"Мы единственная страна в мире, где предмет "Шахматы в школе" сопровождают психологи"

8038

Исполнительный директор Казахстанской федерации шахмат Ирина Грищенко о том, зачем нужны шахматы стране. 

"Мы единственная страна в мире, где предмет "Шахматы в школе" сопровождают психологи"

В Алматы продолжается чемпионат Казахстана среди юношей и девушек до 18 лет. В этом году он стал самым масштабным в стране – 860 шахматистов сейчас борются за звание чемпиона, указано на сайте федерации.

Ирина Грищенко в интервью корреспонденту inbusiness.kz рассказала о развитии этого вида спорта в стране, о проблемах, с которыми сталкивается организация, а также о программе для школьников и о том, как становятся гроссмейстерами.

– Расскажите о положении и развитии шахмат в Казахстане.

– Если брать неолимпийские виды спорта, то шахматы по количеству занимающихся уступают только фитнесу. Сейчас в Казахстане профессионально шахматами занимаются 200 тысяч человек. Но, я думаю, вместе с развивающими центрами, которых сейчас много, это число увеличится.

Например, по данным на сентябрь 2019 года, в Алматы было 205  образовательных и развивающих центров, частных школ, академий и клубов, где преподают шахматы, а уже в декабре – 246.

Кроме того, очень часто, когда спортсмены заканчивают карьеру, они не знают, где приложить свои усилия, так как не везде требуются тренеры. В шахматах человек, завершивший карьеру и обладая какими-то званиями и имея педагогическое образование, а иногда просто призвание, может спокойно открыть свою школу. Это очень перспективное направление.

Необходимо сказать, что в Алматы самое большое количество центров, где занимаются шахматами. Если мы будем говорить о регионах, то в каждой области есть еще самостоятельная федерация шахмат, это тоже говорит о развитии. Что для нас очень приятно – сейчас большая часть областей двигается от количества к качеству.

Например, разряды присваивают по всем правилам. Делает это не человек, не тренер, а обязательно исполнительный орган власти в области. Согласно системе, в которой все прописано. Проводятся турниры, нужно выиграть достаточное количество партий с определенным количеством соперников. После этого делается представление местной федерацией шахмат, и документы направляются уже непосредственно в управление спорта.

Такая возможность теперь есть у людей в каждой области. Им не обязательно присылать документы в республиканскую федерацию. Местные органы присваивают звание вплоть до кандидата в мастера спорта. Мы, республиканская федерация, присваиваем от кандидата в мастера спорта до гроссмейстера, ну и, соответственно, работаем с международной федерацией. Там тоже есть свои звания – мастер ФИДЕ, гроссмейстер, женский гроссмейстер, международный мастер.

Мне очень нравится, я думаю, большинству людей тоже нравится, когда можно представить какие-то аргументы цифровые. Ну, например, когда в 2015 году Галымжан Есенов стал президентом федерации шахмат, у нас была двадцать одна награда. Если в боксе, например, сражения идут в весовых категориях, то в шахматах – в возрастных категориях. До 8 лет, 10, 12 и так далее до 20 лет. Таким образом, ребенок может играть в любой возрастной категории, но взрослые в соревнованиях до восьми лет выступать не могут. После двадцати лет все считаются взрослыми. До этого президентом был Асет Исекешев, который много сделал для развития. При нем была сформирована женская сборная. Очень много было сделано для развития любительских шахмат.

В этом году у нас 92 награды, из них 34 золотых. Включая чемпионат Азии среди сеньоров (возрастная категория 50+), где было 12 комплектов медалей (36 наград), и Казахстан завоевал 30 медалей.

Это был самый массовый турнир, где играло больше 70 шахматистов из 19 стран. В сравнении, в предыдущие годы было 50 человек.

 Что надо, чтобы стать гроссмейстером?

– У нас есть мужские и женские гроссмейстеры. Чтобы им стать, надо набрать 2500 очков рейтинга и трижды выполнить норму. Три балла выполнила Жансая Абдумалик, но ей немножко не хватает до 2500, чтобы стать гроссом. Это присваивает ФИДЕ, так как звание международное. Там начинается от мастера ФИДЕ.

Министерство развития культуры и физкультуры присваивает мастера спорта. Это республиканское звание. Получить его очень сложно. Я работаю тут четыре года, и за это время еще не присваивали такого звания.

У Садуакасовой за 2500, но надо выполнить еще два балла гроссмейстера, один есть.

Стоит отметить гроссмейстера Дармена Садвакасова, который продолжает играть для себя. Есть турнир его имени. Он дает сеансы одновременной игры.

Из активных Ринат Жумабаев, номер один в Казахстане. У него самый высокий уровень рейтинга Эло, около 2640 очков. Вошел в сотню топовых спортсменов мира, но потом выбыл. Ему чуть-чуть не хватило. Номер второй – Муртас Кажгалеев. Номер три – Ануар Есмагамбетов. Все они в сборной. Есть еще Пётр Костенко и тренер сборной Павел Коцур. Арман Пашикян тренирует женскую команду, которая состоит из Динары Садуакасовой, Жансаи Абдумалик, Бибисары Асаубаевой, Гулисхан Нахбаевой, Гульмиры Даулетовой.

Также можно отметить Дениса Махнева, члена мужской команды,  ему не хватает всего лишь одной нормы.

 В чем заключается норма?

– Там серьезные требования. Нужно сыграть определенное количество партий и выиграть у соперников с определенным уровнем, исходя из твоего положения. Чистой воды математика.

Побеждаешь слабых – но это прибавляет тебе мало очков, нужно побеждать сильных. Рейтинг ФИДЕ обновляется раз в месяц.

Финал Кубка Казахстана проходил с 12 декабря. В нем участвовали 10 женщин и 10 мужчин. Были приглашены четыре гостя из-за рубежа. Это нужно для выполнения условий. Выполнить норму можно, когда будут представлены не менее четырех стран. Если будет меньше, то ты поднимаешь рейтинг, но не выполняешь норму.

 С какими проблемами сталкивается федерация шахмат?

– Очень  хотелось бы, чтобы большой бизнес пришел на помощь. И речь даже не о Казахстанской федерации шахмат, а о наших юных талантах, которые есть во всех городах, я больше чем уверена, они есть и в аулах. Мне нравится поговорка: "Гении рождаются в аулах, представлять себя едут в столицу". Я думаю, что эта поговорка достаточно справедлива.

Хотелось бы, чтобы на крупных предприятиях были свои команды, в банках свои команды. Рост был бы не только среди детей, которые и так достаточно часто занимаются шахматами, но и взрослые занимались в период активного возраста, даже если не имеют к спорту глубокого отношения.

Я глубоко убеждена что шахматы на любительском уровне, когда, ты занят работой, формируют нейронные связи, и люди гораздо быстрее соображают, и тактика лучше.

О финансировании

 В сентябре 2018 года было опубликовано открытое письмо на имя начальника управления спорта Алматы Рустема Байсеитова от родителей спортсменов. Они заявили, что нет должного внимания со стороны управления спорта на развитие шахмат. Как прокомментируете это?

– Вопрос очень неоднозначный. В Алматы на самом деле идет развитие шахмат. Управление спорта сильно помогает нам, они поддерживают наши инициативы. Сам господин Байсеитов (Рустем Байсеитов – руководитель управления спорта Алматы)  любит играть в шахматы. Алматы занимает первое место по развитию этого вида спорта. Здесь огромное количество организаций. По итогам последнего чемпионата Республики Казахстан алматинцы вышли на первое место по количеству призовых мест. При таком количественном росте, наверное, любой помощи будет мало. Потому что столько талантливых ребят, и, естественно, любому родителю, если он видит, что его ребенок талантлив и способный,, хочется, чтобы предоставлялись возможности для участия в зарубежных чемпионатах, чтобы приглашались тренеры.

Как на самом деле обстоят дела, я не могу сказать потому что это все-таки управление спорта. Какой уровень финансирования, я не знаю, мы общественная организация и сотрудничаем с акиматом, если какие-то турниры проводим. Но я точно знаю, что сейчас обстановка намного лучше, чем в прошлом году, насколько мне известно, сейчас деньги выделяются. На самом деле весь вопрос стоял в большей степени о выделении финансирования для участия в тех или иных турнирах.

Мы работаем со сборной командой и с молодежью, которая имеет перспективы развиваться и затем войти в состав сборной. Задача любой федерации – это представление страны на международных турнирах. Даже не столько в детских, сколько во взрослых.

В прошлом году на шахматной олимпиаде наша женская сборная стала 11-й, поделив места с четвертого по 12-е с одной из таких команд, как Россия. Проиграли только китаянкам. Участвовало 175 стран. Конкуренция очень серьезная.

 Как обеспечивается финансирование вашего вида спорта?

– Мы финансируемся за счет спонсорских средств, а сборная команда частично комитетом спорта при министерстве культуры и спорта Республики Казахстан. Мы финансируем проведение республиканских мероприятий среди взрослых и детей. Таким образом, мы работаем как на популяризацию спорта в стране, так и на продвижение шахмат как инструмента повышения успеваемости в школах. Так, мы запустили и продвигаем проект "Шахматы в школе", где не только разрабатываем учебные пособия и онлайн-площадки, но и готовим тренеров и специализированных школьных психологов. Это наш проект. В пилотных школах его сопровождают психологи. Наша задача – доказать министерству и стране, что шахматы – это полезно. Очень надеемся, что когда мы эту программу со всеми документами передадим министерству образования, то они будут рекомендовать школам вводить шахматы как предмет.

Например, талантливый ребенок, который стал победителем чемпионата республики, за счет республиканской федерации едет на чемпионат мира. Серебряный призер за счет организации отправляется на чемпионат Азии.

Талантливым детям, которые стали призерами чемпионатов Азии или мира, республиканская федерация выделяет стипендии. Некоторым ребятам мы также выделяем еще и гранты на участие в турнирах серии Open и занятия с тренерами.

Также мы проводим мастер-классы, которые повышают уровень мастерства. Кстати, много зависит от того, есть ли турнирная практика у ребенка. Фактически сейчас созданы все условия у нас в стране, что можно играть вместе с гроссмейстерами, не выезжая за пределы страны.

У нас шесть Кубков для детей в возрасте до 14 лет, три взрослых Кубка, где дети тоже могут играть. Причем там участвуют и гроссмейстеры из других стран. Даже не выезжая за пределы страны и с учетом того, насколько развит Интернет, очень неплохого уровня можно добиться, находясь в Казахстане.

 Если сравнивать уровень господдержки несколько лет назад и сейчас, есть динамика?

– Я не владею информацией, какая была господдержка семь-восемь лет назад. Финансирование осуществляется через акимат либо через министерство. Я могу сказать, что федерацию поддерживает фонд "Самрук-Казына". Это наш генеральный партнер. А фонд Samruk-Kazyna Trust является нашим социальным партнером.

В самих госструктурах очень много шахматных турниров. Партия Nur Otan ежегодно проводит свою спартакиаду, где также играют в шахматы. Большая часть национальных компаний, которые входят в портфель "Самрук-Қазына", тоже проводят шахматные турниры в рамках спартакиад.

10 декабря в парламенте состоялся сеанс одновременной игры с участием Динары Садуакасовой. Там, играли парламентарии пяти стран. 7 декабря был турнир среди государственных служащих в формате 1+1, то есть один мужчина в команде и одна женщина или, например, две женщины.

В шахматах очень интересно. Женщина имеет право играть в мужских турнирах – мужчины в женских выступать не могут. 25 декабря начался чемпионат мира по блицу и рапиду в Москве. Это турнир среди мужчин и среди женщин. В мировом первенстве среди мужчин могут играть женщины. Гендерная политика в этом виде спорта на грани фантастики.

 Насколько затратное дело для родителей отдавать ребенка на занятия шахматами?

– Это как в любом спорте. Шахматы как футбол. Что стоит купить мяч? Мяч стоит дороже, чем шахматная доска и шахматы, которые на любом базаре начинаются от 300-500 тенге. Сейчас огромное количество бесплатных сервисов, позволяющих играть в шахматы онлайн, как в Казахстане, так и за рубежом. Можно слушать тренеров различного уровня и обучаться с ними.

В спорте высоких достижений шахматы уже более затратные. В зависимости от уровня тренера будет определяться стоимость его услуг. Если это профессиональный тренер у нас в Казахстане, то это от пяти тысяч тенге в час. Причем это могут быть как местные специалисты, так и зарубежные.

Если ваш ребенок станет профессионалом, то, скорее всего, ему будет нужна команда серьезных тренеров. Один ставит дебют, второй – эндшпиль. В сборной у наших девушек не один тренер, а целая группа, не считая еще и тренера сборной. Мы проводим учебно-тренировочные сборы.

К сожалению, шахматы не настолько коммерциализированы, как, например, футбол, где столько адреналина за два часа, а в шахматах девять партий, как правило, и каждая может длиться до трех часов. Не каждый выдерживает. Поэтому шахматы в ближайшее время не будут коммерчески привлекательными, как футбол. И команды не будут обмениваться игроками, которые стоят миллионы долларов.

Впрочем, профессиональные шахматисты при господдержке участвуют в международных открытых турнирах. Призовые фонды очень приличные, по определенным меркам, конечно. Это могут быть десятки тысяч долларов и сотни тысяч, и даже миллионы. На чемпионате мира почти миллион призовой фонд.

 Получается, член сборной обеспечен господдержкой и ездит на турниры, зарабатывая для себя?

– На турнир класса Open, как правило, едут за свой счет. Государство его командирует на командные турниры, Олимпиаду и на Кубок азиатских наций, это могут быть Азиатские игры в помещениях и просто Азиатские игры. На чемпионат мира надо выиграть путевку.

Мы оплачиваем членам сборной поездки на турниры, необходимые им для повышения мастерства. Невозможно достигнуть чего-то, если ты не играешь с соперниками, равными тебе или сильнее.

Постепенно растет качество наших ребят и шахматистов. Наиболее талантливые получают стипендии. Мы сейчас пришли к тому, что скорее надо менять положение по их выплатам. Потому что, чтобы получить стипендию, раньше достаточно было быть призером международных турниров, чемпионата Азии, чемпионата мира. То сейчас мы приходим к тому, что мы будем давать стипендии тем, у кого есть несколько наград на чемпионатах мира и чемпионатах Азии. Это уже как решит исполком. Теперь вместе с ростом количества шахматистов растет конкуренция.

Шахматы в стране

 Как в регионах обстоят дела с развитием шахмат?

– Мы заинтересованы в развитии в регионах и даем возможность организаторам в регионах проводить наши республиканские турниры. В этом году 6 января стартовал чемпионат Казахстана в категории 8-18 лет. Это самый массовый турнир, на котором ожидалось до 800 участников. В этом году в конкурсе участвовало четыре организатора. Мы заинтересованы, чтобы условия и призовой фонд были лучше. В итоге победил Алматы. Академия Жансаи Абдумалик дополнительно дала 5 млн в качестве сертификатов. Также будут призы. Часть участников приехали за свой счет. Остальные – за счет областных управлений спорта

Проходит он в университете "Туран". Там просторное помещение и соблюдены требования по освещенности. Зрителей не будет. На самом деле в шахматах зрители не очень приветствуются. Это связано с борьбой с читерством. Сейчас техника позволяет обманывать. На чемпионате республиканского уровня надо ставить рамки. Представляете, 1000 детей проводить через них. Но допускаем родителей. Для них тоже должны быть условия.

 Получается, найти спонсоров вы не можете из-за отсутствия зрелищности.

– Да. В этом году мы проводили командный чемпионат мира в здании МФЦА в Нур-Султане. Там можно было следить за турниром с помощью электронных досок, и по видеотрансляции с комментаторами, и через прозрачные стены из тройного стекла. Так, любители шахмат, которых перед этим проверяли, как в аэропорту, смотрели за игрой между Сергеем Карякиным и Ринатом Жумабаевым. Карякин проиграл. Это была сенсация.

Турнир получил широкий отклик в таких странах, как Китай и Россия. Самое большое количество просмотров зафиксировано в США, Китае, Европе и только потом в СНГ. Мы подсчитывали охват. Он составил 500 млн человек. Эфиры вышли в прайм-тайм на "Первом канале", НТВ, государственных каналах Китая и Украины.

 Расскажите о проекте "Шахматы в школе".

– Сейчас много стран, которые вводят шахматы в школьную программу. Это развивает несколько позиций, таких как логика, тактика, моторика, память. Мы единственная страна в мире, где этот проект сопровождают психологи, наблюдающие за активными и пассивными классами. В классах, где играют в шахматы, повышается даже скорость чтения. Еще присутствует и социальный аспект. В Венесуэле занятия шахматами применяют для адаптации хулиганов. Где есть этот вид спорта, там низкий уровень детской преступности.

Еще это детско-образовательное направление. В семьях, где играют дети, начинают играть все. Можно одному в онлайне. Но вживую играть с другим человеком интереснее.

Сейчас много детей, зависимых от компьютеров и гаджетов. Шахматы могут их занять вживую и в Интернете.

Кроме того, это несет пользу для детей, страдающих аутизмом. По программам ФИДЕ разрабатывают программы для борьбы с болезнью Альцгеймера.

После ознакомления с опытом России и Армении мы решили в пилотном варианте запустить проект в 17 школах. Их полностью оборудовали в Алматы, Кызылорде, Павлодаре и Павлодарской области. Издали учебники на казахском и русском. В пособие входит учебник, рабочая тетрадь, методичка для учителя. Казахстанские шахматисты Флюра Хасанова и член сборной Гульмира Даулетова, а также Рустам Хуснутдинов выступили авторами учебников. Кроме того, в проекте были задействованы эксперты из Москвы.

Учебники приняты на уровне министерства, внесены в приказ и рекомендованы для всех школ. Отмечу, когда об этом узнали другие школы, к нам обращались за помощью. Сейчас самая большая проблема – это кадры. Нет специальности учителя по шахматам и тренера. В Кызылорде на базе государственного университета готовят тренеров и преподавателей. Мы не знали сначала, пойдут там люди или нет. Сначала сказали, что, когда открыли отделение, туда записалось пять человек. На следующий день – девять, а потом – 19, сейчас – больше ста.

Такое же отделение в ИНЕУ в Павлодаре. Сейчас договариваемся с Уральским университетом. Мы проводим семинары и сертифицируем преподавателей, умеющих играть в шахматы. На протяжении 72 часов учим методике преподавания. Сейчас в пилотном проекте больше 12 тысяч детей занимаются шахматами. Больше 150 школ, и что самое приятное, много в сельской местности.

На осенних каникулах обучали более 100 человек тренеров из Алматы. Следующее обучение – зимой, а в новом учебном году в качестве факультативов, дополнительных уроков будут заниматься более 100 школ. Если есть талант, дети идут заниматься им как спортом. Мы же даем его как предмет в школе, чтобы шахматы были инструментом развития ребенка

Алишер Абдулин

Telegram
Самое интересное из мира спорта в нашем Telegram-канале Аtameken Business Sport
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться