Комбинаты могут решить проблемы питания в школах

Комбинаты могут решить проблемы питания в школах

В Казахстане готовится правовая основа для активизации ГЧП в данной сфере.

16 Октябрь 2018 08:27 2851

Комбинаты могут решить проблемы питания в школах

Автор:

Айсулу Тимурова

В Казахстане насчитывается более 2,5 млн школьников. В соответствии с Госпрограммой развития образования РК на 2011-2020 годы к 2020 году во всех сельских средних общеобразовательных школах будут функционировать столовые полного цикла с капитальным ремонтом и новым оборудованием.

Но в таком же документе на 2016-2019 годы данный индикатор снят и в планах значится только принятие мер по формированию у школьников культуры питания, в том числе посредством пропаганды сбалансированного здорового питания и обеспечения потребления ими натуральных и свежих продуктов. Также данной программой предусмотрено, что к 2020 году учащиеся из числа отдельных категорий детей, определённых законодательством Республики Казахстан, будут охвачены бесплатным горячим витаминизированным питанием.

Из 7402 общеобразовательных школ Казахстана горячее питание организовано в 6183 из них – это 84% школ, в том числе в 624 школах привозное питание, из них в 1491 городской школе (91,7% от числа городских школ) и 4692 сельских школах (81,2% от числа сельских школ).

Ранее поставщик услуг по организации питания в школьных столовых определялся на основе государственных закупок, и основным критерием выбора победителя являлась стоимость предлагаемых предпринимателем услуг. В итоге не соблюдались нормы по калорийности и был скудный ассортимент блюд, так как на рынке школьного питания появлялись предприятия, выигравшие конкурс по заведомо демпинговым ценам, снижая сумму договора на 20-30%.

Сейчас процесс выбора поставщиков услуг по организации питания обучающихся в школах выведен из сферы государственных закупок и регулируется Правилами организации питания обучающихся в организациях среднего образования и приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённых Приказом и. о. министра образования и науки Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 717.

Этот документ призван устранить привязку к цене при выборе поставщика, однако не исключит возможное недобросовестное отношение со стороны сотрудников столовых.

Но на сегодняшний день практически в каждой третьей школьной столовой Казахстана работают повара без специального профессионального образования, то есть, по сути, люди, не имеющие представления ни о технологии общественного питания, ни о санитарии и гигиене питания. Потребность в типовых штатах организаций образования поваров, технологов, диетологов составляет 34896 единиц, 21,8% поваров не имеют специальной квалификации.

Среди наиболее распространённых нарушений и проблем в школьных столовых отмечается низкий профессиональный уровень персонала, не всегда соблюдающего технологии переработки продуктов питания и допускающего нарушение режима личной гигиены.

Нет контроля качества исходного пищевого сырья, в результате в процессе производства используется сырьё «без опознавательных маркировочных знаков» либо с истекшим сроком годности.

Отсутствует автоматизированная система учёта сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, нарушение товарного соседства и температурных режимов при хранении продуктов питания.

Имеют место факты нецелевого использования государственных дотаций для детей из малообеспеченных семей (несоответствие количества заявленных к отпуску порций фактически произведённому) и недовложения продуктов питания в рационы, а также в процессе приготовления пищи нередко используется нефильтрованная, непитьевая вода и тара.

Зарегистрированы и случаи вторичного использования пищевых отходов в процессе приготовления пищи.

В качестве питания школьников очень важно санитарно-техническое состояние пищеблоков, технологического и холодильного оборудования, инженерных систем и самих производственных помещений.

Поэтому одним из решений вопроса привлечения инвестиций в данную отрасль является механизм государственно-частного партнёрства. Согласно действующему закону о государственно-частном партнёрстве, предусмотрены различные вариации сотрудничества государства и бизнес-сектора, одной из более подходящих схем является договор имущественного найма объекта государственной собственности частным партнёром с возможностью улучшения объекта и дальнейшей эксплуатации. Преимуществом данного вида контракта от сложившегося вида договора аренды является долгосрочность контракта, что даёт гарантию частному партнёру в окупаемости проекта и получении прибыли в течение всего срока действия договора ГЧП. Государство, в свою очередь, получает добросовестного поставщика, деятельность которого будет контролироваться через критерии качества, установленные в договоре ГЧП.

«Анализ показывает, что комбинат может решить очень много вопросов (в школьном питании. – Авт.). В первую очередь за счёт объёма закупаемой продукции: ниже стоимость, больше качества, закуп из одного источника – напрямую у фермерских хозяйств, производителей фруктов и овощей. Это напрямую будет влиять на качество. Мы это сейчас прорабатываем. Сейчас с инвесторами будем вести конкретные переговоры, и решение будет принято в ближайшее время», – отметил руководитель Управления образования г. Астаны Ануар Жангозин на пресс-конференции в столичном акимате, проведённой 15 октября.

«По школьному комбинату мы сейчас будем прорабатывать, смотреть. На самом деле опять же в рамках ГЧП это всё можно сделать, но для нас здесь важно получить качество. То есть если мы видим, что у нас есть поставщики, готовые строить комбинаты, которые за счёт этого улучшат качество, за счёт этого будет разнообразное питание и так далее, то мы, конечно, на это пойдём», – уточнил он.

По его словам, договоры ГЧП могут быть долгосрочными, до 10 лет. Это позволит предъявлять к поставщикам более высокие требования.

«Поставщикам становится более выгодным усиливать качество, предоставлять дополнительные услуги, модернизировать столовые, улучшать меню. У нас создана межведомственная экспертная группа», – добавил главный педагог Астаны.

В столице с начала нового, 2018/19 учебного года во всех 85 школах столицы организовано школьное питание. На бесплатной основе горячее питание организовано для 76757 учащихся начальных классов и для 1273 детей из социально уязвимых слоёв населения (с пятого по 11-й класс). Для этого из местного бюджета на 2018 год выделено 3,832 млн тенге. Стоимость одноразового питания составляет 338 тенге. За счёт спонсоров питание организовано для 620 детей.

По информации пресс-секретаря Управления образования Жазиры Асановой, по итогам мониторинга, проведённого в прошлом учебном году, были привлечены к дисциплинарной ответственности 14 руководителей общеобразовательных школ. Из них были вынесены: пять предупреждений (школы № 14, 24, 68, 71, 75); одно замечание (школа № 48); восемь выговоров (школы № 10, 51, 57, 65, 69, 71, 77, 47).

Были расторгнуты договоры с поставщиками в двух организациях образования (школы № 69, 73), между школой № 10 и поставщиком после окончания пришкольного лагеря осуществлено расторжение договора.

Для того чтобы снизить количество очередей при оплате в школьных столовых, акимат Астаны несколько недель назад ввёл пилотный проект на базе трёх школ: 27, 54, 59.

«На карточку Astra Plat через терминал либо онлайн родители пополняют баланс. Там же есть возможность выбрать продукты, которые ребёнок не может купить, если есть какие-то ограничения диеты, родитель может из меню выбрать те продукты, на которые будет ограничение. Ребёнок, приходя в буфет, уже оплачивая картой, не может выбрать те продукты, которые родители запретили. Оплата проводится через карточку, когда списывается баланс, родители получают уведомления. Удобство для родителей, для школьников и для школы. Безналичный расчёт приводит к большим очередям в буфетах. Мы хотим посмотреть на базе уплотнённых школ, если это всё будет успешно и поможет решить вопрос в том числе и по загруженности, потом дальше будем вести работу по другим школам. В начале второй четверти, наверное, можно посмотреть предварительные итоги», – уточнил Ануар Жангозин.

Между тем в мажилисе в настоящее время рассматриваются поправки в Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования бюджетного законодательства», которыми предусматривается расширение видов ГЧП и планируется внесение изменений в том числе в налоговое законодательство.

