/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 434,31 Brent 36,55
«КТЖ» предлагает введение нулевой ставки НДС в смешанных железнодорожных перевозках

«КТЖ» предлагает введение нулевой ставки НДС в смешанных железнодорожных перевозках

Это правило касается экспорта грузов.

15:30 24 Июнь 2019 4204

«КТЖ» предлагает введение нулевой ставки НДС в смешанных железнодорожных перевозках

Автор:

Майра Медеубаева

Фото: Максим Морозов

Национальный перевозчик предлагает введение нулевой ставки НДС в рамках смешанных железнодорожных перевозок при экспорте. Этот вопрос обсуждался на круглом столе в сенате Парламента по развитию транспортно-логистических услуг.

«Когда контейнер идет паромом в порту Актау или Курык, он не платит 12% НДС. Идет по единому документу и уходит, а когда он выгружается с вагона на землю, потом грузится на судно, этот контейнер попадет под внутренний НДС 12%. И это сильно бьет на стоимость общей перевозки. Азербайджан применил нулевую ставку. Мы – нет. У нас зерновики страдают, потому что при экспорте тоже разгружаются на судно, то же самое здесь, когда мы развиваем контейнерные перевозки», – рассказал первый зампред правления АО «НК «КТЖ» Канат Альмагамбетов.

Также, по его словам, для стимулирования роста транзитного грузопотока необходимо упрощение таможенных процедур.

«Наши партнеры страдают, когда для досмотра останавливают целые поезда, задерживаются больше регламентированного времени, бывает, что часть грузов уходит при таких случаях», – рассказал глава правления.

Кроме того, он сообщил что необходимо на законодательном уровне закрепление за национальным перевозчиком права осуществлять международные перевозки.

«Сейчас развиваются частные перевозчики, они хотят работать не только внутри Казахстана, но и выходят на международные маршруты. Мы считаем, для того чтобы транзитный потенциал Казахстана сохранился, была единая технология и ставки, «КТЖ» должна обладать исключительным правом на международные перевозки», – подчеркнул К. Альмагамбетов.

По словам заместителя председателя президиума Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS Юрия Лавриненко, реализация к 2025 году концепции открытого неба может привести к потере доходов от перевозки авиапассажиров, как это сейчас происходит на грузовых авиаперевозках из-за отсутствия отечественных компаний на этом рынке.

«На автомобильном транспорте грядет допуск иностранных компаний к каботажным перевозкам. Нужен план, как мы будем компенсировать потери бюджета. На железнодорожном транспорте все наши партнеры по ЕАЭС сохранили монополию национальных компаний на перевозку, считают достаточным развитие рынка операторов вагонов. Мы же пытаемся дробить рынок, разрешить частных перевозчиков, не создав условий добросовестной конкуренции и не защитив его от бесконтрольного иностранного участия», – рассказал представитель Союза транспортников.

По его мнению, при бездействии Минэкономики это спровоцировало погоню за недобросовестными доходами, «активизировало эгоистическое отраслевое лобби и может привести к тому, что потери будет покрывать добросовестный малый и средний бизнес и бюджет».

Также зампред Союза транспортников отметил, что китайские партнеры критикуют состояние железных дорог в РК.

«Они активно дотируют и содействуют направлению через Казахстан транзитных поездов, но считают, что нам надо радикально модернизировать магистрали под более высокие скорости, иначе пропуск транзита может утратить перспективу.  Сами они развивают железные дороги под базовую скорость 160 км/час. У нас же по правилам технической эксплуатации железных дорог – 90 км/час. Модернизация даже по основным международным коридорам требует значительных средств. Мы же пока ничего не планируем даже в рамках капитальных ремонтов пути», – подчеркнул Лавриненко.

Из-за отсутствия согласованной отраслевой стратегии имеются перекосы в госпрограммах развития, сообщают в Союзе транспортников. Продекларировано закрепление грузовых перевозок за национальным перевозчиком, в то же время в индикаторах оценки в 2019 году предусматривается появление пяти частных перевозчиков с долей на рынке каждого не менее 7%, что в целом составляет 35% рынка.

«При таком дроблении рынка эффективно для экономики и приемлемо по затратам для клиентов можно организовывать только маршрутные перевозки, повагонные отправки, перевозка малых партий грузов, основа потребностей малого и среднего бизнеса, становятся затратными, соответственно, отечественные товары и бизнес могут стать неконкурентоспособными», – считает Ю. Лавриненко.

Как рассказал депутат сената Парламента Ерик Султанов, возможности казахстанских перевозчиков ограничены, в то время как российские и белорусские перевозчики имеют возможность приобретать седельные тягачи со сроком эксплуатации до семи лет за 22 тысячи долларов.

