/img/tv1.svg
RU KZ
Не банкротство, а восстановление платежеспособности

Не банкротство, а восстановление платежеспособности

Министерство финансов разработало механизм помощи гражданам, оказавшимся не в состоянии платить по кредитным счетам. 

10:42 01 Февраль 2017 31423

Не банкротство, а восстановление платежеспособности

Автор:

Ирина Севостьянова

Правда, вместо ожидаемой процедуры банкротства физических лиц предложено внедрить механизм восстановления платежеспособности граждан. В концепции проекта Закона "О восстановлении платежеспособности граждан Республики Казахстан" поясняется, почему был выбран именно такой механизм, а не давно обсуждаемый институт банкротства физлиц. Так, по логике разработчиков, собственно термин "банкротство" вызывает "стойкие ассоциации с полным крахом субъекта и его фактической ликвидацией, поскольку в Казахстане он долгое время применялся только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, находящихся в долговой яме. 

"Применение понятия "банкротство" по отношению к физическому лицу влечет риск возникновения неблагоприятных последствий, как в социальном, так и экономическом плане: гражданин, желающий урегулировать свои нарастающие долги и ослабить долговую нагрузку, не должен сталкиваться с проблемой негативного отношения общества к его социальному статусу, как банкроту. Также в целом существует неверное восприятие обществом понятия "банкротства", как одного из способов полного и безоговорочного списания всех имеющихся долгов, что может вызвать желание прекратить выполнять финансовые обязательства в надежде использовать якобы законодательно установленную возможность легкого избавления от долгов любой природы. Тогда как система банкротства физических лиц будет выстроена на основе механизмов предотвращения использования процесса восстановления платежеспособности недобросовестными должниками и предоставит гражданину возможность именно заработать "новый старт", a не получить его без какого-либо вклада или усилий", - говорится в концепции. 

"Новый старт" человек, оставшийся без доходов и с долгами, будет зарабатывать не в одиночку. Как пояснила abctv.kz главный эксперт управления по работе с задолженностью комитета государственных доходов министерства финансов  Меруерт Сисимбаева, для восстановления платежеспособности гражданина предусмотрен целый комплекс мер. Начинается все с заявления, которое необходимо подать в уполномоченный орган. Там заявление рассматривается, проверяется соответствие требованиям (человек не должен быть индивидуальным предпринимателем, в его отношении не должно быть открытых уголовных дел, человек не должен иметь непогашенные судимости по таким статьям Уголовного кодекса, как "Присвоение или растрата вверенного чужого имущества", "Мошенничество", "Лжепредпринимательство", "Преднамеренное банкротство" и так далее), после чего, если кандидатура одобрена, назначается финансовый администратор и начинается разработка плана. 

План восстановления платежеспособности может включать любые организационные, финансово-экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника. Максимальный срок реализации плана - пять лет. 

При этом законодательно закрепляется положение о том, что "план должен предусматривать механизм, наносящий наименьший ущерб кредитору и одновременно достаточный для восстановления платежеспособности должника", график погашения кредиторской задолженности и график выплат административных расходов.

Также законодательно предложено закрепить очередность погашения долгов. Вне очереди покрываются административные расходы. Далее по убывающей: требования по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, и по уплате алиментов; требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества банкрота, оформленным в соответствии с законодательством Республики Казахстан; задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет; расчеты c другими кредиторами по гражданско-правовым обязательствам; требования кредиторов по взысканию неустойки (штрафов, пени).

Законопроектом предусмотрено, что план восстановления платежеспособности должен предусматривать один из таких инструментов, как списание штрафов, пени, неустойки; прощение долга или части его; снижение процентной ставки вознаграждения за пользование займом; уменьшение размера регулярных текущих выплат c одновременным увеличением общего срока пользования займом; соглашение о том, что платежи, производимые должником, вначале направляются на оплату суммы основного долга, затем на погашение неуплаченных процентов. 

Помимо этого, восстанавливать платежеспособность предлагается такими мерами: продажа части имущества (активов); сдача имущества в аренду; взыскание дебиторской задолженности; обмен жилья на жилье с меньшей площадью; трудоустройство должника. 

По словам госпожи Сисимбаевой, будут учитываться все возможные доходы человека. Но при этом график погашения задолженности будет составляться с учетом потребностей и самого гражданина: ему будут оставлять прожиточный минимум, необходимый для него и находящихся на его иждивении членов семьи.  Принципиальный момент - единственное жилье должника "с молотка" не уйдет.

"Законопроект предусматривает, что если это единственное жилье и если оно не превышает нормативов (18 квадратных метров на одного проживающего), то оно в имущественную массу не входит. Оно остается у физического лица", - подчеркнула представитель Минфина. 

Возможно также и списание оставшейся задолженности и ряд других мер, но эти решения будут приниматься в судебном порядке. Исключения, правда, есть: предусматривается, что не могут быть списаны такие долги, как уплата алиментов лицам, имеющим право на их получение согласно законодательству Республики Казахстан; и  возмещение ущерба, причиненного жизни или здоровью человека. 

Сейчас законопроект о восстановлении платежеспособности граждан РК и сопутствующий ему пакет поправок в действующее законодательство представлены на общественное обсуждение. Планируется, что до конца года они будут внесены на рассмотрение парламента.

Ирина Севостьянова

А ограниченная ли ответственность?

Имущественная ответственность учредителей ТОО должна быть ограничена внесенными ими вкладами, считает уполномоченный по защите прав предпринимателей РК. 

27 Август 2020 08:39 4978

Фото: atameken.kz

Собственникам бизнеса, организованного в форме ТОО, при процедуре банкротства приходится расплачиваться своим имуществом за ошибки должностных лиц. Сегодня важно принять меры по совершенствованию судебной практики по привлечению учредителей компаний к субсидиарной ответственности. Об этом на своей странице в Facebook написал уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.

При процедуре банкротства компании для обеспечения прав кредиторов предусмотрен правовой инструмент – субсидиарная ответственность ее учредителей и менеджмента. Это дополнительная ответственность собственников компании, которые отвечают своим имуществом по обязательствам этой компании, в случае если имущества компании недостаточно для погашения ее долгов.

«В товариществах с ограниченной ответственностью уставный капитал разделен на доли, причем собственники ТОО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью организации, в пределах внесенных ими вкладов. Однако в рамках процедуры банкротства могут быть исключения.

Например, если у товарищества нет или недостаточно имущества для выплаты долгов, то сумма оставшейся задолженности товарищества может взыскиваться из личных средств участников (п. 1 ст. 6 закона о реабилитации и банкротстве). Законом предусмотрена такая возможность только в том случае, если в порядке административного или уголовного судопроизводства будет доказано, что к банкротству товарищества привели именно действия его участников», – отметил бизнес-омбудсмен.

По его данным, ежегодно в Казахстане возбуждается более 3,5 тыс. дел о банкротстве. В 2017-2019 годах по ст. 238 Уголовного кодекса «Преднамеренное банкротство» зарегистрировано 59 дел, и только по четырем были вынесены приговоры (в 2019 году). За первое полугодие 2020 года зарегистрировано 11 дел, в суд не передано ни одного. По ст. 182 «Преднамеренное банкротство» Кодекса об административных правонарушениях в 2017-2019 годах зарегистрировано 63 дела, наложено 23 административных взыскания. За первое полугодие 2020 года не имеется ни одного административного взыскания.

«Это означает, что случаи привлечения к субсидиарной ответственности при факте преднамеренного банкротства в практике не имеют широкого распространения. Тем не менее в мой адрес поступают обращения собственников бизнеса о том, что они были привлечены к субсидиарной ответственности, несмотря на отсутствие разбирательства в административном или уголовном порядке», – написал Рустам Журсунов.

Законом о реабилитации и банкротстве (пп. 2, 4 ст. 11) предусмотрен ряд обязанностей, за неисполнение которых к субсидиарной ответственности может быть привлечено должностное лицо ТОО, то есть руководитель, его заместитель, главный бухгалтер и другие.

«Выходит, что если за преднамеренное банкротство (при наличии вступивших в силу постановления или приговора суда) к субсидиарной ответственности могут привлекаться как должностные лица, так и учредители ТОО, то за нарушение требований п. 2 ст. 11 закона о реабилитации и банкротстве – только должностные лица ТОО, в обязанности которых входит выполнение ряда требований. Учредитель юридического лица или собственник его имущества не отвечает по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя юридического лица или собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных кодексом, иными законодательными актами либо учредительными документами юридического лица (п. 2 ст. 44 Гражданского кодекса). Отсюда и вытекает вопрос обоснованности привлечения собственников бизнеса (учредителей, участников ТОО) к субсидиарной ответственности по ст. 11 закона о реабилитации и банкротстве», – отметил бизнес-омбудсмен.

Операционной деятельностью ТОО занимаются его должностные лица. Они могут действовать недобросовестно: выводить активы из компании, рушить ее репутацию, привести компанию к банкротству. Собственник не должен отвечать за подобные действия директора, считает уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Он напомнил, что 27 декабря 2019 года в ст. 11 Закона «О реабилитации и банкротстве» были внесены существенные поправки. К примеру, была исключена норма (ранее п. 4 ст. 11 закона), согласно которой в случае нарушения учредителем (участником) должника, собственником имущества или должностными лицами должника законодательства указанные лица привлекались бы к соответствующей ответственности с возмещением убытков, причиненных в результате их действий. Данная норма могла служить основанием неоднозначного понимания и некорректного применения п. 4 ст. 11 (ранее п. 5 ст. 11) закона, полагает Рустам Журсунов.

«В моем распоряжении имеются факты, например, в Мангистауской области, когда к субсидиарной ответственности стали привлекаться именно участники ТОО. Складывается ситуация, при которой собственники компаний вынуждены без предусмотренных законом оснований отвечать по долгам компаний личным имуществом, что может иметь место в исключительных случаях, однозначно регулируемых законом, и не может быть распространенной практикой, в частности, в отношении товариществ с ограниченной ответственностью. Любой бизнес несет риски, любой предприниматель отвечает за последствия принимаемых решений. Но фактор риска особенно увеличивается в периоды нестабильного состояния экономики и наличия подобных разночтений норм законодательства», – подчеркнул бизнес-омбудсмен.

Сущность правовой природы товариществ с ограниченной ответственностью заключается в том, что имущественная ответственность ее учредителей должна быть ограничена внесенными ими вкладами. Иначе сам смысл функционирования ТОО сводится на нет.

«Собственники бизнеса просто не будут защищены, если им придется расплачиваться своим имуществом за ошибки должностных лиц ТОО. Все это приведет к росту банкротств и падению деловой активности.

С данной проблематикой я уже обратился к председателю Верховного суда РК Жакипу Асанову. На мой взгляд, сейчас важно принять меры по совершенствованию судебной практики по привлечению участников (учредителей) ТОО к субсидиарной ответственности. В ином случае бизнес-климат в Казахстане в ближайшее время ухудшится настолько, что многие предприниматели и вовсе бросят затею заниматься бизнесом», – опасается уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Он призвал предпринимателей, которые столкнулись с такой проблемой, обращаться в офис бизнес-омбудсмена. Все материалы в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей будут взяты в работу и доведены до логического завершения.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

В правила аукциона по продаже имущества банкрота вносятся изменения

В 2019 году проведено 3879 торгов, из которых состоялись лишь 444.

03 Июль 2020 11:35 3007

В 2019 году проведено 3879 торгов, из которых состоялись лишь 444, или каждый восьмой аукцион. В этой связи минфин инициировал изменения в правила проведения электронного аукциона по продаже имущества должника-банкрота и определении его организатора. Проект закона размещен на площадке нормативно-правовых актов.

Так, ранее при наличии у банкрота имущественного комплекса, используемого в предпринимательской деятельности для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, в плане продажи было обязательным условием его реализация на аукционе единым лотом не менее двух раз.

Законом внесены изменения путем исключения обязательного условия по выставлению на аукцион единым лотом имущественного комплекса банкрота, что позволит сократить сроки проведения процедуры банкротства.

При составлении плана продажи стартовая цена объектов продажи устанавливается продавцом на уровне балансовой стоимости либо 75% от оценочной стоимости. Ранее цена объектов продажи устанавливалась на уровне оценочной стоимости либо балансовой стоимости. Установление стартовой цены объектов продажи на уровне 75% от оценочной стоимости приведет к увеличению потенциальных покупателей и, соответственно, реализации имущества на первых этапах выставления объектов продажи на электронный аукцион.

По данным разработчиков, сокращение сроков проведения процедуры банкротства снизит расходы на ее проведение и, как следствие, положительно отразится на степени удовлетворения требований кредиторов. Как подчеркивают в минфине, в 2019 году проведено 3879 торгов, из которых состоялись лишь 444, или каждый восьмой аукцион. Основной причиной несостоявшихся торгов явилось отсутствие участников аукциона.

Согласно нововведениям при повторном выставлении имущества на электронный аукцион продавец с согласия комитета кредиторов вправе понизить стартовую цену лота не более чем на 25% от первоначальной стартовой цены. Ранее стартовую цену разрешалось понижать не более чем на 15%. Снижение первоначальной стартовой цены допускается единожды.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!