Нелегкая доля легпрома

Клара Ларина Клара Ларина
4477

Теневой оборот импортной продукции отрасли в Казахстане составляет 2 млрд долларов.

Нелегкая доля легпрома Фото: reuters.com

Движемся маленькими шажками
По данным Президента Ассоциации предприятий легкой промышленности (АПЛП) РК Любовь Худовой, в последние годы в республике наблюдается незначительный рост объемов производства в этой отрасли. В частности, в 2015 году по сравнению с 2014 она выросла на 7 % (с 65,8 млрд тенге до 70 млрд тенге). А показатели за январь-август 2015 и 2016 годов отличаются ростом объемов на 15 %: если в прошлом году за этот период предприятия легкой промышленности произвели продукцию на 42, 9 млрд тенге, то в этом – уже на 49,2 млрд тенге.

"Изменение налицо, - отметила она. – Однако мы движемся вперед очень маленькими шажками".

О состоянии, проблемах и перспективах развития легкой промышленности республики говорилось на пленарном заседании и панельной бизнес-сессии прошедшей в Шымкенте международной выставки-форума "Товары и оборудование для текстильной промышленности" – MACHTEX-2016. На мероприятии, заявленном как единственное специализированное событие в Казахстане, посвященное текстильной промышленности, эксперты отрасли поставили проблемные вопросы и предложили пути улучшения ситуации.

Двигаться более интенсивно легпрому мешает целый ряд тормозящих факторов, считает Худова. В интервью корреспонденту abctv.kz она назвала два самых значимых. Прежде всего – это неравные условия на внутреннем рынке для отечественных товароприводителей в связи с высокой долей импорта подпольной продукции.

"Ввоз продукции и реализация товаров без декларирования, сертификатов соответствия и происхождения по демпинговым ценам делает продукцию отечественных производителей неконкурентоспособной на внутреннем рынке", - пояснила она.

Второе – отсутствие должной поддержки легкой промышленности со стороны государства: "Анализ товаров стран-конкурентов, присутствующих на рынке Казахстана, показывает, что они поддерживают легкую промышленность в виде освобождения от налогов, субсидирования товаров легкой промышленности, поддержки экспорта, что позволяет выходить на внешние рынки. В то время как большинство стран мира уделяет исключительное внимание развитию легкой промышленности, в нашей стране для отечественных товаропроизводителей нет подобных послаблений".

"АПЛП предлагала в качестве путей решения реализовать, как минимум, три меры поддержки, - сказала глава организации. – Это, во-первых, выравнивание условий. Почему Кыргызстан, где предприятия легкой промышленности практически освобождены от налогов и работают по патенту, сохранил эти льготные условия при вступлении в Таможенный союз?! Нужно было предусмотреть аналогичную адекватную меру для казахстанских производителей, чтобы создать для них более благоприятные условия и выровнять конкурентные преимущества".

Третье – это освобождение от уплаты налога на прибыль при условии ее реинвестирования в производство. Четверное - освобождение от уплаты НДС хотя бы на переходный период вступления в ВТО.

"К сожалению, предлагаемые нами идеи и предложения остаются неуслышанными правительством и не рассматриваются", - констатировала Любовь Худова.

10 на 90
Между тем ситуация в легпроме, по ее мнению, вызывает опасения: "Только официальный импорт товаров легкой промышленности превышает экспорт в сотни раз: доля отечественной продукции на внутреннем рынке низка. Текстильная и швейная промышленность Казахстана покрывает только 10 % потребности внутреннего рынка, и эта цифра последние годы не меняется. Это очень тревожный симптом, так как показатель экономической безопасности любого государства составляет 30 %".

К слову, достижение этого – 30-ти процентного  показателя к 2014 году было определено одним из индикаторов выполнения ГПИИР.

Значительную долю импорта продукции легпрома – по оценкам экспертов, порядка 80-90% -  составляет несертифицированные товары. 

"По данным Всемирного банка, годовой теневой оборот ввозной легкопромышленной продукции в Казахстане составляет 2 млрд долларов, по нашим оценкам он еще выше, - отметила Худова. - Сравните эти масштабы с объемом всей произведенной в прошлом году продукции легкой промышленности Казахстана - 70 млрд. тенге!".

"Мы одной рукой качаем нефть, а, с другой стороны, завозим товары массового спроса низкого качества, вывозим валюту в огромном количестве. Я понимаю, что это может прозвучать недемократично, но почему, к примеру, в Белоруссии не ввозят в страну товары, которые производятся внутри страны?! Почему в Узбекистане производят свои "Матиссы" и не завозят зарубежных авто, при этом завод работает, люди ездят на отечественных машинах, и все счастливы. Такие страны, как Корея и Япония, ставят главной задачей насытить свой рынок собственными товарами на 80-90 %. А наш легпром застыл на 10 %, и отечественный производитель не защищается", - сетует президент ассоциации.

Без руля и без ветрил
Любовь Худова отдельно отметила отсутствие путеводных документов: "До 2015 года легпром развивался в соответствии с разработанной отраслевой программой. Теперь у нас нет такого документа. Есть только комплексный план развития легкой промышленности на 2015-2019 годы.

А это значит, что нет определяющих ориентиров, куда мы движемся и куда надо двигаться. С другой стороны, получается, что за четыре года мы завершили становление нашего легпрома?! Та же Корея шла к нынешнему высокоразвитому этапу при поддержке правительства 50 лет, а мы хотим развить и добиться каких-то существенных результатов за четыре года?!".

Меж тем председатель подкомитета легкой промышленности РПП по Карагандинской области Андрей Шмарин поставил вопрос еще детальнее: в Казахстане отсутствует регулирующий орган в сфере текстильной и легкой промышленности, который мог бы ставить и обосновывать текущие и перспективные задачи, четко их контролировать, помогал бы привлекать средства для их реализации и дальнейшего развития данной отрасли экономики.

"У нас нет ни министерства легкой промышленности, нет даже комитета в госорганах", - подчеркнул Андрей Шмарин. И предложил бизнесменам объединиться и самим создать такой орган или структуру, который целесообразнее открыть на базе НПП.

Председатель подкомитета убежден: его отсутствие огранивает практическую реализацию мер, способствующих развитию отечественной легкой промышленности, которая, по его мнению,  является неотъемлемым фактором преодоления технологического отставания страны.

Казахстан не должен оставаться рынком сбыта продукции, а сам может стать генератором новых идей, считает г-н Шмарин.

В частности, задачи становления и развития легпрома в Казахстане, сказал спикер, вызывают необходимость развития нескольких групп взаимосвязанных технологий и материалов, создание "умного" текстиля различного класса и назначения.

При этом, как он подчеркнул, развиваемые в рамках инновационной деятельности технологии в сфере легпрома подтолкнут развитие других секторов экономики  - химпрома и нефтехимической индустрии, машиностроения, медицины, сельского хозяйства, автомобильной и автодорожной промышленности, оборонной.

Я б в дизайнеры пошел…
Декан факультета легкой промышленности и дизайна Алматинского технологического университета Раушан Жилисбаева указала первопричину одной из актуальных проблем - недостатка квалифицированных кадров в данной индустрии.

"В Казахстане, к сожалению, нет ни одного НИИ в отрасли легкой промышленности, - проинформировала Жилисбаева. - Отсюда родом многие проблемы. Конечно, каждый вуз занимается самостоятельно своими научными исследованиями, но централизованного подхода во внедрении новых технологий, новых тканей пока нет".

Она обратила внимание также на еще одну тревожную тенденцию последних лет: "На данный момент в Казахстане 58 вузов готовят студентов по специальности "дизайн". Получается так, что данная специальность стала своеобразной лазейкой для желающих получить высшее образование. Потому что при поступлении абитуриенты сдают два творческих  экзамена, за счет которых набирают 50 балов. Таким образом, поступив на облегченных условиях, они становятся студентами и в последующем переводятся на другую специальность".

Кроме того, как она считает, требует совершенствования сама система подготовки специалистов. Прежде всего, надо учитывать опыт зарубежных европейских стран, где развита индустрия моды: там огромный акцент ставится на практику на предприятиях.

Пеняйте на себя
Евгения Кривошеина, исполнительный директор российской ООО "Стилон", предложила казахстанским коллегам взглянуть на проблемные вопросы еще под одним углом.

"Работая в пяти странах – России, Белоруссии, Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане, - мы убедились в наличии общих для всего постсоветского пространства проблем, - пояснила она. - Условно я их поделила бы на две части. Первая – вопросы и проблемы, которые от нас практически не зависят: это вопросы ввозных пошлин, налогообложения, льгот. Однако львиная доля проблем зависит от нас, от предприятия".

В их числе она указала вопросы формирования себестоимости, издержки предприятия. "Бизнесмены часто говорят:  у нас маленькая прибыль, потому что у нас высокие налоги, высокие ввозные пошлины, соцотчисления. А то, что мы теряем по ходу производства, порой никто не считает. Расходы на материалы, неэффективные потери рабочего времени - перерывы, простои и остановки производства, потери на лишние передвижения. На каждом рабочем месте очень сильно теряем время. А ведь на производстве нет ничего его дороже.

Плохо используются площади, так как часто фабрики находятся в неприспособленных помещениях. Потери времени при логистике. В общем, постановка технологических и организационных процессов сегодня у многих в ужасном состоянии.

В итоге зачастую производства работают в режиме "тушения пожаров": каждый день мы тушим пожары, бросаем силы туда, сюда", - обозначила она ежедневные реалии швейных производств.

Между тем, клубок таких внутренних и организационных проблем - высокий уровень издержек производства, слабая подготовка инженерно-технического персонала при низком уровне оплаты труда - приводит к  низкой конкурентоспособности, уверена Кривошеина.

Решение всех этих проблем она видит в автоматизации системы управления и производственных процессов при помощи специальных программ. "Люди должны делать минимум работы, которую не в состоянии делать машина", - заявила она.

Подытоживая выступление, Евгения Кривошеина отметила: "Не ждите милостей ни от кого - вы должны сами внутри производства налаживать процессы. Их эффективность является основным фактором конкурентоспособности швейного производства".

Клара Ларина, Шымкент

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться