Утилизация автомобилей стартовала в Казахстане в 2016 году. В этом году проект будет продолжен. О том, как это будет происходить в 2017 году, в интервью abctv.kz рассказал управляющий директор ТОО "Оператор РОП" Рустам Темирбек.
- 5700 автомобилей было утилизировано за прошлый год?
- Да. В этом году, по-моему, перешагнуло уже за 8 тысяч.
- 8 тысяч – это включая прошлогодние 5700?
- Да. Надо принимать во внимание, что в 2017 году мы начали принимать автомобили с 17 или 18 января. Мы ждали дополнительного согласования с министерством энергетики, и по мере согласования уже продолжается.
- Каков план в этом году по утилизации?
- В этом году мы планируем порядка 40 тыс. автомобилей, из них 20 тыс. автомобилей – по сертификату и 20 тыс. – на выкуп у населения. Здесь необходимо принять во внимание, чтобы выдавать сертификаты, необходимо доработать подзаконный акт, который находится на согласовании в МИРе и Минэнерго. После этого согласования, я думаю, мы уже начнем прием автомобилей и выдачу сертификатов.
- Когда это может заработать примерно?
- Я думаю, 2-3 недели займет согласование данного подзаконного акта. После его утверждения дается 10 дней на его вступление в силу, то есть примерно, может быть, в середине и конце марта.
- То есть можно сказать, что с апреля уже заработает?
- Мы надеемся, что да. Просто это все зависит от процесса согласования внутри министерств.
- Как это будет работать на практике?
- На самом деле механизм сдачи уже отработан в 2016 году. Человек должен сдать необходимый перечень документов, основным из которых является справка на утилизацию. Человек сдаст автомобиль и получит сертификат. Сертификат будет электронным, где к ИИН будет привязан номер сертификата, и он с ним сможет в любом дилерском центре, который работает при наших отечественных производителях, получить данную скидку. То есть не будет никакой бумажки, которую можно будет подделать. Поэтому будет жесткая привязка к ИИН человека или БИН компании. При этом мы понимаем, что люди, которые сдадут автомобиль, могут быть и не заинтересованы в приобретении нового автомобиля, поэтому будет дана возможность, мы думаем, переписывать до 2-3 раза данный сертификат на другое физическое или юридическое лицо.
- То есть это подразумевает, что он может продать сертификат?
- Я не знаю, какие сделки там уже будут проходить.
- Он сможет получить наличные?
- У нас две программы. Если он хочет получить денежное вознаграждение, то он получит 150 тыс. тенге, если она соответствует комплектации. Есть 48 тыс. тенге за автомобиль неполной комплектации. Мы планируем, что сумма сертификата будет в размере 315 тыс. тенге. Но это будет скидка, которую он получит у наших дилеров.
- То есть фактически стимулируется получение сертификата, потому что там сумма выше…
- Необязательно, потому что люди в отдаленных регионах заинтересованы в получении денежной компенсации. А городские жители, понимая, что ранее мы заявляли, что будут сертификаты, придерживали машины и ждали возможности получить скидку. Так как скидка – это не живые деньги, соответственно, она должна быть привлекательной. В данном случае это 315 тыс. тенге, что примерно составляет 10% от стоимости самой средненькой машины.
- То есть первоначальный взнос?
- Да. Но здесь надо учитывать, что это наше предположение стоимости сертификата. Потому что, согласно проекту, который разрабатывается министерством энергетики, данные суммы будут рассматриваться и предлагаться двумя министерствами – по инвестициям и развитию и энергетики.
- 315 тыс. тенге за автомобиль в полном сборе?
- Обязательно. Комплектация будет та же самая, что и для автомобилей стоимостью 150 тыс. тенге, то есть там должны быть двери, аккумулятор, радиатор, двигатель. Ничего нового – только у человека появляется выбор: получить сертификат или денежное вознаграждение.
- Если этот объем в 20 тыс. сертификатов и 20 тыс. автомобилей за наличные будет выбран, то тогда что? Если вы раньше окончания года выполните план…
- Как вы понимаете, это бюджет. Больше денег не появится, скажем так. Есть определенный бюджет, который утверждает министерство. Поэтому если выбрано, то на этот год, возможно, будет приостановлено, но если финансы позволят добирать еще автомобили, мы можем выйти с инициативой к Минэнерго и запустить дополнительную квоту. Но мы планируем, что данная программа будет работать и в 2018-2019 годы, и не должно создаваться какого-то ажиотажа побежать и сдать этот автомобиль прямо сейчас. Я думаю, что каждый желающий успеет это сделать.
- Какой будет бюджет по утилизации?
- Если рассчитывать максимальные 150 тыс. тенге, то это порядка 3 млрд тенге. Это сумма по выкупу 20 тыс. автомобилей у населения. А по сертификатам конкретную сумму пока сказать не могу – это будет зависеть…
- Но 315 тыс. тенге - это же максимальная сумма?
- Сумма 315 тыс. тенге – это предполагаемая нами, но какую из них утвердят в министерстве, я не знаю.
- Но ваша структура относится к министерству энергетики…
- У нас идет четкое подчинение в соответствии с Экологическим кодексом Минэнерго. Но, я думаю, структура будет такая: так как сферой отечественных производителей занимается министерство по инвестициям и развитию, они и будут давать свое понимание, и это будет обсуждаться на площадке. И там будет выработана сумма, количество. Альберт Павлович (вице-министр по инвестициям и развитию РК Рау – прим. автора), когда заявил 20 тыс., скорее всего, отталкивался от каких-то показателей того же автопрома, который способен это количество переварить. Поэтому утверждать окончательно не хочется, но это пребудет примерно в этом диапазоне.
- По работе с предприятиями, которые должны перерабатывать. В прошлом году представители таких компаний, в том числе талдыкорганский аккумуляторный завод, говорили, что в мае их производства не осмотрели на предмет соответствия вашим требованиям. Сколько таких предприятий-переработчиков вообще?
- Мы не есть сертифицирующий орган. Мы работаем в четком соответствии с теми нормативно-правовыми актами, которые действуют в Казахстане. Давайте посмотрим правде в глаза, как утилизируются автомобили? Приезжает автомобиль. Сдается по весу. За него платят 20-25 тенге за кг. Дальше он комкается, и все это вместе идет на медеплавильный завод. То есть краска, пластик, резина, масла – все, что там есть, вылетает в воздух. Это факт, который есть. А, допустим, по переработке шин тоже были моменты, когда возникали лжепредприятия, которые участвовали в тендерах, забирали тендер, демпинговали и все. Естественно, мы не могли осуществлять компенсацию подобным компаниям. Но и свои условия до внедрения каких-то национальных стандартов мы тоже не можем взять и придумать как оператор. Мы работали в соответствии с действующим законодательством, поэтому нам пришлось организовать группу людей, где были мы и национальная палата предпринимателей "Атамекен", и ходили в каждом регионе. Любой переработчик, эколог тоже мог с нами поехать, и этой дружной командой ездили на предприятия и осматривали мощность, потому что там были производственники, экологи, которые знают, как все это оценить. Знаете, какая была интересная ситуация? Когда мы объявили, что будем компенсировать затраты шинным предприятиям, то к нам естественно полилось много предложений от предприятий, которые захотели поучаствовать. Но когда мы сказали, что будет ездить такая комиссия и смотреть документы, то многие сразу сказали: "Нет, все, спасибо". Поэтому мы пытаемся работать правильно исходя из действующих нормативно-правовых документов.
- Какие стандарты сейчас есть? На шины, еще на что есть?
- Стандарты есть только на шины. Но их надо тоже дорабатывать. На текущий момент разрабатываются стандарты на аккумуляторы, масла, другие виды отходов. Допустим, по аккумуляторам довольно сложная ситуация. Надо осуществлять стимулирование к сдаче этих аккумуляторов, потому что, допустим, в Казахстане есть огромные предприятия, которые способны на экспорт производить продукцию, и у них недостаточно мощностей по выкупу аккумуляторов. Россияне в северных регионах начинают демпинговать и выкупать по более высокой цене. А что делает человек, который должен везти аккумуляторы в Россию? Для переработки электролита должна быть специальная установка, но, чтобы снизить вес, его просто сливают и отправляют в Россию. Вы представляете, что это за кислота? Мы планируем через механизм РОП стимулировать сдавать именно аккумуляторы: компенсировать тому переработчику, у которого есть определенные мощности по переработке. Допустим, единственный в Казахстане "Кайнар", и они 100% перерабатывают и пластик, и электролит, и свинец используют во вторичном производстве батарей.
- Сколько всего денег было собрано "Оператором"?
- Тут механизм контроля РОП не просто ограничивается сбором утилизационного платежа, но РОП может быть использован либо собственной системой переработки, либо утилизационным платежом. Поэтому мы анализируем те предприятия, которые используют собственные перерабатывающие мощности. В этом направлении тоже ведется работа.
- А все-таки, сколько вы собрали? Получается, вы еще никому из предприятий-переработчиков не платите из собранных сборов?
- Почему? 360 млн тенге было выплачено предприятиям шинной отрасли, производится выкуп у населения, то есть 850 млн тенге за прошлый год мы выплатили. Есть переработчики по маслам, но их немного.
- А сколько всего предприятий, которые вы осмотрели и приняли решение выплачивать им деньги за утилизацию?
- Сейчас я не помню статданные. По шинам было 11 предприятий и еще 5 планируются к строительству. Меры стимулирования помогают. Люди уже понимают определенную выгоду и могут рассчитывать, что та недостающая часть расходов по сбору будет компенсирована. Но между этим все равно мы не просто компенсируем предприятию, а полностью контролируем весь процесс документально от сбора отходов, подтверждения, как пришло и от кого пришло, вплоть до удостоверения личности человека, если это физическое лицо сдает, процесса переработки. Возможно, такие вещи будем внедрять, как внутренние отчетные документы, по компании как используется электроэнергия, и так далее. И вопросы дальнейшей реализации продукции, то есть полностью весь цикл контролируется.
Жанболат Мамышев