В Казахстане насчитывается более 2,5 млн школьников. В соответствии с Госпрограммой развития образования РК на 2011-2020 годы к 2020 году во всех сельских средних общеобразовательных школах будут функционировать столовые полного цикла с капитальным ремонтом и новым оборудованием.
Но в таком же документе на 2016-2019 годы данный индикатор снят и в планах значится только принятие мер по формированию у школьников культуры питания, в том числе посредством пропаганды сбалансированного здорового питания и обеспечения потребления ими натуральных и свежих продуктов. Также данной программой предусмотрено, что к 2020 году учащиеся из числа отдельных категорий детей, определённых законодательством Республики Казахстан, будут охвачены бесплатным горячим витаминизированным питанием.
Из 7402 общеобразовательных школ Казахстана горячее питание организовано в 6183 из них – это 84% школ, в том числе в 624 школах привозное питание, из них в 1491 городской школе (91,7% от числа городских школ) и 4692 сельских школах (81,2% от числа сельских школ).
Ранее поставщик услуг по организации питания в школьных столовых определялся на основе государственных закупок, и основным критерием выбора победителя являлась стоимость предлагаемых предпринимателем услуг. В итоге не соблюдались нормы по калорийности и был скудный ассортимент блюд, так как на рынке школьного питания появлялись предприятия, выигравшие конкурс по заведомо демпинговым ценам, снижая сумму договора на 20-30%.
Сейчас процесс выбора поставщиков услуг по организации питания обучающихся в школах выведен из сферы государственных закупок и регулируется Правилами организации питания обучающихся в организациях среднего образования и приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённых Приказом и. о. министра образования и науки Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 717.
Этот документ призван устранить привязку к цене при выборе поставщика, однако не исключит возможное недобросовестное отношение со стороны сотрудников столовых.
Но на сегодняшний день практически в каждой третьей школьной столовой Казахстана работают повара без специального профессионального образования, то есть, по сути, люди, не имеющие представления ни о технологии общественного питания, ни о санитарии и гигиене питания. Потребность в типовых штатах организаций образования поваров, технологов, диетологов составляет 34896 единиц, 21,8% поваров не имеют специальной квалификации.
Среди наиболее распространённых нарушений и проблем в школьных столовых отмечается низкий профессиональный уровень персонала, не всегда соблюдающего технологии переработки продуктов питания и допускающего нарушение режима личной гигиены.
Нет контроля качества исходного пищевого сырья, в результате в процессе производства используется сырьё "без опознавательных маркировочных знаков" либо с истекшим сроком годности.
Отсутствует автоматизированная система учёта сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, нарушение товарного соседства и температурных режимов при хранении продуктов питания.
Имеют место факты нецелевого использования государственных дотаций для детей из малообеспеченных семей (несоответствие количества заявленных к отпуску порций фактически произведённому) и недовложения продуктов питания в рационы, а также в процессе приготовления пищи нередко используется нефильтрованная, непитьевая вода и тара.
Зарегистрированы и случаи вторичного использования пищевых отходов в процессе приготовления пищи.
В качестве питания школьников очень важно санитарно-техническое состояние пищеблоков, технологического и холодильного оборудования, инженерных систем и самих производственных помещений.
Поэтому одним из решений вопроса привлечения инвестиций в данную отрасль является механизм государственно-частного партнёрства. Согласно действующему закону о государственно-частном партнёрстве, предусмотрены различные вариации сотрудничества государства и бизнес-сектора, одной из более подходящих схем является договор имущественного найма объекта государственной собственности частным партнёром с возможностью улучшения объекта и дальнейшей эксплуатации. Преимуществом данного вида контракта от сложившегося вида договора аренды является долгосрочность контракта, что даёт гарантию частному партнёру в окупаемости проекта и получении прибыли в течение всего срока действия договора ГЧП. Государство, в свою очередь, получает добросовестного поставщика, деятельность которого будет контролироваться через критерии качества, установленные в договоре ГЧП.
"Анализ показывает, что комбинат может решить очень много вопросов (в школьном питании. – Авт.). В первую очередь за счёт объёма закупаемой продукции: ниже стоимость, больше качества, закуп из одного источника – напрямую у фермерских хозяйств, производителей фруктов и овощей. Это напрямую будет влиять на качество. Мы это сейчас прорабатываем. Сейчас с инвесторами будем вести конкретные переговоры, и решение будет принято в ближайшее время", – отметил руководитель Управления образования г. Астаны Ануар Жангозин на пресс-конференции в столичном акимате, проведённой 15 октября.
"По школьному комбинату мы сейчас будем прорабатывать, смотреть. На самом деле опять же в рамках ГЧП это всё можно сделать, но для нас здесь важно получить качество. То есть если мы видим, что у нас есть поставщики, готовые строить комбинаты, которые за счёт этого улучшат качество, за счёт этого будет разнообразное питание и так далее, то мы, конечно, на это пойдём", – уточнил он.
По его словам, договоры ГЧП могут быть долгосрочными, до 10 лет. Это позволит предъявлять к поставщикам более высокие требования.
"Поставщикам становится более выгодным усиливать качество, предоставлять дополнительные услуги, модернизировать столовые, улучшать меню. У нас создана межведомственная экспертная группа", – добавил главный педагог Астаны.
В столице с начала нового, 2018/19 учебного года во всех 85 школах столицы организовано школьное питание. На бесплатной основе горячее питание организовано для 76757 учащихся начальных классов и для 1273 детей из социально уязвимых слоёв населения (с пятого по 11-й класс). Для этого из местного бюджета на 2018 год выделено 3,832 млн тенге. Стоимость одноразового питания составляет 338 тенге. За счёт спонсоров питание организовано для 620 детей.
По информации пресс-секретаря Управления образования Жазиры Асановой, по итогам мониторинга, проведённого в прошлом учебном году, были привлечены к дисциплинарной ответственности 14 руководителей общеобразовательных школ. Из них были вынесены: пять предупреждений (школы № 14, 24, 68, 71, 75); одно замечание (школа № 48); восемь выговоров (школы № 10, 51, 57, 65, 69, 71, 77, 47).
Были расторгнуты договоры с поставщиками в двух организациях образования (школы № 69, 73), между школой № 10 и поставщиком после окончания пришкольного лагеря осуществлено расторжение договора.
Для того чтобы снизить количество очередей при оплате в школьных столовых, акимат Астаны несколько недель назад ввёл пилотный проект на базе трёх школ: 27, 54, 59.
"На карточку Astra Plat через терминал либо онлайн родители пополняют баланс. Там же есть возможность выбрать продукты, которые ребёнок не может купить, если есть какие-то ограничения диеты, родитель может из меню выбрать те продукты, на которые будет ограничение. Ребёнок, приходя в буфет, уже оплачивая картой, не может выбрать те продукты, которые родители запретили. Оплата проводится через карточку, когда списывается баланс, родители получают уведомления. Удобство для родителей, для школьников и для школы. Безналичный расчёт приводит к большим очередям в буфетах. Мы хотим посмотреть на базе уплотнённых школ, если это всё будет успешно и поможет решить вопрос в том числе и по загруженности, потом дальше будем вести работу по другим школам. В начале второй четверти, наверное, можно посмотреть предварительные итоги", – уточнил Ануар Жангозин.
Между тем в мажилисе в настоящее время рассматриваются поправки в Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования бюджетного законодательства", которыми предусматривается расширение видов ГЧП и планируется внесение изменений в том числе в налоговое законодательство.
Поправки планируется внести и в вышеуказанный приказ МОН № 717 от 31 декабря 2015 года. Так, подпункт 1 пункта 1 этого документа планируется дополнить, что потенциальный поставщик, который может осуществлять предпринимательскую деятельность на основании договора об оказании услуги, договора поставки товаров либо договора государственно-частного партнёрства, в соответствии с Законом РК "О государственно-частном партнёрстве" от 31 октября 2015 года № 379-V.
В документе планируется прописать, что организатор конкурса будет осуществлять выбор поставщика услуги по организации питания обучающихся в организациях среднего образования в рамках ГЧП в случае необходимости закупа отсутствующего оборудования и (или) замены изношенного оборудования школьной столовой на новое оборудование.
К процедурам выбора поставщика услуги по организации питания обучающихся в организациях среднего образования будут применяться нормы закона о ГЧП.
В правила планируется включить пункт, по которому, в случае если поставщик станет неплатёжеспособным или будет включён в реестр недобросовестных поставщиков, заказчик сможет в любое время расторгнуть договор.
Айсулу Тимурова