С 2015 года в Уральске закрылись почти половина небольших магазинов, имевших в своем ассортименте алкогольную продукцию. Предприниматели возвращают дорогие лицензии, часть из них закрывают свой бизнес в секторе торговли, не выдерживая конкуренции с супермаркетами и теневой торговлей.
На совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции РПП "Атамекен" Западно-Казахстанской области подробно рассмотрели вопрос реализации алкогольной продукции малым бизнесом.
Его представители также требуют признать ошибкой парламента, что в закон о лицензировании включили требование выдавать государственное разрешение не только на производство, но и на розничную реализацию пива.
Где градус?
В небольших уральских магазинах, расположенных чаще всего на квадратуре в 45-50 метров, оборот алкогольной продукции осуществляется за счет пива, утверждают предприниматели.
"С 2015 года было принято не менее пяти законов. Согласно Закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", четко определено, какие виды алкогольной продукции относятся к таковой: водка, ликероводочная, слабоградусная алкогольная продукция, виноматериалы, коньяк, бренди и пиво. Когда же перечисляют все эти наименования продукции с конкретным градусом, у пива он не указывается. К примеру, говорится о водке – от 40 градусов и выше, бренди – до 60 градусов и так далее, а о пиве: "алкогольная продукция, насыщенная двуокисью углерода, получаемая путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами". Где же градус, из-за которого пиво отнесено к алкогольной продукции?" – спрашивает бизнесмен Айгуль Туркина.
"Из всех видов алкогольной продукции, за реализацию которой мы вынуждены платить лицензионный сбор, у нас в ходу только пиво. Более дорогостоящее спиртное покупают лишь на праздники", – подтверждает и владелица небольшого магазина в Уральске Ирина Ковалева.
При этом при получении лицензии предприниматель обязан предоставить в управление госдоходов договоры с местным водоканалом, энергетиками, подтвердить наличие канализации в стационарном помещении.
"Почему именно реализацию алкогольной продукции должны сопровождать эти договоры с коммунальщиками?" – недоумевает Айгуль Туркина.
Она отметила небольшой плюс в обновленном законодательстве.
"Хорошо, что ввели отчуждаемую лицензию – если я отдаю магазин другому арендатору, ему не придется снова платить лицензионный сбор за алкоголь в 100 МРП (226900 тенге)", – говорит предприниматель.
"Когда мы получаем лицензию для открытия нового объекта, платим 100 МРП. И за лицензионный сбор снова платим 100 МРП. Причем если в бизнесе есть градация на крупный, средний и малый, то в лицензиях такой градации на слабоалкогольную, крепкоалкогольную или иную нет. Почему-то в соседней России лицензии на пиво нет, у нас есть. Летом, да и в связи с социальным положением наш народ водку и коньяк почти не пьет, покупают пиво, энергетики. За счет этих напитков и идет оборот. Зимой у нас почти тишина, продажи идут в теплое время года", – рассказала Айгуль Туркина.
Крик души
Лицензионный сбор за реализацию алкогольной продукции поставил в неравные условия крупный и малый бизнес, считают представители МСБ. Гипермаркеты и мелкие магазины в черте города платят за лицензионный сбор одинаково – 100 МРП. При этом, если у малого предпринимателя два-три магазина площадью 50 кв. м, он обязан на каждую торговую точку приобретать новую лицензию, возмущались бизнесмены на совете прав предпринимателей. Все это привело к закрытию или перепрофилированию магазинов.
"После введения нового закона с 1 января 2015 года в том же году сдали лицензии на реализацию алкогольной продукции 14 лицензиаров, а в текущем уже около 600! (по ЗКО. – Авт.)", – акцентирует внимание Айгуль Туркина.
Она рассказала и о других расходах малого бизнеса.
"Дайте малому бизнесу возможность дышать. Глушат малый бизнес постоянно повышающимися тарифами на комуслуги и прочее, прибавили цены поставщики продукции. При этом в малом бизнесе за сдельную зарплату люди работать не хотят – ни продавцами, ни техническим персоналом. Чтобы удержать работников, мы оплачиваем трудовые отпуска, теперь еще и медицинское страхование будем оплачивать. Где экономисты, которые подсчитают все реальные расходы малого бизнеса? Эти расходы в учет нигде не берут, и в итоге малый бизнес сворачивает деятельность. А ведь сейчас столько программ по поддержке бизнеса, и каждый хотел бы развиваться. Можно построить рядом с магазином шашлычную или открыть казахский "Макдональдс" с национальными блюдами, – говорит предпринимательница. – Надо все-таки ввести градацию между крупным, средним и малым бизнесом, реализующим алкогольную продукцию. Есть разница между оптовым магазином и небольшим магазином, отсутствие разницы считаю социальной несправедливостью".
Малый бизнес – это фундамент, от которого зависит экономика страны, и если ему дать немного воли, он начнет интегрировать свежие идеи, уверена она.
"Из-за загрузки кредитами и другими обязательствами мы не можем иметь свободных от оборота денег. Зарабатываем только на проживание", – утверждают представители малого бизнеса.
Председатель совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции РПП ЗКО Хайдар Капанов отметил, что вопрос о внесении градации в лицензионный сбор за алкогольную продукцию в нацпалату "Атамекен" был передан еще в ноябре 2015 года.
"Этот вопрос был внесен в реестр проблем нацпалаты. Но через два года мы вновь выносим его на рассмотрение, так как он не решен и до сих пор волнует предпринимателей", – говорит заместитель директора РПП ЗКО Нуржан Максотов.
"Вопросы малого бизнеса упираются в законодательство. Наверняка, следует пересмотреть размер лицензионного сбора в зависимости от оборота продукции", – полагает депутат Западно-Казахстанского областного маслихата Алия Салиева.
"Дифференцированный подход нужен, – считает заместитель прокурора ЗКО Тажиден Найманов. – Единая сумма в размере 226 тысяч тенге, конечно, несправедлива и для оптовых баз, и для супермаркетов, и для магазинов, расположенных на 50 квадратных метрах. Наверняка, эти и другие выплаты не дают развиваться малому бизнесу" .
"Мы уже предлагали ввести градацию лицензионного сбора в зависимости от объема реализуемой продукции. Налоговые инспекторы знают точно, какой объем алкогольной продукции реализуют в торговых точках, у них на учете каждая единица алкоголя, – заметила руководитель Центра малого бизнеса ЗКО Шолпан Махмудова. – Лицензия выдается на магазин. Если у предпринимателя два магазина, он должен купить две лицензии, хотя по закону лицензия – это право на занятие определенной деятельностью. При этом строители возводят объекты в разных районах города, но приобретают одну лицензию. Но малый бизнес на один вид деятельности должен выкупить лицензию несколько раз".
Подпольная конкуренция
В районах Западно-Казахстанской области набирает обороты теневой алкогольный бизнес. По словам директора филиала Палаты предпринимателей Зеленовского района Асель Карткужаковой, "имеются множественные факты реализации алкогольной продукции физическими лицами из частных домов. В связи с этим возникают проблемы у магазинов и законно работающих индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию и не торгующих в неположенное время. Закупленный товар задерживается на складах и прилавках магазинов.
"Совместно с сотрудниками Управления госдоходов нашей районной палатой были сформулированы конкретные предложения и направлены в областную палату. Предлагаем ввести поправки в Кодекс РК об административных правонарушениях в части ответственности за занятие предпринимательской и иной деятельностью без регистрации, разрешения физическими лицами. То есть увеличить штрафные санкции именно на физические лица", – отметила директор филиала РПП.
Она также обратила внимание, что наложение административного взыскания на физических лиц в размере 15 МРП (34035 тенге) за занятие предпринимательской деятельностью без регистрации и реализацию алкогольной продукции несоизмеримо с оплатой лицензии 30 МРП (68070 тенге) в поселках и 70 МРП (158830 тенге) в селах.
"Предлагаем внести поправки в Закон "О государственном регулировании оборота алкогольной продукции", а именно: оптовым складам, имеющим лицензию на оптовую реализацию алкогольной продукции, запретить реализацию физическим лицам, не имеющим лицензии", – настаивает Асель Карткужакова.
Такая же ситуация, по ее словам, и в других районах ЗКО.
С цифрами не поспоришь
В текущем году в Западно-Казахстанской области ведут деятельность 1655 реализаторов алкогольной продукции, из них в Уральске – около 780 объектов. До момента введения лицензионного сбора насчитывалось 4104 объекта, после 1 января 2015 года число их сразу же сократилось до 2695, информировали в департаменте государственных доходов ЗКО.
В департаменте также подтвердили, что многие бизнесмены причиной отказа от лицензии на реализацию алкогольной продукции указали высокие ставки лицензионного сбора.
аbctv.kz отмечал эту проблему в ЗКО, также более года назад североказахстанские предприниматели заявили о том, что ежегодный лицензионный сбор вскоре вообще будет не с кого собирать.
Виктория Вольская, ЗКО