/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 384,89 Brent 36,55
Кочевая цивилизация в Смитсоновском пространстве

Кочевая цивилизация в Смитсоновском пространстве

Ежегодный фестиваль ремесленников, который проходит в первых числах октября в знаменитом американском Смитсоновском институте в Вашингтоне, надолго запомнится американской публике. В этом году в нем приняли участие и казахстанские мастера ремесленного искусства.

16:43 04 Ноябрь 2019 12894

Кочевая цивилизация в Смитсоновском пространстве

Автор:

Ботагоз Сейдахметова

Традиционный формат американского шоу был разбавлен среднеазиатским показом мод, ювелирными изделиями казахских мастеров и серьезным научным экскурсом на тему декоративно-прикладного искусства/

Те, кто хоть раз побывал в знаменитом Смитсоновском институте с его музеями, которые занимают огромную территорию в центре Вашингтона, помнят, что в музее космонавтики хранится записка, написанная от руки первым казахстанским космонавтом на казахском языке.

А еще в 2010 году при поддержке американской компании «Шеврон», работающей в Казахстане уже почти 27 лет, здесь была запущена виртуальная выставка, посвященная великому казахскому ученому-просветителю Шокану Валиханову.

Мы оставили свой след в мировой цивилизации.

Как современные кочевники добирались в Америку

В большом американском празднике ремесленников приняли участие две солидные казахстанские делегации – мастера от Союза ремесленников Казахстана и искусствоведы Государственного музея имени Кастеева. Каждая группа приехала по своей заранее подготовленной программе: первые – для участия в Craft2Wear Show, вторые – для участия в научном симпозиуме.

Выставка-продажа наших ремесленников – ювелиров и дизайнеров одежды в национальном стиле – незапланированно и удачно стала своего рода практическим пособием темы научного симпозиума: «Декоративно-прикладное искусство Казахстана и креативная экономика». Так что две параллельные творческие вселенные нашей страны пересеклись на американской земле. 

Делегацию ремесленников возглавляла известный художник Айжан Беккулова, группу научных сотрудников и искусствоведов – директор Государственного музея имени Кастеева Гульмира Шалабаева. В личной беседе они признались, что просто участие в мероприятии, которое проводится на базе одного из самых крупных научно-исследовательских институтов мира с комплексом невероятных музеев, – это большая удача и высокая честь, как для их организаций, так и для страны в целом.

Надо сказать, что финансовую поддержу в покорении Америки ремесленникам оказал «Шеврон». Об этом говорит Айжан Беккулова:

«Более 20 лет казахстанцы не выставлялись в смитсоновских музеях. К сожалению, мои поиски финансирования этого многообещающего проекта не были успешны. Нам пришлось взять финансирование на себя – проезд, питание, проживание. Но компания «Шеврон» оплатила аренду музею, и это серьезная сумма. Причем казахстанской экспозиции, как гостям, было предоставлено особое отдельное помещение».

С предложением показать и рассказать избалованной интеллектуальной американской публике новую, малоизведанную Азию выступил организатор от Смитсоновского института, доктор Пол Майкл Тэйлор. Всяческую поддержку во время прохождения шоу и симпозиума оказывало посольство Казахстана в Вашингтоне и казахское землячество.

«Во время подготовки к выставке выяснилось, что и музей Кастеева в это же время будет проводить научную конференцию, – рассказывает президент Союза ремесленников Казахстана. – Поэтому мы с директором музея Гульмирой Шалабаевой решили объединить наши усилия, чтобы оба мероприятия прошли на высоком уровне и стали резонансными».

Модный показ от ювелиров и дизайнеров

«Я разместила информацию о предстоящей выставке в чате Союза ремесленников. Нужно было дать возможность выставить свои работы талантливым ремесленникам в США. Поступило много заявок от мастеров, многие хотели поработать за границей, открыть для себя Америку, – рассказывает Айжан Беккулова. – Мы отбирали мастеров по представленной тематике, по серьезности подготовки. В результате осталось 11 сильных профессиональных художников-мастеров, большинство из них – ювелиры.

