На сегодняшний день 91% казахстанских школьников не планируют получать среднее специальное образование.
Ежегодно чем ближе 25 мая и последний звонок в школах, тем серьезнее выпускники и их родители задаются вопросом, куда поступать. В министерстве образования и науки РК при этом тоже проблема, сегодня Казахстану не хватает представителей рабочих специальностей, а попытка популяризации ПТУ пока не оказала требуемого эффекта.
Согласно данным комитета по статистике министерства национальной экономики РК, по итогам I квартала 2017 года уровень молодежной (15-28 лет) безработицы составил по республике 3,9%. Общий же уровень безработицы по стране на сегодня составляет 4,9% при более 8,9 миллиона экономически активных граждан. Более двух миллионов из них составляет молодежь (23%).
При этом, согласно официальной статистике, за последние 16 лет уровень молодежной безработицы снижался, увеличение числа безработных среди молодежи было зафиксировано за это время лишь в 2009, 2013 и 2015 годах. Во всех трех случаях рост составил 0,1% в сравнении с показателями прошлых лет.
Для дальнейшего улучшения ситуации с трудоустройством молодых казахстанцев в министерстве образования и науки РК решили особое внимание уделить проекту "Бесплатное профессионально-техническое образование для всех". Данный проект предоставляет безработным и самозанятым молодым людям, а также трудоспособным казахстанцам, не имеющим профессионального образования, возможность получить его бесплатно. О том, кому именно может выпасть шанс, подробнее рассказала руководитель департамента технического и профессионального образования (ТиПО) МОН РК Насымжан Оспанова:
"Поскольку программа прежде всего имеет социальную направленность, в первоочередном порядке ее участники будут сформированы из числа выпускников 9-11 классов, лиц, не поступивших в учебные заведения, ищущих работу, находящихся в трудной жизненной ситуации, членов малообеспеченных семей, а также воспитанников детдомов и интернатов, детей из многодетных семей, детей-сирот и без попечения родителей, инвалидов, проживающих в центрах адаптации несовершеннолетних".
Всего же, по расчетам МОН РК, за пять лет в рамках проекта будет охвачено 673 тысячи социально уязвимых молодых людей. Предполагается, что из них порядка 214 тысяч человек пройдут краткосрочные курсы, а оставшиеся 459 тысяч получат образование в системе ТиПО (техническое и профессиональное образование). При этом за счет местного бюджета в министерстве планируется обучить 353 тысячи человек.
Это при том, что за последние три года, согласно проведенному министерством анализу потока выпускников школ, в среднем количество выпускников девятых классов составило 220 тысяч человек. Большая часть из них (135 тысяч) ориентирована на получение высшего образования и продолжили обучение в школах.
Интересен тот факт, что, по словам г-жи Оспановой, в целях выяснения информированности школьников о системе ТиПО среди них были проведены социологические опросы. И их результаты показали, что колледжи у молодежи спросом на сегодняшний день не пользуются – 91% казахстанских школьников не планируют обучаться в ТиПО. При этом 46% школьников отказываются от возможности получить рабочую специальность по той причине, что не могут платить за свое обучение.
"Это показывает малоинформированность школьников и непрестижность системы ТиПО среди молодежи. Внедрение проекта "Бесплатное ТиПО" даст возможность привлечь большую часть выпускников школ для обучения в системе ТиПО и поднять престиж рабочих профессий", – считает г-жа Оспанова.
Также стоит отметить, что, согласно упомянутому выше исследованию, почти половина (49%) казахстанских школьников еще не определились в выборе будущей профессии. В министерстве считают, что эти ребята не представляют, какие в стране есть колледжи, как в них поступить и на какие специальности. И это делает весьма важным и актуальным проведение с ними ранней профориентационной работы.
"Детям необходимо доходчиво рассказывать о преимуществах образования в рамках бесплатного ТиПО – сегодня эту возможность государство предоставляет для своих граждан, и этим стоит воспользоваться. Важно максимально донести информацию о рабочих квалификациях, которые можно получить в рамках ТиПО, объяснять, что в последующем эти профессии позволят им в жизни реально зарабатывать, быть социально защищенными, строить определенную профессиональную карьеру", – считают в МОН РК.
Надо отметить, что все вышесказанное в министерстве подкрепляют прогнозом на будущее, согласно которому к 2021 году на рабочие специальности в РК придут до 40% обучающихся, а доля неквалифицированной рабочей силы снизится до 20%.
На сегодня же, по словам г-жи Оспановой, не имеют профессионального образования около половины самостоятельно занятой молодежи Казахстана, и ежегодно их число дополняют более 20 тысяч выпускников 9-11 классов школ.
Учитывая озвученные выше наполеоновские планы министерства, возникает вполне логичный вопрос относительно степени готовности казахстанской инфраструктуры к наплыву такого большого количества потенциальных студиозусов. В МОН на этот счет заявили, что работа в этом направлении уже начата.
Во-первых, в связи с изменением содержания учебных планов и программ, переходом на модульность и кредитность, пересмотром дуального обучения работникам министерства предстоит разработать немалое количество нормативно-правовой документации.
"До конца года будут внесены изменения и дополнения к 20 нормативно-правовым актам по вопросам технического и профессионального образования", – сообщила на этот счет Насымжан Оспанова.
Во-вторых, важную роль играет квалификация преподавателей, которая на сегодняшний день, по информации министерства, во многом не соответствует требованиям потребителей ТиПО. Впрочем, на сегодня по новым технологиям уже прошли обучение 2600 инженерно-педагогических работников из 530 колледжей.
Еще одной насущной проблемой является несоответствие материально-технической базы учебных заведений ТиПО требованиям программ и производства. Также колледжи не обеспечены в достаточной мере современной литературой и учебно-методическими пособиями (УМП). По информации министерства, около половины книг по общепрофессиональным и специальным дисциплинам библиотечного фонда колледжей изданы до 1991 года. При этом самый низкий показатель по обеспеченности учебной литературой и УМП по металлургии и машиностроительной отрасли – всего 4%. Для решения данной проблемы министерством также уже проводится соответствующая работа по изучению передовой зарубежной литературы и переводу наиболее значимых для системы ТиПО учебников на государственный и русский языки.
И, разумеется, весьма важен вопрос доступности технического и профессионального образования. Как abctv.kz сообщили в МОН РК, за последние четыре года за счет строительства восьми новых колледжей было введено 3840 мест. Также за счет строительства и реконструкции свободных зданий и площадей введено 3652 места в общежитиях.
Останавливаться на достигнутом в министерстве не намерены, и до 2019 года в рамках государственной программы развития образования и науки предусмотрено строительство еще четырех колледжей на 2900 мест, а также строительство и реконструкция трех общежитий по 520 мест и создание при колледжах и предприятиях учебных центров.
В целом в министерстве считают, что инфраструктура колледжей уже достаточно развита.
"Проектная мощность составляет 546,9 места при контингенте 489,1 тысячи человек. Подготовка кадров в колледжах ведется по 213 специальностям, 703 квалификациям", – сообщили нам в МОН РК.
Но что особо важно для потенциальных абитуриентов и выпускников казахстанских колледжей, так это тот факт, что в соответствии с законодательством РК органы занятости и региональные палаты предпринимателей оказывают лицам, завершившим обучение, содействие в трудоустройстве.
Что касается нескольких слов в отношении поддержки молодежи в Алматы, где число молодых жителей (14-35 лет) составляет более 700 тысяч человек. По информации городского акимата, 435 тысяч из них – это экономически активное население, которое, по прогнозам, перевалит за отметку в 500 тысяч человек уже к 2020 году. И до 2020 года акиматом разработана "Дорожная карта поддержки молодежи", общие расходы на реализацию которой составят 7,2 млрд тенге.
"Главной целью "дорожной карты" является создание условий для самореализации и всестороннего развития молодежи, ее адаптации к жизни в условиях мегаполиса. В целом с привлечением бизнеса, учебных заведений мы планируем создать эффективную систему занятости. Для этого в этом году мы в пять раз увеличили финансирование сферы занятости, выделено 5 млрд. тенге", – сообщил аким Алматы Бауыржан Байбек в рамках прошедшей 25 мая первой общегородской ярмарки вакансий.
Также в акимате abctv.kz сообщили, что на бесплатное обучение 2,5 тысячи выпускников школ в городских колледжах в этом году было выделено 495,8 млн тенге. Еще 500 млн тенге было дополнительно выделено в этом году для направления выпускников Алматы на молодежную практику, число участников которой, согласно "дорожной карте", планируется увеличивать ежегодно с 500 до 2000 человек.
Элина Гринштейн