– Айгуль, почему именно перевозка грузов?
– По образованию я юрист. Работала нотариусом. Но все же мне очень нравится техника. Где-то внутри сидит тяга именно к транспорту. Почему? В семье я самая старшая. У меня четверо братьев. Наверное, потому, что мне приходилось общаться с мальчишками, которые грезили техникой. Мне нравится работать с мужчинами, их склад характера.
А ресторанов и салонов красоты уже столько, что там нет ничего нового. Поэтому для меня в этих сферах бизнеса уже нечего изучать и привносить нового – остается только копировать. Мне это не интересно. Многие знакомые говорят: а почему ты для себя не откроешь салон красоты? Да не нужен он мне просто. Я могу посетить его как клиентка, и все. Никакого общения – сделал прическу и ушел. А в моем бизнесе постоянно живое общение с людьми. Я самостоятельно изучила "1С:Бухгалтерию", как юрист, сама составляю договоры. И теперь уже я хорошо разбираюсь в погрузке: боковая, задняя, верхняя. Какие температурные режимы.
– Как все-таки от юриста Вы пришли к компании-грузоперевозчику?
– До грузовых перевозок с 2002 года мы с мужем занимались пассажирскими перевозками. У меня было три новых "газели", которые работали на городском маршруте. Сначала я работала как ИП, а потом в 2008-м открыла ТОО "Экспресс-груз". Но мне пришлось выйти из нотариальной палаты, так как по закону нотариусам нельзя заниматься предпринимательской деятельностью.
– Страшно было начинать новый для себя бизнес?
– Мне все давалось легко, поэтому страха не было. Главное, поставить цель и методично добиваться ее достижения. Кредит мы брали только на покупку новых "газелей". На первый микроавтобус в начале 2002 года я взяла кредит 900 тысяч тенге. За год его выплатила. На покупку второй взяла 450 тысяч и добавила уже собственные средства. Третью "газель" купила уже за свой счет. Работали без выходных и, бывало, только на кредит. Причем я была кондуктором на одном маршруте, а муж водителем на другом. Третья "газель" была в аренде.
– Как появилась Ваша компания?
– Сначала купили первую фуру, со временем еще три. Если "газели" мы брали новые, то большегрузные авто, конечно же, б/у, по 40-50 тысяч долларов, в зависимости от состояния. С "нуля" брать такие машины очень дорогое удовольствие. Они стоят 100 тысяч долларов и дороже.
На первых порах муж собирал консолидированный груз из Алматы. Затем освоили еще одно направление – Костанай. Супруг был и грузчиком, и экспедитором. Это сейчас у меня компания со штатом обученных грузчиков и водителей, кладовщиков и приемосдатчиков.
– Сколько сейчас большегрузных автомобилей в вашем парке?
– Четыре своих и 80 берем в аренду. Это Renault, Scania и другие. Есть рефрижераторы. Многие водители и арендодатели со мной работают уже более 10 лет.
– Кого Вы считаете?
– В 2005 году мы стали первой транспортной компанией в регионе. Сейчас на местном рынке появились с десяток подобных предприятий, но они меньше.
– Так все просто и безоблачно?
– Любой бизнес сопряжен с рисками. Но мы полностью несем ответственность за груз, который доставляем от отправителя до дверей получателя. Причем без страхования груза. Несколько лет назад на маршруте сгорела фура, и я компенсировала убытки владельцам груза в сумме около 38 миллионов тенге в течение полугода. По тем временам это было приблизительно 320 тысяч долларов.
В процедуре страхования слишком много заморочек. Если говорить о консолидируемом грузе, то представьте, что каждый клиент, а их больше полутора сотен, должен принести в страховую компанию накладную, чтобы оформить страховку. Никто не хочет сам страховать свой груз – это ведь деньги. Хотят, чтобы я это сделала сама. А как я могу с них собрать все необходимые сведения? Хотя, скорее всего, я все равно приду к страхованию. Знаете, недобропорядочной конкуренции и мошенников хватает.
