Приказ министра здравоохранения Елжана Биртанова о внесении изменений и дополнений в приказ "Об утверждении списка лекарственных средств, изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования, закупаемых у Единого дистрибьютора на 2019 год" был подписан несмотря на всевозможные отрицательные моменты со стороны производителей.
Такого мнения придерживаются сами производители, большая часть которых тем не менее высказываться с критикой в адрес министерства не спешит.
Однако, по словам президента ассоциации "Фарм Мед Индустрия Казахстана" Руслана Султанова, приказ, регулирующий цены, недоработан в плане методологии. То есть не были учтены все правила формирования цен, а любое их предложение не рассматривалось и просто отклонялось.
– Это повлияло на конечную версию документа, который, по сути, мы получили и увидели тогда, когда он был опубликован. Если вспомнить сам приказ, то утвержден он был в середине апреля и с 14 мая этого года вступил в силу. И здесь начинаются проблемы. В первую очередь – с процедурой регистрации. До 20 мая все производители должны были подать заявление на регистрацию цены. 14 мая опубликован приказ, срок до 20 мая – очень сжатый. Следующий этап, когда мы постарались, чтобы все производители подали документы, хотя проблемы существуют и до сих пор, и перечень документов зарубежным производителям было тяжело найти, – говорит Руслан Султанов.
Следующая проблема, с которой также столкнулись производители, коснулась этапа подготовки проекта самих предельных цен, который был утвержден 16 июля. По словам Руслана Султанова, проект приказа, направленный в рамках рассмотрения во все ассоциации, и та версия, которая утверждена – это совершенно разные случаи. И опять же, по словам специалистов, никакого диалога не было. В один день отправили документ на согласование, а уже на следующий он находился в Министерстве юстиции на регистрации.
– Естественно, большинство производителей высказывают очень много замечаний, потому что мы видим, как по ряду препаратов вообще нет различий в ценах оптовых и розничных. То есть не было использовано оптовых и розничных надбавок, которые были предусмотрены. Почему? Потому, что Минздрав ориентируется на пункт 36 правил, где говорится о том, что там будут применяться цены не выше среднерыночных. Исходя из так называемых открытых источников. Но что такое открытые источники – это тоже вопрос, потому что в документе это конкретно не указано. Само министерство использовало открытые источники данных частного маркетингового агентства "Виортис", которые вообще нигде не зафиксированы, – продолжает Султанов.
Впрочем, не совсем понятных и в то же время опасных моментов достаточно много. Производители переживают, что их никто не слушает и не слышит, однако пострадать в конечном итоге может обычный гражданин, у которого в нужный момент просто не окажется необходимого лекарства.
– Опасения заключаются в том, что многие аптеки уже говорят производителям: "Снижайте свои цены, мы не будем брать ваши препараты". Если у отечественных и зарубежных производителей есть определенная возможность, они, конечно, на это идут. Но там, где такой возможности нет, мы скорее всего, можем получить ситуацию, что эти препараты будут изъяты с рынка. Уже с 3 августа функционируют розничные цены на рынке, но мы опасаемся, что до января, когда должен быть новый приказ, ассортимент лекарственных препаратов будет сокращаться, – делится опасениями Руслан Султанов.
Абсурд в этом случае, по словам президента ассоциации, в том, что процедура утверждения цен – казалось бы, легкая вещь, все производители вносили свои заявления на сайт. Однако национальный центр экспертизы решил ориентироваться не на данные производителей, а на рыночные цены по данным "Виортиса". Итог – по некоторым препаратам пошла нестыковка. К примеру, если ранее препарат мог продаваться по 300 тенге, то, по данным "Виортиса", он стоил 3-4 тысячи. И наоборот, если же препарат раньше стоил около 180 тенге, то теперь, по данным открытого источника, его цена – всего 80 тенге. И министерство с легкостью все это утверждает.
Еще одна угроза, которую несет новый приказ за подписью Елжана Биртанова, по словам Руслана Султанова, в прекращении работы аптек в сельской местности. Именно приказ создает все условия для недоступности лекарств, и это ведет к тому, что все производители будут изымать свои препараты с полок аптек.
– Конечно, нам сейчас говорят о том, что теперь у нас будет расширяться механизм государственного закупа, будет механизм сооплаты лекарственных средств, и тогда потребитель, население сможет уже доплачивать определенную сумму за лекарства, часть будет возмещать государство. Но не везде в мире это используется, и эффективность тоже будет вызывать много вопросов. Потому, что мы раздуваем государственный заказ, мы расширяем и будем увеличивать бюджетные затраты, и таким образом, по сути, подводим к тому, что у нас будет сокращаться аптечный сегмент. Завтра мы придем к тому, что у нас будут государственные аптеки. Продолжение огосударствления экономики будет продолжаться. По сути, государство приходит в фармбизнес, и завтра государство будет заниматься и продажей лекарств, – продолжает Руслан Султанов.
Увы, но пока обращения в уполномоченные органы должного эффекта не приносят. Руслан Султанов утверждает, что письма и жалобы переходят из ведомства в ведомство, но сам вопрос не решается.
– В Минюст мы тоже писали жалобы, но там говорят: "Обращайтесь в уполномоченный орган – Минздрав". Это круговорот, к сожалению, мы его и получили, – говорит Султанов.
Константин Харламов