Напомним, велогонка "Тур Алматы" проходит с 2013 года. В этом году юбилейный, пятый тур впервые пройдет в два дня. Первый этап многодневки стартует 30 сентября возле Казахстанско-Британского университета, финишируют велогонщики на Almaty Arena. Во второй, заключительный день, 1 октября, гонка начнется у ледовой арены Halyk Arena, а завершится "Тур Алматы" на высокогорном катке "Медео".
– Cергей, в этом году изменен формат гонки. Что думаете об этом? Добавит ли это сложности?
– Совершенно очевидно – да. Горы, особенно такие – настоящие, высокие, как в окрестностях Алматы, всегда предполагают жесткий отсев. Хотя было бы ошибкой считать, что ехать тот круг, на котором выступали все предыдущие годы в формате кольцевой однодневки и который будет задействован и в этом году, намного легче. На Аль-Фараби высокие скорости, постоянные затяжные, пусть и некрутые, подъемы и спуски. А вспомните погоду, в которую победил в 2016 году Алексей Луценко. Он признался после финиша, что это был один из самых трудных дней в его карьере. Шоссейные велогонки в принципе не бывают легкими, просто у этапов с финишем в длинную крутую гору своя специфика, и круг претендентов резко сужается.
– Можно ли назвать второй этап полноценно горным?
– Да, безусловно. Такая развязка определяет общий зачет многодневки всегда. И такой жанр напрашивался сам собой. Я помню, все специалисты и гонщики, которые выступали на "Туре Алматы", глядели на снежные хребты и говорили: "Когда рядом такое богатство – грех не использовать". Но для однодневной гонки горная трасса не очень подходила: должны ведь и люди на центральных улицах города полюбоваться соревнованиями, и шансы надо дать многим гонщикам. В этот раз один из этапов будет более "демократичным", а второй – бескомпромиссно горным. Так что, как говорится, слово дадут всем.
– Кому традиционно подходят такие этапы?
– Это территория Алексея Луценко, что он уже не раз доказал. Только что он великолепно выиграл на "Вуэльте" в тяжелую и крутую гору. Она, правда, была короткой, и он победил из отрыва. Здесь нужно обладать огромными силовыми возможностями и колоссальной силовой выносливостью.
– Поднимались ли Вы сами на "Медео"? Знаком ли Вам маршрут?
– Поднимался, и не раз. Причем гораздо чаще на велосипеде, чем на машине. Настоящая тяжелая гора, которая отбирает сильнейших. Если ехать этот подъем до Чимбулака – получится уже экстремальный финиш. Так же, как если бы гонка ушла на большую объездную дорогу с высотами, на которые в районе Космостанции выходит дорога. Но в этом случае тех, кому удалось бы достойно себя проявить, можно было бы пересчитать на пальцах одной руки.
– Расскажите о категориях сложности подъема на "Медео".
– Он заслуживает как минимум первой категории – и по протяженности, и по среднему градиенту, и потому, что стоит в самом финале этапа.
Жанибек Кыдыралиев