевозчиками.

Но ничего подобного в этих статьях никто, кроме структуры акимата, не увидел. Статья 22 Закона РК «Об автомобильном транспорте» регламентирует обязанность автоперевозчика «осуществлять бесплатный провоз отдельных категорий граждан или предоставлять им иные льготы по оплате проезда в соответствии с законодательством Республики Казахстан». Статья 13 Закона РК «О транспорте» говорит о том, какие льготы имеют отдельные категории пассажиров.

«Это есть в самом договоре – осуществлять бесплатный проезд отдельных категорий граждан, предоставлять им льготы по проезду в соответствии с законодательством РК, – возразили чиновники. – Перевозчики обязаны возить детей по льготам, это написано в правилах осуществления пассажирских перевозок. Мы в этом судебном заседании рассматриваем именно относительно договоров. У нас основанием явилось то, что перевозчики не исполнили условия договора и сам закон, который регулирует эти отношения, об автотранспорте».

«А где в договоре прописана обязанность перевозчика бесплатно возить детей и пенсионеров? Где написано, что они по детям должны? Просто назовите, и все, – попросил Дамир Абдугалиев. – В договоре написано, что автоперевозчики обязаны осуществлять иные льготы по оплате проезда в соответствии с законодательством РК».

Он несколько раз попросил истца назвать, в каких законах прописано это обязательство, но представительница ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» призналась: сейчас этого сделать она не может. Заявила только, что якобы обязанности перевозчиков вытекают из прав пассажиров, но судьи поправили – эта связь действует далеко не всегда.

«Могу подготовиться и привести (ссылки на закон. – Прим. авт.), мы считаем законным решение, вынесенное судом первой инстанции. У нас отношения урегулированы договором, который должен был исполняться перевозчиками. Кроме того, раз льгота установлена законодательством, она не требует конкретизации в договоре, как пишут ответчики, и не требует определения источников финансирования», – заявили еще раз истцы.

Они настаивали, что автоперевозчик ТОО Voska к тому же якобы нарушал регулярность маршрутов, но доказательства тому также представить не смогли. В этой связи для всестороннего исследования дела судья дал ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» время подготовиться до 27 февраля, написать ссылки на действующее законодательство с обоснованием своей правоты, более того, пригласить на судебное заседание Центр управления пассажирскими перевозками Усть-Каменогорска. Также Дамир Абдугалиев призвал стороны рассмотреть возможность урегулирования спора по мировому соглашению.

Как быть?

Председатель Ассоциации автоперевозчиков ВКО Николай Масич рассказал inbusiness.kz, что акимат города на самом деле осознает: льготы имеют право на существование только в случае компенсации перевозчиками разницы в стоимости льготного проезда. Кроме того, по его словам, нет законов, которые бы обязывали перевозчиков предоставлять на безвозмездной основе льготный проезд детям в возрасте от семи до 15 лет.

«А вот Закон РК «Об образовании» обязывает местные исполнительные и представительные органы обеспечить льготный проезд вышеназванной категории лиц», – добавил он.

По его словам, из-за отсутствия субсидий общегородская регулярность движения на автобусных маршрутах Усть-Каменогорска снизилась с 92% в 2017 году до 79,47% в 2019 году, а с начала текущего года она упала до 75%.

Согласно официальной статистике, ежегодно автобусы Усть-Каменогорска перевозят до 40 млн пассажиров.

Ольга Ушакова

Внедрить безналичную оплату в общественном транспорте пока не получается в Павлодаре

Проект пробуксовывает уже пять лет.

08 Июль 2020 11:34 235

Внедрить безналичную оплату в общественном транспорте пока не получается в Павлодаре

Фото: vlast.kz

Руководитель пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Ринат Койсоймасов на последней сессии областного маслихата пообещал депутатам, что электронное билетирование на общественном транспорте в Павлодаре будет внедрено до конца текущего года.

Подобные заверения от его предшественников звучали уже не раз. Но даже закупленные 204 валидатора на сумму более 16 млн тенге из местного бюджета ситуацию не решили.

«Мы съездили позаимствовать опыт в Семей. Они уже внедрили электронное билетирование с января. Поговорили с перевозчиком, с организатором перевозок. Довольны. Во-первых, появился реальный пассажиропоток, на каждом маршруте знают, кто и сколько ездит за сутки. Информация обновляется в мобильном приложении ежеминутно. Во-вторых, выплата налогов. Я у них интересовался: за год три перевозчика платили 56 млн тенге. Город, в принципе, такой же, как у нас: 206-208 маршрутов ежедневно выходит. За шесть месяцев у них уже 150 млн тенге налогов. Потому что уже не скроешь», – отметил чиновник.

Хроника электронного билетирования

О внедрении электронной платы за проезд в общественном транспорте в Павлодаре впервые заговорили в 2015 году. Тогда же по заказу акимата города Институт транспорта и коммуникаций исследовал пассажиропоток и рентабельность маршрутов. Дальше смены маршрутов дело не пошло.

В марте 2016 года директор ТОО Smart card system (совместное предприятие Казахстана – 65% участия с Южной Кореей – 35%) Куаныш Кабиденов сообщил о том, как в Павлодаре планируется внедрять систему электронного билетирования. По словам директора компании, в приобретение и установку валидаторов планировалось вложить $4,7 млн. Договор, который компания предложила перевозчикам, заключался бы на 15 лет и предусматривал вознаграждение в 10,95% от каждой транзакции, прошедшей через систему. Подписать документы были готовы только два парка: автобусный парк № 1 и трамвайное управление. Оба – из списка квазигосударственного сектора. Переговоры с другими пятью участниками рынка, частниками застопорились. Предполагалось, что в городе откроется не менее 200 торговых точек, где можно будет купить карты оплаты проезда.

Местные власти были заинтересованы во внедрении системы, в первую очередь, для наведения порядка в налоговых поступлениях. По той же причине этого не желал частник. Да и предложенный процент платы за услугу показался высоким. Поэтому транспортные компании спешить не стали.

Тема была «заморожена» до 2018 года, когда местная BF Group предложила свои услуги в данной нише, решив начать с небольшого города Аксу, где в качестве пилотного решили запустить электронное билетирование на одном маршруте.

В 2019 году, с приходом нового городского акима Ануара Кумпекеева, в Павлодаре со своими предложениями по электронному билетированию возникла российская компания BPC, оттеснив местного разработчика. Летом того же года в пилотном режиме была запущена новая система на одном маршруте автобуса и трамвая. Планировалось, что к концу года она полностью закрепится на общественном транспорте. Правда, приобретенные валидаторы предназначались только для госпарков.

На сегодня оплатить проезд в общественном транспорте картой банка можно только в трамваях и на одном маршруте автобуса. Остальные валидаторы, розданные государственному автопарку, лежат мертвым грузом.

Заработает или нет?

Новый директор автопарка № 1 (квазигосударственный сектор) Николай Погребнюк считает, что наличие валидаторов в его автопарке не решает проблему электронного билетирования автоматически.

«Вопросов на самом деле много. Для начала необходимо, чтобы валидаторы были у всех, кто работает на городских маршрутах. В противном случае не получится внедрить дифференцированные тарифы на проезд, как это делается в других городах. Волнует негосударственный сектор и покупка валидаторов, она не по карману, особенно маршрутным такси. Это означает одно – что сроки внедрения электронной системы, скорее всего, будет сдвинуты», – сообщил Inbusiness.kz директор автопарка.

На самом деле это далеко не полный перечень проблем, возникших на пути онлайн-билетирования. Порой «зависает» система, и можно до двух минут ждать подтверждения оплаты, а это целая остановка. При большом количестве пассажиров это подвигает обладателей валидаторов прятать их подальше. Конечно, многие проблемы отпадут в ходе реализации проекта. Вопрос в том, когда власти приступят к нему. Сначала этому процессу мешала смена руководства, теперь СOVID-19.

Марина Попова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Президент Казахстана утвердил Административный процедурно-процессуальный кодекс

Кодекс состоит из двух основных частей – это административные процедуры и административное судопроизводство.

29 Июнь 2020 18:10 1027

Президент Казахстана утвердил Административный процедурно-процессуальный кодекс

Президент Казахстана подписал принятый парламентом Административный процедурно-процессуальный кодекс республики, сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу главы государства в понедельник.

Кодекс состоит из двух основных частей – это административные процедуры и административное судопроизводство, сказал министр юстиции Марат Бекетаев, представляя ранее проект кодекса в сенате.

В части регулирования административных процедур в кодексе предлагается закрепить понятие "административный орган".

"Внедряются новые принципы защиты физических лиц от возможных злоупотреблений со стороны субъектов власти. Например, принцип приоритета прав обязывает правоприменителей толковать все сомнения, противоречия и неясности законодательства в пользу граждан", – сказал тогда министр.

Кроме того, законом закрепляются процедурные гарантии, обеспечивающие "обратную связь" при принятии органами власти управленческих решений в отношении граждан.

Кодексом вводится особый порядок отмены правовых решений.

"Документом вводится институт обязательного досудебного обжалования споров, за исключением отдельных категорий споров. Производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном порядке до двадцати дней. Данный институт позволяет быстро решать вопросы граждан, сэкономить время и судебные расходы", – добавил он.

Вместе с этим в части административного судопроизводства кодексом также предусматриваются ряд положений.

Так, главной отличительной чертой нового вида судопроизводства станет усиление активности суда в процессе собирания доказательств.

"На сегодняшний день споры с органами власти рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Однако действующий порядок не учитывает, что орган власти с одной стороны и гражданин с другой фактически неравны. Руководствуясь принципом активной роли, суд будет обязан выяснять имеющие значения обстоятельства спора, собирая доказательства самостоятельно", – отмечал глава минюста.

Документом вводится институт судебного контроля за исполнением судебных актов.

В частности, предусматривается возможность неоднократного применения судами денежных взысканий (до 100 МРП) как вида процессуального принуждения в целях обеспечения своевременного исполнения их требований.

Вводится институт судебного контроля за исполнением судебных актов. Предусматривается возможность неоднократного применения судами денежных взысканий – до 100 МРП – как вида процессуального принуждения в целях обеспечения своевременного исполнения их требований.

Президент также подписал сопутствующий Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства Республики Казахстан".

Основной целью документа является приведение в соответствие норм отдельных законодательных актов с положениями кодекса, а также устранение правовых пробелов и коллизий.


Подпишитесь на наш канал Telegram!