Это Серикали Кокенов, Дулат Ашимов, Серик Рысбеков, Сержан Баширов, Икрам Рафиков, Толшын Кокен, Илья Казаков, Гульмира Терлибекова, Алмас Мустфаев, Улбосын Дауленова. Букет известных ювелиров, с собственным почерком, стилем, опытом.

Художник Гульмира Терликбаева, которая в основном занимается курак-корпе, специально к этой выставке сделала серию дорожных сумок в стиле казахского курака, скомбинировала ткань с кожей.

Неизменным интересом американской публики пользовались изделия мастера по войлоку Улбосын Дауленовой, около ее стенда были очереди из покупателей:

«Специально по просьбе Смитсоновского музея я повезла коллекцию «Когда казахи были мореплавателями», которую я делала совместно с актауской мастерицей Ауэз Сагинаевой. Эта коллекция побывала в разных странах – в Индии, в России, по всему Казахстану мы ее возили.

Хочу отметить, что наше посольство в США оказало нам реальную поддержку – трансфер из аэропорта и по городу, но главное – два приема. Один прием – в посольстве США, это был предпоказ, мы знакомили дипломатов с нашей коллекцией. И второй прием – в нашем посольстве.

Мы волновались, как все пройдет, как воспримет нас публика. Но нам помогали земляки, наши бывшие соотечественники, которые живут в США, многие из них стали нашими моделями – надевали национальную казахскую одежду и в таком виде приглашали посетителей выставки в наш павильон.

Студенты из Казахстана и жены дипломатов стали моделями на волонтерских началах. У них было большое желание нам помочь, сделать наше мероприятие более ярким и впечатляющим. Было легко с ними работать. Одна из моделей даже танцевала.

За 10 дней в США мы провели четыре выставки: одну – в посольстве Казахстана, вторую – в музее, третью – по просьбе казахской диаспоры в частном доме, и неожиданно в последний день поступило предложение от Всемирного банка провести экспресс-выставку. Было интересно попасть в здание банка, который обладает очень серьезной коллекцией произведений искусства, посмотреть архитектуру здания. После этой выставки руководитель культурных программ Всемирного банка предложила Союзу ремесленников Казахстана разработать совместно с ними более серьезную программу, которая будет, помимо выставки, включать тренинги».

Симпозум в The Smithsonian

На самом деле наш Национальный музей давно и успешно сотрудничает и имеет долгосрочные партнерские отношения с одним из ведущих мировых музеев – Смитсоновским институтом – в рамках Смитсоновской программы по истории культуры Азии. Так что интерес к кочевой культуре, к казахстанским ремеслам, которые восходят к кочевой сакско-скифской культуре и Великому Шелковому пути, всегда был у зарубежных ученых и зарубежных музеев.

В «Кастеевке» представлена ​​выдающаяся коллекция казахских ремесел, собранная поколениями музейных исследователей со всего Казахстана и казахских общин в других странах. Сегодня это один из ведущих научных центров по искусству Казахстана, публикующий большое количество монографий, каталогов и других публикаций.

Гульмира Кенжеболатовна говорит, что почти все выступления были приготовлены на английском языке, и только руководитель отдела декоративно-прикладных искусств Гулаим Жумабекова рассказала о преемственности кочевых культурных традиций в народном и современном ювелирном искусстве Казахстана на казахском языке. Это вызвало волну благодарности у казахской диаспоры Вашингтона.

На научном симпозиуме профессор Гульмира Шалабаева рассказала о ковроткачестве как глобальном культурном феномене. В частности, о переосмыслении этнических особенностей и межкультурных общностей в ремеслах.

Кандидат искусствоведения Екатерина Резникова говорила об «Образах кочевой цивилизации в Казахстане». О древних символах в современных казахских ремеслах и дизайнах в своем докладе говорила руководитель отдела общественных и внешних связей Клара Исабаева. Руководитель отдела образования Оксана Танская выступила с докдадом: «Сокровища Великой степи: казахстанский Тутанхамон».

В дискуссиях по итогам выступления казахстанской делегации смитсоновские ученые Пол Тейлор, Джаспер Во-Квазебарт, Роберт Понциоен, Супамас Снитвонгсе, Иниго Акоста и Джаред Коллер привели примеры сравнительных исследований ремесленничества в мире.

