Какие ограничения и преференции есть у государственных операторов, что подразумевает под собой статус единого оператора и зачем нужно их регулировать – об этом в интервью специально для Inbusiness.kz с заместителем председателя агентства по защите и развитию конкуренции Болатом Самбетовым.
– Болат Куанышбекович, для чего нужно регулировать операторов?
– Для начала давайте определим, кто такие операторы и их функции, как должно быть. Предпринимательский кодекс Казахстана дает равные возможности всем субъектам рынка на ведение предпринимательской деятельности. Государство вправе ограничивать конкуренцию только в тех сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентной основе может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения. Это, например, производство документов, удостоверяющих личность, диагностика особо опасных болезней животных, экспертные работы при государственной регистрации лекарственных средств и другие. И в таких сферах государство обладает исключительным правом вести деятельность путем введения государственной монополии.
Деятельность субъектов госмонополии жестко регламентирована и сопровождается рядом ограничений, их нарушение влечет административную ответственность. Основные ограничения – тарифное регулирование, запрет на осуществление иной деятельности, компенсация упущенной выгоды субъектам рынка, занимавшимся производством, продажей или пользовавшимся этим товаром до введения государственной монополии.
Вместе с тем на уровне отраслевого законодательства сложилась практика предоставления исключительных прав путем создания различного рода единых операторов. По своей сути единые операторы – это те же субъекты государственной монополии, но на их деятельность не распространяются ограничения института госмонополии. Отсутствие регулирования деятельности единых операторов несет высокие риски злоупотребления своим положением, что может негативно влиять на смежные товарные рынки.
Глава государства поставил перед агентством задачу по проведению анализа целесообразности и формированию механизма государственного регулирования деятельности государственных и частных операторов. Соответствующие поправки включены в число ключевых направлений законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции".
– Можете перечислить государственных операторов?
– По итогам анализа агентство установило наличие 51 оператора, из них 47 – субъекты квазигосударственного сектора. Наиболее известными, что называется, на слуху у всех, это АО "Центр международных программ", являющееся оператором стипендии "Болашак", АО "ҚазАвтоЖол", оператор по организации процесса строительства и управлению дорогами, АО "НК "Қазақстан темiр жолы", оператор магистральной железнодорожной сети.
– За счет каких средств идет функционирование операторов?
– Большинство операторов функционирует за счет государственного бюджета, это обусловлено тем, что они выполняют специфические задачи, где основным потребителем услуг выступают государственные органы. Например, оператор учета государственного имущества, АО "Информационно-учетный центр" ведет учет государственного имущества и управляет активами территориальных подразделений комитета госимущества.
Вместе с тем есть операторы, потребителями которых выступают бизнес или население. Это оператор маркировки АО "Казахтелеком", оператор лотереи АО "Сәтті Жұлдыз", оператор телерадиовещания АО "Казтелерадио".
– Как будут регулироваться операторы?
– С точки зрения конкурентной политики институт государственной монополии является оптимальным, поскольку обеспечивает баланс интересов бизнеса и государства. С одной стороны, создание госмонополий возможно, но в то же время сложно и затратно, поэтому государство редко пользуется этим правом.
Принимая во внимание эти принципы, агентство предлагает распространить механизм регулирования государственных монополий на субъектов, наделенных исключительными, специальными правами (ИСП). По нашему мнению, данный алгоритм значительно усложнит практику создания новых и поможет урегулировать деятельность уже созданных операторов.
Поскольку в законодательстве субъекты, наделенные ИСП, имеют различные варианты названий (единый оператор, оператор, уполномоченная организация, центр и др.), будет введен реестр для их учета как регулируемых субъектов.
Своим решением антимонопольный орган будет включать в реестр операторов в случае, если у них есть исключительные или специальные права на уровне нормативно-правовых актов. Данная мера не позволит разработчикам манипулировать терминами при создании субъектов, наделенных ИСП.
В случаях, когда реализация поставленных задач невозможна за счет ресурсов государства или в случае нецелесообразности выделения государственных средств), то на конкурсной основе (раз в 5 лет) будет допускаться наделение субъектов частного предпринимательства исключительными правами.
