/img/tv1.svg
RU KZ
Когда одежда молчит

Когда одежда молчит

Зачем павлодарскому дизайнеру коллекция экоодежды и почему ее не понимают в родном городе, выяснял inbusiness.kz.

08:07 11 Март 2020 12283

Когда одежда молчит

Автор:

Марина Попова

Мечты разбились о реальность

Лет с семи Айдан Карим точно знала, что хочет стать кардиохирургом. Возможно, на такое решение повлияла долгая жизнь на больничной койке. А может, потому что книги, которые она обнаруживала на столе медсестры или очередного доктора, были о физиологии человека.

К слову, последнее заставило девочку взять в руки карандаш и делать необычные наброски в своем альбоме. Как же был шокирован психолог одной из клиник, рассматривая рисунки подростка.

«Лет в тринадцать, когда лежала в одной из больниц, там было необходимо посещать психолога с обязательной арт-терапией. Мне дали задание, ну и я нарисовала в своем любимом на тот момент стиле. У врача был шок. Сейчас понимаю, как это смотрелось со стороны: ребенок рисует худых бесполых людей в очень неудобных позах. А мне важно было прорисовать мышцы, кости», – вспоминает девушка.

Но мечта о поступлении в мединститут рухнула, когда после очередной медкомиссии сказали, что для выбранной профессии необходимо физическое здоровье.

«Для меня это был стресс. Я долго сидела и размышляла о том, что я еще умею в этой жизни. Рисовать. Как раз в это время знакомая рассказала, что учится в художественном колледже и как это круто. Решила поступить на графический дизайн», – говорит Айдан Карим.

К слову, свое обучение оплачивала сама. На тот момент уже были ученики, дети, которым преподавала азы рисунка.

Проба пера

Можно сказать, что в ее жизни много случайностей. В газете бесплатных объявлений наткнулась на приглашение модельера-дизайнера в Театр моды Райсы. Решила попробовать. Ей было 15 лет.

«Прежде чем отправиться на собеседование, сделала множество эскизов, они очень понравились. Единственное, что смутило Райсу, – мой возраст. Тем не менее она меня взяла с условием, что я окончу среднюю школу, хотя бы вечернюю. На тот момент у меня было девять классов образования», – рассказывает Айдан Каримова.

В первый же день на новом месте работы, получив задание, дома сделала множество эскизов, отобрали два-три.

«Тогда еще не понимала психологию женщин разного возраста, кто и что может надеть в соответствии со своим статусом», – признается дизайнер.

Затем была работа в ателье «Ольвия». Клиенты заказывали одежду, девушка делала эскиз и отправляла заказчика к мастеру пошива.

«Я занималась подбором ткани, всех деталей, вплоть до ниток. Все очень важно на самом деле. Сегодня я ушла от заказов, выставляю на продажу уже пошитые вещи», – поделилась с inbusness.kz Айдан Карим.

Все продажи – через Instagram, эта площадка постепенно отмирает в плане продвижения товара, контент перегружен. Впрочем, у дизайнера есть свое видение продвижения продукции – социальная реклама. Сегодня у нее собственная рекламная студия, делает фото- и видеосъемки для бизнеса. А начиналось все с простого фотоаппарата, который приобрела на заработанные деньги, и желания снимать портреты, постановочные сюжеты. Работы заметили и предложили место на постоянной основе в интернет-магазине. Показалось интересным, через год открыла свое дело.

«А в перерывах продолжала шить вещи, делала росписи стен. Опять же случайно знакомая спросила, нет ли у меня на примете человечка, специализирующегося на этом деле. Поинтересовалась, что она хочет, и предложила себя. А дальше сарафанное радио – стен десять точно расписала», – вспоминает девушка.

Сегодня Айдан Карим планирует масштабировать свой рекламный бизнес в Новосибирск и столицу. А затем вплотную заняться изготовлением одежды. Эко.

«Моя идея в том, чтобы люди задумались о том, что «быстрая» мода нас погубит. Сегодня особенно никто не раздумывает над очередной покупкой. Понравилась вещь в Интернете, дешевая, заказал, поносил, выкинул. Но у нас не налажена переработка вторсырья, а значит, выброшенная одежда будет долго разлагаться. Думаю, новое поколение отойдет от «вещизма», синтетических кофточек-платьев и обратит внимание на одежду из натуральных тканей», – считает дизайнер.

Взойти на подиум

В свои 24 года Айдан Карим заявила о себе на нескольких республиканских состязаниях. В 2016 году это был «неофольклор», где она заняла второе место. На тот момент молодой дизайнер представляла Театр моды Райсы, продемонстрировав коллекцию из пяти моделей под названием «Лен», и не случайно. В своих работах она делает акцент на экомоде. Цели конкурсов разные.

«Например, неофольклор заключался в том, чтобы напомнить казахскому народу о своих корнях. Больше всего меня раздражает, что все пользуются одними и теми же орнаментами. Два-три варианта, и все. На самом деле древние казахские узоры такие клевые. Я их изучала, теперь использую в своих коллаборациях. Раньше одежда говорила сама за себя, для этого и использовали узоры, они могли много рассказать о хозяине одежды. Сейчас одежда молчит, и дизайнеры продолжают делать немую одежду. Поэтому я и склоняюсь к экоодежде, которая бы говорила, что ее владелец заботится об окружающей среде, планете. Причем это не мешает выглядеть красиво и модно. И узоры на ней несут смысловую нагрузку. В этом есть шарм», – уверена дизайнер.

На последней Неделе моды павлодарка представила коллекцию под названием «Городские войны». Правда, из 27 отшитых моделей удалось продемонстрировать только три.

«Я хотела создать наряд, в котором человек почувствовал бы себя сильнее. Форма одежды подчеркивает женскую силу, но не грубость. Все наряды многофункциональны: на них снимаются рукава, ремешки и другие элементы», – описала тогда свою коллекцию дизайнер.

На конкурсе ALTYN OIMAQ наград не получила, ее записали в шорт-лист.

«Это значит, что ваша работа крутая, могла бы победить, но… Мне сказали: у вас классные работы такие, но они… сложные. К слову, разрабатываю модели одежды с учетом того, что их можно запустить в производство, но это не значит, что он должен быть простеньким», – уверена Айдан Карим.

Одежда была представлена в двух номинациях – «Деловой костюм» и «Спортивная одежда», последней прежде не занималась. Впрочем, считает, что это хороший стимул, чтобы попробовать что-то новое.

«В Павлодаре, к сожалению, с моими идеями меня не понимают. Речь о моем пристрастии к экологически чистым тканям. Впрочем, я лет с четырнадцати слышу, что у тебя это не получится, во всяком случае, в нашей стране. В итоге многое из того, что мне говорили, что не получится, нашло воплощение в жизнь», – резюмирует павлодарка.

А первым шагом по масштабированию своей идеи она видит производство экосумок, чтобы сократить количество использованных пластиковых пакетов.

Марина Попова, фото из архива Айдан Карим