Редакция Inbusiness.kz собрала резюме с самыми важными моментами саммита.
Влияние пандемии на экономику Казахстана. Есть ли выход из кризиса?
Более 31 тысячи компаний закрылись в 2020 году. В результате бюджет недополучил свыше 50 млрд тенге. Такие данные представлены в исследовании, проведенном НПП "Атамекен" совместно с Grant Thornton.
Председатель Регионального совета Алматы, член президиума НПП Максим Барышев озвучил ряд предложений по поддержке бизнеса.
Первое. В первую очередь необходимо обеспечить полную загруженность отечественных товаропроизводителей.
Второе. Государству необходимо придерживаться принципа "желтых страниц" и запустить программу поддержки предпринимательства "От идеи до экспорта".
Третье. Необходимо увеличить оборачиваемость денег в экономике.
Четвертое. Казахстанским товаропроизводителям не хватает сырья меди. В основном этот металл идет на экспорт.
Пятое. Необходимо ускорить возврат НДС с бюджета. Есть прецедент, когда возврат НДС одной компании затянулся на 2,5 года.
Подробнее о предложениях Максима Барышева читайте здесь.
Последствия пандемии оказались сильнее
Последствия пандемии отразились на Казахстане сильнее, чем финансово-экономические кризисы последних десятилетий. Об этом заявил первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков.
Так, в период азиатского кризиса в 1998 году экономика Казахстана снизилась до 1,9%, а в периоды мировых финансово-экономических кризисов (2007-2009 гг. и 2014-2015 гг.) экономика Казахстана показала небольшой экономический рост (1,2%). В прошлом году экономика страны снизилась до 2,6%.
Ряд секторов, связанных с производством товаров, в прошлом году демонстрировали рост на уровне 2%. Тогда как для сектора услуг год завершился с минусом 5,6%. Больше всего пострадали сферы торговли, логистики и туризма.
Тимур Жаксылыков также назвал ключевое условие для восстановления экономики. Ознакомиться с ним можно здесь.
Как разные страны выходят из кризиса?
Экономист Алмас Чукин заявил, что с точки зрения мировой экономики пандемия пронеслась как ураган в лесу, который много повалил, но создал совсем новую ситуацию.
Эксперт также объяснил модели выхода из кризиса. Так, V-образный выход предполагает резкое падение и последующий резкий рост, U-образный – рост с затянутым выходом, W – с выходом из кризиса и повторным падением и самый "печальный" L – когда экономика заходит в кризис, а выход медленный и долгий.
В свою очередь, Казахстан показывает K-образную модель – отдельные сектора резко вернулись к росту, отдельные сектора упали и им необходимо оказывать помощь.
"Расслабленная и неэффективная работа с вакцинацией показала, что этот момент сильно упущен и пример успешных стран, Китая и США, у которых V-образный выход из кризиса, показывает, что их этот кризис еще более усилил. В США думают о том, что необходимо останавливать рост, их прогнозы более 9% на этот год, Китай также выходит за 10%. Есть страны, которые до сих пор не могут справиться с последствиями ковида, в то же время страны, которые справились, уходят резко вперед", – подчеркнул экономист.
Кроме этого, Алмас Чукин назвал предположительные даты выхода из кризиса разных стран. В каком году это может произойти, читайте здесь.
Как экономика Казахстана восстанавливается от коронакризиса
Быстрое восстановление все еще сдерживают карантинные ограничения и ситуация в энергетической отрасли. Об этом говорится в макроэкономическом отчете аналитиков Halyk Finance за I квратал 2021 года.
Существенный рост продемонстрировали сектора экономики, ориентированные на внутренний спрос. Рост наблюдается из-за влияния стимулирующих мер правительства и притока пенсионных сбережений.
По итогам 2021 года аналитики прогнозируют рост ВВП на 3,2%, инфляцию на отметке в 7% и курс нацвалюты на уровне 435 тенге за доллар. Их ожидания по темпам восстановления экономики в этом выглядят достаточно сдержанно.
Подробнее о секторах экономики читайте здесь.
Кто душит бизнес и чем пополнять казну государства?
Бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов обратил внимание на реализацию программы "Бастау Бизнес", где обучают основам предпринимательства, отбирают лучших, те защищают свои бизнес-проекты, но в итоге финансовые институты отказывают им в предоставлении кредитов.
В свою очередь экономист, член совета директоров Visor Kazakhstan Алмас Чукин выделил две предстоящие угрозы. Это несбалансированный бюджет и желание государства помогать слабым.
По мнению Чукина, государство – это не богодельня и не стоит душить конкуренцию, оказывая госпомощь.
Вице-министр Тимур Жаксылыков ответил, что льготные программы будут переосмыслены в сторону конкурентного бизнеса, но произойдет это не ранее конца 2022 года.
При этом Жаксылыков отметил, что не все отрасли будут в плюсе. Подробнее об этом читайте здесь.
Как долго БВУ будут "сидеть" на антикризисных послаблениях?
Банки готовы к выходу из "антикризисных" послаблений. Об этом заявила председатель агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова.
Так, из 23 мер пруденциального регулирования было принято решение сохранить до конца 2021 года только шесть мер по капиталу, которые стимулируют кредитование экономики.
Глава АРРФР также назвала сумму господдержки общего пакета антикризисных мер. С цифрами можно ознакомиться здесь.
АРРФР сворачивает ипотечные программы "7-20-25" и "Баспана-Хит"
В 2021-2022 годах планируется завершение финансирования программ льготного кредитования, "Экономика простых вещей", "Баспана Хит" и "7-20-25".
Правительство в свою очередь рассмотрит возможность перехода от прямого финансирования на гарантирование кредитных рисков субъектов предпринимательства.
Об этом также сообщила председатель агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова
Она отметила, что выход Нацбанка из госпрограмм с 2023 года предусмотрен соглашением о координации мер по макроэкономической политике на 2021-2023 годы, подписанным в начале этого года между правительством, НБРК и АРРФР.
О необходимости выхода Нацбанка из программ кредитования экономики говорится в принятой стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года.
Тезисы председателя АРРФР по теме читайте здесь.
Что вытянуло рынок кредитования в 2020 году?
Кредитный портфель вопреки негативным прогнозам показал положительную динамику. Кредиты экономике выросли за 2020 год на 5,5% – до 14,6 трлн тенге, в том числе займы МСБ выросли на 7,2% – до 4,2 трлн тенге, привела цифры Мадина Абылкасымова.
Значительный вклад в рост кредитования внесла ипотека.
Она также рассказала, почему последствия кризиса не оказали негативного влияния на финансовый сектор страны. Факты и цифры изложены здесь.
Банки сократят проблемные кредиты в три раза
АРРФР согласовало с БВУ индивидуальные планы по сокращению неработающих кредитов с 2,7 трлн до 0,9 трлн тенге до 2025 года. Также агентство намерено привлекать частных инвесторов на рынок стрессовых активов. Об этом сообщила глава АРРФР Мадина Абылкасымова.
По ее словам, банки не стремятся признавать свои активы проблемными и продавать их с дисконтом. В результате проблемные активы остаются на балансах банков и их дочерних организаций (ОУСА) в течение последних десяти лет.
Она добавила, что срок нахождения стрессовых активов на балансах банков и ОУСА ограничен до пяти лет. Это позволит значительно ускорить списание стрессовых активов и продавать заложенное имущество по справедливой стоимости.
С озвученными Мадиной Абылкасымовой предлагаемыми мерами можно ознакомиться здесь.
Каждый третий потратил пенсионные средства на выкуп квартиры
Более 200 тысяч человек получили единовременные пенсионные выплаты из ЕНПФ в сумме это 950 млрд тенге. Такие данные озвучила глава Отбасы банка Ляззат Ибрагимова.
Каждый третий потратил средства на полный выкуп.
Ляззат Ибрагимова также опровергла мнение о том, что льготная ипотека разгоняет инфляцию на рынке. Аргументы главы Отбасы банка читайте здесь.
Что пошло не так с пенсионной системой
Экономист Болат Жамишев назвал институциональные противоречия, которые закладываются в пенсионную систему и дают те результаты, которые имеются сейчас.
Вот, какие противоречия он видит:
"Мы создали институт в виде пенсионных фондов, но при этом оградили государственные предприятия от возможности и необходимости вообще выходить на фондовый рынок.
Противоречия в том, что пенсионные фонды (существовавшие до объединения всех пенсионных активов в ЕНПФ. – Ред.) были аффилированы с банками, как результат там было неэффективное инвестирование, плюс проблемы были с административными издержками.
Решили эту проблему – создали ЕНПФ.
Но вместе с этим заложили другую проблему – стали на пенсионную систему смотреть как на часть государственной системы. Нацбанк, управляя пенсионными активами, состыковал ее с денежно-кредитной политикой и уменьшил долю валютных инструментов, чтобы не было давления на валютный рынок.
Как следствие – поскольку это практически государственные деньги, разрешили использовать их на покупку жилья (также лечение и передавать "излишки" частным управляющим. – Ред.). Сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы все государственные фонды объединить, имеется в виду, что ЕНПФ – это тоже государственный фонд".
По его мнению, все проведенные действия девальвировали для населения значимость сбережений в накопительной пенсионной системе. Подробнее с его доводами можно ознакомиться здесь.
МФО могут разрешить трансформироваться в банки
Такая возможность будет рассмотрена в среднесрочной перспективе.
За 2020 год сектор микрофинансирования покинуло более 3,5 тыс. субъектов, включая ломбарды, кредитные товарищества и другие субъекты кредитования.
В настоящее время в этом секторе работают 998 организаций, совокупный портфель микрокредитов превышает 1 трлн тенге. Об этом сообщила председатель агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова во время выступления на CFO Summit 2021.
Эти меры – это отсылка к международному опыту, в котором "основным направлением микрофинансирования является борьба с бедностью за счет облегчения и расширения доступа предпринимателей и граждан к финансовым ресурсам с целью развития микробизнеса и обеспечения занятности".
Подробнее об уже введенных нормах для МФО читайте здесь.
Цифровизация и цифровой тенге. Споры продолжаются
Эксперты по-разному оценивают целесообразность создания в стране цифрового тенге. На площадке саммита участники финансового рынка высказали за и против введения цифровой валюты.
Если по мнению одних цифровой тенге может стать еще одним удобным инструментом для потребителей, то по мнению других – риски слишком велики, и потребуются годы изучения, тестирования и пилота.
С аргументами участников панельной дискуссии можно ознакомиться здесь.
Участники дискуссии также описали цифровизацию в Казахстане. По их словам, ситуация достаточно "пестрая". В то время как одни сферы идут семимильными шагами, другие все еще стоят "на старте".
В чем именно Казахстан смог обогнать США в цифровизации, читайте здесь.
Аскар Ескараев
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!