На наш взгляд, лучшим решением проблемы операторов является периодический анализ товарных рынков. Экономика – это гибкая и быстро меняющаяся среда, внедрение новых технологий снижает барьеры входа на рынки многим предприятиям. То, что раньше было под силу только государству, постепенно становится возможным и для частного бизнеса. И в этом плане приватизация операторов во многих случаях не решает проблему, так как на место государственного придет частный оператор. Результатом анализа должна стать ликвидация института ИСП с одновременным применением мер государственного стимулирования для привлечения на данный рынок частных субъектов рынка. В этом случае исключается возможность появления частных монополий.
Также в рамках законопроекта по развитию конкуренции, для обеспечения подотчетности обществу, операторы и субъекты государственной монополии будут отнесены к организациям публичного интереса, то есть они будут обязаны публиковать сведения об учредителях и финансовую отчетность.
Таким образом, регулирование субъектов, наделенных ИСП, будет осуществляться на следующих принципах: ценовое регулирование уполномоченным органом, по согласованию с антимонопольным органом; запрет на участие в других юридических лицах; запрет на иную деятельность; публичность и открытость информации; возмещение упущенной выгоды действующим участникам рынка при наделении субъектов ИСП; отлагательный период для подготовки действующих субъектов рынка (6 месяцев до вступления законодательной нормы в силу); наличие реестра; конкурсный отбор субъектов частного предпринимательства раз 5 лет; ежегодный анализ в целях демонополизации.
– Какие операторы будут лишены статуса?
– Вопрос лишения статуса мы прорабатывали совместно с правительством и НПП "Атамекен", деятельность каждого субъекта тщательно анализировалась, в первую очередь, на предмет целесообразности наделения субъекта исключительными правами, исходя из наличия на рынке других субъектов, способных оказать те же услуги, что и оператор. Например, АО "Национальный центр по управлению персоналом государственной службы" является оператором по техническому обеспечению процедур тестирования государственных служащих (кандидатов), администратором единой информационной системы по персоналу государственной службы. В то же время рынок услуги по организации компьютерного тестирования и сопровождению информационных систем в настоящее время достаточно развит.
В связи с этим предлагается упразднить институт единого оператора, исключив соответствующие нормы из законодательства о государственной службе. После будет рассмотрен вопрос приватизации субъекта.
В целом по итогам анализа было предложено лишить операторского статуса 9 субъектов:
- ТОО "Астана ЕРЦ" – единый оператор по формированию единого платежного документа коммунальных услуг;
- ТОО "Региональный центр государственно-частного партнерства Кызылординской области" – оператор консалтинга в сфере ГЧП;
- АО "Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства" – оператор в области ЖКХ;
- АО "Национальный центр по управлению персоналом государственной службы" – оператор по техническому сопровождению процедуры тестирования государственных служащих;
- РГП на ПХВ "Республиканский центр электронного здравоохранения" – оператор статистики в области здравоохранения;
- АО "Центр развития трудовых ресурсов" – оператор в области социально-трудовой сферы;
- ТОО Kazakhstan Project Preparation Fund – оператор консалтинга в сфере ГЧП;
- АО "Информационно-аналитический центр нефти и газа" – оператор по мониторингу выполнения недропользователями обязательств по закупкам товаров у казахстанских производителей, привлечению казахстанских кадров, привлечению независимых экспертов для экспертизы базовых проектных документов в сфере недропользования по углеводородам;
- АО "КОРЭМ" – оператор централизованных торгов электрической энергией.
– Как лишение статуса операторов скажется на ценах для потребителей?
– Лишение статуса оператора означает, что у этих предприятий не будет больше исключительных прав и они будут осуществлять свою деятельность на общих основаниях, а не на основе договора, заключенного из одного источника, это привилегия статуса оператора. Они будут участвовать в закупках наравне с другими субъектами предпринимательства. Это даст возможность бизнесу поставлять товары, работы и услуги на конкурсной основе.
Таким образом, лишение статуса оператора ведет к установлению рыночных цен, основанных на уровне спроса и предложения. Проще говоря, в перспективе цены должны снизиться, а качество услуг – улучшиться.
– Какой объем госзакупок станет доступным для МСБ?
– После реализации рекомендаций по упразднению 9 операторов в конкурентную среду будет передано 3,5 млрд тенге.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что мероприятия по дальнейшему сокращению численности операторов предусмотрены и Национальным проектом по развитию предпринимательства. Согласно Нацпроекту, до 2025 года за счет сокращения количества единых операторов в конкурентную среду будет передано порядка 42 млрд тенге.
Майра Медеубаева