Как в структуре акимата Усть-Каменогорска законы между строк читали

7618

Нарушали ли действующее законодательство автоперевозчики и ожидает ли город социальная напряженность из-за автобусов, продолжили выяснять в суде.

Как в структуре акимата Усть-Каменогорска законы между строк читали

В областном суде завершилось очередное, второе по счету заседание коллегии по гражданским и административным делам, где рассматриваются апелляционные жалобы ТОО "Автотранспортный цех "БЭСТ" и ТОО Voska на решение первой судебной инстанции. Теперь суд выслушал сторону истца – представителей ГУ "Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска", которые на прошлое судебное заседание не явились. Но, как выяснилось, они и на это заседание пришли неподготовленными.

Чиновники с ходу заявили: у них есть переписка с ТОО "Марат и К", "и иными" компаниями, которые гарантируют: если судебные споры решатся не в пользу перевозчиков, то они якобы смогут обслуживать их маршруты.

"С апелляционной жалобой мы не согласны, обращаем внимание суда на то, что у нас договорные отношения, и статьей 13 Закона "О транспорте РК" и статьей 22 Закона "Об автомобильном транспорте РК" четко предусмотрена обязанность перевозчика осуществлять бесплатный провоз отдельных категорий граждан или представлять им льготы, а также эти обязанности предусмотрены самими договорами, которые были у нас заключены между ГУ "Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска" и автоперевозчиками", – сообщили представители истца.

Где написано?

Однако у председательствующего судьи Дамира Абдугалиева такое заявление вызвало много вопросов. Он поинтересовался, где конкретно написано, что автоперевозчики должны предоставлять льготу детям в возрасте от семи до 15 лет? Выяснилось, что в названных статьях законов речь идет только об отдельных категориях граждан. Кто они такие, эти категории, сотрудники структурного подразделения акимата пояснить не смогли. Более того, они от себя дополнили упомянутые статьи. И заявили: там речь идет о том, что перевозчик обязан осуществлять бесплатный проезд отдельных категорий пассажиров или предоставлять им льготы по оплате проезда вне зависимости от определения источника финансирования, заключения исполнительными органами договоров с перевозчиками.

Но ничего подобного в этих статьях никто, кроме структуры акимата, не увидел. Статья 22 Закона РК "Об автомобильном транспорте" регламентирует обязанность автоперевозчика "осуществлять бесплатный провоз отдельных категорий граждан или предоставлять им иные льготы по оплате проезда в соответствии с законодательством Республики Казахстан". Статья 13 Закона РК "О транспорте" говорит о том, какие льготы имеют отдельные категории пассажиров.

"Это есть в самом договоре – осуществлять бесплатный проезд отдельных категорий граждан, предоставлять им льготы по проезду в соответствии с законодательством РК, – возразили чиновники. – Перевозчики обязаны возить детей по льготам, это написано в правилах осуществления пассажирских перевозок. Мы в этом судебном заседании рассматриваем именно относительно договоров. У нас основанием явилось то, что перевозчики не исполнили условия договора и сам закон, который регулирует эти отношения, об автотранспорте".

"А где в договоре прописана обязанность перевозчика бесплатно возить детей и пенсионеров? Где написано, что они по детям должны? Просто назовите, и все, – попросил Дамир Абдугалиев. – В договоре написано, что автоперевозчики обязаны осуществлять иные льготы по оплате проезда в соответствии с законодательством РК".

Он несколько раз попросил истца назвать, в каких законах прописано это обязательство, но представительница ГУ "Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска" призналась: сейчас этого сделать она не может. Заявила только, что якобы обязанности перевозчиков вытекают из прав пассажиров, но судьи поправили – эта связь действует далеко не всегда.

"Могу подготовиться и привести (ссылки на закон. – Прим. авт.), мы считаем законным решение, вынесенное судом первой инстанции. У нас отношения урегулированы договором, который должен был исполняться перевозчиками. Кроме того, раз льгота установлена законодательством, она не требует конкретизации в договоре, как пишут ответчики, и не требует определения источников финансирования", – заявили еще раз истцы.

Они настаивали, что автоперевозчик ТОО Voska к тому же якобы нарушал регулярность маршрутов, но доказательства тому также представить не смогли. В этой связи для всестороннего исследования дела судья дал ГУ "Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска" время подготовиться до 27 февраля, написать ссылки на действующее законодательство с обоснованием своей правоты, более того, пригласить на судебное заседание Центр управления пассажирскими перевозками Усть-Каменогорска. Также Дамир Абдугалиев призвал стороны рассмотреть возможность урегулирования спора по мировому соглашению.

Как быть?

Председатель Ассоциации автоперевозчиков ВКО Николай Масич рассказал inbusiness.kz, что акимат города на самом деле осознает: льготы имеют право на существование только в случае компенсации перевозчиками разницы в стоимости льготного проезда. Кроме того, по его словам, нет законов, которые бы обязывали перевозчиков предоставлять на безвозмездной основе льготный проезд детям в возрасте от семи до 15 лет.

"А вот Закон РК "Об образовании" обязывает местные исполнительные и представительные органы обеспечить льготный проезд вышеназванной категории лиц", – добавил он.

По его словам, из-за отсутствия субсидий общегородская регулярность движения на автобусных маршрутах Усть-Каменогорска снизилась с 92% в 2017 году до 79,47% в 2019 году, а с начала текущего года она упала до 75%.

Согласно официальной статистике, ежегодно автобусы Усть-Каменогорска перевозят до 40 млн пассажиров.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться