DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 284,95 Brent 36,55
Не банкротство, а восстановление платежеспособности

Не банкротство, а восстановление платежеспособности

Министерство финансов разработало механизм помощи гражданам, оказавшимся не в состоянии платить по кредитным счетам. 

01 Февраль 2017 10:42 30694

Не банкротство, а восстановление платежеспособности

Автор:

Ирина Севостьянова

Правда, вместо ожидаемой процедуры банкротства физических лиц предложено внедрить механизм восстановления платежеспособности граждан. В концепции проекта Закона "О восстановлении платежеспособности граждан Республики Казахстан" поясняется, почему был выбран именно такой механизм, а не давно обсуждаемый институт банкротства физлиц. Так, по логике разработчиков, собственно термин "банкротство" вызывает "стойкие ассоциации с полным крахом субъекта и его фактической ликвидацией, поскольку в Казахстане он долгое время применялся только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, находящихся в долговой яме. 

"Применение понятия "банкротство" по отношению к физическому лицу влечет риск возникновения неблагоприятных последствий, как в социальном, так и экономическом плане: гражданин, желающий урегулировать свои нарастающие долги и ослабить долговую нагрузку, не должен сталкиваться с проблемой негативного отношения общества к его социальному статусу, как банкроту. Также в целом существует неверное восприятие обществом понятия "банкротства", как одного из способов полного и безоговорочного списания всех имеющихся долгов, что может вызвать желание прекратить выполнять финансовые обязательства в надежде использовать якобы законодательно установленную возможность легкого избавления от долгов любой природы. Тогда как система банкротства физических лиц будет выстроена на основе механизмов предотвращения использования процесса восстановления платежеспособности недобросовестными должниками и предоставит гражданину возможность именно заработать "новый старт", a не получить его без какого-либо вклада или усилий", - говорится в концепции. 

"Новый старт" человек, оставшийся без доходов и с долгами, будет зарабатывать не в одиночку. Как пояснила abctv.kz главный эксперт управления по работе с задолженностью комитета государственных доходов министерства финансов  Меруерт Сисимбаева, для восстановления платежеспособности гражданина предусмотрен целый комплекс мер. Начинается все с заявления, которое необходимо подать в уполномоченный орган. Там заявление рассматривается, проверяется соответствие требованиям (человек не должен быть индивидуальным предпринимателем, в его отношении не должно быть открытых уголовных дел, человек не должен иметь непогашенные судимости по таким статьям Уголовного кодекса, как "Присвоение или растрата вверенного чужого имущества", "Мошенничество", "Лжепредпринимательство", "Преднамеренное банкротство" и так далее), после чего, если кандидатура одобрена, назначается финансовый администратор и начинается разработка плана. 

План восстановления платежеспособности может включать любые организационные, финансово-экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника. Максимальный срок реализации плана - пять лет. 

При этом законодательно закрепляется положение о том, что "план должен предусматривать механизм, наносящий наименьший ущерб кредитору и одновременно достаточный для восстановления платежеспособности должника", график погашения кредиторской задолженности и график выплат административных расходов.

Также законодательно предложено закрепить очередность погашения долгов. Вне очереди покрываются административные расходы. Далее по убывающей: требования по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, и по уплате алиментов; требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества банкрота, оформленным в соответствии с законодательством Республики Казахстан; задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет; расчеты c другими кредиторами по гражданско-правовым обязательствам; требования кредиторов по взысканию неустойки (штрафов, пени).

Законопроектом предусмотрено, что план восстановления платежеспособности должен предусматривать один из таких инструментов, как списание штрафов, пени, неустойки; прощение долга или части его; снижение процентной ставки вознаграждения за пользование займом; уменьшение размера регулярных текущих выплат c одновременным увеличением общего срока пользования займом; соглашение о том, что платежи, производимые должником, вначале направляются на оплату суммы основного долга, затем на погашение неуплаченных процентов. 

Помимо этого, восстанавливать платежеспособность предлагается такими мерами: продажа части имущества (активов); сдача имущества в аренду; взыскание дебиторской задолженности; обмен жилья на жилье с меньшей площадью; трудоустройство должника. 

По словам госпожи Сисимбаевой, будут учитываться все возможные доходы человека. Но при этом график погашения задолженности будет составляться с учетом потребностей и самого гражданина: ему будут оставлять прожиточный минимум, необходимый для него и находящихся на его иждивении членов семьи.  Принципиальный момент - единственное жилье должника "с молотка" не уйдет.

"Законопроект предусматривает, что если это единственное жилье и если оно не превышает нормативов (18 квадратных метров на одного проживающего), то оно в имущественную массу не входит. Оно остается у физического лица", - подчеркнула представитель Минфина. 

Возможно также и списание оставшейся задолженности и ряд других мер, но эти решения будут приниматься в судебном порядке. Исключения, правда, есть: предусматривается, что не могут быть списаны такие долги, как уплата алиментов лицам, имеющим право на их получение согласно законодательству Республики Казахстан; и  возмещение ущерба, причиненного жизни или здоровью человека. 

Сейчас законопроект о восстановлении платежеспособности граждан РК и сопутствующий ему пакет поправок в действующее законодательство представлены на общественное обсуждение. Планируется, что до конца года они будут внесены на рассмотрение парламента.

Ирина Севостьянова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Минфин объяснил, почему хочет занять в рублях

Дебют суверенных облигаций Казахстана на рынке России станет бенчмарком для будущих размещений.   

13 Март 2020 18:35 5322

Минфин объяснил, почему хочет занять в рублях

В конце февраля министерство финансов объявило о планах сделать заимствование на российском рынке. Казначейские облигации на сумму, эквивалентную $500 млн, хотят разместить в ближайшие два-три месяца, обозначил предварительные контуры министр финансов Алихан Смаилов. Возник вопрос: почему именно российский рынок?

«Потому что ставки ниже и при этом валютный риск минимальный», – пояснил, озвучивая планы, министр финансов.

Однако эксперт, с которым беседовал inbusiness.kz, выбором был удивлен (привлечение на европейских площадках могло обойтись дешевле) и сделал несколько предположений, почему все же соседнее государство.

В министерстве финансов предложили прокомментировать ситуацию. На вопросы inbusiness.kz ответил директор департамента государственного заимствования минфина Даурен Кенбеил.

– Почему для размещения казначейских облигаций Казахстана выбран именно российский рынок? Есть мнение, что в Европе размещаться было бы выгоднее, поскольку там ставки еще ниже.

– В течение всего прошлого года мы наблюдали существенное снижение процентных ставок в России. Центральный банк РФ в 2019 году последовательно снижал ключевую ставку с 7,75% до 6,25%, а в текущем году понизил этот показатель до 6,00%. Ставки на российском долговом рынке также находятся на исторических минимумах. Учитывая, что экономики наших стран тесно связаны, высока корреляция курсов национальных валют, это делает вполне логичным привлечение средств именно в рублях. Ставки в долларах и евро ниже, но валютный риск существенно более высокий. Расчеты на основании исторических данных показывают, что заимствование в рублях оказывается дешевле, чем в долларах или евро.

– Насколько действительно выгодно размещать казначейские облигации именно в России? С учетом не столь большого размера самого российского рынка, не выгоднее ли было бы размещать госбумаги на рынке Европы, США, в Гонконге или Сингапуре, например?

– Учитывая аспекты, изложенные в ответе на предыдущий вопрос, а также планы по диверсификации инвесторской базы и валюты заимствований, мы планируем осуществить размещение облигаций, номинированных в российских рублях. Поэтому с точки зрения наиболее оптимального соотношения объема и стоимости привлечения средств логично делать это именно на локальном рынке России, где объем рублевой ликвидности весьма высок, к рынку имеют доступ международные инвесторы через международные клиринговые системы Euroclear / Clearstream.

