Казахстан стал крупнейшим в мире производителем льна

18908

Расширение посевных площадей увеличило валовый сбор культуры до рекордных объёмов в условиях отсутствия госсубсидий, большой потенциал таит в себе экспорт в Китай.

Казахстан стал крупнейшим в мире производителем льна

Тихо и незаметно отечественные производители льна в текущем году собрали рекордный урожай. Это впервые сделало Казахстан крупнейшим в мире производителем данной культуры. Примечательно, что результат достигнут в отсутствие поддержки со стороны государства. Об этом inbusiness.kz сообщили в исследовательском бюро "Зерновые&Масличные. Казахстан".

Валовый сбор льна в Казахстане в текущем году превысил 700 тыс. тонн. Более того, теперь отечественные производители наравне с Россией начинают задавать тренд на мировом рынке масличного льна. К слову, казахстанский лён на пару с российским уже потеснил позиции Канады на рынке Бельгии – крупнейшего импортёра льна-кудряша в мире.

"На сегодня российский и казахстанский лён стал своего рода ценообразующим фактором. Канада почти ушла с рынка Бельгии, мы пополам с Россией закрываем потребность импорта этой страны, в большей степени Россия – 60 процентов", – рассказал inbusiness.kz руководитель бюро, Виктор Асланов.

За январь-август 2018 года экспорт льна в Бельгию составил 99 тыс. тонн на сумму 31,8 млн долларов, свидетельствует статистика Комитета государственных доходов (КГД) Министерства финансов РК. Вторым крупным покупателем казахстанского льна стала Польша (39 тыс. тонн на сумму 12,3 млн долларов); третьим – Афганистан – 27 тыс. тонн стоимостью 8,4 млн долларов. Совокупный экспорт за отчётный период составил 219 тыс. тонн, или 72 млн долларов в денежном эквиваленте.

Рекордный сбор культуры связан с ростом посевных площадей по льну-кудряшу, которые, если верить Комитету по статистике, в этом году перевалили за 1 млн га. Причём лён уходит на экспорт как официально, так и в серую, добавляет Асланов.

"Бывают перетоки, россияне его покупают и продают как свой товар. Но что очень важно, до 30 процентов доходит наша доля азиатского рынка. Это наши ближайшие соседи. В Узбекистане знаменитый плов приобретает необычайный вкус, если в него добавить так называемый зегир (льняное масло). Вкусный, полезный, диетический. Он стал очень много потребляться в Узбекистане", – поясняет природу спроса на казахстанский продукт эксперт.

Если говорить о потреблении льна внутри Казахстане, то спрос невелик.

"В прошлом году у нас было произведено 27 тысяч тонн масла льняного, из них 22 тысячи экспортировано, практически всё – в Китай. Около пяти тысяч остались на рынке, если как-то в серую не ушли", – поясняет Асланов.

Производство льна в Казахстане не субсидируется, выращивают эту культуру в основном в Северо-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областях, подчёркивает собеседник inbusiness.kz. Говоря о мировых ценах на эту культуру, эксперт отмечает, что глобальным индикатором является цена в бельгийском порту Гент, через него проходит основная часть российского, канадского и казахстанского льна. Причём большая часть произведённого льна, по его данным, уже законтрактована.

"Средняя цена по году держалась в коридоре 420-435 долларов за тонну. Это с условием поставки уже в порту. Ещё весной подписываются контракты с фермером. Мы по старинке называем это "сеять под заказ", – акцентирует Асланов.

Достигнутый показатель далеко не предел возможностей. И помощь государства в вопросах открытия для отечественных производителей китайского рынка позволила бы ускорить диверсификацию в экспортной линейке сельхозпродукции. Сейчас отечественные производители экспортируют в КНР только льняное масло, но не семена.

"Обыватель может сказать, что и хорошо, масло – продукт с добавленной стоимостью. Но наши многолетние наблюдения говорят, что продукт с добавленной стоимостью – это всегда эфемерная цель, не всегда там есть добавленная стоимость. Нельзя лишать покупателя выбора. Например, посмотрите ситуацию по рапсу. Протокол по нему с КНР не подписан, хотя наш рапс идёт туда через Монголию. Крюк делает – и попадает в КНР. Они его очень любят, именно семена. Почему? Потому что культура потребления рапсового масла в Китае такова: они очень любят масло, произведённое в местных, ручных мельницах, для них это деликатес. Поэтому продвижение семян на китайский рынок – это важно для дальнейшей диверсификации", – констатирует эксперт.

Айгуль Тулекбаева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться