"Новый русский" для семиклассников

Асия Сактаганова Асия Сактаганова
6677

Авторы учебника и эксперты в сфере образования объяснили свою позицию.

"Новый русский" для семиклассников

За последнюю неделю Интернет взорвался шквалом негодований из-за учебника по русскому языку для седьмого класса, созданного по новой программе обучения. Пользователи соцсетей распространили фотографии и выдержки из учебника, вызвав массу недовольства со стороны родителей школьников.

Однако авторы книги и эксперты в сфере образования созвали пресс-конференцию, на которой попытались ответить на все интересующие вопросы журналистов и вернуть честное имя новому учебнику по русскому языку.

"Республиканский бюджет не был растрачен. Издательство само взяло на себя все расходы. Учебник вышел тиражом 80 тысяч экземпляров, в будущем планируется выпуск 130 тысяч экземпляров", – пояснил генеральный директор издательства "Мектеп" Ерлан Сатыбалдиев.

У родителей школьников возник вопрос о том, почему делается такой большой упор на социальные темы, новую культуру и интернет-грамотность. А раздел учебника "Влияет ли ландшафт и климат на национальный характер?", несуществующие слова "шошляю", "кукусю" и "пызява" люди и вовсе восприняли как издевательство над детским образованием.

Жанетта Бегахметова опубликовала уже второй пост в "Фейсбуке", вызвав очередные споры между пользователями. Мнения делятся на два типа: первая половина возмущена и зла, вторая робко пытается защитить нововведения в сфере образования.

"Не понимаю, зачем придумывать колесо в XXI веке! Все давно придумано! Успешно работало! Это же просто средняя школа, как во всех странах! О каком критическом мышлении идет речь, тоже непонятно!" – пишет в своем комментарии под постом Денис Грунский.

"Мне нравится подход. Не скучно, весело. Не то, что было в советских учебниках", – один из немногих позитивных отзывов об учебнике от Мурата Рахима. Однако ложка меда утопает в бочке с дегтем от недовольных граждан.

В ироничном ключе пользователи обсуждают такие слова, как "бешбармачить", "кукуся" и прочие, пытаясь найти им объяснение. Многие приводят в пример прошлые учебники и старое, привычное всем образование, которое обучало детей русскому языку на примерах классических произведений русской литературы.

Однако автор учебника "Русский язык" Зинаида Сабитова поясняет, что подобные задания вовсе не исключают наличия классики в жизни школы.

"Авторы тех постов в социальных сетях вырывают слова и задания из контекста, нужно это понимать. Никто из них не читал учебник полностью. Между тем если открыть книгу самостоятельно, то можно увидеть задания с примерами из произведений Пушкина, Лермонтова, Есенина и прочих. Этого никто не отменял. Однако вид лингвистической сказки также имеет место быть", – рассказывает г-жа Сабитова.

Директор республиканского научно-практического центра "Учебник" Бейбиткуль Каримова объяснила, что в лингвистической сказке используется тарабарский язык, который в произведении "Алиса в Стране чудес" использовал еще Льюис Кэрролл. Во многих мировых учебниках используется практика заданий лингвистической сказки.

"Это задание, которое состоит из несуществующих слов. Здесь нет привычных нам корней. Но есть окончания и суффиксы. Благодаря им мы разгадываем суть текста, не зная точного значения. Этим упражнением вырабатывается своеобразная языковая проницательность. Когда человек изучает несколько языков, это очень хорошо помогает. Такой прием помогает детям глубже понять словообразование, развить наблюдательность, фантазию. Наши дети, являясь билингвами с рождения, очень легко справляются с подобными упражнениями. Они развивают у школьников настоящее критическое мышление", – рассказывает г-н Сатыбалдиев. 

Возмущение по поводу тем, которые раскрываются в книге, также имело свое обоснование. Многие пользователи соцсетей посчитали темы о ГМО или влиянии климата на национальный характер ненужными на страницах учебника по русскому языку. Однако Зинаида Сабитова оправдывает и это.

"Нужно понимать, что русский язык – это не просто классическая литература. Он является средством обучения и получения знаний по другим предметам. Мы существуем в языковой сфере, а значит, должны обучать наших детей в совокупности предметов и тем. Это не означает отсутствие правил, потому что все они также есть в учебнике. Последние двадцать страниц являются полным собранием правил русского языка, к которому мы привыкли. Мы не отменяем ничего из того, что было изучено ранее. Мы лишь меняем форму и подачу изучения языка", – поясняет автор.

Новый учебник разработан по учебной программе в Назарбаев Интеллектуальных школах (НИШ). Опыт методики обучения детей в НИШ оказался весьма положительным, образование в этих образовательных учреждениях считается элитным. И теперь МОН РК видит необходимость в том, чтобы подтягивать все казахстанские общеобразовательные школы до уровня НИШ. 

Переход на обновленное содержание учебников будет осуществляться поэтапно. В 2017/18 году реформам подвергнутся вторые, пятые и седьмые классы. В следующем учебном году – третьи, шестые, восьмые и десятые классы, а в 2019/20 году – четвертые, девятые и одиннадцатые.

Помимо всего прочего, МОН РК и представители республиканского центра "Учебник" предупреждают граждан о ложной информации, которая может появиться в социальных сетях. Так, настоящий скандал разгорелся в Интернете из-за фейковых задач по математике, которые якобы являлись заданиями из новых учебников. Однако впоследствии ими оказались страницы из книги знаменитого детского писателя Григория Остера.

Асия Сактаганова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться