Генеральный директор медиахолдинга ATAMEKEN BUSINESS Канат Сахария пообщался в виртуальном формате с участниками Enactus Kazakhstan. Слушатели – школьники и студенты – закидали спикера вопросами.
Критерий успешности проекта
"Канат Акылбаевич представляет Казахстанский Медиа Альянс по городу Нур-Султану, очень сильно переживает за медиасферу, всегда активен в различных проектах, которые касаются медиарынка. Имеет большой опыт работы в СМИ. Возглавлял телеканал КТК, руководил Қазмедиа орталығы", – представила гостя модератор онлайн-беседы – директор информационного агентства inbusiness.kz Мира Халина.
Общение со студентами и школьниками медиаменеджер начал с того, что рассказал о проекте Atameken Business – виртуальном ведущем i-Sanj.
Канат Сахария: "Это наш уникальный проект – виртуальный ведущий. Нам с ним помог известный актер Санжар Мади – стал прообразом для i-Sanj.
Впервые в Казахстане использовались технологии искусственного интеллекта и машинного обучения для телеэфира. Если вы помните, первый виртуальный ведущий появился в Казахстане, потом были попытки в некоторых странах, но там это, в общем-то, не прижилось. Поэтому мы с удовольствием и гордостью говорим о том, что наш виртуальный ведущий второй год "живет" и успешно работает в эфире телеканала. По просмотрам на сайте и YouTube видно, что он популярен. Я очень люблю такое выражение, как follow the money. Если деньги показывают рост, значит, проект успешен.
Сейчас с нашими разработчиками мы работаем над тем, чтобы он разговаривал и на казахском языке. Проблема в том, что, к сожалению, казахский язык полностью не оцифрован для использования его в машинном обучении. Нужно, чтобы артикуляция виртуального ведущего соответствовала произношению на казахском языке. Мне показывали первые записи, они не очень мне понравились, потому что слышится "металлический" голос. Когда сможем снизить уровень искусственности в голосе, тогда запустим виртуального ведущего на казахском языке.
Технологии развиваются, поэтому каждая медиакомпания должна уделять большое внимание новому – виртуальному ведущему, мессенджерам и соцсетям, использованию QR-кодов для интерактивности телевидения".
Как работать в разных соцсетях
"Насколько быстро вы обрабатываете информацию, создаете контент для своих страниц в соцсетях и какими методами пользуетесь для увеличения количества слушателей и подписчиков?" – зачитала модератор вопрос от участника.
К. С.: "В вопросе обработки информации мы придерживаемся принципа римских легионеров: скорость важнее силы, точность важнее скорости. Если кто-то не знает, запишите, этот слоган вам очень пригодится в жизни. Для нас скорость является очень важным инструментом. Поэтому задача перед SMM-отделом стоит именно такая – обеспечить максимально быстрое сообщение новости в социальных сетях. В Telegram-канал стараемся сделать это моментально, Instagram и Facebook всегда требуют доработки в виде добавления видеоконтента или вижуала – картинок, фотографий.
Что касается методов работы в соцсетях. Самое главное – нельзя нагружать одного человека работой в нескольких соцсетях, надо разделить максимально работу по соцсетям на несколько человек. Потому что аудитория в "Инстаграме" отчается от аудитории в "Фейсбуке", работа в "Телеграме" кардинально отличается от работы в "Инстаграме" и "Фейсбуке". Важно, чтобы за каждым каналом был закреплен главный редактор.
Методов работы в соцсетях очень много – это и таргетинг, и кросс-промо, и др. Мы используем видеонарезки с подстрочной информацией к видео, потому что не каждый человек включает звук на своем телефоне".
О помощи медиа в кризис
"Как карантин повлиял на ваш бизнес?" – таким был следующий вопрос.
К. С.: "Рекламные доходы у нас упали примерно на 40%. Руководители телеканалов и сайтов написали в свое время коллективное письмо на имя президента о том, что нам нужна поддержка. Президент с пониманием отнесся к нашей сложной ситуации: нас освободили от налогов по фонду оплаты труда до конца года, дали освобождение от платы за трансляцию сигнала на Казтелерадио, для нас это очень большая помощь. За это выражаем благодарность нашему правительству.
Как я и говорил, рекламодатели в первую очередь срезают расходы, связанные с пиаром, маркетингом, то есть со всеми непроизводственными процессами. Поэтому мы тоже очень сильно пострадали. Но сохранили коллектив, никого не сократили, не урезали заработную плату. Большая благодарность нашим акционерам, которые взяли всю финансовую нагрузку на себя".
О журналистских расследованиях
"Как Вы относитесь к расследовательской журналистике? Почему этот жанр у нас только начинает развиваться?" – прозвучал вопрос одной из участниц.
К. С.: "Это очень важный сегмент журналистики вообще и в том числе телевизионной журналистики. Согласен с мнением, что этот жанр недостаточно развит. Причины разные.
На нашем телеканале есть несколько программ, связанных с расследованием различных кейсов. Например, Константин Харламов в программе "Наше дело" еженедельно поднимает очень сложные вопросы бизнеса, экономики. Эти темы – это наша направленность, ниша. Есть вопросы, связанные с политическими и социальными вопросами, и вот там гражданская журналистика тоже должна развиваться в сторону расследовательской.
Я рад, что есть такой запрос у нашей молодой аудитории на такие сложные жанры".
Не переводной, а оригинальный
"Вы собираетесь внедрить казахский язык в свои передачи. В школе нам говорили, что информации на казахском языке меньше 8%. Возникнут ли у вас проблемы из-за этого и будет ли таким большим спрос казахоязычной аудитории?" – спросила слушательница.
К. С.: "Когда я говорил про казахский язык, это относилось к нашему виртуальному ведущему. Для него нужно оцифровать каждую букву, каждый звук. Казахский язык не оцифрован. Было несколько попыток сделать соответствующую базу данных. Цифровые голоса есть на русском, английском языках. На казахском – нет, это страновая проблема. Наши разработчики сейчас казахские звуки оцифровывают, чтобы мы могли через машинное обучение синтезировать виртуального ведущего с визуальной графикой. Так как цифровой русский язык был доступен, мы сразу создали виртуального ведущего на русском языке. В ближайшем будущем должен появиться виртуальный ведущий, который будет говорить на казахском языке.
По поводу объема информации на казахском языке, я с вами согласен. Эта картина объективная, потому что казахский язык только набирает обороты и становится более популярным с каждым годом. Но в любом случае в мировом масштабе новые идеи формируются пока в основном на английском. Научно-практическая база сейчас больше развита в западных странах – там формируются новые смыслы, книги, идеи.
Вообще, хотел бы отметить, что мы деловой портал, на котором есть контент на казахском языке – не переводной, а оригинальный. На других деловых сайтах вы не встретите, есть кое-где, но он переводной.
Вот спрашивали, почему у нас контент на казахском и русском различается. Потому что у нас две оригинальные редакции, и русская в этом смысле не доминирует, журналисты казахской редакции сами формируют информационную повестку".
Виртуальный или реальный?
"В ближайшие пять-десять лет дикторы будут не нужны, если уже есть виртуальный ведущий?" – озвучила модератор вопрос от студента.
К. С.: "В ближайшие пять-десять лет произойдет очень интересная трансформация медиа и телевидения.
Никогда виртуальный ведущий не сможет заменить ведущего в эфире – опытного человека. Почему? Потому что телевидение в большей степени продает эмоции, а не информацию. Это главное правило. А сайты и новостные порталы продают информацию. Посмотрите зарубежные новостные каналы, там ведущих называют якорями – за них "цепляется" телезритель. Образ телеведущего очень важен. Этот человек должен быть не просто "говорящей головой", он должен уметь формировать повестку, он должен сам писать, сам формировать выпуск новостей и преподносить это телезрителю. Это живая подача, как диалог, как рассказ лучшему другу о том, что сейчас происходит. Виртуальный ведущий, конечно же, не сможет сформировать все эти аспекты.
