/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
Минздрав оживляет клиники корейским менеджментом

Минздрав оживляет клиники корейским менеджментом

Казахстанские больницы передадут в доверительное управление компаниям из Кореи.

16:37 18 Сентябрь 2017 6823

Минздрав оживляет клиники корейским менеджментом

Автор:

Элина Гринштейн

Министерство здравоохранения РК намерено реформировать свою сферу путем передачи казахстанских медицинских учреждений в доверительное управление корейским клиникам. В частности, Минздрав планирует реструктуризировать сеть казахстанских медицинских учреждений, сделав ставку на многопрофильные больницы, а также с помощью корейских коллег усовершенствовать систему менеджмента в медицинских организациях. Министерство оценило потребности в инвестициях до 2025 года в триллион тенге. За это время в стране планируется обновить или построить не менее 1021 объекта здравоохранения.

В рамках панельной сессии «Модель партнерства ГЧП в проектах здравоохранения: сроки и условия» советник министра здравоохранения РК Анара Мусрепова отметила, что в основном те инвестиции, которые ранее привлекались в систему здравоохранения, были государственными. При этом, по словам г-жи Мусреповой, на данный момент уровень годовых инвестиций в здравоохранение в Казахстане все еще значительно ниже, чем в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). К 2021 году Минздрав намерен увеличить долю частного сектора в финансировании с нынешних 8% в денежном выражении минимум до 20%.

Анара Мусрепова также заявила о том, что до конца этого года министерством будет завершена работа по реструктуризации сети медицинских организаций:

«На данный момент мы принимаем новый норматив сети медицинских организаций. Это документ, который регламентирует, какие объекты здравоохранения создаются и поддерживаются в регионах Республики Казахстан, какие объекты будут сохранены, какие реорганизованы, какие новые будут созданы».

И, исходя из нового формата сети, Минздравом будет создан инвестиционный план на 2018-2025 годы. Как отметила г-жа Мусрепова, ранее в секторе здравоохранения Казахстана подобного планирования на долгосрочный и среднесрочный период не осуществлялось.

В качестве третьего шага государственной программы развития здравоохранения Минздрав намерен привлекать частных партнеров на инвестиционные проекты.

«Сейчас государство понимает, что в частном секторе есть ресурсы, есть желание работать в секторе здравоохранения, и приглашает компании принять участие в создании или управлении новыми или существующими объектами здравоохранения. Привлечение частных инвесторов планируется после отбора финансово привлекательных проектов. То есть государственное финансирование проектов будет осуществляться там, где неприменимо частное. Остальные проекты будут оформляться как государственно-частное партнерство, по каждому проекту будут вестись переговоры с инвесторами, и, соответственно, частный партнер будет определяться на конкурсной основе. Все это предусмотрено текущим законодательством о государственно-частном партнерстве», – сообщила Анара Мусрепова.

В настоящее время большую заинтересованность в возможности участвовать в тех или иных инвестиционных проектах выражают южнокорейские медицинские компании. Напомним, в апреле этого года АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства (ГЧП)» министерства национальной экономики и институт развития индустрии здравоохранения Кореи (KHIDI) подписали меморандум о взаимопонимании, который должен помочь в продвижении совместного сотрудничества в области инвестиционных проектов ГЧП.

Необходимо отметить, что в качестве механизма, по которому, как считают эксперты центра ГЧП, в Казахстане смогут работать корейские клиники, предлагается договор доверительного управления имуществом.

«Мы предлагаем установить срок контрактов на 10 лет с правом пролонгации. Если говорить о финансовой стороне дела, то мы предлагаем структурировать эту сделку через вознаграждение за управление. Данная схема базируется на передовом международном опыте. В контракте всего две стороны. Это медицинский оператор и управление здравоохранения области либо города Алматы или Астаны. Отношения между сторонами регулируются договором доверительного управления», – сообщил детали Евгений Аманбаев, вице-президент центра ГЧП.

Однако доверительное управление клиниками, строительство и оборудование новых объектов отнюдь не единственные варианты подобного сотрудничества РК с Кореей. Как отметила Анара Мусрепова, высокий интерес представляет также обмен опытом в плане технологий управления медицинскими организациями, «крупными медицинскими кластерами, которые сейчас создаются в рамках реструктуризации сети».