Ботагоз Сейдахметова

https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/N3FiOS47.png https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/wnOWL3Jn.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/Ix06yPLI.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/0R3MYE1I.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/2T3GGX1l.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/NNy3PdjX.jpg

Как войлочный hand-made превратился в бизнес

Ремесленница из Усть-Каменогорска рассказала, почему создала единственную в городе магазин-мастерскую, как она поддерживает отечественных животноводов и кто закрыл авторам hand-made дорогу на местный Арбат.

21 Октябрь 2019 12:21 2009

Как войлочный hand-made превратился в бизнес

Фото: Ольга Ушакова

Кто научился валять войлок, нигде не пропадет и всегда сможет заработать на жизнь, считает хозяйка магазина-мастерской в Усть-Каменогорске Надежда Ионова. Правда, между первым изделием из этого живого, энергетического материала и созданием войлочного бизнеса у нее прошло больше десяти лет. Зато теперь изделия Надежды Ионовой и других мастериц, с которыми она сотрудничает, знают не только в Казахстане, но и в России. В Усть-Каменогорске насчитывается около полутора десятков известных мастериц по валянию из войлока, но все они предпочитают работать дома, продавать товар по Интернету или на ярмарках, не заморачиваться с созданием ИП или ТОО. Надежда Ионова говорит, что ей нечего бояться, ее бизнес легален, и так даже легче работать. В мастерской делать изделия из такого непредсказуемого материала, как войлок, намного удобнее и профессиональнее.

Мастер-класс для ремесленника

Надежда Ионова шутит, что выросла с клочком шерсти в руках, потому что родители долгое время жили в Якутии, шили на продажу меховые изделия. Позже, в 1995 году, когда закрылось ее предприятие, с головой ушла в бизнес – занималась продажами посуды, хозтоваров, которые привозила из Китая.

«Но все равно шерсть из рук не выпускала, вязала, пряла, и, когда появился Интернет, увидела на сайте шерсть для валяния. Еще подумала: «Интересно, что же из нее делают?» Как-то зашла на ярмарку, а это был уже примерно 2005 год, и увидела там войлочные тапочки. Попросила продавца научить меня этому ремеслу, но та отказалась. В поисках учителя познакомилась с чудесной мастерицей из Усть-Каменогорска, Лилией Ван. Попросила ее о мастер-классе, и вот свой первый урок я получила по изготовлению войлочного украшения для вязаной шапки», – говорит она.

Помимо мастер-классов с Лилией Ван, Надежда Ионова училась валять войлок по урокам в Интернете.

Параллельно продолжала вязать. Вскоре она уже на полках в отделе магазина, где продавала посуду, стала размещать валяные тапки и головные уборы. Ее радости не было предела, когда их стали покупать! Незадолго до выхода на пенсию в 2016 году Надежда Ионова решила открыть на собственные средства мастерскую-магазин. Тут пригодилась купленная для бизнеса сына и уже выведенная из государственного жилого фонда двухкомнатная квартира в Усть-Каменогорске.

Надежда предложила своим знакомым мастерицам заполнить полки мастерской их изделиями и дальше работать вместе. Но тех, по словам ремесленницы, оттолкнула необходимость платить за коммунальные услуги, более того, они уже привыкли работать по старинке, дома, в одиночку.

«Конечно, если у женщины есть семья, дома войлок валять неудобно. Для того чтобы сделать стандартный палантин, надо весь зал освободить. Первоначально войлок занимает площадь в несколько раз больше, чем само готовое изделие. Палантин выкладывается два дня, потом еще день уваливается. Шерсть перед валянием надо растрепать, начесать. Выполнить подготовительные работы. У нас в мастерской есть специальный стол, стеллажи для хранения шерсти и готовых изделий», – рассказывает Надежда Ионова.