Поэтому в будущем в любом случае ведущие-люди останутся, но и виртуальные ведущие начнут все больше появляться, технологии будут позволять это делать. Знаете же, есть много приложений, где лицо человека старится или, наоборот, становится молодым. Известных актеров в фильмах молодят до такой степени, что они становятся неузнаваемыми, просто "детьми". Цифровые технологии могут преображать человека как угодно. Не удивляйтесь, когда увидите какого-то человека, который говорит непонятные вещи. Просто кто-то взял образ и наложил звук. Фейкньюс выходят на первый план, потому что человек этого даже не говорил, а "хакеры", которые этим занимаются, могут сделать такое из человека, что вообще не понятно, это правда или нет".
О "черных метках" и общественном порицании
"Вы недавно с Арманжаном Байтасовым обсудили вопросы медиарынка и затронули разработку кодекса этики журналиста. За что СМИ могут получить "черную метку" и какую ответственность понесут СМИ за нарушение этого кодекса?" – спросила участница эфира.
К. С.: "Здесь самое главное, что сфера медиа очень тяжело регулируется нормативно-правовыми актами, она настолько разнообразная, что предусмотреть всю палитру возникающих в медиа споров очень трудно. Наша работа часто лежит в области "нравится – не нравится", "я считаю, мое мнение…" – это вопросы субъективного характера. Поэтому во многих странах принимаются некоторые этические нормы – как можно, как нельзя. Они не прописываются в законах, но отрасль принимает их как неписаные правила. Мы назвали это "базовые принципы медиа в Казахстане", там не только этические нормы, но и вопросы создания комитета по разрешению споров в медиаиндустрии, взаимодействия редакции и собственника медиа.
Мы действовали по принципу "если сами не утвердим внутренние правила работы, то за нас их утвердит кто-то сверху". А мы, как отрасль, конечно, не хотим, чтобы кто-то сверху диктовал нам, как работать, потому что мы стараемся оправдать высокое звание четвертой власти. Если мы внутри сообщества сможем договориться о внутренних правилах взаимодействия и этических нормах, то это будет очень большой шаг и к демократии, и к развитию расследовательской журналистики, и к свободе слова.
По поводу "черных меток", разрешения споров и санкций. Будет создан комитет по рассмотрению споров из числа авторитетных деятелей гражданского общества, и он не будет карательным органом, который может что-то запретить или разрешить. Он будет говорить, соответствуют ли действия той или иной редакции, того или иного журналиста базовым принципам медиа. Если нет, то это значит, что эти медиа, этот журналист не заслуживают уважения, авторитета, их мнение не может рассматриваться как авторитетное. Здесь многое связано с такими понятиями, как репутация, имидж, совесть. Для развитого общества общественное порицание является очень сильным наказанием. В таком ключе и будет работать комитет по рассмотрению споров.
Мы в редакции уже утвердили редакционную политику, все наши журналисты с ней ознакомлены. Этот документ у нас открытый, каждый член команды может вносить предложения по изменению. Хочу, чтобы это было настоящим рабочим документом, инструкцией к действию. Чтобы, когда молодой член команды присоединяется к нашему коллективу, он мог понять дух и культуру нашей компании – что будет называться правильной практикой журналиста, а что будет выходить за нормы нашей работы".
О собственном бизнесе
"Как Вы начинали свой бизнес?" – поинтересовался кто-то из участников беседы.
К. С.: "Я не являюсь классическим бизнесменом. У меня есть бизнес, но он небольшой, связан с диджитал-маркетингом. Я изначально являюсь медиаменеджером – наемным работником в этой сфере.
Я родился в Советском Союзе, вырос в перестроечный период, потом попал в рыночную экономику. В детстве очень любил биологию, это был мой любимый предмет, потом это все переросло в медицину – учился в медицинском вузе. Когда окончил его, у меня была молодая семья, ребенок на руках. А работы не было. И это была катастрофа. Возможности зарабатывать не было. Пришлось сильно трансформироваться, получить несколько образований – юридические, финансовое, делового администрирования, чтобы постоянно адаптироваться к меняющимся условиям.
У меня не было стартового капитала. Мои родители – педагоги, мама была директором школы, папа – преподавателем зооветеринарного института. Ничего связанного с бизнесом у меня не было, не было даже в голове понятия и модели, что можно чем-то таким заниматься. Это были "дикие" 90-е.
Я выбрал для себя стратегию построения карьеры в области медиа. По этой линии и иду. Потом уже, конечно, создавал собственные бизнесы, в том числе не связанные с медиа. У меня была сеть аптек, бутики детской одежды и обуви во всех торговых центрах. Но сейчас я отошел ото всех этих вещей и больше сконцентрировался на собственном бизнесе, связанном с диджитал-маркетингом. Мне очень интересно все, что связано с соцсетями, пиаром, маркетингом".
Не надо бояться начинать и падать
"Какие советы Вы можете дать ребятам, которые тоже хотят развиваться в диджитал-маркетинге?" – спросила гостя одна из слушательниц.
К. С.: "Не надо ничего бояться, надо брать и делать. Что я замечаю во всех стартапах, начинаниях: люди боятся сделать первый шаг, решительный шаг, изменить свою жизнь, начать дело. Потому что все представляют себя где-то в будущем в конечной точке. Есть мысль: хочу создать компанию в диджитал-маркетинге, развиваться, и ты себе ставишь большую цель. И в какой-то момент возникает мысль: наверное, я не смогу. Для преодоления страха неопределенности есть очень хороший инструмент и даже философия – принцип одной минуты из Кайдзен. Надо посвящать какой-то идее, делу как минимум одну минуту в день. Звучит немного странно, но хитрость в том, что если ты сможешь посвящать одну минуту, то рано или поздно достигнешь совершенства в этом. Потому что одной минутой ограничиться невозможно, вы будете погружаться в свое дело. Поэтому просто начните.
Не бойтесь начинать, делайте. Не бойтесь разорений, падений. Это не мои фразы, это опыт великих бизнесменов прошлого, которые падали, поднимались и в итоге стали лидерами.
Диджитал-маркетинг – это очень интересная сфера. Это сфера будущих коммуникаций, будущих медиа, там просто огромное поле для развития. Это творчество, совмещенное с технологическими возможностями. Очень интересная сфера. Желаю вам удачи в ней!"
Поворот на авторское мнение
"Какие кадры нужны в журналистике?" – прозвучал очередной вопрос.
К. С.: "В журналистике сейчас приоритет отдается людям, которые являются профессионалами в той или иной области знаний – экономике, финансах, юриспруденции, экологии, сельском хозяйстве, социологии и т. д.
В профессиональном сообществе идет дискуссия, а нужны ли факультеты журналистики вообще. Потому что сейчас вопрос не стоит – написать грамотно и красиво. Социальные сети это поломали. Сейчас каждый блогер пишет "что попало" и "как попало", и это часто залетает в аудиторию, потому что у этих блогеров есть собственная позиция, собственное мнение и знания в какой-то сфере.
Журналистика претерпевает изменения, происходит поворот на экспертность, на авторское мнение. Поэтому необходимо обладать компетентностью и знаниями в том, что вам интересно по-настоящему. А навыки журналиста можно получить, необязательно для этого четыре года учиться.
Журналистика – это же не просто профессия, это призвание. Когда ты не равнодушен, у тебя обостренное чувство справедливости, когда ты хочешь изменить мир к лучшему. Это призвание. Поэтому станьте экспертами в чем-то, а потом сможете овладеть навыками в журналистике".
"Думаю, получилась очень качественная беседа, ребятам было интересно послушать. Канат Акылбаевич, спасибо!" – подвела итог Мира Халина.
Елена Тумашова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!