/img/Group 538png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 384,89 Brent 36,55
«Мы озабочены состоянием дел в гражданской авиации»

«Мы озабочены состоянием дел в гражданской авиации»

Общественный совет города провел открытые слушания по авиакатастрофе Bek Air.

20:02 27 Январь 2020 4486

«Мы озабочены состоянием дел в гражданской авиации»

Автор:

Мария Галушко

Фото: Мария Галушко

Общественный совет Алматы провел открытые слушания по авиакатастрофе, в которой потерпел крушение один из самолетов авиакомпании Bek Air. Собравшиеся проанализировали и дали оценку деятельности государственных органов в аэропорту Алматы и служб, отвечающих за качество обслуживания и безопасность пассажиров.

«Авиакатастрофа, которая произошла недавно, напрямую затрагивает интересы и судьбы алматинцев. Мы озабочены состоянием дел в гражданской авиации и хотим разобраться в причинах произошедшего, с тем чтобы правительство, уполномоченный государственный орган и другие объекты авиационной деятельности предприняли все необходимые меры для того, чтобы повысить уровень безопасности управления полетами. Сейчас приводят разные причины, почему это произошло. Вопросом занимается правительственная комиссия, и мы ждем отчетного решения», – сказал на слушаниях председатель комиссии Общественного совета по вопросам предпринимательства, экологии и городской мобильности Борис Джапаров.

«Традиционно к аэропорту всегда много вопросов, тем более в такой ситуации. Я постараюсь ответить на основные из них», – пообещала собравшимся руководитель пресс-службы аэропорта Алматы Наталья Соколова.

На вопрос о том, что стало причиной крушения самолета, руководитель пресс-службы ответила, что ни администрация аэропорта и ни одна из служб не может сейчас комментировать и называть причины, пока не закончено расследование.

«Были также вопросы по поводу комиссии. Она работает и не прекращала свою деятельность. В составе комиссии представители различных служб аэропорта. Документы по работе комиссии переданы в комиссию по расследованию. Почему аэропорт выпустил борт, это некорректно будет говорить, потому что служба аэропорта занимается наземным обслуживанием. Разрешение на взлеты и посадки дает «КазАэроНавигация», их диспетчеры», – ответила Наталья Соколова.

На вопрос члена общественного совета Бекнура Кисикова, кто решает, производить или не производить противообледенительную обработку и в каком объеме, Наталья Соколова ответила, что решение принимает командир воздушного судна. Он подает заявку в соответствующую службу аэропорта, и в соответствии с ней аэропорт выполняет заданный объем работы.

«На самолете Fokker 100 все работы были произведены в соответствии с поданной заявкой командира воздушного судна. Тендер был в сентябре, жидкость была закуплена по итогам тендера. Она имеет все сертификаты, в том числе международные. Ее обрабатывались борты, рейсы которых вылетали до Bek Air и после. Она соответствует всем техническим требованиям. Сколько стоит обработать судно, я сказать не уполномочена», – отметила спикер.

Интересовало собравшихся и то, насколько аэропорт Алматы оснащен специальной противопожарной техникой и насколько оперативно она способна реагировать на ситуации, подобные той, что произошла 27 декабря.

«Конечно же, в аэропорту существует служба поисково-аварийно-спасательного обеспечения. В их автопарке 5 современных машин, более 100 человек специалистов. Именно эта служба занимается ликвидацией последствий каких-либо авиационных происшествий. Поминутная хронология действий всех служб аэропорта была выложена уже на следующий день. Точно такой же документ мы передали в комиссию по расследованию. Он в открытом доступе с 28 декабря», – заявила Наталья Соколова.

Не обошли собравшиеся и вопросы незаконного строительства в зоне отчуждения аэропорта.

«На этот вопрос я могу сказать, что в составе комиссии по контролю за деятельностью, которая может угрожать безопасности полетом, наши сотрудники есть. Переписка со всеми ведомствами есть. Акты, протоколы, переписка переданы в комиссию. Сейчас пока мы не можем их озвучивать. Аэропорт не выдает разрешение на строительство и не запрещает. В эту комиссию входят, помимо служб аэропорта, и службы «КазАэроНавигации», и инспекции по безопасности полетов, и УВД города. Кто выдает разрешение, районный или областной акимат, это уже вопросы к ним», – отметила спикер.

На общественных слушаниях с докладом выступил начальник департамента противопожарной службы Серик Аубакиров.

«27 декабря оперативному дежурному Алматы поступило сообщение от диспетчера координационного центра «КазАэроНавигация» о том, что с радара пропал самолет Fokker 100 сообщением Алматы – Нурсултан. В тот момент у нас не было информации о том, упал самолет или нет, учитывая возможность падения судна, были оповещены все силы гарнизона, находящиеся на боевом дежурстве. Незамедлительно были оповещены руководство ДЧС, все службы взаимодействия и т. д. Одновременно шла работа по выявлению места падения, – отметил Серик Аубакиров. – Полагаю, что решающим фактором выживания стало отсутствие возгорания авиакеросина. Осознавая это, все прибывающие силы работали оперативно».

Напомним, самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air сообщением Алматы – Нур-Султан 27 декабря после вылета из аэропорта потерял высоту, пробил бетонное ограждение, столкнулся с двухэтажным строением и упал в районе жилого сектора. В крушении погибли 12 человек, в том числе командир воздушного судна, пострадали 67 человек, 49 из которых были госпитализированы. Всего на борту самолета находились 93 пассажира и пять членов экипажа. Как сообщалось со ссылкой на вице-премьера Романа Скляра, правительственная комиссия, расследующая крушение, считает обледенение воздушного судна основной версией авиакатастрофы. Кроме того, рассматриваются версии нарушения коммерческой загрузки и центровки воздушного судна, ошибки экипажа, отказа авиационной техники.

Мария Галушко

Суд вынес решение по делу Bek Air: авиакомпанию обязали вернуть пассажирам стоимость билетов

Судебное разбирательство между пассажирами и авиакомпанией завершено.

17 Июнь 2020 16:53 1795

Суд вынес решение по делу Bek Air: авиакомпанию обязали вернуть пассажирам стоимость билетов

Турксибский райсуд Алматы вынес решение по делу Bek Air в пользу пассажиров. С авиакомпании будет взыскана полная стоимость билетов за отмененные авиарейсы.

В оригинальном иске, поданном в апреле, комитет по защите прав потребителей МТИ РК предъявил авиаперевозчику претензии на 37 млн тенге. В коллективном иске были представлены интересы 560 человек. Однако в процессе комитет нашел еще 330 пассажиров и привлек их к делу. Сумма исковых требований увеличилась до 52 млн тенге.

Суд пришел к выводу, что права пассажиров были нарушены, и обязал авиакомпанию выплатить истцам деньги за несостоявшиеся полеты. Общая сумма взысканных средств составила 54 210 519 тенге. Сумма госпошлины составила 16 251 162 тенге.

«Суд решил исковое заявление комитета по защите прав потребителей МТИ РК удовлетворить. Признать право потребителей АО Bek Air на возмещение полной стоимости ранее приобретенных билетов на авиарейсы, которые были отменены не по вине потребителя», – зачитала решение судья.

Напомним, самолет Bek Air, который следовал из Алматы в Нур-Султан, потерпел крушение утром 27 декабря 2019 года. Сразу после взлета авиалайнер потерял высоту и столкнулся с бетонным ограждением. На борту находились 98 человек, 12 из них погибли. Второй пилот самолета Миржан Мулдакулов скончался через месяц.

Сертификаты эксплуатанта и летной годности авиакомпании были приостановлены до выяснения обстоятельств. Доклад по результатам расследования поставил точку – полеты Bek Air прекратились навсегда. Проверка Авиационной администрации Казахстана и компании Rolls Royce (производителя двигателей Fokker-100) выявила ряд серьезных нарушений требований безопасности.

Катерина Клеменкова

Дело Bek Air: сумма иска растет, ответчик не отвечает

С каждым новым заседанием сумма иска к Bek Air увеличивается. Теперь исковые требования пассажиров к авиакомпании составляют почти 52 млн тенге.

