Директор фабрики по производству пряжи Бекет Турсынханов уверяет, налоговики своими действиями парализовали работу предприятия – невозможно закупать расходные материалы, хлопок, а 350 сотрудников остались без зарплаты за прошлый месяц, передает корреспондент inbusiness.kz
Оказалось, что ДГД потребовало заплатить корпоративный налог на субсидии от фонда "Даму" и за курсовую разницу при конвертации долларовой выручки в тенге, посчитав это иными видами деятельности, а значит, и дохода фабрики. Но бизнесмен с такой постановкой вопроса не согласен, ведь фабрика расположена на территории СЭЗ "Онтустик", а значит, освобождена от большинства налогов и иными видами деятельности, кроме приоритетных, не занимается.
"У налоговиков интересная интерпретация этой части закона. Мы являемся экспортно ориентированным предприятием, и вся выручка у нас идет в долларах с России и Китая. Хотим мы или нет, там получается курсовая разница, и они считают, что курсовая разница – это доход от иного вида деятельности и должна облагаться КПН.
И второе, считают, что субсидии, которые идут на возмещение ранее уплаченных процентов в банк, то есть то, что нам "Даму" выплачивает, это тоже является доходом от иного вида деятельности либо безвозмездно полученным от государства доходом, который тоже должен облагаться КПН. Но мы здесь тоже свою позицию сказали. Вся наша деятельность прописана по ОКЭД. Если я получаю от государства субсидии, государство мне возмещает ранее понесенные затраты. Мы, участники СЭЗ, освобождены от КПН, от НДС, от земельного налога, у нас идут только социальные налоги. У нас сейчас 350 человек. Производим хлопчатобумажную пряжу, которая 99% идет на экспорт: Китай, Россия, Турция. Объем около 400 тонн в месяц – пять тысяч тонн пряжи в год", – возмущается директор ТОО "Азала коттон" Бекет Турсынханов.
За два года, 2019-2020-й, налоговики насчитали дополнительно 220 млн тенге КПН и еще около 48 млн за 2021 год. Причем, по словам руководства предприятия, возмущает не столько сумма, сколько несправедливость. Блокировка счетов мешает не только выплатить заработанное сотрудникам, но и получить кредит в банке на покупку хлопка-сырца на весь будущий год.
"350 человек не могут получить зарплату, хотя в наличии деньги есть, и они уже отказываются выходить на работу. Также мы хотим отметить, что сейчас идет сбор хлопка в Мактааральском районе Туркестанской области, и мы должны сейчас закупаться сырьем. Но предприятие не может сейчас купить хлопок, весь хлопок уходит на экспорт, и предприятие под угрозой полной остановки. Так как с экспорта хлопок будет в два раза дороже, чем в Казахстане. Шесть тысяч тонн нам нужно на год, и по нынешней стоимости это 12 млн долларов будет. Предприятие сейчас не может получить кредит, в банке все одобрили, но со стороны налогового органа был закрыт счет", – говорит директор группы компаний "Азала групп" Берик Кыдыралиев.
"Азала коттон" входит в крупный текстильный кластер, специально созданный на территории СЭЗ "Онтустик". Сейчас там работают всего восемь фабрик, и оказалось, что семь предприятий уже заплатили такой же корпоративный налог, опасаясь ареста счетов и не уповая на решение в свою пользу в споре с государственным органом.
"Мы занимаемся производством текстильных изделий и постельного белья, работаем со шведской компанией "Икея". Мы тоже побоялись и заплатили, потому что у нас был заблокирован счет на один день. Сумма была не очень большая, и мы просто побоялись остановки. У нас работают женщины малоимущие 250 человек, если я не выплачу зарплату, будет бунт. И мы из страха платим. Вообще, если смотреть, СЭЗ была создана для выхода на экспорт. Мы выходим на экспорт, мы получаем валютную выручку. Нас поддерживают различные государственные институты развития. И такие меры, как закрытие счета или блокировка счета, – это несоразмерная мера. Мы же не зарабатываем на обмене валют. Мы же не обменник, мы просто продаем, чтобы с людьми рассчитаться. Государство нам помогает, создало для нас СЭЗ, а теперь мы в СЭЗ сами не знаем, чем занимаемся. Какими-то иными видами деятельности, оказывается, занимаемся", – сетует директор "АГФ групп" Гаухар Насырова.
На вопрос членов Совета по защите прав предпринимателей, почему налоговики подошли к решению этого вопроса так жестко и сразу блокировали счета предприятий, сотрудники отдела камерального контроля ДГД Шымкента пояснили, что направляли в адрес ТОО уведомления. Однако бизнесмены напомнили, что проблемный вопрос поднимался в Палате предпринимателей Шымкента еще в июне 2021 года, и тогда было принято решение получить разъяснение от комитета госдоходов и минфина, направив обращения от лица компаний и от ДГД. Однако ответственные лица в ДГД заморачиваться такой перепиской не стали. Впрочем, выяснилось, что руководство их полностью поддерживает, а несогласных направили в суд.
"Департамент госдоходов абсолютно правомерно выставил уведомление, и абсолютно правильно коллеги отметили, что у налогоплательщика было право пояснить в течение пяти рабочих дней, что они согласны или не согласны. А "заплатили, потому что боитесь", наверное, вы утрируете, потому что это отдельные виды дохода и вы согласились с уведомлением отдела камерального контроля. Если вы боитесь каких-то действий ДГД, сейчас у нас прекрасно работает Административно-процессуальный кодекс",- подчеркнула директор департамента методологии КГД Алия Джетибаева.
В итоге члены Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции решили посодействовать участникам СЭЗ "Онтустик" в получении официального разъяснения КГД МФ РК и позиции МНЭ РК по рассмотренным вопросам. А также рекомендовали департаменту государственных доходов по г. Шымкенту инициировать внесение изменений в налоговое законодательство в части уменьшения суммы КПН на 100 процентов по доходам, полученным от реализации товаров, работ, услуг, являющихся результатом осуществления приоритетных видов деятельности, в том числе сумм по результатам конвертации валюты, а также субсидий, полученных в рамках госпрограмм.
Мира Бахытова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!