/img/tv1.svg
RU KZ
Когда изготовят промообразцы оборудования для подключения к «Сарыарка»

Когда изготовят промообразцы оборудования для подключения к «Сарыарка»

Эти комплектующие необходимы для газораспределительных станций с приходом в Карагандинскую область газопровода.

09:34 19 Январь 2020 11110

Когда изготовят промообразцы оборудования для подключения к «Сарыарка»

Автор:

Олег И. Гусев

Машинстроители Карагандинской области планируют в 2020 году изготовить и сертифицировать комплектующие для газораспределительных станций, чтобы наладить их выпуск в регионе. Данная продукция необходима для подключения к газопроводу «Сарыарка». Об этом inbusiness.kz заявил председатель комитета машиностроения при региональном совете Палаты предпринимателей региона Геннадий Копьяк.

Эта история началась еще 14 марта 2018 года в Астане, в отеле «Дипломат», где прошел семинар «Казахстанско-чешская производственная кооперация», организаторами которого выступили посольство Чешской Республики совместно с Союзом машиностроителей Казахстана при поддержке министерства по инвестициям и развитию РК. По итогам семинара был подписан меморандум между Союзом машиностроителей РК и Торгово-промышленной палатой ЧР.

А в июле 2019 года inbusiness.kz уже сообщил о том, что машиностроители региона по чешским чертежам будут производить комплектующие для газораспределительных станций.

«Чешская сторона представит нам чертежи, технологии, какие-то комплектующие, которые мы на данном этапе не можем производить. Это датчики давления, счетчики газа. Также они помогут нам с обучением специалистов. Подготовку производства делаем в этом направлении: когда газ сюда придет, чтобы мы могли уже какую-то товарную продукцию делать для нашего населения», – пояснил Геннадий Копьяк.

Тогда же качество карагандинского «взноса» в совместную кооперацию подтвердил и генеральный менеджер чешской компании Violan Trade Inc. Виктор Иванов:

«В Караганде есть производственные, логистические и административные активы, а у чехов есть запатентованные ноу-хау, которые уже доказали свою дееспособность на европейских рынках. С минимальной стартовой капитализацией можно запускать производство в Караганде в интересах как Казахстана, так и Чешской Республики».

И если летняя встреча была более ознакомительного характера и подтверждением заявления о намерениях, то в нынешний визит чешская делегация в составе экономического дипломата посольства Чешской Республики в РК Лубоша Йозы и производственников Людека Шармана, Эдуарда Ролла и Яна Штепанека из компаний GMR GAS и SCA-Severjceska armaturka, а также упомянутого выше Виктора Иванова задавала конкретные технические вопросы.

Карагандинскую область, кроме самих машиностроителей, представляли замруководителя управления промышленности и индустриально-инновационного развития Андрей Урманцев и начальник отдела управления энергетики и ЖКХ Марлен Мустафин.

«После встречи в Караганде 15 января мы с чехами отрабатывали детали соглашения еще и в Нур-Султане 16 января. С этим проектом мы работаем уже два года, и сейчас он выходит на завершающую стадию. Вопросов много, но мы их выравниваем. Нам очень хорошо помогает чешское посольство, НПП «Атамекен», комитет машиностроения. Это живое дело, и конкретные сдвиги у нас в карагандинском машиностроении пойдут», – говорит Геннадий Копьяк

Главный вопрос – это изготовление промышленного образца в 2020 году.

«И его сертификация по нашим казахстанским требованиям. Техническую подготовку чешские товарищи берут на себя, а мы изготовим промобразец, будем его сертифицировать и двигаться дальше», – добавляет он.

Но карагандинским машиностроителям нужна будет помощь от генерального проектировщика и генподрядчика газопровода «Сарыарка»:

«Раз будет промышленный образец, то будет и вся документация, которую как раз и нужно с ними согласовать уже для производства. К конкретному вопросу, конкретной проблеме нужно приделать ноги, само собой ничего не сделается. Работы очень много, и, я думаю, мы не один завод загрузим».

По словам председателя комитета машиностроения при региональном совете НПП Карагандинской области, в Казахстане «нет такой ветки и специалистов по газовому машиностроению для распределительных сетей»:

«Тот пропан-бутан, что во дворах стоит, – это немножко не то. И я надеюсь, что чешские проектировщики нам помогут в этом вопросе. И здесь мы можем с минимальными затратами и без больших инвестиций, используя потенциал наших заводов и чешское ноу-хау, что сделать для нашей Караганды», – резюмировал Геннадий Копьяк.