«В первую очередь нужны технологии управления, которые на корейской стороне сильно развиты. Второе, в этих кластерах нужно внедрять хорошие IT-системы, которые позволят видеть все затраты, принесут прозрачность, и к тому же это приведет к оптимизации затрат. Нам нужно не только обновление физической инфраструктуры, но и обновление методов управления больничными организациями, повышение потенциала сотрудников и информационные технологии. В этом плане я вижу большое поле для сотрудничества корейских операторов и наших региональных управлений здравоохранения», – добавила советник министра.

Разумеется, делиться опытом корейские коллеги будут не только с менеджментом казахстанских медицинских учреждений, но и с персоналом. К слову, как сообщила официальный представитель KHIDI в СНГ Риэ Ким, на сегодняшний день уже порядка 100 казахстанских врачей при поддержке KHIDI прошли стажировку в корейских больницах.

Кроме того, институтом развития индустрии здравоохранения Кореи была разработана программа обучения менеджменту в здравоохранении, ориентированная на главных врачей казахстанских медучреждений.

Еще один важный проект, который планируется реализовать, предполагает предоставление пациентам, получившим лечение в Корее, возможность продолжить его в Казахстане.

«Это модель, где произойдет слияние корейской и казахстанской медицины. На данный момент KHIDI проводит технико-экономическое обоснование строительства реабилитационного центра в Казахстане. Это проект, в котором точно будет нужна помощь Минздрава Казахстана. И после проведения исследований мы хотим выявить несколько тем для обсуждения. Преимущество данного проекта в том, что тот пациент, который уже слетал в Корею и вернулся домой, может не ездить снова в Корею, а остаться на лечение на родине», – добавила Риэ Ким.

В целом на сегодняшний день, как отметила г-жа Мусрепова, уже заключено 14 контрактов ГЧП. В их числе пять контрактов на строительство и эксплуатацию, шесть контрактов на управление и модернизацию, а также два

контракта на реконструкцию помещений зданий с установкой компьютерного томографа.

Кроме того, 10 местных объектов здравоохранения уже переданы в доверительное управление, восемь из них – с правом выкупа (из них шесть объектов в рамках комплексного плана приватизации), без права выкупа, соответственно, два объекта. Еще 40 объектов на данный момент находятся на стадии подготовки к передаче в доверительное управление, 15 из них с правом выкупа. Среди данных объектов 20 поликлиник, четыре многопрофильных стационара, три консультативно-диагностических центра, три санатория, две врачебные амбулатории, два реабилитационных центра, станция скорой медицинской помощи, офтальмологическая больница, родильный дом, стоматологический центр, центр первичной медико-санитарной помощи и кожно-венерологический диспансер.

Что же касается приватизации, то в рамках комплексного плана на 2016-2020 годы уже приватизировано девять объектов здравоохранения, из них два республиканских и семь местных. Еще 33 объекта (семь республиканских и 26 местных) находятся на стадии подготовки.

Элина Гринштейн

В Казахстане не могут научиться строить школы по механизму ГЧП

Государственно-частное партнерство в сфере образования имеет ряд нерешенных вопросов.

15 Февраль 2020 22:50 9252

В Казахстане не могут научиться строить школы по механизму ГЧП

Строительство школ в стране не успевает за количеством пребывающих учеников. Основная нехватка ученических мест наблюдается в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте. На сегодняшний день реализация проектов в сфере образования по механизму ГЧП не может решить проблему с нехваткой мест. Об этом говорили на «круглом столе» на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».

Так, основными проблемами развития проектов по механизму государственно-частного партнерства (ГЧП) зампред Нацпалаты «Атамекен» Юлия Якупбаева назвала низкий уровень информированности рынка о практиках и возможностях проектов ГЧП, дефицит квалифицированных экспертов для подготовки и сопровождения проектов и недостаточное количество успешных проектов для тиражирования. Также существуют дополнительные факторы, в частности отсутствует надлежащий контроль за заключением и исполнением договорных обязательств и возрастающая нагрузка на бюджет.

Для улучшения ситуации минэкономики в лице Казахстанского центра ГЧП предлагает внести ряд поправок в законопроект. В их числе, решение проблемы монополизации консалтинговых услуг, переход на цифровизацию ручного режима с инвесторами и выпуск журналов по вопросам ГЧП.

По мнению зампреда НПП, данные изменения не решают поставленных задач. В этой связи Нацпалата предлагает создать экосистему по вопросам развития ГЧП, реестр аккредитованных консультантов, цифровую платформу. Для максимального тиражирования лучших практик предлагается введение рейтингов регионов по проектам ГЧП, выпуск специальных обзоров, как это делается аналогичными центрами в других странах.

