Kazmintech Engineering: "В незаурядных проектах мы проявляем инженерную мысль более широко"

5058

В компании рассказали о текущих кейсах проектирования, где требуется наиболее оригинальный подход.  

Kazmintech Engineering: "В незаурядных проектах мы проявляем инженерную мысль более широко"

Проектная компания Kazmintech Engineering продолжает расширять границы своих компетенций, проектируя необычные новые проекты. О том, какие сложности при этом ей приходится преодолевать, рассказал в интервью заместитель директора по проектным работам Алексей Карякин. 

– Алексей Борисович, расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых проектах, которые сейчас разрабатываются Kazmintech Engineering.  

– Сейчас у нас довольно много таких проектов. Они незаурядны для нас и наших заказчиков. Но хотелось бы выделить несколько, в которых мы проявляем нашу инженерную мысль более широко. Это проектирование надшахтного технологического комплекса ствола на одном из рудников Казахстана, завода атмосферного выщелачивания, реконструкции существующего склада хлора металлургического комбината, разработка проектной документации для контейнерного терминала для отгрузки готовой продукции и подготовка ТЭО отработки запасов руд подземного рудника в России. 

К примеру, возьмем проект разработки надшахтного технологического комплекса над стволом на одном из казахстанских горно-обогатительных комбинатов. Задача у нас стоит такая, что необходимо выполнить башенный копер – здание, в котором происходит поднятие материалов из ствола шахты. Само здание представляет собой металлическую конструкцию с размерами в плане 24 на 24 метра, высотой 80 метров. Сложность в том, что у нас в Казахстане из металлоконструкций такого рода сооружение еще никто не выполнял. Как правило, такие сооружения выполняют из железобетона. Это один из первых таких проектов на территории страны. Дополнительным вызовом является то, что у нас две подъемные машины устанавливаются на высоте 60 метров внутри этого здания, каждая оснащена двумя скипами – сосудами для транспортировки материалов на поверхность грузоподъёмностью 30 тонн. Основная проблема в том, что его каркас будет нести нагрузку как своего собственного веса, так и динамических нагрузок этих подъемных машин. 

Такое сооружение мы выполняем впервые. Поэтому мы задействовали лучших инженеров нашей компании для проведения сложных строительных расчетов. Они собрали все нагрузки и выстроили по ним в расчетной программе каркас. Обычно проектируемые промышленные объекты представлены зданиями высотой 20-25 метров, не более, а здесь оно в четыре раза выше. Сложность как раз в том, что сооружение громоздкое, и правильно все учесть, собрать все нагрузки – в этом проблема. Проектировщики-строители знают, что наличие динамических нагрузок от подъемных машин на высоте вызывает очень большие вибрации, что приводит к смещению нагрузок на каркас здания. Поэтому здесь требуется брать в расчеты все факторы и детали. Если где-то будет допущена ошибка – это может привести к фатальным последствиям как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации здания.

– Вы назвали проект завода атмосферного выщелачивания. Какого рода документацию вы для него разрабатываете? 

– Этот завод будет перерабатывать концентраты с низким содержанием металлов и доизвлекать их для дальнейшей переработки. По нему мы выполняем полный комплект документации, которая пойдет у нас на экспертизу, начиная от технологических, строительных чертежей и заканчивая чертежами по инженерной, электрической сетям со всеми расчетами и пояснительными записками. Всего 17 объектов, работа выполняется в несколько стадий: ТЭО, проект, рабочая документация. 

Уникальность проекта в том, что он объединит несколько иностранных технологий по переработке концентратов на одной площадке. Поставщики этих технологий провели лабораторные исследования именно на перерабатываемость материалов, которые собираются на завод отправлять. Основной технологией будет атмосферное выщелачивание – процесс выщелачивания низкосортных концентратов и доизвлечения металлов без избыточного давления, который будет происходить в емкостях большого объема, куда в качестве катализатора будет подаваться кислород. Наша задача эти технологии привязать к площадке и подвести туда все необходимые инженерные и технологические коммуникации, включив их в здание определенного размера. Дополнительной сложностью проекта является ограниченность площади для размещения. 

– Как вам удалось выполнить проект реконструкции уже существующего склада для хлора без его переноса, ведь там наверняка важна химическая безопасность? 

– В этом проекте мы попали в переходный период в разработке методических рекомендаций для расчетов безопасных зон на подобных складах. Обновленные нормативы по требованиям промышленной безопасности вышли в 2015 году. Однако методика для выполнения расчетов для узконаправленных объектов химической подотрасли появилась в 2020 году, до этого у нас не было разъяснений, как выполнять такого рода расчеты. К тому же на территории страны нет научных или проектных организаций, которые бы специализировались именно в таких узких задачах.  

