В ходе второго заседания форума зарубежные и казахстанские медиаэксперты обсудили методы контроля за фейковыми новостями. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир считает, что фейковые новости распространяются по многим причинам, в том числе и по идеологическим. Фейковые новости позволяют вмешиваться, например, в предвыборную кампанию президентов или усиливать политические конфликты.
С ним согласен и украинский правозащитник, политолог, журналист Андрей Бузаров. По его словам, в горячих точках фейковые новости ложатся в основу государственных решений. Эти новости влияют на судьбы миллионов людей и страны в целом. Андрей Бузов отметил, что сейчас нет фактчекинга на государственном уровне, а если он и есть, то принимается решение, которое нужно для решения определенного политического вопроса.
Журналист, телеведущая, основатель проекта Zaborona.com Екатерина Сергацкая напомнила, что в 2014 году фейки сильно навредили Украине.
"Мы это почувствовали сначала в Крыму, потом на Донбассе. Благодаря фейкам появилось много людей, которые поехали воевать против Украины. Многие журналисты стали активистами, они почувствовали, что должны бороться с фейк-ньюс. Существует мнение, что какую-то информацию можно выдавать, а какую-то нельзя выдавать в эфир, так как она может пагубно повлиять на ситуацию. Но журналист обязан сообщать обществу любую социально важную информацию, иначе ее могут использовать политики, которым, конечно, не интересна журналистика как профессия. Доверие к профессии журналиста – это очень большой ресурс. Я считаю, что мы можем побороть фейк-ньюс только проверяя информацию, даже ту, что приходит от журналистов", – сообщила она.
Руководитель проекта Factcheck.kz Адиль Джалилов тоже согласен с тем, что фейковая информация может влиять на ситуацию в обществе. В связи с этим он создал проект по пресечению фейковых новостей в Казахстане и Средней Азии.
"Журналистов мы тоже проверяем. Они делают яркие заголовки, при этом дезинформируют читателей. Журналист может не понять или приукрасить информацию. Я считаю, борьба с фейками базируется на трех китах. Во-первых, медийная и информационная грамотность. Журналисты и политики должны уметь проверять информацию хотя бы на примитивном уровне. Во-вторых, думаю не всю информацию нужно проверять на фейковость. Достаточно понимать, чувствительный это контент или нет. В-третьих, нельзя допускать к этому процессу государство. Иногда оно использует инструменты противодействия фейковым новостям для борьбы с инакомыслием. Сообщество сможет само регулировать себя", – сказал он.
В свою очередь Андрей Бузаров не верит в эффективную борьбу с фейком. Во-первых, чтобы выполнить эту задачу, нужно четко знать, откуда информация пришла, а сегодня каждый человек, снявший видео на телефон, может его выложить в YouTube. Во-вторых, далеко не все люди готовы воспринимать объективную информацию.
"В Душанбе один высокопоставленный политик спровоцировал меня на разговор об Украине. Он уверенно транслировал российскую позицию. Я начал ему аргументированно выдавать другую информацию. Но, как бы я ни старался, он не хотел менять ту реальность, которую создал. Фактчекинг человеку и не нужен. Все зависит от самих людей, то, как они воспринимают информацию. Здесь нужно обращать внимание на личное отношение людей к новостям", – считает Андрей Бузаров.
Основатель проекта Hashtag our stories Юсуф Омар тоже придерживается мнения, что война с фейком бесполезна. Он считает, что мир очень поляризован, и у людей должна быть возможность слышать больше голосов и на их основании делать выводы.
"Вчера в Астане был ураган. Я могу взять камеру, заснять это и выдать как новость. Но если ураган зафиксирует несколько камер, люди поверят в это быстрее. Если новость об урагане фейковая, то люди быстро это обнаружат, и кто-нибудь напишет, что ураган проходил не в это время и не в том городе. Сегодня любой человек в мире может быть репортером. СМИ нужно перестать прикидываться, что традиционные издания – это единственный источник правды", – сказал он.
Журналист и российская телеведущая RT Софико Шеварднадзе отметила, что традиционные СМИ выдавливаются соцсетями, и средством в этой конкурентной борьбе выступают фейковые новости. В результате страдают читатели, которые должны перепроверять источники новостей.
"Должно быть медиаобразование буквально с младших классов школы. Человек должен знать, как делаются новости, как воздействуют медиа, как работают социальные сети. В принципе, человек должен знать, из чего состоит новость. У человека должен быть такой базис, чтобы уметь отличать фейк от не фейка. Не для того, чтобы стать журналистом, а чтобы уметь отличать правду от неправды. И если это сделать сейчас, то через 10 лет люди будут настолько грамотными, что их не смогут обмануть политики или преступники", – считает Екатерина Сергацкая.
Такого же мнения придерживается и американский эксперт по вопросам политической стратегии, глава компании New Day Strategy Роджер Фиск. Он считает, что ответственность за то, что попадает в новостной поток, лежит на определенных людях. Точно так же, как люди выбирают продукты питания, так же осознанно нужно относиться к информации.
Напомним, с 22 по 24 мая в Алматы, на территории отеля The Ritz-Carlton, проходит XV Евразийский медиафорум – международная коммуникационная площадка, созданная в 2002 году и ежегодно объединяющая в своем информационном поле более 500 делегатов из 60 стран и каждого континента мира.
Римма Гахова