/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 435,65 Brent 36,55
Оператор РОП: «В этом году планируем утилизировать 40 тысяч автомобилей»

Оператор РОП: «В этом году планируем утилизировать 40 тысяч автомобилей»

20 тысяч из них будут приобретены за денежные средства, 20 тысяч – в обмен на сертификаты.

13:20 02 Март 2017 6083

Оператор РОП: «В этом году планируем утилизировать 40 тысяч автомобилей»

Автор:

Жанболат Мамышев

Утилизация автомобилей стартовала в Казахстане в 2016 году. В этом году проект будет продолжен. О том, как это будет происходить в 2017 году, в интервью abctv.kz рассказал управляющий директор ТОО «Оператор РОП» Рустам Темирбек.

- 5700 автомобилей было утилизировано за прошлый год?

- Да. В этом году, по-моему, перешагнуло уже за 8 тысяч.

- 8 тысяч – это включая прошлогодние 5700?

- Да. Надо принимать во внимание, что в 2017 году мы начали принимать автомобили с 17 или 18 января. Мы ждали дополнительного согласования с министерством энергетики, и по мере согласования уже продолжается.

- Каков план в этом году по утилизации?

- В этом году мы планируем порядка 40 тыс. автомобилей, из них 20 тыс. автомобилей – по сертификату и 20 тыс. – на выкуп у населения. Здесь необходимо принять во внимание, чтобы выдавать сертификаты, необходимо доработать подзаконный акт, который находится на согласовании в МИРе и Минэнерго. После этого согласования, я думаю, мы уже начнем прием автомобилей и выдачу сертификатов.

- Когда это может заработать примерно?

- Я думаю, 2-3 недели займет согласование данного подзаконного акта. После его утверждения дается 10 дней на его вступление в силу, то есть примерно, может быть, в середине и конце марта.

- То есть можно сказать, что с апреля уже заработает?

- Мы надеемся, что да. Просто это все зависит от процесса согласования внутри министерств.

- Как это будет работать на практике?

- На самом деле механизм сдачи уже отработан в 2016 году. Человек должен сдать необходимый перечень документов, основным из которых является справка на утилизацию. Человек сдаст автомобиль и получит сертификат. Сертификат будет электронным, где к ИИН будет привязан номер сертификата, и он с ним сможет в любом дилерском центре, который работает при наших отечественных производителях, получить данную скидку. То есть не будет никакой бумажки, которую можно будет подделать. Поэтому будет жесткая привязка к ИИН человека или БИН компании. При этом мы понимаем, что люди, которые сдадут автомобиль, могут быть и не заинтересованы в приобретении нового автомобиля, поэтому будет дана возможность, мы думаем, переписывать до 2-3 раза данный сертификат на другое физическое или юридическое лицо.

- То есть это подразумевает, что он может продать сертификат?

- Я не знаю, какие сделки там уже будут проходить.

- Он сможет получить наличные?

- У нас две программы. Если он хочет получить денежное вознаграждение, то он получит 150 тыс. тенге, если она соответствует комплектации. Есть 48 тыс. тенге за автомобиль неполной комплектации. Мы планируем, что сумма сертификата будет в размере 315 тыс. тенге. Но это будет скидка, которую он получит у наших дилеров.

- То есть фактически стимулируется получение сертификата, потому что там сумма выше…

- Необязательно, потому что люди в отдаленных регионах заинтересованы в получении денежной компенсации. А городские жители, понимая, что ранее мы заявляли, что будут сертификаты, придерживали машины и ждали возможности получить скидку. Так как скидка – это не живые деньги, соответственно, она должна быть привлекательной. В данном случае это 315 тыс. тенге, что примерно составляет 10% от стоимости самой средненькой машины.

- То есть первоначальный взнос?

- Да. Но здесь надо учитывать, что это наше предположение стоимости сертификата. Потому что, согласно проекту, который разрабатывается министерством энергетики, данные суммы будут рассматриваться и предлагаться двумя министерствами – по инвестициям и развитию и энергетики.

- 315 тыс. тенге за автомобиль в полном сборе?

- Обязательно. Комплектация будет та же самая, что и для автомобилей стоимостью 150 тыс. тенге, то есть там должны быть двери, аккумулятор, радиатор, двигатель. Ничего нового – только у человека появляется выбор: получить сертификат или денежное вознаграждение.

- Если этот объем в 20 тыс. сертификатов и 20 тыс. автомобилей за наличные будет выбран, то тогда что? Если вы раньше окончания года выполните план…

- Как вы понимаете, это бюджет. Больше денег не появится, скажем так. Есть определенный бюджет, который утверждает министерство. Поэтому если выбрано, то на этот год, возможно, будет приостановлено, но если финансы позволят добирать еще автомобили, мы можем выйти с инициативой к Минэнерго и запустить дополнительную квоту. Но мы планируем, что данная программа будет работать и в 2018-2019 годы, и не должно создаваться какого-то ажиотажа побежать и сдать этот автомобиль прямо сейчас. Я думаю, что каждый желающий успеет это сделать.

- Какой будет бюджет по утилизации?

- Если рассчитывать максимальные 150 тыс. тенге, то это порядка 3 млрд тенге. Это сумма по выкупу 20 тыс. автомобилей у населения. А по сертификатам конкретную сумму пока сказать не могу – это будет зависеть…

- Но 315 тыс. тенге - это же максимальная сумма?

- Сумма 315 тыс. тенге – это предполагаемая нами, но какую из них утвердят в министерстве, я не знаю.

- Но ваша структура относится к министерству энергетики…

- У нас идет четкое подчинение в соответствии с Экологическим кодексом Минэнерго. Но, я думаю, структура будет такая: так как сферой отечественных производителей занимается министерство по инвестициям и развитию, они и будут давать свое понимание, и это будет обсуждаться на площадке. И там будет выработана сумма, количество. Альберт Павлович (вице-министр по инвестициям и развитию РК Рау – прим. автора), когда заявил 20 тыс., скорее всего, отталкивался от каких-то показателей того же автопрома, который способен это количество переварить. Поэтому утверждать окончательно не хочется, но это пребудет примерно в этом диапазоне.

- По работе с предприятиями, которые должны перерабатывать. В прошлом году представители таких компаний, в том числе талдыкорганский аккумуляторный завод, говорили, что в мае их производства не осмотрели на предмет соответствия вашим требованиям. Сколько таких предприятий-переработчиков вообще?

- Мы не есть сертифицирующий орган. Мы работаем в четком соответствии с теми нормативно-правовыми актами, которые действуют в Казахстане. Давайте посмотрим правде в глаза, как утилизируются автомобили? Приезжает автомобиль. Сдается по весу. За него платят 20-25 тенге за кг. Дальше он комкается, и все это вместе идет на медеплавильный завод. То есть краска, пластик, резина, масла – все, что там есть, вылетает в воздух. Это факт, который есть. А, допустим, по переработке шин тоже были моменты, когда возникали лжепредприятия, которые участвовали в тендерах, забирали тендер, демпинговали и все. Естественно, мы не могли осуществлять компенсацию подобным компаниям. Но и свои условия до внедрения каких-то национальных стандартов мы тоже не можем взять и придумать как оператор. Мы работали в соответствии с действующим законодательством, поэтому нам пришлось организовать группу людей, где были мы и национальная палата предпринимателей «Атамекен», и ходили в каждом регионе. Любой переработчик, эколог тоже мог с нами поехать, и этой дружной командой ездили на предприятия и осматривали мощность, потому что там были производственники, экологи, которые знают, как все это оценить. Знаете, какая была интересная ситуация? Когда мы объявили, что будем компенсировать затраты шинным предприятиям, то к нам естественно полилось много предложений от предприятий, которые захотели поучаствовать. Но когда мы сказали, что будет ездить такая комиссия и смотреть документы, то многие сразу сказали: «Нет, все, спасибо». Поэтому мы пытаемся работать правильно исходя из действующих нормативно-правовых документов.

- Какие стандарты сейчас есть? На шины, еще на что есть?