В период с 2015 по 2020 год ни одна проектная организация на территории Казахстана не понимала, как этот проект реализовать. В итоге какая-то методика появилась, но, опять же, изучив ее, мы определили, что она не давала в расчетах ряд промежуточных данных, необходимых для итоговых выводов. Впоследствии это натолкнуло нас на необходимость изучения нормативных баз стран СНГ, что дало положительный результат. Необходимые данные были получены за счет комбинации методик РК и РФ

Большой сложностью в проекте было то, что в зону поражения в случае аварийных ситуаций на складе теоретически могли попасть гражданские объекты. И несколько вариантов расчетов показывали, что это действительно имеет место быть при моделировании аварийной ситуации. В итоге для работы был принят наихудший из сценариев. Ввод в расчет, а затем и в проект ряда корректирующих мероприятий, как строительных, так и организационных, позволили свести на нет действие поражающих факторов при аварийных ситуация на близлежащие гражданские объекты.

– В пандемию логистическая цепочка затрат поменялась – металлы в контейнерах проходят границы без длительного простоя и дополнительных санитарных ограничений. Было ли затруднительно просчитать экономику строительства контейнерного терминала перед проектированием?

– Сейчас начинается строительство этого объекта. Kazmintech Engineering принимал участие в данном проекте на всех его жизненных циклах, начиная от идеи, ТЭО, заканчивая выпуском итоговой проектной документации. Но, основная задача была в том, что заказчику нужно было обосновать акционерам компании реальную выгодность контейнерных перевозок в свете ужесточения требований по приемке продукции конечными потребителями. Их эффективность мы определили путем расчетов и разработки схем погрузки в контейнеры готовой продукции, а также калькуляции и сравнения затрат по транспортировке от прицеховых складов до портов отгрузок в Европу либо по железнодорожным перевозкам в направлении Китая по разным логистическим схемам.

Главным образом экономический расчет выполнялся на идее экономии на перевозочных тарифах. Изначально заказчик выполнял перевозки железнодорожным транспортом в крытых вагонах. По сути, экономический эффект мы как раз ловили на разнице в тарифах на перевозки, и по расчетам вышло, что это выгодно. Выяснилось, что контейнерная транспортировка дешевле, поскольку перевозка в крытых вагонах дороже из-за их аренды и простоев, а платформы везде взаимозаменяемы, можно местами использовать свой парк, так что выгод в контейнерах больше. 

Сложность поставленных задач в этом проекте можно оценить на примерах – доходило до того, что нам необходимо было измерять хронометраж движения транспорта от цеховой площадки со склада до контейнерного терминала. То есть контейнер грузился на площадке, мы замеряли время, за которое он дойдет до терминала, и это все учитывалось в затратах ТЭО. 

– В чем особенность проекта, который вы выполняете для рудника в России?

– Согласно требованиям российского клиента, оно должно быть выполнено по международным стандартам с учетом жестких требований к составу выдаваемых материалов и детальности выполняемых расчетов. В этом ТЭО нам необходимо рассчитать экономическую эффективность и оптимальное проектное решение по увеличению мощности подземного рудника, действующего в очень сложных климатических условиях. 

В рамках ТЭО по австралийскому стандарту JORC нами были подготовлены отчеты по геологическим ресурсам (mineral resource estimate) и рудным запасам (reserves estimation) рудника.

Kazmintech Engineering были разработаны оптимальные решения по объектам поверхности через оценку потребностей в наземных сооружениях. Кроме того, заказчик получил на выбор технико-экономические сравнения (trade off studies) систем разработки с расчетом наилучшей производительности и наиболее эффективных схем вскрытия разработанного шахтного поля. Вместе с тем, мы проанализировали разные варианты транспортировки горной массы в рамках подземного комплекса, принимая во внимание существующую инфраструктуру рудника, лучший выбор в стандартизации оборудования и возможности автономности процессов доставки руды. Таким образом, клиент получает от нас оптимизированные планы по подземным горным работам, где его потребности по разработке вкрапленных руд полностью учтены.

Эту работу мы выполняем совместно с крупной зарубежной инжиниринговой компанией. У нее есть очень большие компетенции в области гидрогеологии и геомеханики, которые являются ключевыми вопросами для подобного рудника. В итоге иностранный партнер разработал разделы ТЭО по гидрогеологии, геотехнике и экологии. С нашей стороны проектирование осуществляется по выбранным оптимальным вариантам в горной и горно-механической части, инженерно-строительной части, по закладочному комплексу, электроснабжению, автоматизации и экономике. Это означает, что Kazmintech Engineering выполняет проект по международным стандартам в самых ключевых частях с учетом соответствующих требований, что довольно редкая практика для казахстанских проектных компаний.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться