Акимат Туркестанской области совместно с фронт-офисом Turkistan Invest провел совещание с действующими и потенциальными экспортерами Туркестанской области.
Цели встречи – повышение осведомленности местных экспортеров в вопросах государственной поддержки и услуг финансовых институтов по продвижению экспорта, улучшение процесса дальнейшего оказания комплексной поддержки развития экспортного потенциала.
Во встрече приняли участие заместитель акима Туркестанской области Меиржан Мырзалиев, представители АО "Экспортная страховая компания KazakhExport", АО "Казахстанский центр индустрии и экспорта", РПП "Атамекен" и финансовых институтов региона (ТОО "РИЦ Оңтүстік", МФО "Ырыс"). Организаторы озвучили условия различных программ господдержки, однако разговор быстро перешел от бравурных речей к реальным проблемам. Председатель правления РИЦ "Онтустик" Нармухан Сарыбаев в своем выступлении отметил, что появление в регионе завода по выпуску упаковки позволило бы решить проблемы производителей скоропортящейся продукции.
"Мы не можем обеспечить достаточный уровень сохранности растениеводческой продукции – до 30% теряется от поля до прилавка. Поэтому хранение и упаковка обеспечат увеличение добавленной стоимости", – сказал Нармухан Сарыбаев.
Без бумажки ты – букашка
Однако не только отсутствие упаковки и недостаток специальных складов мешают экспортерам продуктов питания. Больше всего предприниматели жаловались на бюрократические препоны со стороны госорганов, к примеру, на огромное количество бумаг, которые им необходимо предоставлять в то или иное учреждение. Галина Нахманова, заместитель генерального директора ТОО "Ордабасы-кус", производителя мяса индейки, пожаловалась на то, что им приходится получать казахстанский сертификат соответствия на каждую партию продукции. Учитывая, что в месяц предприятие экспортирует три тысячи тонн мяса индейки, это 40% от общего объема, требуется от 30 до 40 сертификатов, каждый стоимостью около 2 МРП (5050 тенге).
"Мы экспортируем свое мясо с 2011 года и накопили определенный опыт. Экспортируем в Россию, Беларусь, Кыргызстан, Узбекистан, и в планах дальнейшее расширение экспортного потенциала с выходом на азиатские рынки, в арабские страны. Касательного сертификата соответствия – каждая партия поставки сопровождается выдачей этого документа. Мы вносили свое предложение в НПП "Атамекен" в свое время, чтобы хотя бы для тех стран, которые входят в Евразийский экономический союз, и для тех, кто является непосредственным производителем, отменить это требование, потому что постоянно мы подтверждаем одно и то же. Это чисто формальное подтверждение", – уверяет Галина Нахманова.
Помимо финансовых затрат получение сертификата соответствия занимает время, так как обслуживают экспортеров в Шымкенте всего пять сотрудников НПП. После этого замдиректора НПП "Атамекен" Туркестанской области Берик Кенжебаев предложил бизнесменам приезжать за сертификатами в Туркестан – там, мол, нет никаких очередей. Однако предпринимателям это предложение не понравилось: Туркестан расположен в 170 километрах от Шымкента, многим придется преодолеть немалое расстояние.
Представитель крестьянского хозяйства "Адель" Людмила Ковченко назвала и другие бюрократические трудности, из-за которых произведенная продукция теряет товарный вид и попросту портится. Так, при наличии цифровых документов все уполномоченные органы требуют предоставление их в бумажном и плюс к этому отсканированном вариантах.
"Да, на получение сертификата соответствия мы подаем электронную заявку, но за оригиналом едем в город, ждем, пока он будет готов. Потом едем обратно, делаем счет-фактуру. И едем в Тамерлановку (село Ордабасинского района), отдаем в налоговую. А у них зачастую то программа не работает, то человека, который заверяет, нет, то печати нет. У нас скоропортящаяся продукция, и я думаю, что эта проблема касается всех, у кого такой же товар. Потом – фитосанитарный сертификат на каждую машину. Приезжает специалист, осматривает машину. СТ (сертификат соответствия) изготавливается сутки, никак не придерешься, налоговая – тоже сутки. Когда вводили электронные счета-фактуры, говорили, что отпадет необходимость ездить в налоговую и заверять их, но это никак не ускоряется. У нас заключены договоры с крупными российскими торговыми сетями, мы не можем ждать, пока испортится продукт", – возмущается представитель КХ "Адель" Людмила Ковченко.
Кто оплатит дорогу?
Возмущают экспортеров и новые условия возмещения транспортных расходов. С одной стороны, государство вроде бы хочет помочь, но только при соблюдении множества требований, часть которых бизнесмены считают излишними и даже абсурдными.
"Возмещают только 30% и в период только с 1 января по 28 апреля. В постановлении очень много бумаг, которые не играют никакой роли. Такое впечатление, что это постановление писал человек, который в этом не разбирается и не имеет никакого понятия. Первое из требований – путевые листы. Мы работаем с тремя транспортными компаниями. Согласно договору, путевые листы принадлежат им. Дальше – машина, которая привезла наш товар в Москву или Питер, она дальше едет по всей России или Беларуси. Еще в списке наличие ГТД (грузовая таможенная декларация – Прим. авт.). Там почему-то присутствует требование, что мы должны отсканировать все платежные поручения. Но зачем?! Они требуют от нас счет на оплату, есть платежное поручение, что мы заплатили, зачем счет на оплату? И это все требуется предоставить еще и в электронном виде. Я считаю, что это постановление, особенно в части приложения, делает возмещение затрат невозможными", – признается заместитель генерального директора ТОО "Ордабасы-кус" Галина Нахманова.
Подтверждает слова коллеги и представитель Кентауского трансформаторного завода (КТЗ), рассказывает, что накануне именно из-за этого предприятие лишилось крупного тендера на внешних рынках.
"В Узбекистане возмещение затрат (производят) до конечного пункта, на 100% покрываются расходы. А у нас – только до границы и только 30%, что тоже уменьшает наши шансы на участие в международных тендерах. И буквально вчера мы проиграли крупный тендер в Украине. А мы поставляем в Чехию, Латвию, Украину, Беларусь, Грузию, и везде есть большие транспортные расходы", – говорит представитель КТЗ.
Просите и обрящете
Замакима Туркестанской области Меиржан Мырзалиев обещал скорейшее решение поставленных вопросов. Попросил не гонять экспортеров за оригиналами сертификатов в Туркестан и заверил, что вопрос с налоговой тоже будет отработан.
"Экспортеры часто сталкиваются с проблемами. Есть поручение Президента, в течение месяца мы должны собрать проблемные вопросы. Я считаю, что получать сертификат СТ КЗ на каждую партию бессмысленно. Мы этот вопрос обязательно проведем, и, думаю, будет принято положительное решение. Тем более мясо одно и то же в течение года. Второй вопрос – касательно сканирования уймы документов – с ним тоже разберемся. Просьба ко всем экспортерам: у нас есть call-центр, он работает круглосуточно, любые вопросы адресуйте нам", – попросил заместитель акима ТО Меиржан Мырзалиев.
Кроме того, на совещании было решено создать региональный филиал Мясного союза Казахстана, который бы объединил мясопроизводителей Туркестанской области, что позволит эффективнее решать их проблемы.
На сегодня в Туркестанской области действуют 49 активных экспортеров. За 7 месяцев 2019 года экспорт в области составил $413,7 млн и показал рост на 67,2% в сравнении с аналогичным периодом 2018 года. Рост экспорта в основном основывается на увеличении поставок в Узбекистан.
Основными товарами, экспортируемыми за рубеж, являются уран природный ($133 760 млн), нефть сырая и нефтепродукты ($79 953 млн), крупный рогатый скот живой ($32 428 млн), волокно хлопковое ($21 687 млн), пшеница и меслин ($20 387 млн), овцы и козы живые ($13 519,6 млн), мука пшеничная ($9 726,9 млн), лесоматериалы обработанные и необработанные ($10 027,0 млн), трансформаторы ($7 387,0 млн).
Мира Бахытова, Шымкент