«Экономика Беларуси меньше, чем наша, в то же время они имеют в четыре-пять раз больше международных перевозчиков, чем Казахстан. Как мне рассказал перевозчик из Петропавловска, что все, что мы производим – рапс, лен, подсолнух, уходит в Европу белорусскими перевозчиками», – отметил депутат.

Майра Медеубаева

За невозврат авиабилета можно оформить ваучер

Использовать документ можно для покупки нового билета или получения дополнительных услуг. 

13 Июль 2020 10:09 2664

За невозврат авиабилета можно оформить ваучер

Из-за большого количества заявок на возврат стоимости авиабилетов за отмененные в период ЧП авиарейсы авиакомпании испытывают сложности по их своевременной обработке. У несостоявшихся пассажиров есть возможность оформления ваучера в равнозначной сумме приобретенного авиабилета. Об этом в ответе на запрос сообщили в министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана.

Возврат авиабилетов проводится в порядке очередности, отметили в ведомстве.

«Следует направить заявку на возврат по месту приобретения (сайт авиакомпании, офисы авиакомпании, посредники, туристические агентства) и ожидать оформления возврата или подать запрос на перебронирование на более поздние даты, также есть возможность оформления ваучера в равнозначной сумме приобретенного авиабилета в связи с полным возобновлением внутренних рейсов по Республике Казахстан», – рекомендуют в министерстве.

Стоит уточнить, что использовать ваучер можно для покупки нового билета или дополнительных услуг (багажа, питания и др.). При этом в каждой авиакомпании свои условия действия ваучера.

По информации казахстанских авиакомпаний, в период действия режима ЧП в РК, с 16 марта по 11 мая текущего года, оформлено порядка 80 000 возвратов стоимости авиабилетов на отмененные рейсы на сумму более 6,4 млрд тенге.

Как отмечают в МИИР РК, по протоколу заседания комиссии № 1 от 16 марта 2020 года авиакомпаниям было поручено оформлять возврат авиабилетов без штрафов и в полном объеме на период действия режима ЧП.

В ведомство продолжают поступать жалобы о том, что люди не могут получить возврат за отмененные авиаперелеты. На конец июня в министерство по данному вопросу обратились более 300 человек.

Напомним, из-за режима ЧП, введенного для борьбы с распространением коронавирусной инфекции в Казахстане, с 16 марта по 11 мая были приостановлены движение поездов, внутренние и внешние авиаперелеты. В апреле сообщалось об отмене 4,3 тысячи авиа- и железнодорожных рейсов.

В июне во время отчетной встречи в онлайн-режиме министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов заявил, что все авиакомпании должны осуществить возврат за несостоявшийся авиаперелет.  

«Мы отменили 99 маршрутов, более 450 рейсов. Авиакомпании со своим штатом, людьми, заработной платой, содержанием при оплате стоянки самолетов понесли колоссальные финансовые убытки. Это не только в Казахстане, но и во многих странах. Это тоже надо понимать. На возврат огромного количества билетов, которые были проданы в этот период, идут тысячи запросов», – констатировал министр

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Перевозчик против запуска нефтепровода, потому что с его запуском потеряет часть прибыли

Владельцы трубопровода второй год отстаивают свои права в судах.

11 Июль 2020 08:24 5473

Перевозчик против запуска нефтепровода, потому что с его запуском потеряет часть прибыли

Торговая война или экономический конфликт между железнодорожниками и нефтяниками в Мангистауской области входит в новую фазу. Первые не желают терять прибыль от перевозки нефтепродуктов в цистернах, а вторые хотят оптимизировать и логистику, и финансовые потоки, построив свой 20-километровый нефтепровод, избавившись от лишних затрат.

Самый наглядный пример торговых войн – это битва титанов: США и Китая. Еще в ходе своей предвыборной кампании осенью 2016 года Дональд Трамп постоянно критиковал торговые отношения с Поднебесной, заявляя, в частности, что «Китай насилует нашу страну несправедливой торговой политикой».

«Изнасилование» орла драконом состояло в гигантском торговом дисбалансе: в 2017 году США импортировали из Китая товаров на сумму 526 млрд долларов, в то время как импорт Китая из США составил всего 154 млрд долларов. Притом для самого Трампа совсем не важно, что Поднебесную как раз и развивали для того, чтобы она была дешевой мировой мастерской.

Как бы то ни было, но «тоталитарный Китай» не дает житья «светочу мировой демократии», а потому в рамках продвижения этой самой демократии совершенно недемократическими методами его нужно уничтожить.