Объем локального рынка в настоящее время составляет около $375 млрд (24,5 трлн рублей). В 2019 году эмитенты разместили облигации на сумму около $75 млрд (4,8 трлн рублей). На сегодняшний день ставки по суверенным долговым обязательствам России на сроке 5-10 лет находятся в диапазоне 6-6,5% годовых, и мы планируем осуществить размещение наших облигаций с небольшой премией, ориентируясь на эти уровни.

– Экспертное мнение: ожидаемое размещение – это либо «политический реверанс» (с целью показать, что Казахстан размещает свои госбумаги на российском рынке, чтобы Россия в будущем могла размещать свои госбумаги на наших биржах), либо «пробный шар» интеграции финансовых систем стран – участниц ЕАЭС. Как вы можете это прокомментировать?

– Мы руководствуемся исключительно прагматическим подходом. Наша цель – минимизация стоимости заимствований и снижение валютных рисков, а также выход на новые перспективные рынки долгового капитала. Мы ожидаем высокий спрос со стороны всех типов российских инвесторов: банков, инвестиционных и управляющих компаний, а также физических лиц.

– Каковы финансовые параметры размещения?

– Для дебютного выпуска мы ориентируемся на объем, эквивалентный $500 млн. Облигации будут номинированы в российских рублях с фиксированной ставкой. Что касается срока до погашения, то в настоящее время мы обсуждаем этот вопрос и будем принимать решение исходя из рыночной конъюнктуры.

– Чем обоснована планируемая сумма размещения – эквивалентно $500 млн?

– На наш взгляд, это оптимальный объем для дебюта с точки зрения потенциальной ликвидности выпуска на вторичных торгах, что позволит нам начать формирование рублевой вторичной кривой и станет качественным бенчмарком для будущих размещений. При этом в случае повышенного рыночного спроса мы не исключаем увеличение объема привлечения.

– С кем минфин РК ведет переговоры по поводу размещения, участвуют ли в этом процессе только площадки, на которых рассматривается вариант размещения, или минфин России, правительство РФ, органы ЕЭК?

– После определения основных параметров выпуска предполагается, что министерством финансов будет проведена соответствующая работа с центральным банком России, Национальным расчетным депозитарием и Московской биржей.

– Если размещение будет происходить в России, то какая именно площадка рассматривается?

– Мы планируем размещение на Московской бирже, являющейся крупнейшей торговой площадкой России. Кроме того, в связи с наличием у биржи МФЦА высокотехнологичной биржевой инфраструктуры и уникального правового поля, что соответствует требованиям международных инвесторов, размещение планируемого выпуска планируется осуществить также на бирже МФЦА.

– Каким, по оценкам минфина, будет спрос на казначейские бумаги Казахстана на российском рынке, кого в качестве инвесторов планирует привлечь минфин? Ожидается ли, что казначейские облигации этого выпуска будут покупать иностранные (не российские) инвесторы?

– Мы ожидаем высокий спрос со стороны всего российского инвестиционного сообщества (в первую очередь, со стороны институциональных инвесторов). Однако мы уверены, что и иностранные участники также проявят интерес к данному размещению. Кроме того, в последние годы мы наблюдаем возрастающий интерес к облигациям со стороны физических лиц, доля участия которых в размещениях стабильно возрастает. Наша цель – добиться максимальной диверсификации круга инвесторов.

– Вызывают ли казахстанские госбумаги доверие на зарубежных рынках?

– В настоящее время Казахстан имеет репутацию высоконадежного эмитента с безупречной долговой историей на международных рынках капитала. Еврооблигации нашей страны, номинированные в долларах и евро, обращаются на крупнейших европейских торговых площадках и пользуются высоким спросом со стороны иностранных инвесторов. Кроме того, рекордно низкие ставки заимствования в 2018-2019 годах подтверждают наличие высокого доверия и интереса со стороны международных инвесторов к Казахстану.

– Зачем Казахстану сейчас занимать за рубежом? Почему этот выпуск не размещается изначально на AIX или KASE?

– О причинах размещения облигаций в России сказано выше: это диверсификация источников привлечения средств, выход на новые рынки капитала, использование благоприятной рыночной конъюнктуры и многое другое. Особо следует отметить, что размещение суверенных облигаций проложит дорогу для выхода на российский рынок другим государственным и корпоративным казахстанским заемщикам.

Принимая во внимание, что целевая инвесторская база пользуется площадкой Московской биржи, размещение основной части выпуска планируется осуществить именно на ней.

При этом, основываясь на предыдущем опыте размещения государственных ценных бумаг на внешних рынках капитала можно говорить о том, что имеется устойчивый спрос на выпуски Казахстана на площадке биржи МФЦА. В связи с этим размещение планируемого выпуска в российских рублях будет осуществляться как на Московской бирже, так и на бирже МФЦА.

Необходимо также отметить, что привлеченные средства будут направлены на финансирование дефицита республиканского бюджета.

Елена Тумашова

Олег Смоляков прокомментировал вопрос банкротства физлиц

По мнению зампреда Нацбанка, форсированного решения не будет.

20 Ноябрь 2019 16:10 7488

Олег Смоляков прокомментировал вопрос банкротства физлиц

Фото: total.kz

Население возлагает чрезмерные ожидания от процедуры банкротства физических лиц. Такое мнение в ходе панельной дискуссии форума Центра стратегических инициатив, который проходит сегодня в столице, высказал зампред Нацбанка Олег Смоляков.

По его мнению, ни в одной стране мира процедура банкротства физлиц не является системой, которая позволяет массово признавать несостоятельность граждан в обслуживании займов.

«Если мы будем иметь массовый характер этого процесса, тогда у нас не будет и кредитов в конце. Второй важный момент – процедура банкротства физлиц накладывает определенные ограничения на физлиц, которые прошли данную процедуру. В большинстве стран лица, объявившие себя банкротами, имеют запрет на выезд из страны, запрет на занимание каких-либо позиций в государственных или даже в коммерческих организациях.

По его словам, налагается довольно много ограничений на физлицо, которое прошло процедуру банкротства. Есть некоторый порог входа в эту систему.

«Если мы говорим о прозрачности бизнеса, то в процедуре банкротства важна еще и прозрачность заемщика с точки зрения его активов и доходов. Некоторые инициативы, которые сейчас реализуются государством, заключаются в том, что часто доступ к государственным благам имеют те люди, которые не подконтрольны, имеют скрытые активы», – отметил зампред НБ.  

В этой связи процедура банкротства не может носить массовый характер, а только точечный. Второй момент – данная система накладывает ограничения, и третий вопрос – система должна подтвердить реально, что заемщик не использует этот механизм для ухода от исполнения своих обязательств. По мнению Олега Смолякова, когда эти три элемента будут приняты обществом и когда будет полноценная система всеобщего декларирования, тогда можно говорить об эффективной системе банкротства физических лиц. Этот вопрос сейчас обсуждается, но никакой динамики или форсирования этого вопроса быть не должно, резюмировал зампред Нацбанка.

Напомним, в апреле этого года Министерство финансов сообщило об очередном переносе всеобщего декларирования казахстанцев с 2020 года на 2021 год. Так, по данным ведомства, старт декларирования для госслужащих и их супругов и приравненных к ним лиц передвинут на начало 2021 года. С 1 января 2023 года планируется обязать декларировать доходы и имущество работников госпредприятий, включая тех, что заняты в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта. На третьем этапе, с 2024 года, планируется расширить охват всеобщим декларированием за счет руководителей и учредителей юрлиц и их супругов, а также индивидуальных предпринимателей. С 2025 года всеобщим декларированием планируется охватить оставшиеся категории населения.

Как известно, в сентябре 2018 года кабмин заморозил работу над проектом Закона «О восстановлении платежеспособности граждан». Одной из веских тому причин стали риски платежной дисциплины заемщиков в рамках госпрограммы «7-20-25».  

Майра Медеубаева 

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: