Из Казахстана все больше уезжает молодых специалистов, восполнять пробел становится труднее, фактор "утечки мозгов" серьезно влияет на экономические и социальные перспективы республики, констатировали в ходе обсуждения на площадке аналитической группы "КИПР" эксперты.
Согласно последним данным Комитета по статистике МНЭ, в 2018 году из Казахстана выехало 41,9 тыс. человек, а прибыло 12,8 тыс. человек.
Сальдо внешней миграции сложилось в отрицательном значении (-29,1 тыс.). В СНГ уехало более 37,7 тыс. человек, в другие страны – свыше 4,1 тыс., прибыло из стран содружества 10,1 тыс., из других стран – 2,7 тыс. человек.
Количество покинувших страну по сравнению с 2017 годом выросло на 11%, прибывших снизилось на 18%.
На постоянное место жительства за границу уехало 14,4 тыс. человек, по трудовому договору – 221, на ПМЖ в Казахстан прибыло 7,4 тыс., по трудовому договору – 68, по учебе – 73, а по другим причинам – 3,4 тыс. человек.
Способ расширения возможностей
За последние 10 лет, согласно официальной статистике, Казахстан покинуло более 300 тыс. человек. С 2012 года наблюдается отрицательное сальдо миграции, больше всего уезжают представители славянских этносов, 70% уезжающих – люди трудоспособного возраста.
Главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК Ирина Черных отметила, что в ситуации, когда практически во всех странах Центральной Азии разрушена система социальных лифтов, миграция – один из способов для расширения жизненных возможностей, повышения своего статуса, ускорения восходящей социальной мобильности, самореализации.
При этом Россия остается наиболее привлекательной страной для внешней миграции, в последние годы она формирует себя и как центр притяжения для образовательной миграции.
По ее словам, усиление конкуренции за квалифицированные трудовые ресурсы в рамках ЕАЭС, стимулирующее рост эмиграции высокопрофессиональных кадров из Казахстана в Россию, обостряет для Казахстана риск снижения качества человеческого капитала.
"Статистические данные наглядно свидетельствуют, что в последние годы в Казахстане наблюдается рост эмиграционного потока. На фоне увеличения численности населения в стране тревожными являются две тенденции: увеличение молодежной эмиграции из Казахстана и снижение качества человеческого капитала в Казахстане, "утечка мозгов", в том числе молодых людей, продемонстрировавших свой профессионализм и таланты", – сказала Ирина Черных.
Молодежь голосует ногами
Молодежь составляет более 25% от общего числа выехавших из Казахстана.
Уровень эмиграционной мобильности лиц с высшим образованием достаточно высок – в 2017 году лица с высшим образованием, 11290 челове,к составили 29,9% из общего числа выехавших из Казахстана, то есть почти каждый третий-четвертый эмигрант имел высшее образование. Из общего числа въехавших в страну высшее образование имели 2736 человек, или всего 17,5%, то есть каждый шестой.
Система миграционного надзора, принятая в Казахстане, практически не позволяет фиксировать эмиграцию лиц, если они не оформили выезд из Казахстана на ПМЖ, заметила Ирина Черных.
Например, в 2016/17 учебном году по образовательным программам высшего образования в России обучалось более 64 тыс. казахстанцев, значительная часть из них уже не вернется в страну, констатировала эксперт.
Она также назвала факторы, определяющие миграционные настроения. Это ухудшение социально-экономической ситуации в стране; психологический дискомфорт, определяемый языковым вопросом; неуверенность в стабильности политической ситуации, активная политика ряда соседних стран по привлечению мигрантов; относительная "слабость" казахстанского гражданства.
Специфические факторы, определяющие поведение молодых квалифицированных профессионалов: стремление получить более качественное образование; желание самореализоваться и выстроить успешную карьеру; политика ряда стран по поддержке образовательной миграции.
Факторы миграционных настроений
Удерживающими факторами, по словам Ирины Черных, являются хорошо оплачиваемая работа, профессиональная востребованность и репутация, отсутствие материальной базы для переезда, работы за рубежом, риск не найти работу по специальности, наличие своего бизнеса и жилья в Казахстане, страх выхода из зоны комфорта, страх неизвестности, боязнь снижения социального статуса и уровня жизни.
Выталкивающими факторами, по словам эксперта, является коррупция во всех сферах и на всех уровнях, отсутствие чувства безопасности, неуверенность в будущем, в том числе будущем детей из-за невнятной государственной политики, бюрократия на всех уровнях, безнаказанность и безответственность чиновников, неэффективное государственное управление и неэффективность реформ, сужение русскоязычного сегмента в обществе, низкий уровень заработной платы, невозможность приобрести жилье.
По словам Ирины Черных, молодые казахстанские профессионалы в силу определения достаточно четко понимают ситуацию в стране, рассматривают ее комплексно и выстраивают свою жизненную стратегию в соответствии с этим анализом.
Перемены системного характера
Ключевым моментом этих стратегий, как показали опросы, является понимание того, что ситуация в Казахстане может быть изменена только на системном уровне, никакие отдельно предпринимаемые "точечные меры" не дадут эффективного результата и, соответственно, не способны изменить решение того или иного человека эмигрировать.
Политолог Марат Шибутов заметил, что Казахстан является трудодефицитной страной. Он заметил, что, по статистике, в 2018 году казахстанцы из стран ЕАЭС больше всего ездили работать в Россию – 111464 человека, или 99,63%, в Армению – 29 человек, или 0,03%, в Беларусь – 381 человек, или 0,34%.
В России также большое число студентов вузов – до 80 тыс. человек, колледжей – 2-3 тыс., 57 тыс. живут по РВП, 33 тыс. живут по ВНЖ.
Также растет нелегальная трудовая эмиграция из Казахстана в Южную Корею. Известно о 11561 нелегальном мигранте из Казахстана в этой стране, в 2017 году их было 7217, в 2016 году – 3238.
Таким образом, сейчас сложились два основных направления эмиграции казахстанцев – в Россию на легальных основаниях и в Южную Корею на нелегальных, сказал г-н Шибутов.
Значительные финансовые потери
Координатор проектов общественного фонда "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" Ольга Симакова заметила, что хотя процессы перемещения населения происходят не в ущерб самому важному демографическому показателю – конечной численности населения, но возникает вопрос: тот ли это показатель?
По ее словам, тревожный индикатор благополучия общества – то, что каждый третий из тех, кто хотел бы эмигрировать из страны, испытывает неуверенность и беспокойство о будущем своей семьи.
Политолог Ерлан Смайлов заметил, что миграция – естественное явление, и Казахстан продолжат покидать люди, так как это естественные общемировые процессы. Он привел данные исследования McKinsey Global Institute (MGI), что международные мигранты, а свыше 90% из них переехали по экономическим причинам, составляют всего 3,4% от населения мира, однако их вклад в глобальный ВВП достигает порядка 10%.
"В каждого выезжающего инвестированы значительные ресурсы – в здравоохранение, образование, профессионализацию, безопасность. Кроме того, каждый эмигрант экономически активного возраста имеет значительный экономический потенциал как работник, потребитель, плательщик налогов. В сумме все это складывается в значительные финансовые потери", – заключил Ерлан Смайлов.
Аскар Муминов