/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
Особенности национальных грузоперевозок

Особенности национальных грузоперевозок

Как девушка-юрист занялась бизнесом на рынке грузовых перевозок и с какими подводными камнями пришлось ей встретиться, inbusiness.kz рассказала директор ТОО «Экспресс-груз», член Совета деловых женщин Актюбинской области Айгуль Сактаганова.

11:23 26 Март 2019 3798

Особенности национальных грузоперевозок

Автор:

Семен Данилов

– Айгуль, почему именно перевозка грузов?

– По образованию я юрист. Работала нотариусом. Но все же мне очень нравится техника. Где-то внутри сидит тяга именно к транспорту. Почему? В семье я самая старшая. У меня четверо братьев. Наверное, потому, что мне приходилось общаться с мальчишками, которые грезили техникой. Мне нравится работать с мужчинами, их склад характера.

А ресторанов и салонов красоты уже столько, что там нет ничего нового. Поэтому для меня в этих сферах бизнеса уже нечего изучать и привносить нового – остается только копировать. Мне это не интересно. Многие знакомые говорят: а почему ты для себя не откроешь салон красоты? Да не нужен он мне просто. Я могу посетить его как клиентка, и все. Никакого общения – сделал прическу и ушел. А в моем бизнесе постоянно живое общение с людьми. Я самостоятельно изучила «1С:Бухгалтерию», как юрист, сама составляю договоры. И теперь уже я хорошо разбираюсь в погрузке: боковая, задняя, верхняя. Какие температурные режимы.

– Как все-таки от юриста Вы пришли к компании-грузоперевозчику?

– До грузовых перевозок с 2002 года мы с мужем занимались пассажирскими перевозками. У меня было три новых «газели», которые работали на городском маршруте. Сначала я работала как ИП, а потом в 2008-м открыла ТОО «Экспресс-груз». Но мне пришлось выйти из нотариальной палаты, так как по закону нотариусам нельзя заниматься предпринимательской деятельностью.

– Страшно было начинать новый для себя бизнес?

– Мне все давалось легко, поэтому страха не было. Главное, поставить цель и методично добиваться ее достижения. Кредит мы брали только на покупку новых «газелей». На первый микроавтобус в начале 2002 года я взяла кредит 900 тысяч тенге. За год его выплатила. На покупку второй взяла 450 тысяч и добавила уже собственные средства. Третью «газель» купила уже за свой счет. Работали без выходных и, бывало, только на кредит. Причем я была кондуктором на одном маршруте, а муж водителем на другом. Третья «газель» была в аренде.

– Как появилась Ваша компания?

– Сначала купили первую фуру, со временем еще три. Если «газели» мы брали новые, то большегрузные авто, конечно же, б/у, по 40-50 тысяч долларов, в зависимости от состояния. С «нуля» брать такие машины очень дорогое удовольствие. Они стоят 100 тысяч долларов и дороже.

На первых порах муж собирал консолидированный груз из Алматы. Затем освоили еще одно направление – Костанай. Супруг был и грузчиком, и экспедитором. Это сейчас у меня компания со штатом обученных грузчиков и водителей, кладовщиков и приемосдатчиков.

– Сколько сейчас большегрузных автомобилей в вашем парке?

– Четыре своих и 80 берем в аренду. Это Renault, Scania и другие. Есть рефрижераторы. Многие водители и арендодатели со мной работают уже более 10 лет.

– Кого Вы считаете?

– В 2005 году мы стали первой транспортной компанией в регионе. Сейчас на местном рынке появились с десяток подобных предприятий, но они меньше.

– Так все просто и безоблачно?

– Любой бизнес сопряжен с рисками. Но мы полностью несем ответственность за груз, который доставляем от отправителя до дверей получателя. Причем без страхования груза. Несколько лет назад на маршруте сгорела фура, и я компенсировала убытки владельцам груза в сумме около 38 миллионов тенге в течение полугода. По тем временам это было приблизительно 320 тысяч долларов.

В процедуре страхования слишком много заморочек. Если говорить о консолидируемом грузе, то представьте, что каждый клиент, а их больше полутора сотен, должен принести в страховую компанию накладную, чтобы оформить страховку. Никто не хочет сам страховать свой груз – это ведь деньги. Хотят, чтобы я это сделала сама. А как я могу с них собрать все необходимые сведения? Хотя, скорее всего, я все равно приду к страхованию. Знаете, недобропорядочной конкуренции и мошенников хватает.

Арендуем одни и те же машины, как я уже говорила. Со стороны очень редко беру, потому что очень много фактов мошенничества. У меня есть знакомые, которые загрузили в Оренбурге две фуры стирального порошка – и все, больше не видели ни товара, ни этих фур. Шубы пропадали норковые из Китая. Представьте, какие там деньги.

Правильно, машины надо проверять. Но смотришь: техпаспорт в порядке, номер автомашины соответствует. Оказывается, это все фиктивные документы под поддельный номер. Клиенты груз сдали, и весь спрос с меня. Им все равно, кто непосредственный перевозчик.

Даже у меня был подобный случай. Мне звонят и говорят, что машина уж очень подозрительная. Я нашла человека, которому принадлежит авто, а он где-то в Астане находился. Ничего не испугалась – на кону такие деньги. Позвонила ему и сказала, что либо вызываю полицию, либо решаем все сами – он должен мне заплатить за перегрузку в другую машину. Приехали какие-то люди, заплатили 60 тысяч тенге, извинились и уехали. Не буду, конечно, все рассказывать по тому случаю. А я ведь не первый год на этом рынке работаю.

Главные принципы ведения бизнеса для меня – не укради, не предай, не обмани. Был случай, когда у меня приемосдатчиком работал один человек. То есть у него был доступ к клиентской базе. Потом он ушел в другую транспортную компанию, которая стала демпинговать. Если у меня были тогда расценки 6000 тенге за кубометр груза, то конкуренты начали сбрасывать цену до 4500 тенге за метр кубический. Я сбросила цену до 5500 тенге. Представители тех перевозчиков связывались с моими клиентами и предлагали свои услуги по демпинговым ценам. Просто была поставлена цель выбить мою компанию с рынка. В итоге они проработали два месяца и загрузили три машины. Но отправить груз так и не удалось: водители не хотели ехать без денег. Компания закрылась. Конкуренция должна быть честной. Нужно все правильно рассчитывать. Главное, не столько цена, сколько отношение. Репутация прежде всего. 

– Насколько сезонность играет большую роль в вашем бизнесе?

– Конечно, играет. Нам приходится осуществлять грузоперевозки, используя железнодорожный транспорт, так как с июня по октябрь все арендованные большегрузные авто уходят на перевозку сельскохозяйственной продукции. Я их не осуждаю, так как там неплохо платят, а заработать все хотят. Хотя хочу сказать, что я наладила связи с частными компаниями – владельцами железнодорожных вагонов, у которых подвижной состав в наличии есть круглый год. Мне это обходится дешевле, чем арендовать вагоны у дочек КТЖ. Для сравнения: если аренда фуры на поездку сейчас из-за подорожания мне обходится в 450 тысяч тенге, то аренда ж.-д. вагона в том же направлении обходится в 400 тысяч тенге. Вагоны даже выгоднее. Единственно, что ж.-д. поставки идут на день-два дольше. А мы работаем на клиента, а фура идет всего два-три дня, если нет поломок.

Сейчас я собираюсь взять кредит в банке, чтобы купить еще несколько собственных фур, а потом еще взять большегрузные авто в лизинг. Думала, что больше не буду брать кредит, но государство предоставляет субсидии по дорожной карте бизнеса – 2020, а мой вид деятельности подпадает под программу. Пока, правда, действие программы приостановлено, но в скором времени будет продолжено. Я заявку уже подала.

– Если не секрет, какой у вас годовой оборот грузоперевозок?

– В среднем 2,5 тысячи кубометров в месяц, или 30 тысяч метров кубических в год. Если брать по тоннажу – это в среднем 500 тонн грузов в месяц, или 6000 тонн в год. Но это приблизительно, потому что и до 40 машин в месяц уходит. Финансовый оборот в среднем составляет восемь миллионов тенге в месяц. Чистая прибыль около пяти миллионов тенге в месяц на двоих – у меня есть компаньон.

– Есть ли какие-нибудь планы?

– Конечно. Хотим вместе с мужем создать крестьянское хозяйство. На повестке дня и занятие туристским делом в курортном месте Зеренда в Акмолинской области. Но грузоперевозки остаются основным бизнесом. То есть тем, что получается делать лучше всего.

– Спасибо за интервью!

Семен Данилов

Как авиакомпании и КТЖ возвращают деньги за билеты

Авиакомпании пообещали вернуть деньги за билеты всем пассажирам, но сделать это немедленно они не могут. В качестве альтернативы предлагают ваучеры на будущие полеты, смену даты или же подождать неопределенное время…

16 Апрель 2020 17:30 8840

Как авиакомпании и КТЖ возвращают деньги за билеты

Фото: rbc.ru

Из-за пандемии COVID-19 авиаперевозчики несут огромные убытки. Из-за коронавируса были отменены 95% рейсов. По данным объединенных тревел-компаний Aviata и Chocotravel, только в апреле в Казахстане отменили 4340 рейсов. Число запросов на возврат билетов выросло более чем в 10 раз: если в обычное время возврат осуществляют только 7% клиентов, то сейчас около 80%. Отсутствие выручки у авиаперевозчиков обернулось нехваткой средств. В общем, все авиакомпании мира столкнулись с беспрецедентными проблемами.

Из-за нехватки средств авиакомпании пытаются сохранить деньги и предлагают пассажирам альтернативы. Руководитель объединенной тревел-компании Aviata и Chocotravel Николай Мазенцев в режиме онлайн рассказал, как будет осуществляться возврат стоимости авиабилетов в связи с полной отменой рейсов.

  • Air Astana уже произвела возвраты, оплаченные по 18 марта. Сроков по возвратам денег за другие даты от авиакомпании пока нет.
  • Fly Arystan предлагает пассажирам отмененных рейсов вернуть следующую схему выплат: один день возвратов – одна дополнительная неделя отсрочки платежа. Например, 9 апреля был возврат денег за билеты 16 марта, 16 апреля – за 17 марта и так далее. Таким образом, оплата возвратов по 31 марта будет проходить в течение 14 недель.
  • SCAT, Turkish Airlines, Pegasus клиентам сообщили, что возвраты денег будут осуществляться после начала полетов. По Turkish Airlines – после 60 дней начала полетов. Возвраты, оформленные до 21 марта, уже оплачены. У Pegasus оплачены по 26 марта.
  • Qazaq Air уже произвел возврат средств оформившим заявку до 31 марта. По дальнейшим возвратам графика пока нет.
  • Aeroflot, МАУ, Lufthansa, Swiss, Austrian Airlines, Brussel Airlines, United Airlines вернули деньги, оплаченные по 21 марта. Сроки остальных возвратов авиакомпаниями пока не предоставлены.
  • S7 Airlines, Etihad Airways, Ural Airlines, Победа, Malaysia Airlines, Air Canada, Fly Dubai, Emirates, Qatar Airways, Wizzair, Air Asia предлагают пассажирам ваучер или баллы компании, которые можно будет потратить только на покупку новых билетов. Ваучеры оформляются сотрудниками Aviata/Chocotravel.
  • В Azerbaijan Airways приняли решение, что возврат невозможен. Только обмен билета.
  • Belavia, Uzbekistan Airways, Asiana, Air Baltic – возвраты оплачены авиакомпаниями по 30 марта, дальнейший график пока не предоставлен.
  • В КТЖ уже по более чем 80% билетов деньги клиентам возвращены, и работа в этом направлении продолжается.

Более сложная ситуация у Bek Air. Как сообщил Мазенцев, деятельность авиакомпании остановлена, активы заморожены, идут следственные действия. У авиаперевозчика нет возможности осуществлять деятельность или продавать что-либо, чтобы рассчитаться с клиентами. Когда будет принято окончательное решение относительно дальнейшей деятельности авиакомпании, тогда будет решен и вопрос по возвратам.

Кроме того, как рассказали в Chocotravel и Aviata, в период с 15 марта по 15 апреля к ним поступило +130 000 заявок на возвраты, +120 000 звонков, +100 000 писем. Из 4,5 млрд тенге они вернули клиентам только 15% (или 675 млн) и теперь ждут улучшения ситуации у перевозчиков, так как при возврате компания ориентируется на условия авиаперевозчика.

Венера Смаилова

ТОО «Премиум Ойл Транс» названо самой успешной транспортной компанией Казахстана

Об этом объявлено в Алматы на совместной конференции Ассоциации национальных экспедиторов и Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов.

10 Март 2020 12:33 1985

ТОО «Премиум Ойл Транс» названо самой успешной транспортной компанией Казахстана

В профильных ассоциациях подводили итоги 2019 года. Решением комиссии АНЭК ТОО «Премиум Ойл Транс» стало победителем в конкурсе «Успешная компания» в номинации «Транспортные услуги». Свидетельство и специальную награду вручил председатель наблюдательного совета АНЭК и КазАПО Илья Сегал.  

Генеральный директор компании Руслан Утеев отметил, что «Премиум Ойл Транс» в последние годы развивается динамично, растет как в операционном плане, так и ресурсном.

«Наша главная задача – обеспечение бесперебойной работы трех нефтеперерабатывающих заводов Казахстана. И за все время работы «Премиум Ойл Транс» не допустил ни одного срыва погрузки», – подчеркнул он. По итогам 2019 года компания перевезла более 14,2 млн тонн нефтепродуктов. 

В торжественной обстановке были вручены также знаки отличия, награды и благодарственные письма МИИР РК, НПП РК «Атамекен», СТК KAZLOGISTICS, АО «НК «КТЖ», АНЭК и КазАПО наиболее отличившимся руководителям и специалистам компаний.

За плодотворную и эффективную работу, добросовестное исполнение трудовых обязанностей, большой личный вклад в развитие транспортной отрасли Казахстана награжден Ергали Карабеков – генеральный директор ТОО Petroleum.   

Благодарственное письмо КТЖ за значительный вклад в организацию перевозок грузов железнодорожным транспортом вручено Руслану Утееву – генеральному директору ТОО «Премиум Ойл Транс».  

Памятной медали АНЭК «За особые заслуги в экспедиторском бизнесе» удостоена Дания Нуриддинова – управляющий директор по операционной деятельности ТОО «Премиум Ойл Транс». А памятный знак КазАПО «За заслуги в развитии транспортного бизнеса» вручили Гульнар Батаевой – управляющему директору по финансам ТОО «Премиум Ойл Транс».

Почетными грамотами КазАПО за участие в работе ассоциации по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность операторских компаний, отмечены Данияр Сейтенов – начальник юридического отдела и Саят Сабитов – начальник отдела эксплуатации вагонного парка ТОО Petroleum.

Свидетельства «Отличный специалист экспедиторской компании» получили:

  • Азамат Садырбаев – заместитель начальника управления по перевозочным процессам ТОО «Премиум Ойл Транс».
  • Артур Борибаев – главный специалист управления по перевозочным процессам ТОО «Премиум Ойл Транс».
  • Мансур Кошелеков – ведущий специалист управления по перевозочным процессам ТОО «Премиум Ойл Транс».

Благодарственные письма АНЭК вручены руководителям подразделений ТОО «Премиум Ойл Транс» Мурату Капасу, Асету Чиндалиеву, Марату Аукенову, Айжан Утешевой, Асылбеку Коспанову, Олжасу Арыкбаеву.

Цель ежегодной конференции АНЭК и КазАПО – определить пути взаимодействия и планы на текущий год на основе диалога бизнеса и государственных органов.

Участники конференции отметили конструктивную работу отраслевых ассоциаций (союзов) по решению проблемных вопросов бизнеса, разработке законов и нормативно-правовых актов с государственными органами и депутатами парламента.

Вместе с тем все еще актуальной остается необходимость решения концептуальных проблем сохранения условий для добросовестной конкуренции на рынке железнодорожных транспортных услуг, защиты национальных интересов.

Важной задачей остается создание нормативно-технических условий ускоренной модернизации магистральной железнодорожной сети по удовлетворению спроса на увеличение скорости транзитных перевозок. Необходимо также создать условия для наращивания отечественного парка подвижного состава для трансграничных перевозок железнодорожным транспортом.