Представители восточных единоборств такого калибра столицу Казахстана посещают нечасто. Артур Оганесян – обладатель черного пояса пятого дана, действующий инструктор в штаб-квартире Международной организации каратэ киокушинкай в Японии, человек, успешно прошедший хякунин-кумитэ – тест в сто боев, посетил Казахстан в июне этого года во второй раз в своей жизни.
За несколько дней в Казахстане гость обсудил совместную работу и планы казахстанской федерации, провел мастер-класс для судейского корпуса и спортсменов, а также экзамен на сдачу черных поясов. В своем плотном графике мастер уделил время, рассказав о сегодняшнем уровне казахстанских бойцов полноконтактного каратэ, а также поделился с abctv.kz своим видением по вопросу развития этого вида спорта в Казахстане.
– Артур Эдуардович, спасибо, что согласились уделить время. Для начала расскажите о цели вашего визита.
– Причина моего приезда в том, что у ребят было недопонимание, как и в каком ключе нужно было работать с нашей головной организацией. Одна из моих целей и миссий – приехать, более детально объяснить, как все нужно это делать правильно. Ребят казахстанских я знаю давно. Кроме того, считаю себя негласным куратором, поэтому это в какой-то степени моя вина, что они сделали что-то не так.
Последний раз в Астане был в 2010 году. За это время назвать это изменениями язык не повернется. Это очень глобальные перемены. Теперь у них большая и мощная организация со своими спонсорами, бойцами, организаторами, государственной поддержкой. Это уже махина, которую, думаю, тяжело будет остановить. Лично меня, как человека, тренирующего каратэ, видевшего их первые шаги, все сегодняшнее приводит просто в радость.
Но в то же время задача международной организации стоит в усилении Центрально-Азиатского региона. На какой бы турнир в регионе они ни поехали, то все выигрывают. Но нам интересно иметь сильную организацию не только в регионе, но и в мире. Поэтому одна из моих основных задач – поднимать другие, соседние с Казахстаном страны.
– Помимо работы с федерацией, что удалось успеть за эти три-четыре дня?
– Был судейский семинар перед турниром. Это были соревнования Astana Open EXPO 2017, которые собрали 500 каратистов из Ирана, Китая, России, Армении, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана. Я там был как представитель международной организации. После турнира был семинар, разбирали ошибки по судейству. На следующий день было запланировано две тренировки и мастер-класс.
Что касается тренировок, то каждый мастер-класс обычно на разную тематику. В зависимости от приоритетов на данный период. Это могут быть движения, удары в передвижении, это может быть ката или работа, направленная на соревновательную подготовку. В этот раз мы синтезировали все по принципу два в одном, чтобы ребята показали себя в двух аспектах, а я посмотрел на них.
Следующий день был экзамен, или дан-тест, на сдачу черных поясов. График был достаточно плотный. В глаза бросается то, что как у судей, так и у спортсменов есть желание работать, расти, становиться лучше. Будем двигаться дальше. С нашей стороны важно дать как можно больше помощи и информации.
– И что можете сказать об уровне столичных каратистов?
– Я буду откровенен, надеюсь, без обид. Есть вещи, которые получаются у ребят очень здорово. Например, это базовые движения, спарринги, общая физическая подготовка. Тут нареканий нет, все здорово. Что касается традиционных аспектов, таких как кихон (базовая техника) в передвижении и ката (последовательность движений, или аналог боя с тенью), то есть недостаточная информированность. Кто-то выпал, видимо, с теории. В какой-то момент приходилось останавливаться, показывать все заново. При мне был разговор, что уже назначен человек, которые ответственный за те недочеты. Поэтому уверен, что в ближайшее время все исправится.
– Вы сказали, что в плане поединков нет претензий, но почему же тогда сборная Казахстана все еще не может конкурировать со сборными Японии и России, которые не раз занимали первые места на чемпионатах мира?
– Думаю, времени не хватает. Казахстанская организация с большими амбициями, но еще молодая. Чтобы конкурировать с Россией и Японией, им нужна история не в 7-15 лет, а в 50 – как в Японии или 40 лет – как в России. Только так. Опыт – дело наживное, будь то инструктор или боец. Вроде говорю простые вещи, но на самом деле набранный опыт будет передаваться молодым, чтобы они росли. Как раз и не хватает передачи традиционных знаний.
А то, что команда пока не может выиграть у России и Японии, то это не за горами. Потому что даже на сегодня выезжающие на крупные соревнования ребята показывают высокий уровень наравне с российской и японской командами. Я даже возьму на себя смелость заявить, что в мировом киокушинкае Казахстан стоит если не на третьем, то на четвертом месте точно после Японии, России и Европы. Хотя у последних сейчас идет спад. Поэтому недооценивать ребят не нужно.
– У кого, по-вашему, есть перспективы? Кого могли бы отметить?
– Перспективы есть у всех, двери открыты для всех, знания даются для всех одинаково. Конечно, требовать от пятилетнего ребенка понять то, что поймет 30-летний, нельзя. Но даже среди детей есть те, кто хорошо и плохо тренируется. Это уже каждый сам решает, как хорошо он должен тренироваться и посвятить себя в это. Другими словами, если человек не хочет идти вперед, то никакой мастер-класс ему не поможет.
Ребят с большим будущим на самом деле много. За такое короткое время не всех успел запомнить, но, например, есть два брата – Амир и Дамир Манаповы, Никита Гарас, Айна Ахметова и инструктор Дастан Алдашев. У всех есть достижения, у всех был огонь в глазах, все хотели расти и работать. Это и приносит результат.
– Есть ли среди них те, кто готов так же, как и Вы, пройти тест в 100 боев?
– Это будет зависеть от ребят. Двери открыты для всех. Есть определенные условия, которые нужно выполнить, чтобы получить допуск. Как правило, это призовые места на чемпионате мира, первое или второе место на чемпионате Японии, призовое место на чемпионате Америки и в вашем случае на чемпионате Азии. Такие рейтинговые турниры, получается. Если подготовит Казахстан такого пацана, то почему бы и нет. Но тест будет сдаваться только в Японии, и делать это надо до 35 лет.
Когда я только начал заниматься каратэ, видел, как сдавал тест канчо Шокей Мацуи, наш нынешний президент федерации. Сам я из маленького города Ленинакана в Армении, который вы на карте вряд ли найдете. У меня даже в мыслях не было, что однажды будет возможно поехать в Японию. Думал, что это из области фантастики, но внутри детская мечта сидела, что смогу пройти 100 боев. Жизнь сложилась так, что это все случилось, завоевал допуск на этот тест и прошел. Но теперь я уже вряд ли смогу. Во-первых, возраст, а во-вторых те, кто однажды через такое проходил, на второй раз вряд ли согласятся.
Кстати, за всю историю проведения хякунин-кумитэ (тест в сто боев) у меня, Франсиско Фильо и Тариела Николаишвили не было необходимости лежать в больнице. Под капельницей полежали, а потом выписаны домой. На данный момент официально девять человек только прошли этот тест.
– Ранее сообщалось, что в 2020 году Япония будет проводить Олимпийские игры, и каратэ дали возможность предварительно выступить в качестве кандидата на включение в олимпийскую систему на постоянной основе. Федерация также проводит подготовку, чтобы принять участие?
– Каратэ – понятие большое, и направлений много. Олимпийский комитет взял за основу слово "каратэ", и будет этот вид спорта представлен в 2020 году. Но это будут правила не совсем "безконтактников", это будут правила не совсем "контактников". Это будет что-то между, но больше к безконтактному бою.
Мы тесно сотрудничаем с другими федерациями, на сегодня двое наших бойцов на постоянной основе тренируются со сборной командой Японии, готовятся к олимпийским играм. Еще несколько бойцов тренируются в качестве резерва. Попадут ли они на ОИ, будет зависеть от них, как пройдут они на соревнования. Но опять же скажу, что двери открыты для всех. Готовиться и принимать участие могут все, в том числе Казахстан и другие страны.
Тулеубек Арынов