Поначалу ассортимент мастерской-магазина был невелик – шапки, обувь, которые уходили влет, но со временем у женщины появились ученицы. Надежда Ионова показывала им основы валяния на мастер-классах, и некоторые стали создавать свои изделия и продавать их здесь. Двое обучившихся женщин уехали в Российскую Федерацию, где сейчас занимаются этим ремеслом серьезно. И сейчас в мастерской у Надежды Ионовой можно обучиться премудростям войлоковаляния, причем детей Надежда обучает бесплатно, а вот взрослым урок обходится от восьми тысяч тенге, если ученик пользуется шерстью, которую предоставляет ремесленница.

Куда «уходит» войлок, в какие города?

В мастерской-магазине Надежды-Ионовой можно купить войлочные изделия за сумму от 500 до 100 тысяч тенге. Все зависит от размера, степени сложности работы, эксклюзивности. Валяные носки оцениваются от 3,5 тысячи тенге, палантины – 18-20 тысяч, жилеты – от 15 тысяч, шапки – от пяти тысяч тенге, цены на авторские пальто, конечно, могут превышать сотню тысяч тенге. Два года назад Надежда Ионова получила заказ на изготовление белого войлочного пальто с казахским зеленым орнаментом на сватовство. Мастерицы его сделали втроем – сама Надежда, Лилия Усачева и Лилия Ван. Заказчице обошлось это изделие примерно в 60 тысяч тенге. Сейчас в мастерской Надежды Ионовой работают еще три-четыре мастерицы, которые здесь же реализуют свои изделия – пончо, палантины, шарфы.

«Недавно выполняли заказ для русского народного хора из Алматы. За короткое время, примерно десять дней, надо было сделать 20 пар валяной обуви. Я встала к столу, делала заготовки своим мастерицам, и те после работы по вечерам валяли обувь. Успели в срок», – говорит Надежда Ионова.

И все же, по словам Надежды Ионовой, войлочные вещи в основном покупают женщины в возрасте 45 лет и старше. Это те представительницы прекрасного пола, которые хотят одеться особенно, выглядеть эксклюзивно и дорого. В Алматы, куда ремесленница ездит на выставки, ее товар берут и те, кто помоложе. Молодые девушки покупают этношапки – рогатые, лохматые головные уборы для путешествий в холодное время года. Изделия продаются через Instagram, но наибольший объем реализуется посредством магазина-мастерской.

«Самые красивые вещи уходят за рубеж. Мои шапочка и шарф даже в Голливуд ушли, хоть они были и не в самой интересной цветовой гамме. На днях отправила обувь в Германию. Они там экономят на отоплении и зимой будут ходить в моих тапочках по квартире, – рассказала Надежда Ионова. – Вообще, в валяной обуви можно ходить и летом, чувствуя себя комфортно. Также у нас заказывают вещи клиенты из Израиля».

Подошвы для обуви Надежда Ионова получает из России и Китая. У местных обувщиков она освоила сапожное дело, чтобы сшить правильные тапки, чуни, валенки. Обувную продукцию, а также шапки, жилеты и сумки мастерица делает из дикого флиса.

Примерно 90% применяемой для изготовления войлока шерсти ремесленница покупает у местных животноводов. Но также берет ее в Кыргызстане, России, очень редко покупает итальянское сырье. Говорит, клиенты финансово не готовы платить за изделия из шерсти производства Италии. Там совсем другая ценовая политика. Килограмм шерсти итальянской оценивается в 20 тысяч тенге, киргизская некрашеная стоит около шести тысяч тенге за килограмм, фермеры из ВКО, Тараза и Шымкента продают ее по пять тысяч тенге.

«Тесно общаюсь с местными фермерами, – говорит Надежда Ионова. – Покупаю шерсть в селе Отрадное из ВКО, где есть крепкие крестьянские хозяйства, в Таразе. Там шерсть обработанная, чистая. У киргизов она хорошая, там сами ее красят, но цена такая, как у «Троицкой» шерсти для валяния из Москвы. Мне интереснее купить «Троицкую», там палитра очень большая, а в Кыргызстане шерсть идет без оттенков».

«Если прихожу в мастерскую в семь утра и ухожу в семь вечера, могу за день сделать две-три пары. Цветную шерсть иногда приходится покупать, потому что краской невозможно все прокрасить. Чтобы сделать колоритную вещь, приходится искать шерсть разных оттенков. Но и сама крашу шерсть, чтобы получить необходимые оттенки. Красители использую турецкого производства», – продолжает Надежда Ионова.