11 Июнь 2020 20:18 3710

Дело Bek Air: сумма иска растет, ответчик не отвечает

В Алматы продолжается суд по делу Bek Air, в котором клиенты авиакомпании массово требуют вернуть деньги за билеты. Количество пассажиров, присоединившихся к коллективному иску против перевозчика, самолет которого в конце прошлого года потерпел крушение близ Алматы, увеличилось. Теперь у Bek Air требуют вернуть деньги 890 пассажиров за 1636 билетов.

Компетентней неосведомленного

Судя по тому, как ведет себя на процессе представитель Bek Air, у пассажиров мало шансов вернуть деньги за отменившиеся поездки.

К примеру, на последнем заседании выяснилось, что коллективный иск адресован АО Bek Air – компании, которая непосредственно занималась перевозкой пассажиров, тогда как продажа билетов и оформление договоров находилось в компетенции ТОО Bek Air. Однако изучить учредительные документы этих двух компаний суд не может, перевозчик просто отказывается их предоставить.

На суде представитель ответчика Айнур Отарбаева утверждает, что: «заведено уголовное дело и, в связи с этим, компания не может предоставить никаких документов».

На вопрос судьи Алии Менлибаевой, что мешало обратиться в прокуратуру, ведь суд направил письмо с просьбой посодействовать в доступе к документам, Айнур Отарбаева ответила: «не было доверенности».

В свою очередь старший прокурор авиационной прокуратуры Айжан Тайбекова заявила, что представитель Bek Air просто некомпетентен или плохо осведомлен, так как финансовая документация компании, находящаяся на четвертом этаже, не изымалась.

Айнур Отарбаева сказала, что в здании нет четвертого этажа:

«Вы сами плохо осведомлены, в здании нет такого помещения и нет четвертого этажа», – возразила представитель Bek Air.

Пассажиры требуют возврата

Между тем, пассажиры пытаются доказать в суде, что авиакомпания обязана вернуть им деньги по аннулированным невозвратным билетам, так как проблемы Bek Air заставили не только пересмотреть свои планы и нести дополнительные расходы.

«Я покупала билеты 26 июля 2019 года. Да, билеты были приобретены за полгода до вылета рейса по направлению «Актау – Нур-Султан». В Нур-Султан мы улетели, а вернуться назад уже не получилось. Пришлось покупать билеты авиакомпании SCAT, которые стоили дороже на 21 тысячу тенге», – рассказала свою историю Алтын Ильясова.

Ильясова рассказала, что пыталась дозвониться в call-центры авиакомпании и сервиса по продаже билетов Aviata, но безрезультатно.

«Я написала письмо на электронную почту и мне ответили: «Ждите». Пришлось сдать билеты. В Aviata обещали вернуть деньги сразу, как только они поступят от перевозчика».

В коллективном иске сумма Ильясовой составляет порядка ста тысяч тенге – это стоимость двух взрослых и двух детских билетов в одну сторону.

«Они мне должны вернуть около 75 тысяч за билеты и плюс мне пришлось купить другие билеты, которые стоили дороже на 21 тысячу тенге».

Енлик Жаксылыкова купила билет на 28 декабря, а катастрофа случилась 27.

«Мы нигде не могли получить информацию – полетим или нет, – рассказала женщина. – Сначала нам сказали ждать, но потом ночью 28 декабря сообщили, что отменяются все рейсы. У меня было два билета из Уральска в Нур-Султан. Общая их стоимость – 73694 тенге. Мне пришлось вернуть билеты и поехать на поезде. Мои билеты относятся к тарифу «невозвратных», но авиакомпания обязана вернуть мне их стоимость, так как полет не состоялся и в этом нет моей вины».

Aviata в суде

В свою очередь представитель Aviata пояснил в суде, что позиция сервисной компании в данном вопросе «как бы очень своеобразная»:

«Мы занимаемся оформлением перевозок, которые, после того как все оформим, фактически становятся двусторонними отношениями между пассажиром и авиакомпанией. (…) Поэтому мы не можем повлиять на ситуацию».

Единственное, что делает руководство сервиса Aviata, по словам своего представителя в суде, каждый день звонит руководству Bek Air и интересуется, когда будут деньги, чтобы их вернуть несостоявшимся пассажирам. Ежедневные телефонные переговоры пока ни к какому результату не привели…

Следующее заседание назначено на 19 июня.

Катерина Клеменкова