Арендуем одни и те же машины, как я уже говорила. Со стороны очень редко беру, потому что очень много фактов мошенничества. У меня есть знакомые, которые загрузили в Оренбурге две фуры стирального порошка – и все, больше не видели ни товара, ни этих фур. Шубы пропадали норковые из Китая. Представьте, какие там деньги.
Правильно, машины надо проверять. Но смотришь: техпаспорт в порядке, номер автомашины соответствует. Оказывается, это все фиктивные документы под поддельный номер. Клиенты груз сдали, и весь спрос с меня. Им все равно, кто непосредственный перевозчик.
Даже у меня был подобный случай. Мне звонят и говорят, что машина уж очень подозрительная. Я нашла человека, которому принадлежит авто, а он где-то в Астане находился. Ничего не испугалась – на кону такие деньги. Позвонила ему и сказала, что либо вызываю полицию, либо решаем все сами – он должен мне заплатить за перегрузку в другую машину. Приехали какие-то люди, заплатили 60 тысяч тенге, извинились и уехали. Не буду, конечно, все рассказывать по тому случаю. А я ведь не первый год на этом рынке работаю.
Главные принципы ведения бизнеса для меня – не укради, не предай, не обмани. Был случай, когда у меня приемосдатчиком работал один человек. То есть у него был доступ к клиентской базе. Потом он ушел в другую транспортную компанию, которая стала демпинговать. Если у меня были тогда расценки 6000 тенге за кубометр груза, то конкуренты начали сбрасывать цену до 4500 тенге за метр кубический. Я сбросила цену до 5500 тенге. Представители тех перевозчиков связывались с моими клиентами и предлагали свои услуги по демпинговым ценам. Просто была поставлена цель выбить мою компанию с рынка. В итоге они проработали два месяца и загрузили три машины. Но отправить груз так и не удалось: водители не хотели ехать без денег. Компания закрылась. Конкуренция должна быть честной. Нужно все правильно рассчитывать. Главное, не столько цена, сколько отношение. Репутация прежде всего.
– Насколько сезонность играет большую роль в вашем бизнесе?
– Конечно, играет. Нам приходится осуществлять грузоперевозки, используя железнодорожный транспорт, так как с июня по октябрь все арендованные большегрузные авто уходят на перевозку сельскохозяйственной продукции. Я их не осуждаю, так как там неплохо платят, а заработать все хотят. Хотя хочу сказать, что я наладила связи с частными компаниями – владельцами железнодорожных вагонов, у которых подвижной состав в наличии есть круглый год. Мне это обходится дешевле, чем арендовать вагоны у дочек КТЖ. Для сравнения: если аренда фуры на поездку сейчас из-за подорожания мне обходится в 450 тысяч тенге, то аренда ж.-д. вагона в том же направлении обходится в 400 тысяч тенге. Вагоны даже выгоднее. Единственно, что ж.-д. поставки идут на день-два дольше. А мы работаем на клиента, а фура идет всего два-три дня, если нет поломок.
Сейчас я собираюсь взять кредит в банке, чтобы купить еще несколько собственных фур, а потом еще взять большегрузные авто в лизинг. Думала, что больше не буду брать кредит, но государство предоставляет субсидии по дорожной карте бизнеса – 2020, а мой вид деятельности подпадает под программу. Пока, правда, действие программы приостановлено, но в скором времени будет продолжено. Я заявку уже подала.
– Если не секрет, какой у вас годовой оборот грузоперевозок?
– В среднем 2,5 тысячи кубометров в месяц, или 30 тысяч метров кубических в год. Если брать по тоннажу – это в среднем 500 тонн грузов в месяц, или 6000 тонн в год. Но это приблизительно, потому что и до 40 машин в месяц уходит. Финансовый оборот в среднем составляет восемь миллионов тенге в месяц. Чистая прибыль около пяти миллионов тенге в месяц на двоих – у меня есть компаньон.
– Есть ли какие-нибудь планы?
– Конечно. Хотим вместе с мужем создать крестьянское хозяйство. На повестке дня и занятие туристским делом в курортном месте Зеренда в Акмолинской области. Но грузоперевозки остаются основным бизнесом. То есть тем, что получается делать лучше всего.
– Спасибо за интервью!
Семен Данилов