Научить других

Надежда Ионова убеждена – валять войлок может научиться каждый, и она с коллегами готова была показать наглядно, как это делать, на местном Арбате, который недавно открылся в Усть-Каменогорске. Она даже лично написала письмо в городской акимат, чтобы им предоставили места по выходным и праздничным дням для продажи войлока и проведения мастер-классов, но заместитель акима Усть-Каменогорска Тамара Ракимжанова ответила, что «в связи с ограниченным пространством размещение мест на данном объекте не предусмотрено». Интересно то, что перед открытием Арбата мастерам обещали всяческую поддержку.

Непредсказуемый материал

Войлочные изделия начинают продаваться с октября по начало марта, а вот поздней весной, летом и ранней осенью мастера сидят на «подножном корме». Как говорит Надежда Ионова, в это время она запасается шерстью, делает заготовки, «набивает закрома». Зато в холодное время года у мастерицы появляются другие статьи расходов: приходится платить большие суммы за коммунальные услуги – больше 30 тысяч тенге в месяц. При этом, говорит она, батареи в ее магазине-мастерской остаются холодными, и она подключает электрообогрев.

Надежда Ионова уверяет, что до сих пор продолжает учиться своему ремеслу. В нем очень много техник, способов валяния, постоянно появляются новые волокна.

«Можете в рулоне катать войлок, а можете хлопать его, бить его, и будет разное качество, текстура. И вот новым технологиям обучаемся по Интернету, интересуемся ежегодными «Шерстивалями». Очень сильные войлочницы на Украине, у них намного больше интересных материалов, поэтому войлок получается сказочно красивым и фактурным. Мы же купим в Узбекистане шелк и рады-радехоньки. Учиться войлоковалянию можно бесконечно.  Войлок – это наркотик. Встаешь выкладывать изделие вечером, и к утру оказывается, что ты еще не садился и спать не ложился. Это затягивает со страшной силой!» – говорит она.

Ольга Ушакова

Уральский Город мастеров выходит на монетизацию

Где могут зарабатывать ремесленники.

07 Август 2019 14:41 2305

Уральский Город мастеров выходит на монетизацию

Фото: Виктория Вольская

Сейчас участники местного Города мастеров выезжают со своей продукцией на ярмарки в соседние города Казахстана и приграничные области России. На днях умельцы вернулись из Самарской области (РФ), передает корреспондент inbusiness.kz.

Уральские мастера несколько лет уговаривали местные власти открыть для них специализированные полки в местных супермаркетах, и в некоторых даже пошли навстречу. Но этот вариант монетизации для создателей полезной красивой мелочи и сувениров себя не оправдал. Продажи неожиданно для участников пошли на ярмарках.

Удачное направление

Первую ярмарку продукции организовали на соревнованиях беркутчи «Кансонар-2018». Продукцию мастеров раскупали как уральцы, так и гости из России.

«В дальнейшем эта ярмарка получила продолжение, увеличилось число участников. Сейчас в Городе мастеров около 200 западноказахстанских ремесленников, в том числе из районов. В области много различных направлений по созданию изделий ручной работы, – рассказал руководитель общественного объединения «Акжайык – Город мастеров» Айбулат Курумбаев. – Акимат Уральска выделил территорию на уральском Арбате (пешеходной улице им. Д. Нурпеисовой. – Прим. ред.) для торговли товарами ручного производства. Мы не платим аренду. Наш проект также нашел определенную поддержку в фонде Samruk-Kazyna Trust. Сейчас на постоянной основе по субботам и воскресеньям проводятся ярмарки».

Ремесленникам бесплатно предоставляют столы и символику Города мастеров.

Помимо этого, участников «Акжайыка – Города мастеров» начали приглашать на мероприятия в районах ЗКО, а также на ярмарки в города Атырау и Оренбург (РФ), другие приграничные города России. Недавно уральские умельцы вернулись из Самары (РФ).

