Решение о строительстве в Казахстане четвертого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) будет приниматься во втором полугодии 2018 года. Ранее сообщалось, что в ближайшее время республика полностью закроет потребности в ГСМ топливом собственного производства за счет долгожданного завершения модернизации трех существующих НПЗ – Шымкентского, Атырауского и Павлодарского. Вместе с тем с учетом ежегодного роста спроса на топливо и уровня автомобилизации в Казахстане прогнозируется возможность возникновения дефицита топлива после 2021 года. В связи с этим предлагалось рассмотреть возможность строительства четвертого НПЗ.
"Именно во втором полугодии будут приняты решения о возможном строительстве, месте дислокации и мощностях НПЗ", – сказал министр энергетики Канат Бозумбаев на заседании коллегии министерства энергетики в пятницу, 23 февраля.
Предварительное технико-экономическое обоснование будет разработано АО "НК "КазМунайГаз" во второй половине текущего года "под личным руководством" г-на Бозумбаева.
Ранее глава Минэнерго сообщал, что четвертый НПЗ должен быть построен в республике к 2022 году.
"Четвертый нефтеперерабатывающий завод Казахстану нужен, это мое мнение. Мы сейчас поднимаем данный вопрос. Ведь строительство завода – это дело не одного года. Спрос на горюче-смазочные материалы растет. По нашим прогнозам, примерно к 2022 году возникнет необходимость в увеличении импорта нефтепродуктов. К этому времени четвертый завод уже должен быть построен. Мощности трех существующих заводов для удовлетворения растущего спроса на нефтепродукты недостаточно", – говорил Канат Бозумбаев.
По планам министерства запуск данного НПЗ позволит увеличить объемы нефтепереработки после 2023 года.
Что касается действующих НПЗ, то объемы переработки нефти в этом году значительно увеличатся.
"Объем переработки нефти в 2018 году по плану увеличится на 1 миллион 100 тысяч тонн и составит ровно 16 миллионов тонн (в 2017 году объем нефтепереработки составил 14,9 миллиона тонн. – Прим. автора"), – сказал он.
Стоит отметить, что, несмотря на рост производства ГСМ, импорт топлива не исчезнет. В частности, по планам Минэнерго, в 2018 году будет произведено 4,54 миллиона тонн дизтоплива при объеме потребления в 4,8 миллиона тонн, и 10% от необходимого Казахстану объема будет импортировано. В прошлом году импорт дизтоплива составил 14% от потребности. Серьезная зависимость от внешних поставок сохранится по авиатопливу – она составит 30% (в 2017 году – 50%) от потребности (0,61 миллиона тонн) при внутреннем производстве в 0,43 миллиона тонн. Самое интересное, что в ведомстве прогнозируют сохранение импорта и бензина: 10% необходимого Казахстану бензина будет импортировано. При этом объем потребления бензина на 2018 год заявлен на уровне 4,16 миллиона тонн при объеме производства в 4,33 миллиона тонн.
Министр энергетики Канат Бозумбаев также вновь похвалился тем, что в Казахстане самый дешевый бензин в Европе, сославшись на февральские данные агентства Global Petrol Prices. Что касается места Казахстана в целом среди 167 стран, то республика занимает 15-е место среди стран с самым дешевым бензином.
"Для анализа используются цены на высокооктановые бензин и дизельное топливо. В рейтинге используются данные 167 стран мира, данные этого агентства используются Международным валютным фондом, также используются в отчетах мировых аналитических агентств. По бензину в рейтинге на 19 февраля 2018 года Казахстан занимает 15-е место среди стран с самым дешевым бензином с ценой 56 центов за литр", – сказал министр.
При этом средняя цена за литр бензина по миру составляет 1,15 доллара. Самым дешевым бензином заправляются в Венесуэле – по 10 центов за литр, самым дорогим – в Исландии, где он стоит 2,1 доллара.
Что касается крупнейшего отраслевого проекта – Кашагана, то добычу нефти на месторождении продолжат наращивать. Добыча нефти на Кашагане в 2018 году запланирована на уровне 10,8 миллиона тонн, газа – на уровне в 6,8 миллиарда кубометров. В 2017 году на Кашагане было добыто 8,35 миллиона тонн нефти и 5,1 миллиарда кубометров газа. Ранее сообщалось, что на текущий год добыча нефти планировалась в объеме 13 миллионов тонн.
В свою очередь управляющий директор NCOC Жардэн Бруно сообщил, что консорциум стремится выйти на целевой уровень добычи нефти на месторождении в 370 тысяч баррелей в сутки в кратчайшие сроки.
"Компания NCOC стремится в кратчайшие сроки выйти на полную расчетную производительность 370 тысяч баррелей в сутки и изучает варианты для ускорения этого процесса", – сказал он.
В рамках этих планов консорциум постепенно наращивает объемы добычи.
"Я говорил о намерении держать портфель проектов полным за счет выполнения обязательств по проектам освоения месторождений Каламкас, Актоты, а также реализации будущих этапов месторождения Кашаган", – сказал г-н Бруно.
Министр энергетики Канат Бозумбаев напомнил, что в настоящее время на месторождении достигнут уровень в 300 тысяч баррелей в сутки.
"Кашаган превышает график производства нефти. Поэтому, если Кашаган на сегодняшний день достиг уровня 300 тысяч баррелей, это очень хороший уровень. Если до конца года еще 70 тысяч баррелей сделает, до 370, то он значительно быстрее с момента ввода месторождения (достигнет этого показателя. – Прим. автора)", – сказал г-н Бозумбаев журналистам после коллегии.
В целом объем добычи нефти в 2017 году составил 86,2 миллиона тонн (рост к 2016 году на 10,5%), план добычи нефти на 2018 год составляет 87 миллионов тонн.
Объем добычи газа в 2017 году составил 52,9 миллиарда кубометров газа (рост к 2016 году на 14%), план добычи газа на 2018 год – 53,5 миллиарда кубометров.
Жанболат Мамышев