- Стандарты есть только на шины. Но их надо тоже дорабатывать. На текущий момент разрабатываются стандарты на аккумуляторы, масла, другие виды отходов. Допустим, по аккумуляторам довольно сложная ситуация. Надо осуществлять стимулирование к сдаче этих аккумуляторов, потому что, допустим, в Казахстане есть огромные предприятия, которые способны на экспорт производить продукцию, и у них недостаточно мощностей по выкупу аккумуляторов. Россияне в северных регионах начинают демпинговать и выкупать по более высокой цене. А что делает человек, который должен везти аккумуляторы в Россию? Для переработки электролита должна быть специальная установка, но, чтобы снизить вес, его просто сливают и отправляют в Россию. Вы представляете, что это за кислота? Мы планируем через механизм РОП стимулировать сдавать именно аккумуляторы: компенсировать тому переработчику, у которого есть определенные мощности по переработке. Допустим, единственный в Казахстане «Кайнар», и они 100% перерабатывают и пластик, и электролит, и свинец используют во вторичном производстве батарей.

- Сколько всего денег было собрано «Оператором»?

- Тут механизм контроля РОП не просто ограничивается сбором утилизационного платежа, но РОП может быть использован либо собственной системой переработки, либо утилизационным платежом. Поэтому мы анализируем те предприятия, которые используют собственные перерабатывающие мощности. В этом направлении тоже ведется работа.

- А все-таки, сколько вы собрали? Получается, вы еще никому из предприятий-переработчиков не платите из собранных сборов?

- Почему? 360 млн тенге было выплачено предприятиям шинной отрасли, производится выкуп у населения, то есть 850 млн тенге за прошлый год мы выплатили. Есть переработчики по маслам, но их немного.

- А сколько всего предприятий, которые вы осмотрели и приняли решение выплачивать им деньги за утилизацию?

- Сейчас я не помню статданные. По шинам было 11 предприятий и еще 5 планируются к строительству. Меры стимулирования помогают. Люди уже понимают определенную выгоду и могут рассчитывать, что та недостающая часть расходов по сбору будет компенсирована. Но между этим все равно мы не просто компенсируем предприятию, а полностью контролируем весь процесс документально от сбора отходов, подтверждения, как пришло и от кого пришло, вплоть до удостоверения личности человека, если это физическое лицо сдает, процесса переработки. Возможно, такие вещи будем внедрять, как внутренние отчетные документы, по компании как используется электроэнергия, и так далее. И вопросы дальнейшей реализации продукции, то есть полностью весь цикл контролируется.

Жанболат Мамышев

Свыше 160 автомобилей АО «Азия-Авто» закупили госорганы в июле

Общая сумма сделки составила более полумиллиарда тенге

31 Июль 2020 08:35 11765

Свыше 160 автомобилей АО «Азия-Авто» закупили госорганы в июле

Самый крупный заказ был от республиканского ГУ «Комитет по контролю качества и безопасности товаров и услуг министерства здравоохранения РК». Поставщик – акционерное общество «Азия-Авто». Виды деятельности – производство автомобилей, кроме двигателей для автомобилей, деятельность в области архитектуры, за исключением объектов атомной промышленности и атомной энергетики, также электромонтажные работы, услуги по бронированию, деятельность туристических агентств. Дата первичной регистрации – 20 декабря 2002 года, перерегистрации – 5 мая 2005 года. Первый руководитель компании – Ерик Сагымбаев.

Всего государственным учреждением для санэпидемслужб страны будет закуплено 140 транспортных средств. Так, для Алматинской области – 29 «легковушек», Алматы – 1, Туркестанской  области – 22, Восточно-Казахстанской – 10, для города Нур-Султана – 9, Актюбинской области – 8, Западно-Казахстанской и Карагандинской областей – по 7,  Акмолинской и Мангистауской областей – по 6, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей – по 5, для Шымкента – 4.

Договор о госзакупках способом из одного источника с компанией заключен 15 июля нынешнего года на общую сумму 553 799 400 тенге. Стоимость одного легкового автомобиля  класса «В» с механической трансмиссией и объемом до 2000 куб. см составляет  3 955 710 тенге. По техспецификации, от поставщика требуется поставить новые, не ранее 2020 года выпуска автомобили, с универсальным кузовом, трехдверные, с разгоном до 100 км/ч. Транспортные средства должны быть доставлены до мест поставок  в течение четырех месяцев с момента регистрации договора в органах казначейства.