Поправки планируется внести и в вышеуказанный приказ МОН № 717 от 31 декабря 2015 года. Так, подпункт 1 пункта 1 этого документа планируется дополнить, что потенциальный поставщик, который может осуществлять предпринимательскую деятельность на основании договора об оказании услуги, договора поставки товаров либо договора государственно-частного партнёрства, в соответствии с Законом РК «О государственно-частном партнёрстве» от 31 октября 2015 года № 379-V.

В документе планируется прописать, что организатор конкурса будет осуществлять выбор поставщика услуги по организации питания обучающихся в организациях среднего образования в рамках ГЧП в случае необходимости закупа отсутствующего оборудования и (или) замены изношенного оборудования школьной столовой на новое оборудование.

К процедурам выбора поставщика услуги по организации питания обучающихся в организациях среднего образования будут применяться нормы закона о ГЧП.

В правила планируется включить пункт, по которому, в случае если поставщик станет неплатёжеспособным или будет включён в реестр недобросовестных поставщиков, заказчик сможет в любое время расторгнуть договор.

Айсулу Тимурова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

«Идеи ГЧП в школьных столовых хорошие, а исполнение плохое»

Арендаторы школьных столовых назвали непродуманными условия реализации проекта по модернизации школьных пищеблоков Усть-Каменогорска.

16 Май 2019 15:32 2933

«Идеи ГЧП в школьных столовых хорошие, а исполнение плохое»

Фото: sputniknews.kz

В областном центре Восточного Казахстана приступили к проекту по модернизации школьных столовых, который в прошлом году предложила партия Nur Otan. До 27 мая 2019 года объявлен прием заявок на участие в конкурсе по 44 проектам государственно-частного партнерства, призванного «осовременить» школьные столовые, улучшить обслуживание их пищеблоков. Объявление об этом помещено на официальном сайте АО «Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО».

Как следует из текста объявления, проект предполагает «проведение частным партнером ремонта пищеблока школьной столовой, поставку оборудования, мебели и инвентаря, а также предоставление услуг по питанию обучающихся в 44 общеобразовательных организациях Усть-Каменогорска». По словам предпринимателей, победителям конкурса придется ремонтировать канализацию, вставлять новые окна, менять двери, радиаторы отопления, белить-красить, но это все авторы проекта называют косметическим, а не капитальным ремонтом, несмотря на огромный объем работы. Объектом ГЧП являются пищеблок и обеденный зал школьной столовой школ города, предоставление услуг питания обучающихся. Областные средние учебные заведения в проект не вошли.

Вклад государства в проект ГЧП заключается в том, что оно дает возможность бизнесменам работать в школах, по которым они выиграли конкурс, семь лет, а не один год, как сейчас. Более того, ранее они заключали договоры на аренду школьных столовых с руководством учебных заведений, теперь же партнерами бизнеса со стороны государства выступают акимат ВКО в лице областного Управления образования, акимат Усть-Каменогорска в лице городского отдела образования, общеобразовательные учреждения – школы городского подчинения.

Деньги огромные – срок маленький

По словам предпринимателей, все бы ничего, но по условиям конкурса они обязаны в течение двух летних месяцев, с середины июня по 15 августа, вложить в ремонт, покупку оборудования, мебель и инвентарь от 10,8 млн до 47 млн тенге в зависимости от «убитости» столовых и запросов школьного руководства. Общая сумма вложений во все 44 школьные столовые Усть-Каменогорска от бизнеса должна составить свыше 1 млрд тенге. По мнению многих предпринимателей, такая сумма является для них неподъемной.

«Сумма вложений большая, срок для модернизации маленький, – считает предпринимательница Яна Родякина. – Условия считаю драконовскими, но на уступки никто не идет. Ощущение, что конкурсную документацию составляли впопыхах. В ней много опечаток, ошибок, неточностей, хотя она прошла, как нам говорят, экспертизу. К примеру, в конкурсной документации для одной школы написано, что мы купленное оборудование сможем забрать по истечении семи лет, когда завершится срок ГЧП. В документах для другой школы указано, что оборудование останется на балансе учебного заведения, мы его забрать не сможем».

«Многие предприниматели подают заявки на участие в тендере, надеясь на авось. В акимате Усть-Каменогорска нам говорят: «Ну, не вкладывайте вы сразу 20 миллионов, вложите пять, потом остальные». Хотя в конкурсной документации речь идет о вложении в течение двух месяцев. Мы что, должны идти на нарушения? Нам обещают даже закрыть глаза на сроки и принять у нас школьные столовые не 15 августа, а 1 сентября, хотя это также противоречит документам, – рассказывают арендаторы. – Вот такой уровень!»

На недавней встрече в Управлении образования ВКО нынешние арендаторы школьных столовых и потенциальные участники конкурса из предприятий областного общепита высказали заместителю руководителя этого ведомства, Асель Каербековой, и начальнику отдела экономики и бюджетного планирования акимата Усть-Каменогорска, Арману Искакову, все свои претензии, но диалога, по их словам, не получилось. Ни на один из своих вопросов предприниматели ответа не получили.

Арман Искаков подчеркнул, что требования, которые государственные органы предъявляют к победителям конкурса, нужно будет выполнить, правил игры уже никто менять не будет. Он посоветовал предпринимателям проявить сноровку, чтобы снизить себестоимость меню, например арендовать сообща склад, чтобы запастись овощами на долгий срок и не зависеть от сезонных колебаний цен. Однако предприниматели считают, что так они еще больше будут подвергать себя рискам и тратам.

Статистика всё знает!

По их словам, стоимость горячего питания для школьников останется прежней – 309 тенге за обед, а вот цены на продукты в конкурсной документации занижены.

«Стоимость овощей нам посчитали на уровне февраля 2019 года, а уже май. Невозможно купить капусту по цене 65 тенге за килограмм, она продается по цене выше 300 тенге, – говорит предприниматель Евгений Семенов. – А мясо в конкурсной документации нам оценили по одной тысяче тенге за килограмм. Такой стоимости нет уже несколько лет! Нам приходится приобретать мясо по цене от 1300 до 2500 тенге! В акимате города же нам говорят, что такие цены они взяли из информации органов статистики. Это просто ужасно!»

По словам общественницы и предпринимательницы Елены Березинской-Абиловой, к которой представители «столовского» бизнеса обратились за помощью, в некоторых школах площади позволили бы создать мясной цех, но реконструкция помещений не предусмотрена проектом ГЧП. Более того, согласно требованиям санитарных норм и правил в школьной столовой необходимо держать трехкратный объем посуды. Если в столовой учебного заведения 300 посадочных мест, то арендаторам подобает держать 900 комплектов сервировочной посуды. Но ни в одной школьной столовой для этого нет места. 

Суть модернизации должна быть в другом

«Качество питания, обслуживания от такой модернизации не улучшится. Ни одна школа не располагает помещениями для хранения посуды, нет складских помещений. Во многих школах холодильные установки находятся рядом со складом сухих продуктов. Это недопустимо, – говорит Елена Березинская-Абилова. – Вообще, я склоняюсь к тому, чтобы были привлечены эксперты к реализации этого проекта, чего не было сделано. И он не сформирован как проект, поэтому в нем есть такие недочеты, мягко говоря».

Елена Березинская-Абилова считает, что нужно реабилитировать проект через призму проектного менеджмента. По ее словам, конкурс по ГЧП отменить нельзя, но приостановить вполне возможно. За это время есть необходимость провести внутренний и внешний анализы коррупционных рисков.

«Когда бизнес вкладывает такие большие суммы, здесь высоки коррупционные, предпринимательские риски – их никто не считал. Мы с руководством филиала Академии государственной службы предлагали завести проект в проектный менеджмент на совещании рабочей группы, но Управление образование решило сделать по-своему», – говорит она.  Идеи ГЧП для школьных столовых хорошие, а исполнение плохое. Управлению образования, Региональному центру ГЧП ВКО следовало провести мониторинг жалоб. Одна из них касается того, что наши дети, находясь в школе с восьми утра до вечера, питаются только один раз в день. Это противоречит принципам здорового питания, здорового образа жизни»

По ее мнению, модернизация школьных столовых – это не ремонт, а диверсификация бизнес-процессов, налаживание производственного, технологического процессов, увеличение пропускной способности пищеблоков, формирование маркетинговой стратегии здорового питания.

«Вот в этом суть программы. Ее инициаторы именно это имели в виду, – считает г-жа Березинская-Абилова. – Но «внизу» каждый интерпретирует ее, как хочет, потому что отсутствуют проектный менеджмент и проектное управление при реализации проектов».

Проект ГЧП по модернизации школьных столовых сейчас реализуют, по данным предпринимателей, в Усть-Каменогорске, Павлодаре и Экибастузе. В районах ВКО тоже «зондируют» почву для внедрения такого проекта. По данным директора Палаты предпринимателей Кокпектинского района Алии Мукашевой, к ней поступают жалобы от арендаторов школьных столовых, к которым пришли с проверками представители отдела образования района. У проверяющих нет санитарных допусков, чтобы находится в пищеблоках, но это их не смущает.

«Более того, они настолько мало компетентны в вопросах организации школьного питания, что взвешивают на весах кисель, хотя всем известно – этот напиток измеряют в миллилитрах», – говорит Алия Мукашева.

Ольга Ушакова

«Требований о немедленном открытии магазинов честности в школах нет»

Переезд директоров школ на первый этаж – исключительно по целесообразности.

30 Апрель 2019 12:26 4565

«Требований о немедленном открытии магазинов честности в школах нет»

Об этом inbusiness.kz рассказал руководитель Управления профилактики коррупции департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГСПК) по Карагандинской области Бауржан Хусаинов.

Поводом для встречи с ним явилась весьма напряженная ситуация, которая складывается в общеобразовательных школах региона. Проблема возникла на фоне двух инициатив АДГСПК: перевода кабинетов директоров на первые этажи школ и открытия в школах магазинов честности.

«Нам и так есть чем заниматься: кроме основной работы, еще и куча бумажной отчетности, так еще и эти новшества нам же и внедрять», – говорит inbusiness.kz один из руководителей учреждения образования.

Быстрый честный магазин

Рассмотрим «внедрение новшеств» на конкретном примере.

В чат директоров школ Темиртау от городского отдела образования поступило указание.

Судя по тексту, раз запрашивается информация по Караганде, Темиртау и Шетскому району, эта вводная поступила из Управления образования Карагандинской области в чат начальников отделов образования городов и районов региона, а уже оттуда перенаправлена в директорские чаты.

Некоторые из директоров школ (а руководители учреждений образования априори люди мудрые) начали задавать в чате вопросы, которые будут озвучены ниже. Но таких любознательных быстро призвали к порядку.

Точку поставил начальник отдела образования города Темиртау Есентай Ашим.

Часть директоров немедленно взяла под козырек и, не рассуждая «почем, зачем и почему», бросилась исполнять высочайшее повеление, тут же забросав директорский чат фотоотчетами. Советская командно-административная система в этот день обливалась от зависти горькими слезами.

Рассмотрим наиболее интересные варианты скоропостижного открытия магазинов честности в темиртауских школах.

Здесь преобладают сладости – не самые полезные для детей продукты.

В некоторых учреждениях образования так испугались «руководящих указаний сверху», что просто выложили на стол какой попало товар без ценников и сфотографировали процесс «покупки».

В этом магазине все бесплатно?

Кое-где, как в сельском магазине, был вообще приготовлен товарный винегрет. Опять же без ценников, что говорит о формальном исполнении.

На этом фото магазина честности в одной из школ Темиртау удивляет не просто собранный для «фотосессии наверх» набор бесполезных для учебного процесса предметов. Внимание привлекает коробка с надписью Verbatim MF 2HD .

Когда автор этих строк в 1998 году преподавал в средней школе информатику на древних «ноль-восемьдесят-шестых» компьютерах, он и представить себе не мог этот сюрреализм 2019 года.

В настоящее время, когда даже у первоклассников в кармане есть телефоны с четырехядерными процессорами и объемом памяти как минимум 64 гигабайта, в одной из темиртауских школ в магазине честности (!) этим первоклассникам впаривают дискеты 3,5 дюйма емкостью 1,44 MB.

Для нынешних школьников эти дискеты такая же непонятная архаика, как и дисковый телефон.

«Вопросы с подвохом»

Получать комментарий по ситуации inbusiness.kz отправился в региональный департамент Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции. А разъяснения по ним давал руководитель Управления профилактики коррупции департамента АДГСПК по Карагандинской области Бауржан Хусаинов.

Inbusiness.kz передал ему вопросы, которые изданию задали директора школ. Назвав их вопросами с подвохом, начальник управления дал краткое вступительное пояснение:  

«Магазины честности в школах были предложены агентством как вариант по созданию антикоррупционного мировоззрения у подрастающего поколения – к честности надо приучать с детства. В школах уже есть проект воспительной работы по формированию нетерпимости к коррупции «Адал ұрпақ» – честное поколение. Сейчас мы хотим внедрить такой курс и в детских садах.

Управлению образования было предложено открыть такие магазины честности. И мы рекомендовали, чтобы они работали в тех школах, где есть столовые, где уже работают предприниматели, где есть возможность. Заставить предпринимателя мы не можем. Так же как с переносом кабинетов на первый этаж: где вы можете, там переносите. Где это реально невозможно – вы не делайте. Не надо из этого делать какую-то гонку за цифрами, это на усмотрение школ. Если это возможно, если это реально нужно, если в школе не хватает классов, если это безболезненно и беззатратно».

Теперь процитируем вопросы директоров школ и ответы на них Бауржана Хусаинова.

Вопрос № 1: На основании каких НПА или приказов директорам школ нужно переселяться на первые этажи школ?

Ответ: «Каких-либо нормативно-правовых актов, регулирующих переселение кабинетов директоров школ, нет. Данная инициатива исходит от представителей общественности, в том числе от членов специальной мониторинговой группы при департаменте АГДСПК по Карагандинской области. Данные мероприятия направлены на то, чтобы руководители организаций образования стали более доступны и открыты для граждан, которые могут беспрепятственно попасть к ним на прием. На сегодняшний день в рамках проекта «Сарыарқа адалдық алаңы» перенесли свои кабинеты на первый этаж 55 руководителей организаций образования. При этом чистая экономия освободившихся площадей составила более 700 кв. метров».

Вопрос № 2: «За чей счет будут производиться переезды директоров школ на первый этаж (перепланировка помещений или монтаж пластиковых комнат)?»

Ответ: «Перенос кабинета руководителя осуществляется лишь в случаях, позволяющих это сделать без особых денежных трат, при наличии свободных кабинетов на первом этаже».

Вопрос № 3: «На основании каких НПА или приказов директорам школ нужно открывать магазин без продавцов?»

Ответ: «Каких-либо нормативно-правовых актов, регулирующих вопрос открытия магазинов честности, нет. Это также начинание общественности в рамках проекта «Сарыарқа адалдық алаңы». Внедрение подобных магазинов направлено на воспитание положительных моральных качеств у граждан, в том числе внутренней добропорядочности и честности. При этом мы полагались на международный опыт».

Вопрос № 4: «Чтобы открыть магазин честности в школе, необходимо найти предпринимателя, который рискнет вложить деньги в рискованный бизнес на доверии. Кто будет обязан заниматься поиском таких предпринимателей?»