Олег И. Гусев

Актюбинцы жалуются на дефицит сжиженного газа на заправках

В профильном управлении не драматизируют ситуацию, хотя и не отрицают, что только на 66% АГЗС голубое топливо есть в наличии.

29 Сентябрь 2020 08:00 1622

Фото: zakon.kz

Ситуацию со сжиженным газом в ходе брифинга прокомментировал руководитель управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Актюбинской области Айбек Кайыр.

В регионе два производителя сжиженного газа. Это АО «СНПС-Актобемунайгаз» и ТОО «Казахойл-Актобе». В регионе насчитывается восемь газосетевых организаций, поставляющих топливо, и 180 АГЗС (автогазозаправочная станция). Установлена предельная цена реализации конечному потребителю на сжиженный газ в Актюбинской области – 54 тенге за литр.

«Эта цена установлена с 3 апреля текущего года согласно приказу минэнерго РК. В настоящее время в регионе она варьируется в ценовом коридоре 49-54 тенге за литр. То, что касается дефицита сжиженного газа, о котором говорят жители Актобе. Общая потребность региона составляет 13 тыс. тонн. Мы планировали поставку 10 836 тонн газа, в том числе было утверждено, что 1152 тонны газа будет поставлено из Атырауского НПЗ. Но наши ГСО (газосетевая организация) не закупили атырауский газ, потому что за счет железнодорожных перевозок он обошелся бы дороже потребителям, что могло отразиться на ценовой политике в целом. Согласно заключенным договорам 9836 тонн газа уже закуплено, сейчас завозят 96 тонн газа, данный объем будет распределен по районам области», – рассказал руководитель управления.

На вопрос, есть ли сейчас дефицит автомобильного газа, Айбек Кайыр ответил:

«Дефицита газа нет, но он есть в наличии на 119 АГЗС из 180. То есть на 66% действующих автогазозаправочных станциях. На 22% заправок газ выдается по талонам. Без талона газ можно приобрести на 45% АГЗС. Думаю, жалобы горожан связаны с тем, что они привыкли, что газ есть на всех заправках. На следующий месяц мы планируем поставку 12 082 тонн газа, проблем со сжиженным газом тогда не будет. Я вас заверяю, что проблем со сжиженным газом не будет».

Напомним, что ситуация с нехваткой сжиженного газа, особенно в самом областном центре, методично повторяется каждый год. К примеру, дефицит автомобильного газа наблюдался в Актобе чуть больше года назад, когда в августе два завода-производителя вставали на плановый ремонт: ТОО «Казахойл Актобе» – на 10 дней, с 10 по 20 августа, и АО «СНПС-Актобемунайгаз» – на четыре дня, с 19 по 23 августа.

Семен Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Бесценный газ

Газификация Карагандинской области идет полным ходом, однако стоимость услуги еще не определена министерством экономики.  

31 Август 2020 11:00 5489

Вопрос газификации шахтерско-металлургического края уже который год тревожит умы как руководителей региона, так и потенциальных потребителей. Трубопровод есть, подводящие сети проводят, однако, сколько будут платить владельцы частных домов и предприятия за «голубое удовольствие», еще не известно.

Как сообщили Inbusiness.kz в акимате Карагандинской области, на сегодняшний день заключены договоры с ТОО «Алия-Сервис» и ведется строительство газораспределительных сетей в городах Караганде, Темиртау и Жезказгане.

В областном центре газифицируются 1865 домов (4515 потребителей, объем потребления – 5,5 млн. м3/год). В Темиртау подключают 506 домов (1012 и 1,5 млн м3/год). В другом городе металлургов – Жезказгане – природный газ получат 550 домов (1483 и 1,6 млн м3/год).

В целом по городам Темиртау и Жезказгану строительные работы завершены на 90%. На сегодня важный вопрос – это подготовка домов к пуску газа с установкой приборов учета. Сейчас подготовлены 70 счетчиков для апробации и установки в первых домах.

28 августа на онлайн-совещании с министром экологии Магзумом Мирзагалиевым директор департамента развития газовой промышленности министерства энергетики РК Зияш Киякбаев озвучил следующую информацию:

«АГРС-Темиртау имеет мощность 50 тыс. кубометров в час, что позволит полностью обеспечить газом Темиртау с учетом его перспектив развития. Акиматом полностью подготовлена проектно-сметная документация, а сам процесс газификации разбит на три очереди и восемь пусковых комплексов. Реализация этих трех очередей позволит подключить к газу более 12 700 потребителей.

По первому пусковому комплексу, который предусматривает газификацию 448 домов Соцгорода, строительно-монтажные работы выполнены на 98%. Первая очередь будет профинансирована полностью. В сентябре строительно-монтажные работы будут завершены полностью. Второй пусковой комплекс будет завершен в следующем году, третий – в 2025 году, а вторая и третья очереди будут завершены в 2028 году. Может быть, и пораньше, все будет зависеть от финансирования».

Но архиважный вопрос – это конечная цена на газ для индивидуальных потребителей.

«Газификация, согласно договору, должна завершиться до конца ноября, но вместе с тем уже к 572 домам трасса подведена, – поясняет аким Темиртау Кайрат Бегимов. – Тариф утверждается не нами, а миннацэкономики. По предварительным данным, в Нур-Султане утвержден тариф порядка 45 тенге за куб. У нас пока не утвержден».

Что же касается газификации комбината «АрселорМиттал Темиртау», о которой так много говорят в последнее время, то и здесь не все так однозначно.

На том же совещании Магзум Мирзагалиев обратился к Зияшу Киякбаеву:

«Генеральный директор АМТ Биджу Наир заявил, что из предполагаемого 30-процентного снижения выбросов 22% даст именно газификация производственных процессов. У меня вопрос – сроки. Для нас это крайне критично, потому важно, чтобы «Арселор» как можно скорее перешел на газ».

Но сроки, по словам Зияша Киякбаева, в первую очередь зависят от достижения договоренностей между «АрселорМитттал» и нацоператором «КазТрансГаз»:

«В начале августа техническая группа специалистов была на комбинате, техническая сторона более или менее выработана, тем более АМТ выразил готовность финансировать строительство АГРС и подводящего газопровода. Сейчас вопрос стоит о цене на газ».

Министр настойчиво гнул свою линию:

«У меня вопрос, Зияш Калдыбекович, у меня большая просьба к Вам – подключиться к этому вопросу, это крайне важно. И, пожалуйста, доведите до внимания своего руководителя – министра энергетики господина Ногаева, что это крайне важный вопрос, который темиртаусцев очень сильно беспокоит».

Директор департамента развития газовой промышленности МЭ РК ответил министру экологии, что на 1 сентября запланировано большое совещание с участием АМТ, акимата области и нацоператора «КазТрансГаз» и что этот вопрос на постоянном контроле.

А вот что по поводу газификации АМТ думает экспертное сообщество Карагандинской области:

«Ты не можешь привезти трубу и сразу перевести котлы на газ, – поясняет источник Inbusiness.kz. – Это температурные режимы, это режимы горения. Они могут уголь вместе с газом использовать, это около восьми лет окупаемости. Но для этого нужно выкинуть старые и поставить новые котлы. Пойдут они на это? Нет. Даже на карагандинской ТЭЦ-3 склоняются к тому, чтобы сделать смешанный угольно-газовый котел, уголь в разы дешевле.

Много Миттал наинвестировал в Казахстан в последние годы? Только на бумаге. Так что вопрос с газификацией они затянут. Сначала закажут технико-экономическое обоснование (ТЭО) чисто на газ, оно покажет лет 10-12 окупаемости. Долго. На следующий год закажут ТЭО на газ-уголь. Там окупаемость 8-10 лет. Скажут – дорого. Затем закажут ТЭО на реконструкцию имеющихся котлов, и там тоже будет долго и дорого. Помяни мое слово: они будут играть лет пять. По тому, как Миттал здесь работает, как угробили комбинат, я не верю в великую индийскую компанию, которая сюда будет что-то инвестировать и перейдет на природный газ. Поэтому гораздо проще и в три-четыре раза быстрее – это поставить на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-ПВС электрофильтры, чем ждать, когда они наиграются в газификацию. На это властям и надо давить».

Олег И. Гусев

Подпишитесь на наш канал Telegram!