«Малолитражки» в тренде

Еще 19 современных «малолитражек» с механической трансмиссией приобрело ГУ «Аппарат акима города Семея Восточно-Казахстанской области». Общая сумма по договору способом из одного источника - 61 189 500 тенге. Стоимость одного автомобиля – 3 220 500 тенге. Дата заключения договора – 20 июля. Срок поставки – до 15 августа 2020 года. По техспецификации это должна быть  LADA GRANTA 1.6 MT седан Classic, пятиместное, с максимальной скоростью 172 км/ч, с передним приводом, расходом топлива не более 9,1 литра на 100 километров, подушкой безопасности, креплением для детских сидений, бортовым компьютером, подсказчиком переключения передач.

Отметим, что малогабаритные машины класса «В» в основном предназначены для поездок по городу, также для непродолжительных выездов за его пределы.

Также в июле служебный автомобиль классом выше приобрело государственное учреждение «Аппарат акима города Аягоза Аягозского района» Восточно-Казахстанской области. Универсальный легковой автомобиль класса «С» с автоматической трансмиссией. По цене 10 526 785 тенге.

Легковушку такого же класса, только за 11 млн тенге, купило  госучреждение «Аппарат акима Коксуского района» Алматинской области.

Покруче, легковой автомобиль класса «D» объемом до 2500 куб. см, приобрел отдел строительства Илийского района Алматинской области. По цене 8 350 000 тенге.

ГУ «Кызылкогинский районный отдел внутренней политики» Атырауской области предпочел «малолитражку» класса «А» стоимостью 5 610 000 тенге.

Внедорожник для управделами

А вот самый дорогой автомобиль 2020 года, внедорожник стоимостью 18,5 млн тенге, приобрел управделами акима Восточно-Казахстанской области. Машина черного цвета, с виртуальной педалью для автоматического открытия багажной двери с помощью жеста ногой, кожаной обивкой сидений, подогревом передних и задних сидений, вентиляцией передних сидений, электроприводом пятой двери с кнопкой закрывания, пакетом для плохих дорог, усиленной подвеской, увеличенным клиренсом, дополнительной защитой днища, тонировкой и другими системами для комфортабельной езды.

Управделами транспортное средство понадобилось в срочном порядке, судя по тому, что объявление на сайте госзакупок было опубликовано 8 июля, а уже  9 июля начался и завершился прием заявок на конкурс. Договор с поставщиком, ТОО «Азия-Авто», заключен 29 июля.  Срок поставки – 16 календарных дней после вступления в силу договора.

К слову, в Казахстане распоряжением президента РК с 25 мая нынешнего года  сроком на три года введен мораторий на покупку легковых, специальных и оперативно-служебных автотранспортных средств, а также офисной мебели для всех госорганов и субъектов квазигосударственного сектора. По информации с официального ресурса министерства финансов РК, ведомство продолжит работу по оптимизации бюджета  до 2023 года. Есть ли какие-то исключения для госорганов, критерии при приобретении транспортного средства или мебели, не сообщается.

Отметим, что договор на закупку авто для управделами ВКО на 18,5 млн тенге, после обнародования в СМИ и социальных сетях, расторгнут.

Жанар Асылханова

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Баланс электрических мощностей в Казахстане до 2025 года прибавит 1,7 ГВт

В эксплуатацию на 30 объектах введут 3653 МВт, а из строя на 15 энергоисточниках выведут 1940 МВт.  

23 Июль 2019 14:40 3740

Баланс электрических мощностей в Казахстане до 2025 года прибавит 1,7 ГВт

До 2025 года в Казахстане будут введены в эксплуатацию электрические мощности на 3653 МВт. Об этом говорится в ответе Минэнерго на запрос inbusiness.kz.

«При формировании прогнозного баланса, по данным, представленным энергопроизводящими организациями, в Казахстане до 2025 года будет реконструировано и расширено порядка 30 объектов, на которых производится электрическая энергия. Общая мощность вводимых в эксплуатацию объектов с 2019 по 2025 год за счет реконструкции и расширения должна составить 3653 МВт», – информируют в энергетическом ведомстве.

Вместе с тем в министерстве отмечают, что из-за высокого уровня износа оборудования и отработки паркового ресурса до 2025 года предполагается вывести из эксплуатации оборудование на 15 объектах суммарной мощностью 1940 МВт.

Прокомментировали в профильном госоргане и проводимую работу по укрупнению региональных электросетевых компаний (РЭК).

«По итогам проведенной работы в рамках дорожных карт снижена протяженность бесхозяйных электрических сетей с 2350 до 1336 км (на 1014 км) в 2018 году и с 1336 км до 742 км в 2019 году (на 594 км). В целом выявленные бесхозяйные электрические сети должны быть переданы на баланс ЭПО (энергопередающие организации. – Ред.) до 2020 года», – уточняют в госучреждении.

Со стороны министерства были проверены 116 ЭПО на соответствие требованию по наличию диспетчерского технологического управления, которое вступило в силу с начала прошлого года. Аудит выявил, что только 32 ЭПО выполняют это требование. По 75 ЭПО, не соответствующим требованию, ведомством были направлены письма в Антимонопольный комитет для принятия необходимых мер. В результате проверки 10 энергопередающих организаций прекратили свою деятельность и были исключены из регистра субъектов естественных монополий.

Еще два требования к деятельности энергопередающих организаций вступят в силу с начала 2020 года. Первое из них – наличие служб, осуществляющих эксплуатацию и техническое обслуживание электрических сетей и сопровождающего оборудования, а второе обязует подписание договоров с системным оператором для оказания системных услуг. Дополнительное требование по установке автоматизированных систем коммерческого учета через систему связи, интегрированной с системами системного оператора и региональной электросетевой компании, начнет действовать с начала 2022 года, напоминают в МЭ.

Кроме того, в энергетическом ведомстве сообщили, какие решения были приняты по ранее рекомендованным Советом рынка инвестпрограммам Шардаринской ГЭС, Атырауской ТЭЦ и «Павлодарэнерго».

«Инвестиционные программы рекомендованные Советом рынка по АО «Шардаринская ГЭС» – модернизация основного генерирующего оборудования, замена устаревших гидроагрегатов на новые с увеличением установленной мощности со 100 МВт до 126 МВт и АО «Атырауская ТЭЦ» – замена устаревшего турбоагрегата с установленной мощностью 60 МВт и введение дополнительного основного генерирующего оборудования с установленной мощностью 60 МВт, поддержаны рабочей группой по рассмотрению инвестиционных соглашений на модернизацию, реконструкцию, расширение и/или обновление энергопроизводящих организаций при Министерстве энергетики РК», – информируют в профильном госоргане.

Вместе с тем рекомендованная Советом рынка инвестпрограмма «Павлодарэнерго» по строительству третьей очереди золоотвала ТЭЦ-3 не была утверждена рабочей группой, из-за того что согласно утвержденным правилам для получения индивидуального тарифа на электрическую мощность допускаются только инвестиционные программы, направленные на модернизацию, расширение, реконструкцию и/или обновление основного генерирующего оборудования, поясняют в ведомстве.

Также в Минэнерго разъяснили причины, почему инвестиционные заявки АО «Жамбылская ГРЭС», АО «Риддер ТЭЦ», ТОО «Степногорская ТЭЦ» и ТОО «Уральская ГТЭС» не были рекомендованы Советом рынка для рассмотрения в ведомстве.

Так, инвестпрограмма Уральской ГТЭС не была допущена к рассмотрению из-за отсутствия улучшения технико-экономических показателей с приобретением запасного оборудования – газотурбинного двигателя, что противоречит правилам. Степногорская ТЭЦ не получила допуск по причине того, что заменяемые ею турбина и генератор не имели 100%-ную выработку назначенного индивидуального ресурса. Похожий аргумент сложился и для Жамбылской ГРЭС, где модернизируемое оборудование не полностью исчерпало себя. Между тем ТЭЦ из Риддера указала в инвестзаявке период строительства на 2020-2022 годы, хотя в финансовой модели ввод в эксплуатацию был намечен на апрель 2020 года при начале строительства в конце 2018 года, такое разночтение и послужило основанием для отказа. 

Данияр Сериков