Пять лет назад в Казахстане отменили обязательное лицензирование частных детских садов. Теперь министерство образования собирается вернуть лицензии для открытия дошкольного учебного заведения.
Свою роль отмена лицензий сыграла. Детсады открывались как грибы после дождя, почти успевая за нахлынувшим беби-бумом. Государственные дошкольные заведения, конечно, особой прытью не отличились, а вот количество частных детских садов с 2010 года увеличилось по стране в 10 раз. Насытить рынок развивающихся неокрепших детских умов Минобразование обещает к 2019 году. Каждый дошколенок будет при месте в детсаду. Об этом заявили в мажилисе парламента РК на заседании круглого стола "О повышении качества и доступности услуг дошкольного образования".
"До 2019 года будет открыто 1631 дошкольное учреждение, 970 – частных. В результате мы должны достичь полного охвата детей от 3 до 6 лет. Сегодня работают 9410 дошкольных организаций. Полный охват достигнут в 5 областях: ВКО, ЗКО, Костанайской, Павлодарской областях и СКО. Сократилось количество регионов с низким охватом с 6 до 4 регионов: ЮКО – 67,8%, Мангистауская область – 78,6%, города Алматы и Астана – 70 и 80 процентов. Алматинская и Жамбылская области достигли республиканского показателя. Решение задачи по доступности запланировано на 2019 год. Только за один отчетный год сеть увеличена на 825 единиц в основном за счет открытия частных дошкольных организаций – 609 единиц и строительства 80 детских садов. Основная роль в обеспечении доступности принадлежит размещению государственного заказа. На 2017 год госзаказ представлен на сумму более чем в 103 млрд тенге, из них 42,9% – для частных дошкольных организаций", - говорит вице-министр министерства образования и науки Эльмира Суханбердиева.
Эпоха перемен, которую никак не удается миновать министерству образования, "прошлась" теперь по санитарным нормам: для усиления механизмов ГЧП пересмотрены санитарные правила, которые создавали препятствие для открытия частных детских садов.
"СанПиНы, СНиПы доработаны, отправлены в министерство здравоохранения. Ждем заключения НПП, и после этого поправки выйдут в свет. В конце апреля, надеюсь, депутатам продемонстрируем", - продолжает вице-министр.
Делать шаги в неизведанное Минобразование не боится. Тем более, всегда можно "откатить назад".
"Отмена лицензирования привела к тому, что контроль осуществляется департаментом контроля в сфере образования и науки лишь в части уведомления о начале деятельности организаций, - комментирует Эльмира Суханбердиева. - Контрольную функцию проводят лишь при обращении граждан, что недостаточно, тем более, известны факты, что функционируют теневые детские сады. Сейчас, когда количество выросло достаточно, а обеспечение контроля неэффективно, настало время сместить акцент на повышение качества. Это возврат лицензирования".
Впрочем, от наличия или отсутствия разрешительной бумажки едва ли что-то изменится. По крайней мере, в ближайшей перспективе. В дошкольной системе образования работают более 84 тыс. педагогов, 97% имеют высшее профессиональное педагогическое образование. Но только 37% имеют профильное образование воспитателя. Хотя воспитателей учат в 36 колледжах и 32 вузах, дефицит кадров не уменьшается. Как признаются участники круглого стола, основная причина – низкая заработная плата. 35-55 тыс. тенге получает сейчас воспитатель, а помощник воспитателя – 25-30 тыс. тенге. По словам вице-министра, надежда на изменение ситуации есть: "Подготовлены подсчеты, определена потребность".
Парадоксов в "садовой" теме остается немало. Например, согласно официальной статистике, 20% детей не подлежат охвату детскими дошкольными учреждениями, средний охват по республике – 75,8%. Далее, в садиках существует в общем 814 140 мест, а в отчете дошкольные заведения охватывают 807 170 дошколят, приводит цифры мажилисвумен Наталья Жумадильдаева.
"Почему простаивает почти 7 тыс. свободных мест, когда дети нуждаются в них? Ошибки отчета?" - спрашивает она.
Опять же очередность существует только для государственных дошкольных учреждений. А 2336 частных детских садов выполняют роль перевалочной базы, пока не подойдет очередь в государственный детский сад.
Глава Казахстанской ассоциации дошкольных организаций Лейла Куленова считает, что у частных детских садов проблем не меньше, чем у государственных. Та же общая беда – нехватка педагогических кадров у частников переживается тяжелее.
"У нас настолько мало специалистов, заработная плата очень низкая, - говорит председатель ассоциации. - Приходят выпускники неподготовленные. Нам приходится первые годы их обучать. А потом они переходят в государственный детский сад. Социальный статус настолько низок, что воспитатель вынужден идти в государственный, потому что он там становится в очередь на жилье. Наша просьба – чтобы мы уравняли социальный статус педагогов".
Грядущие изменения санитарных норм тоже не встретили однозначной поддержки. По мнению заместителя председателя комитета по защите прав потребителей министерства национальной экономики Жандарбека Бекшина, ситуация улучшилась и упростилась для частных детсадов. И действительно, число требований сократилось на 30 процентов – с 235 до 150.
"Мы ввели специальную главу – малые дошкольные организации, то есть мини-центры. Оптимизировали много, в том числе и по этажности. Разрешили их расположение до второго этажа и второй этаж, если под ним нет жилых помещений. Разрешили совмещение до трех групп в мини-центрах, совмещать спальни и игровые, сократили площади под туалетную комнату. Требования, которые обеспечивают эпидемиологический режим, сохранены".
Болевая точка изменений – пользоваться одной входной группой жильцам дома и воспитанникам мини-садика нельзя, ходить по одному подъезду не разрешается.
"Мы защищаем права и потребителей. Вызывает недовольство жителей, когда в одном подъезде детский сад и жильцы живут. Шумовой фактор. Любой потребитель должен иметь право на отдых".
Лейла Куленова же считает, что в подобные "квартирные" сады мамы отдают своих детей не от хорошей жизни. Чаще всего тут главный показатель – цена услуги. Если они будут закрыты, ни дети, ни мамы не будут счастливы.
"Мне доказывают, что это очень рискованно – общий подъезд, дети могут туберкулезом заболеть или еще что-то. Тогда все наши дети в зоне риска постоянно, все ходят в подъезде. Надо понять, что опаснее для ребенка. Усилим контроль, будете их закрывать, штрафовать. Но принесет ли это пользу мамам? Получатель услуги – это мама. Она несет обратную связь – есть ли проблема в детском саду".
Выход из ситуации она видит если не в подушевом финансировании каждого ребенка, то хотя бы в государственном датировании оплаты коммунальных услуг, допустим, с условием соблюдения определенных стандартов.
Инна Мамонтова