«Собираемся в город Саратов (РФ) на выставку «Палитра ремесел», – добавил Курумбаев.

В приоритете у руководства участницы-женщины. Некоторые из них – многодетные матери, матери в декрете, женщины, находящиеся на заслуженном отдыхе по возрасту.

«Бывает, дарим нашим участницам подарки – по случаю рождения детей и прочим торжественным поводам. К примеру, одной из участниц подарили казахскую национальную колыбель (бесик), а другой – бесик для двойняшек. Проводим и различные акции: поздравляли ветеранов тыла своими подарками, проводим бесплатные мастер-классы в районах», – информировал руководитель Города мастеров.

Широкий ассортимент

На прилавках Города мастеров – ювелирные изделия ручной работы, нарядные заколочки и банты, интерьерные куклы, сувенирные изделия и кошелки, ремни из кожи и многое другое.

Все умельцы начинали с продаж в Интернете, в социальных сетях. Но это не так выгодно, как продажи на ярмарках, говорят ремесленники.

«Продажи в Атырау и России идут лучше, чем в Уральске, но проезд туда для нас дорогой. В основном наши участники из социально уязвимых слоев населения – пенсионеры, инвалиды, многодетные мамы, поэтому получается очень накладно. И все же это выгоднее, чем из дома по Интернету торговать, – рассказывает староста группы Города мастеров Зинаида Кожевникова. – Продажи на ярмарках раз на раз не приходятся, конечно. С моим товаром за месяц получается доход около 40 тысяч тенге, при условии что я выхожу на все ярмарки выходного дня» .

Ювелирные изделия ручной работы – один из ходовых товаров на ярмарках. Но участницы выручают не только деньги.

«Если нет прибыли, то настроение хорошее после ярмарок точно остается. Здесь и наговоришься, и песни наслушаешься, наполнишься энергией и новыми творческими планами, – говорит художник национального творчества мастерской «Мевлана» Марина Акунишникова. – Работаю в авторской многоуровневой технике. Использую натуральные материалы: итальянскую цветную кожу, сусальное золото, кристаллики SWAROVSKI и ASFOUR и другие. Но это скорее пока работа для души, потому что на такой доход прожить невозможно. Материально меня обеспечивает муж – моя поддержка и опора».  

В Казахстане растет культура организации интерьера

Интерьерные композиции – одно из направлений, которым занимаются мастерицы Уральска.

«Если мы едем в Атырау, для меня получается выгодно. Жители Атырау следят за соблюдением стиля в своих домах. Если это лофт, то и мебель, и украшения будут в стиле лофт. Если шебби шик, то и предметы интерьера подбирают в стиле шебби шик. Возможно, мода на интерьер в едином стиле укрепилась от большого количества иностранцев, работающих и проживающих в Атырау, – рассказывает мастер стильных интерьерных композиций Зинаида Кожевникова. – Один раз в месяц на три дня мы выезжаем в Атырау. Расходы на эту поездку для нашей группы немалые: нанимаем такси, оплачиваем проживание в хостеле, арендуем помещение, но все это окупается. За два дня торговли в Атырау можно сделать месячный заработок в Уральске».

Создание интерьерного украшения – работа не только творческая, но и кропотливая.

«Вот одна из композиций – состоит из элементов шести букетов. Где-то взяла одну веточку, где-то – другую, и получается оригинальное украшение. У меня работы в стиле шебби шик, прованс, больше всего – в стиле лофт. Помимо этого, делаю мусульманские четки из 33 камушков, брелоки из дерева в виде юрты, тумары «Бесик» из кожи, магнитики. У каждого магнитика свой дизайн и название: «Дерево счастья», «Жемчужная радость», «Семейное гнездо» и другие», – говорит она.

К слову, Зинаида Кожевникова увлеклась интерьерными украшениями еще до выхода на заслуженный отдых. Сначала делала интересные вещи для своего дома, потом попросили в подарок сделать друзья. Постепенно появились и другие заказы.

«Акжайык – Город мастеров» планирует и дальше развиваться – вовлекать новых ремесленников ЗКО и расширять географию ярмарок.

Виктория Вольская, Уральск