«Мы предлагаем уйти от ручного поиска инвесторов к платформенному решению. Сделать кейс-анализ, чтобы каждый инвестор или участник из региона мог зайти на сайт и получить не талмуд документов, а абсолютно понятный практический анализ: как они могут реализовывать тот или иной проект, с какой долей вероятности он будет успешен. На сегодняшний день до получения госзаказа у инвестора уходит почти 2 года на проработку проекта. Это очень долго. Мы считаем, что цифровой формат даст больше эффекта по сравнению с госструктурами и ручной выборкой», - отметила Юлия Якупбаева.

В свою очередь вице-министр образования Бибигуль Асылова рассказала о проблемах, с которыми систематически сталкивается министерство в реализации проектов ГЧП. По ее мнению, создание цифровой платформы с внесением изменений в законодательство о ГЧП просто необходимо либо будут продолжаться нарушения на местах.

«Мы даже не можем винить местные исполнительные органы в том, что они неправильно реализуют какие-то проекты, потому что у нас действительно нет прозрачности, есть ряд шероховатостей законодательстве», - подчеркнула спикер.

По данным вице-министра в реализации инвестиционных проектов в образовании чиновники и инвесторы столкнулись с рядом трудностей. В их числе ограничение лимитов обязательств местных исполнительных органов. В этой связи министерство предлагает освободить от этого лимита инвестиции по механизму ГЧП в сферу образования. Далее – отсутствие вертикали, регионы не имеют связи с Казцентром ГЧП. Также Бибигуль Асылова обозначила злоупотребления по продаже или реализации проектов социальной сферы, так как это очень чувствительная сфера.

«Необходимо определить базовые решения, это означает что нельзя за 300 млн тенге отдавать в доверительное управление садик или за 50 млн не продавать в школу искусств и так далее. Какая-то сопоставимость эффекта от реализации проекта к местному бюджету должна присутствовать. Необходима формула, учитывая, что это обязательства бюджета должна быть интеграция Казцентра ГЧП с базой казначейства», - акцентировала внимание вице-министр.

В свою очередь, директор департамента государственно-частного партнерства НПП «Атамекен» Назгуль Узалина озвучила ряд предложений по типовому проектному решению строительства школ в Казахстане. Так, по ее словам, существует земельный вопрос, когда местные исполнительные органы не могут выдать свободные земельные участки; юридические вопросы - отчуждение или участие социально-предпринимательских корпораций (СПК); польза инвесторов и финансовые расчеты. Это три ключевые проблемы, которые на сегодня волнует инвесторов города Алматы. В рамках образовательного заказа представляется 544 тысячи тенге на каждого ребенка, в госзаказ входит компонент «строительство школы», который выплачивается в течение 8 лет и подушевое финансирование.

Так, в рамках госпрограммы инвестор может получить кредитование. В случае, если он не передает школу в собственность государства, он может получить субсидирование в рамках «Экономики простых вещей». В случае, если он планирует передать школу на баланс МИО, то субсидии не предусмотрены. Банковские представители озвучили свои основные проблемы почему не хотят кредитовать проекты по строительству в школ. Первая причина - на инвестиционной фазе риски банка не защищены, они могут участвовать в проекте только после заключения договора, то есть не имеют право голоса при планировании данного проекта. Вторая причина - долгий срок возврата средств - 8 лет.

Таким образом, изучив данные вопросы, НПП проанализировала в чем разница между госзаказом и проектом ГЧП. Так, к примеру, если акимат города Алматы при своей ежегодной потребности 30 тысяч ученических мест планируют строить 8 школ в год, то ежегодная нагрузка на бюджет составит порядка 20 млрд тенге. Если проект будет реализовываться по механизму ГЧП, то нагрузка на бюджет снижается до 8 млрд тенге ежегодно после года эксплуатации.

«Рассмотрев финансовую модель, мы поняли, что без дополнительных факторов проект по строительству школ совершенно не окупаемый. В этой связи мы рассматриваем два варианта. Первый вариант - предложение по строительству школ без передачи местным исполнительным органам, в частности предусмотреть дополнительную плату для окупаемости со стороны родителей либо со стороны акимата. Размер минимальной дополнительной платы составил 13 тысяч тенге в месяц в зависимости от желания инвесторов по сроку окупаемости», - рассказала глава департамента.

Второй вариант - передача школ на баланс МИО. В этом случае предлагается найти решение по разделению выплаты подушевого финансирования, которая состоит из двух компонентов, но сейчас является неделимой – поэтому выносится на рассмотрение разделение выплаты подушевого финансирования на операционный и инвестиционный компоненты, а также софинансирование со стороны местных исполнительных органов не менее 10% для снижения рисков инвесторов и кредиторов на инвестиционной стадии. Кроме этого, НПП предлагает рассмотреть и улучшить механизм компенсации при досрочном расторжении проекта.

Какие необходимы изменения в законодательство по мнению представителей Нацпалаты? В первую очередь, требуется усовершенствовать механизм для гарантирования выплаты кредитором при расторжении договора ГЧП; снятие ограничений по заключению прямого соглашения по всем проектам ГЧП, сегодня прямое соглашение заключается только по особо значимым проектам, поэтому инвесторам, которые сейчас строят школы не представляется возможным снизить свои риски. В случае, если школа будет передаваться на баланс акимата, предлагается рассмотреть возможность финансирования со стороны государства в размере не менее 10%; закрепление компетенции по разработке типовых проектных решений за Центром ГЧП и НПП «Атамекен» совместно с привлечением экспертных организаций. В числе предложений разделение выплаты подушевого финансирования на инвестиционные и операционные составляющие и сокращение сроков возмещения затрат с 8 лет до 5-7 лет; субсидирование ставки кредитования в случае, если объект будет переходить в государственную собственность.

Майра Медеубаева

Первое самоокупаемое студенческое общежитие откроют в Казахстане

Государство в этом проекте берет на себя обязательство по обеспечению госзаказа в течение восьми лет.

31 Октябрь 2019 15:30 2630

Первое самоокупаемое студенческое общежитие откроют в Казахстане

Первое самоокупаемое студенческое общежитие на 330 мест площадью 3 780 кв. метров откроют в Кызылорде до конца года. Проект реализуется по механизму государственно-частного партнерства (ГЧП). Соответствующий документ был подписан между управлением образования Кызылординской области и частным партнером – ТОО «Дильмаш».

Условия договора предполагают три составляющие окупаемости. Первая из них – государственный заказ, в рамках которого за одно койко-место предусматривается 122 МРП. То есть государство берет на себя обязательство в течение восьми лет обеспечивать проект государственным заказом. Если брать в расчет действующий размер месячного расчетного показателя – 2525 тенге, то за это время государство выплатит за заказ 813 млн тенге. Эти средства будут выделяться из республиканского бюджета. Возмещение инвестиционных и операционных расходов из местной казны при этом не планируется.

Второй статьей доходов владельца студенческого общежития станет оплата за проживание самими студентами. В этом проекте, в частности, ежемесячный платеж постояльца составит семь тысяч тенге. И третий источник доходов – оказание дополнительных платных услуг: сдача в аренду коммерческих помещений, магазин, прачечная, столовая, интернет-кафе.

«Один из важных критериев конкурса, которым руководствовались при выборе проекта, – готовность здания, чтобы студенты колледжей уже могли в этом году заселиться в общежитие. Тот проект, который предложило ТОО «Дильмаш», отвечал этому условию. Здание находится рядом с медицинским колледжем. Планируется, что в нем будут жить преимущественно студенты этого учебного заведения. Мы привыкли, что общежития у нас старого формата – длинный коридор и комнаты, комнаты. А здесь будут комфортабельные комнаты секционного типа, в которых живут по три человека, и на каждую секцию свой санузел и кухня», – пояснила inbusiness.kz консультант АО «Центр развития государственно-частного партнерства» Айгуль Садыкова.

Стоит отметить, что это общежитие стало первым проектом ГЧП, который реализуется в рамках пяти социальных инициатив Елбасы, озвученных в марте 2018 года. Вне схемы государственно-частного партнерства вопрос дефицита жилья у студентов в основном местные власти решают путем государственного заказа. Например, в столице в студенческий жилищный фонд привлечены коммерческие площади, которые имели профиль гостиниц. Как сообщалось ранее, ежемесячная аренда одного квадратного метра в мини-гостиницах обходилась бюджету Нур-Султана почти на 40% дороже ставок на благоустроенное жилье.

Добавим, что, по данным Центра развития ГЧП, на сферу образования приходится наибольшее количество проектов государственно-частного партнерства – 332 договора, или 54% от общего количества. В здравоохранении заключены 127 договоров (21%), культуре и спорте – 49 договоров (8%), энергетике и ЖКХ – 40 договоров (7%), сфере транспорта и инфраструктуры – 28 договоров (5%).

Карина Алимова