В Казахстане ежегодно увеличивается количество жалоб населения на госорганы либо должностные лица. В течение года в суды поступает порядка 10 тыс. обращений, основные спорные моменты касаются начисления налогов, фискальной политики, земельных и жилищно-правовых вопросов. О внедрении исполнительного производства в административном праве говорили в Астане на специальной конференции, посвящённой данной теме.
Как рассказали специалисты, административная юстиция – специальный орган, занимающийся решением публичных споров между гражданами и госорганами. В настоящее время данные положения регулируются нормами Гражданско-процессуального кодекса, которому посвящена отдельная глава «Особые исковые производства», однако там имеется всего четыре статьи.
Министр юстиции Марат Бекетаев сообщил, что Казахстан на протяжении последних нескольких лет ведёт поиски по оптимальной модели административной юстиции. В настоящее время Минюстом совместно с Верховным судом ведётся работа по разработке проекта Административно-процедурно-процессуального кодекса.
«Это совершенно новый документ для правовой системы Казахстана, целью которого является защита прав граждан в спорах с госорганами, соблюдение баланса интересов сторон, а также развитие публичного права. Мы ожидаем, что принятие кодекса повысит качество принятия управленческих решений административными органами и обеспечит равные возможности сторон при разрешении публичных правовых споров», – заключил министр.
Директор Института законодательства РК, Рамазан Сарпеков, отметил, что с учётом увеличения управленческих функций государственных органов, когда президент передаёт определённые полномочия Парламенту, Парламент – правительству, те в свою очередь – отдельным госорганам, основные стратегические направления определяются министерствами.
«Таким образом, должностные лица министерств в целом определяют политику, поэтому увеличивается количество оспариваемых решений, особенно это отражается в налоговом направлении, вопросах фискального характера, предоставления земельных участков, жилищно-правовых споров. Для снижения необоснованных конфликтов предлагается внедрение административной юстиции, нужна полноценная адмюстиция, как заключительная часть исполнения судебных решений. Если судебные решения не будут исполняться, грош цена тому судебному акту, который был принят», – отметил Сарпеков. Несмотря на наличие закона о порядке рассмотрения физических и юридических лиц, показатели, тем не менее, не снижаются.
По статистике, за последний год рассмотрено более 10 тысяч дел, что составляет порядка 3-4% от общего количества рассмотренных гражданских дел. По данным экспертов, это высокий показатель. Согласно исследованию, органы местной публичной администрации, как правило, используя представленными подзаконными актами широкие полномочия, действуют по своему усмотрению, что влечёт за собой принятие спорных актов, либо совершаются необоснованные действия или бездействия.
«В случаях адмсудопроизводства гражданин ограничен в сборе доказательств, поскольку во многих случаях доказательства по делу находятся именно в тех документах, которые располагаются в госорганах или у должностных лиц. Используя этот фактор, чиновники будут избегать или всячески стремиться не представлять документы, если вопросы не в их пользу», – заключил глава Института законодательства.
Ожидается, что законопроект поступит до конца года в мажилис, в течение следующего года будет проработан в Парламенте и вступит в силу с 2020 года.
Майра Медеубаева