Ответ: «Открытие магазинов честности планируется лишь в учреждениях, оборудованных столовыми, площади которых сданы в аренду предпринимателям. При этом предприниматели на добровольной основе при достижении соглашения с администрацией учреждения открывают подобные магазины».

Вопрос № 5: «Если ребенок отравится каким-то пирожком или еще чем-нибудь из магазина честности (дети же будут перебирать их грязными руками), кто будет за это отвечать? Иными словами, кто будет отвечать за качество реализуемых в магазине честности продуктов?»

Ответ: «Магазины честности открываются в помещениях столовых, сданных в аренду предпринимателям. Соответственно, за качество продуктов несет ответственность предприниматель».

Вопрос № 6: «С директоров школ требуют открытие магазинов честности немедленно. Если нет желающих открыть в школе такой магазин, но его требует руководство отдела образования, то как быть в этом случае: директору с учителями скидываться и на свои деньги покупать товары для этого магазина?»

Ответ: «Каких-либо требований от проекта «Сарыарқа адалдық алаңы» либо от департамента АДГСПК о «немедленном открытии» таких магазинов нет, отделам образования не направлялось. Открытие таких магазинов напрямую зависит от инициативы администрации учреждений образования и предпринимателей».

Мнение общественности

Эту же тему поднимали 25 апреля 2019 года на заседании специальной мониторинговой группы внешнего анализа и оценки исполнения Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы и противодействию теневой экономике при департаменте АДГСПК по Карагандинской области. То есть той самой общественности, на которую выше ссылался Бауржан Хусаинов.

Председатель группы – президент Казахстанской ассоциации предпринимателей и сервисных услуг, председатель правления ОО «Гражданский совет Карагандинской области», руководитель специальной мониторинговой группы Ермек Абильдин так прокомментировал inbusiness.kz возникшую ситуацию:

«На самом деле никакой принудиловки для директоров школ и детских садов там нет. Это исходит из послания лидера нации Нурсултана Назарбаева, где указывалось, что чиновники, в том числе и директора школ и детских садов, должны быть ближе к народу. Оттуда посыл пошел, и через АДГСПК сказали, чтобы по возможности директора школ, если у них площадь кабинетов очень большая, то чтобы эти кабинеты отдавали под классы или кружки. По всей стране, таким образом, освободилась площадь, соразмерная двум школам. Если нет возможности, то директора могут оставаться в своих кабинетах, но чтобы кабинеты не были большими.

По поводу магазинов честности есть проблемы: недостачи и воровство идет. Но такими методами надо воспитывать молодое поколение: будь добр, взял – за это плати, это чей-то труд. Сейчас совместно с АДГСПК думаем, как сделать магазины честности повсеместно, чтобы кражи и недостачи не совершались. Есть предложение в этих магазинах повесить слова «Не воруй» и т. д. воспитательного характера. По поводу немедленного открытия магазинов в школах, к сожалению, перегибают палку, так нельзя, чтобы в обязательном порядке принудиловка. Конечно, так нельзя».

Что в итоге?

На первый этаж переехали директора 55 из 465 школ Карагандинской области – менее 12% от общего количества. В каждом из этих учреждений образования, таким образом, сэкономлено в среднем по 12,7 кв. метров, которые теперь используются в учебном процессе. В качестве примера в АДГСПК рассказали, как один из директоров отдал свой кабинет под игровой зал, а сам переехал в кабинет размером 10-12 метров.

Но переезжать или не переезжать в другой кабинет – это решает сам директор школы.

Магазины честности открывать никто не заставляет: при достижении соглашения с администрацией образовательного учреждения предприниматели открывают подобные магазины на добровольной основе.

«Никакой вакханалии, никакой гонки за цифрами, только целесообразность», – закрыл тему руководитель Управления профилактики коррупции департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Карагандинской области Бауржан Хусаинов.

Олег И. Гусев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: