Министерство здравоохранения РК намерено реформировать свою сферу путем передачи казахстанских медицинских учреждений в доверительное управление корейским клиникам. В частности, Минздрав планирует реструктуризировать сеть казахстанских медицинских учреждений, сделав ставку на многопрофильные больницы, а также с помощью корейских коллег усовершенствовать систему менеджмента в медицинских организациях. Министерство оценило потребности в инвестициях до 2025 года в триллион тенге. За это время в стране планируется обновить или построить не менее 1021 объекта здравоохранения.
В рамках панельной сессии "Модель партнерства ГЧП в проектах здравоохранения: сроки и условия" советник министра здравоохранения РК Анара Мусрепова отметила, что в основном те инвестиции, которые ранее привлекались в систему здравоохранения, были государственными. При этом, по словам г-жи Мусреповой, на данный момент уровень годовых инвестиций в здравоохранение в Казахстане все еще значительно ниже, чем в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). К 2021 году Минздрав намерен увеличить долю частного сектора в финансировании с нынешних 8% в денежном выражении минимум до 20%.
Анара Мусрепова также заявила о том, что до конца этого года министерством будет завершена работа по реструктуризации сети медицинских организаций:
"На данный момент мы принимаем новый норматив сети медицинских организаций. Это документ, который регламентирует, какие объекты здравоохранения создаются и поддерживаются в регионах Республики Казахстан, какие объекты будут сохранены, какие реорганизованы, какие новые будут созданы".
И, исходя из нового формата сети, Минздравом будет создан инвестиционный план на 2018-2025 годы. Как отметила г-жа Мусрепова, ранее в секторе здравоохранения Казахстана подобного планирования на долгосрочный и среднесрочный период не осуществлялось.
В качестве третьего шага государственной программы развития здравоохранения Минздрав намерен привлекать частных партнеров на инвестиционные проекты.
"Сейчас государство понимает, что в частном секторе есть ресурсы, есть желание работать в секторе здравоохранения, и приглашает компании принять участие в создании или управлении новыми или существующими объектами здравоохранения. Привлечение частных инвесторов планируется после отбора финансово привлекательных проектов. То есть государственное финансирование проектов будет осуществляться там, где неприменимо частное. Остальные проекты будут оформляться как государственно-частное партнерство, по каждому проекту будут вестись переговоры с инвесторами, и, соответственно, частный партнер будет определяться на конкурсной основе. Все это предусмотрено текущим законодательством о государственно-частном партнерстве", – сообщила Анара Мусрепова.
В настоящее время большую заинтересованность в возможности участвовать в тех или иных инвестиционных проектах выражают южнокорейские медицинские компании. Напомним, в апреле этого года АО "Казахстанский центр государственно-частного партнерства (ГЧП)" министерства национальной экономики и институт развития индустрии здравоохранения Кореи (KHIDI) подписали меморандум о взаимопонимании, который должен помочь в продвижении совместного сотрудничества в области инвестиционных проектов ГЧП.
Необходимо отметить, что в качестве механизма, по которому, как считают эксперты центра ГЧП, в Казахстане смогут работать корейские клиники, предлагается договор доверительного управления имуществом.
"Мы предлагаем установить срок контрактов на 10 лет с правом пролонгации. Если говорить о финансовой стороне дела, то мы предлагаем структурировать эту сделку через вознаграждение за управление. Данная схема базируется на передовом международном опыте. В контракте всего две стороны. Это медицинский оператор и управление здравоохранения области либо города Алматы или Астаны. Отношения между сторонами регулируются договором доверительного управления", – сообщил детали Евгений Аманбаев, вице-президент центра ГЧП.
Однако доверительное управление клиниками, строительство и оборудование новых объектов отнюдь не единственные варианты подобного сотрудничества РК с Кореей. Как отметила Анара Мусрепова, высокий интерес представляет также обмен опытом в плане технологий управления медицинскими организациями, "крупными медицинскими кластерами, которые сейчас создаются в рамках реструктуризации сети".
"В первую очередь нужны технологии управления, которые на корейской стороне сильно развиты. Второе, в этих кластерах нужно внедрять хорошие IT-системы, которые позволят видеть все затраты, принесут прозрачность, и к тому же это приведет к оптимизации затрат. Нам нужно не только обновление физической инфраструктуры, но и обновление методов управления больничными организациями, повышение потенциала сотрудников и информационные технологии. В этом плане я вижу большое поле для сотрудничества корейских операторов и наших региональных управлений здравоохранения", – добавила советник министра.
Разумеется, делиться опытом корейские коллеги будут не только с менеджментом казахстанских медицинских учреждений, но и с персоналом. К слову, как сообщила официальный представитель KHIDI в СНГ Риэ Ким, на сегодняшний день уже порядка 100 казахстанских врачей при поддержке KHIDI прошли стажировку в корейских больницах.
Кроме того, институтом развития индустрии здравоохранения Кореи была разработана программа обучения менеджменту в здравоохранении, ориентированная на главных врачей казахстанских медучреждений.
Еще один важный проект, который планируется реализовать, предполагает предоставление пациентам, получившим лечение в Корее, возможность продолжить его в Казахстане.
"Это модель, где произойдет слияние корейской и казахстанской медицины. На данный момент KHIDI проводит технико-экономическое обоснование строительства реабилитационного центра в Казахстане. Это проект, в котором точно будет нужна помощь Минздрава Казахстана. И после проведения исследований мы хотим выявить несколько тем для обсуждения. Преимущество данного проекта в том, что тот пациент, который уже слетал в Корею и вернулся домой, может не ездить снова в Корею, а остаться на лечение на родине", – добавила Риэ Ким.
В целом на сегодняшний день, как отметила г-жа Мусрепова, уже заключено 14 контрактов ГЧП. В их числе пять контрактов на строительство и эксплуатацию, шесть контрактов на управление и модернизацию, а также два
контракта на реконструкцию помещений зданий с установкой компьютерного томографа.
Кроме того, 10 местных объектов здравоохранения уже переданы в доверительное управление, восемь из них – с правом выкупа (из них шесть объектов в рамках комплексного плана приватизации), без права выкупа, соответственно, два объекта. Еще 40 объектов на данный момент находятся на стадии подготовки к передаче в доверительное управление, 15 из них с правом выкупа. Среди данных объектов 20 поликлиник, четыре многопрофильных стационара, три консультативно-диагностических центра, три санатория, две врачебные амбулатории, два реабилитационных центра, станция скорой медицинской помощи, офтальмологическая больница, родильный дом, стоматологический центр, центр первичной медико-санитарной помощи и кожно-венерологический диспансер.
Что же касается приватизации, то в рамках комплексного плана на 2016-2020 годы уже приватизировано девять объектов здравоохранения, из них два республиканских и семь местных. Еще 33 объекта (семь республиканских и 26 местных) находятся на стадии подготовки.
Элина Гринштейн