Если же говорить о нашем примере, то и здесь все достаточно просто.

В этой торгово-судебной войне с одной стороны участвует собственник некоторого количества железнодорожных путей, которого назовем региональный перевозчик, а с другой – ТОО Caspian Oil Trans, которое строит «Приемо-сдаточный пункт (ПСП) с подводящим трубопроводом».

Трубопровод первоначальной длиной 14,4 км и пропускной способностью до 1 млн тонн в год соединяет два значимых объекта нефтегазовой промышленности города Актау – битумный завод ТОО «СП CASPI BITUM» и головную нефтеперекачивающую станцию «Актау» Мангистауского нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл».

И если ТОО запустит трубопровод, то железнодорожная компания, которая пока еще в цистернах перевозит нефть для этих объектов, потеряет ежегодный объем перевозок даже не в один миллион долларов.

Caspian Oil Trans, получив все необходимые разрешения – от местных органов власти до соответствующих министерств и экспертных организаций, эту ветку построило. Поскольку трубопровод по проекту пересекал железную дорогу регионального перевозчика, то разрешение было получено, в том числе, и от него.

Но, когда нефтепровод был уже построен, транспортники отозвали свое разрешение и обратились в суд.

Исковые требования регионального перевозчика

Стороны в течение года доказывали законность/незаконность своих требований и действий. Когда рассматриваются такого рода дела с массой документов и необходимостью их сортировки на две стопки «за» и «против», то на память сразу приходит мультфильм «Как лечить удава» со сценой, в которой мартышка и слоненок размышляли: «Три ореха – это куча? А шесть орехов?».

В конечном итоге региональный перевозчик и ТОО Caspian Oil Trans добрались до Верховного суда, который удовлетворил исковые требования железнодорожников. И нефтяникам пришлось разобрать 4 тыс. метров.

Схема трубопровода, красным выделен первоначальный вариант. Желтым – новый обходной участок

Но Caspian Oil Trans разработало новую проектно-сметную документацию, пустив 9,5 км трубопровода в обход железнодорожных путей.

Однако позже выяснилось, что еще 28 метров трубопровода проходит по земле, которая на правах аренды принадлежит Другому Перевозчику. Он эту землю получили ещё в далёком 2011 году для строительства и эксплуатации железнодорожного пути, однако «железку» за девять лет так и не построил. Так что государство при соблюдении норм Земельного Кодекса (ст. 92, 94) эту землю у них имеет полное право изъять.

16 января 2020 года нефтяники обратились к этому Другому Перевозчику с просьбой о предоставлении сервитута на 28-метровый клочок земли, но те не только ответили отказом, но и подали на Caspian Oil Trans в суд.

Требования истца были таковы:

Исковые требования Другого Перевозчика

Ничего не напоминает?

Стоит ли в этом случае говорить об иронии судьбы, но единственным учредителем Другого Перевозчика является уже известный нам Региональный Перевозчик. Потому вполне естественно, что ТОО Caspian Oil Trans нарвалось на новый иск.

Но суд первой инстанции встал на сторону нефтяников.

Решение суда первой инстанции

Война железнодорожников с нефтяниками идет не только в судах: началось активное формирование общественного мнения. Уже появились статьи о «негативном влиянии» 20-километрового трубопровода на экосистему всей области, в которых для сравнения приводится недавняя авария в Норильске с разливом 17 тыс. тонн нефтепродуктов. Но не говорится о том, что в Мангистауской области по трубам перекачивается до 95% всей добытой нефти, а в некоторых областях Казахстана этот показатель доходит до 100%.

К слову, протяженность магистральных нефтепроводов регионального нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл» составляет почти 1000 км.

По данным сайта kaztransoil.kz.

Однако никто «плач Ярославны» по этому поводу не устраивает, и не требует признать их незаконными.

Также жителям региона, опять же – в связи со строительством нефтепровода, напоминают о крушении жилищного комплекса «Бесоба» в Караганде, и о говорят о влиянии ветки трубопровода даже на работу подразделения «Казатомпрома» – Мангистауского атомного энергетического комбината.

1 июля 2020 года Другой Перевозчик – дочернее предприятие Регионального Перевозчика, подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, опять добиваясь запрета строительства нефтепровода. Еще раз напомним: если трубопровод будет запущен, Региональный Перевозчик потеряет весьма крупного клиента, а вместе с ним и весьма немалые деньги. Так что эта торговая война будет длиться ещё долго.

Саян Абаев


 Подпишитесь на наш канал Telegram!