/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 440,47 Brent 36,55
Перевозчик против запуска нефтепровода, потому что с его запуском потеряет часть прибыли

Перевозчик против запуска нефтепровода, потому что с его запуском потеряет часть прибыли

Владельцы трубопровода второй год отстаивают свои права в судах.

08:24 11 Июль 2020 5594

Перевозчик против запуска нефтепровода, потому что с его запуском потеряет часть прибыли

Автор:

Саян Абаев

Торговая война или экономический конфликт между железнодорожниками и нефтяниками в Мангистауской области входит в новую фазу. Первые не желают терять прибыль от перевозки нефтепродуктов в цистернах, а вторые хотят оптимизировать и логистику, и финансовые потоки, построив свой 20-километровый нефтепровод, избавившись от лишних затрат.

Самый наглядный пример торговых войн – это битва титанов: США и Китая. Еще в ходе своей предвыборной кампании осенью 2016 года Дональд Трамп постоянно критиковал торговые отношения с Поднебесной, заявляя, в частности, что «Китай насилует нашу страну несправедливой торговой политикой».

«Изнасилование» орла драконом состояло в гигантском торговом дисбалансе: в 2017 году США импортировали из Китая товаров на сумму 526 млрд долларов, в то время как импорт Китая из США составил всего 154 млрд долларов. Притом для самого Трампа совсем не важно, что Поднебесную как раз и развивали для того, чтобы она была дешевой мировой мастерской.

Как бы то ни было, но «тоталитарный Китай» не дает житья «светочу мировой демократии», а потому в рамках продвижения этой самой демократии совершенно недемократическими методами его нужно уничтожить.

Если же говорить о нашем примере, то и здесь все достаточно просто.

В этой торгово-судебной войне с одной стороны участвует собственник некоторого количества железнодорожных путей, которого назовем региональный перевозчик, а с другой – ТОО Caspian Oil Trans, которое строит «Приемо-сдаточный пункт (ПСП) с подводящим трубопроводом».

Трубопровод первоначальной длиной 14,4 км и пропускной способностью до 1 млн тонн в год соединяет два значимых объекта нефтегазовой промышленности города Актау – битумный завод ТОО «СП CASPI BITUM» и головную нефтеперекачивающую станцию «Актау» Мангистауского нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл».

И если ТОО запустит трубопровод, то железнодорожная компания, которая пока еще в цистернах перевозит нефть для этих объектов, потеряет ежегодный объем перевозок даже не в один миллион долларов.

Caspian Oil Trans, получив все необходимые разрешения – от местных органов власти до соответствующих министерств и экспертных организаций, эту ветку построило. Поскольку трубопровод по проекту пересекал железную дорогу регионального перевозчика, то разрешение было получено, в том числе, и от него.

Но, когда нефтепровод был уже построен, транспортники отозвали свое разрешение и обратились в суд.

Исковые требования регионального перевозчика

Стороны в течение года доказывали законность/незаконность своих требований и действий. Когда рассматриваются такого рода дела с массой документов и необходимостью их сортировки на две стопки «за» и «против», то на память сразу приходит мультфильм «Как лечить удава» со сценой, в которой мартышка и слоненок размышляли: «Три ореха – это куча? А шесть орехов?».

В конечном итоге региональный перевозчик и ТОО Caspian Oil Trans добрались до Верховного суда, который удовлетворил исковые требования железнодорожников. И нефтяникам пришлось разобрать 4 тыс. метров.

Схема трубопровода, красным выделен первоначальный вариант. Желтым – новый обходной участок

Но Caspian Oil Trans разработало новую проектно-сметную документацию, пустив 9,5 км трубопровода в обход железнодорожных путей.

Однако позже выяснилось, что еще 28 метров трубопровода проходит по земле, которая на правах аренды принадлежит Другому Перевозчику. Он эту землю получили ещё в далёком 2011 году для строительства и эксплуатации железнодорожного пути, однако «железку» за девять лет так и не построил. Так что государство при соблюдении норм Земельного Кодекса (ст. 92, 94) эту землю у них имеет полное право изъять.

16 января 2020 года нефтяники обратились к этому Другому Перевозчику с просьбой о предоставлении сервитута на 28-метровый клочок земли, но те не только ответили отказом, но и подали на Caspian Oil Trans в суд.

Требования истца были таковы:

Исковые требования Другого Перевозчика

Ничего не напоминает?

Стоит ли в этом случае говорить об иронии судьбы, но единственным учредителем Другого Перевозчика является уже известный нам Региональный Перевозчик. Потому вполне естественно, что ТОО Caspian Oil Trans нарвалось на новый иск.

Но суд первой инстанции встал на сторону нефтяников.

Решение суда первой инстанции

Война железнодорожников с нефтяниками идет не только в судах: началось активное формирование общественного мнения. Уже появились статьи о «негативном влиянии» 20-километрового трубопровода на экосистему всей области, в которых для сравнения приводится недавняя авария в Норильске с разливом 17 тыс. тонн нефтепродуктов. Но не говорится о том, что в Мангистауской области по трубам перекачивается до 95% всей добытой нефти, а в некоторых областях Казахстана этот показатель доходит до 100%.

К слову, протяженность магистральных нефтепроводов регионального нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл» составляет почти 1000 км.

По данным сайта kaztransoil.kz.

Однако никто «плач Ярославны» по этому поводу не устраивает, и не требует признать их незаконными.

Также жителям региона, опять же – в связи со строительством нефтепровода, напоминают о крушении жилищного комплекса «Бесоба» в Караганде, и о говорят о влиянии ветки трубопровода даже на работу подразделения «Казатомпрома» – Мангистауского атомного энергетического комбината.

1 июля 2020 года Другой Перевозчик – дочернее предприятие Регионального Перевозчика, подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, опять добиваясь запрета строительства нефтепровода. Еще раз напомним: если трубопровод будет запущен, Региональный Перевозчик потеряет весьма крупного клиента, а вместе с ним и весьма немалые деньги. Так что эта торговая война будет длиться ещё долго.

Саян Абаев


 Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Рынок нефти прошел ценовое дно

Экспортная выручка Казахстана от продажи нефти по итогам текущего года сократится на 30%, прогнозируют в Halyk Finance.

06 Август 2020 17:13 4361

Рынок нефти прошел ценовое дно

Мировой кризис на нефтяном рынке, вызванный пандемией коронавируса, нанес существенный удар по экономикам нефтедобывающих стран. По итогам первого полугодия 2020 года добыча нефти в Казахстане выросла на 7,8% в годовом выражении, однако денежные доходы от ее экспорта упали на 8,5%, до $15,1 млрд. По оценкам аналитиков Halyk Finance, по итогам текущего года экспортная выручка от продажи нефти упадет почти на 30% в годовом выражении, или на $10 млрд.

«Снизившиеся цены на нефть и участие Казахстана в соглашении ОПЕК+ по ограничению добычи сдерживают возможности по дальнейшему расширению производства нефти. Кроме того, на Тенгизе и Карачаганаке во второй половине года намечены плановые ремонтные работы, что приведет к снижению добычи нефти. В результате в текущем году минэнерго [Казахстана] предполагает, что добыча нефти снизится примерно на 7% г/г, до 84,5 млн т», – прогнозируют в инвестбанке.

На экспорт Казахстан отправляет 80% добываемой нефти. При этом свыше 60% добычи приходится на три крупнейших месторождения страны – Тенгиз (33% добываемой в РК нефти), Кашаган (16%) и Карачаганак (12%). Добыча на Кашагане в текущем году по плану должна вырасти на 1,1 млн, до 15,1 млн тонн, отмечают в Halyk Finance; также идет активная фаза расширения производства на Тенгизе стоимостью $45 млрд, которая увеличит добычу на 10 млн тонн, до 39 млн к 2023 году.

«Казахстан принимает участие в соглашении о сокращении добычи нефти в рамках ОПЕК+ с 2016 года. Согласно данным минэнерго, добыча нефти в июне текущего года без учета газового конденсата составила в среднем 1,297 млн б/д, в то время как страна обязалась добывать 1,319 млн б/д. Таким образом, Казахстан в июне перевыполнил свои обязательства, тогда как в мае уровень соблюдения квот был довольно низким. В этих условиях Казахстан обязался в июле-сентябре наверстать превышенные объемы добычи за счет большего сокращения в ближайшие месяцы. Пока же по данным за январь-июнь добыча нефти выросла на 1,4% г/г, до 44,9 млн т», – следует из аналитического обзора.

Пандемия коронавируса ударила по инвестициям в нефтедобычу Казахстана, которая в первом полугодии упала на 13% в годовом выражении на фоне прошлогоднего роста на 30,8% в аналогичном периоде. При этом основной объем инвестиций в настоящее время приходится на проект по расширению добычи на Тенгизе.

По итогам первого полугодия текущего года потребление нефти в мире упало на 12% к показателю годичной давности. Однако значительное снижение добычи в рамках сделки ОПЕК+ привело к снижению предложения на 13%. В результате по итогам июня впервые с конца 2019 года спрос на нефть превысил предложение, а размер дефицита составил почти 2 млн баррелей в сутки, что снизило запасы и повысило стоимость эталонного сорта Brent на 76% от мартовских минимумов до более $40/баррель. Ценовое дно и пик спада потребления нефти пройдены, добавляют в инвестбанке, однако на фоне второй волны вируса и геополитической напряженности неопределенность на нефтяном рынке остается высокой.

Потребление нефти в мире по итогам текущего года сократится на 8-9 млн баррелей в сутки, прогнозируют в Международном энергетическом агентстве (МЭА), против снижения на 8,1 млн и 8,9 млн баррелей в сутки от минэнерго США и ОПЕК соответственно. Однако в целом прогнозы в течение последних месяцев корректируются в сторону меньшего падения. Более того, масштабное вливание ликвидности мировыми центробанками в рамках антикризисных шагов по нивелированию последствий пандемии стимулируют рост стоимости активов и сырьевых товаров на глобальных рынках, отмечают в Halyk Finance.

«Форвардная кривая цен на нефть марки Brent в конце июня стала более плоской в сравнении с данными за март, когда трехмесячнный форвард котировался на $10 дешевле 12-месячного. Это указывает на улучшение состояния на нефтяном рынке – цены стабилизировались и уменьшился размер премии более долгосрочных контрактов – разница составила менее $2 в конце июня. По данным Bloomberg, в настоящее время большинство аналитиков ожидает, что к концу 2020 года стоимость нефти Brent составит $40 за баррель, что почти на $20 выше ее стоимости в апреле», – резюмировали авторы аналитического обзора.

Султан Биманов

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

В Казахстане за полгода 2020 года автомобильным транспортом перевезено порядка 1,4 млрд тонн груза

Пандемия и карантинные мероприятия в Казахстане не повлияли на доходы от перевозки грузов автомобильным транспортом, несмотря на снижение общих объемов перевозок, которые связаны с понижением деловой активности и сокращением географии поставок грузов.

06 Август 2020 11:48 471

В Казахстане за полгода 2020 года автомобильным транспортом перевезено порядка 1,4 млрд тонн груза

По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, за шесть месяцев т. г. доход от грузоперевозок автомобильным транспортом составил 80,3 млрд тг, что на 7% больше по сравнению с прошлым годом (74,7 млрд. тг), сообщает сайт премьер-министра РК.

«За шесть месяцев т. г. автомобильным транспортом перевезено порядка 1,4 млрд тонн груза, что на 10% меньше по сравнению с прошлым годом (1,57 млрд тонн). За шесть месяцев т. г. грузооборот автомобильным транспортом составил 69,5 млрд тонн, что на 14% меньше по сравнению с прошлым годом (80,5 млрд тонн)», – говорится в сообщении.   

В целях оказания государственной поддержки деятельность грузового и автомобильного транспорта освобождена от налогов и обязательных платежей фонда оплаты труда.

Кроме того, в рамках восстановления экономического роста до конца 2020 года проводится работа по обеспечению освобождения операторов международных автомобильных перевозок от утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию для седельных тягачей.

В частности, в Налоговый кодекс РК внесены поправки в части освобождения от уплаты сбора за первичную регистрацию для седельных тягачей, задействованных на международных перевозках грузов. Касательно вопроса освобождения от утилизационного сбора ведется работа по обеспечению внесения соответствующих поправок в приказ министра энергетики РК.

За полгода железнодорожным транспортом перевезено 196,6 млн тонн, что больше на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во время пандемии грузоперевозки осуществлялись в штатном режиме. 

Так, в соответствии с решением госкомиссии по обеспечению режима ЧП, а также в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции из 157 пар поездов отменены курсирования 129 пар поездов (28 пар поездов для путевого хозяйства).

13 мая т.г. на заседании межведомственной комиссии принято решение о возобновлении курсирования поездов внутри страны с соблюдением противоэпидемиологических мер. В целом с 1 июня т. г. возобновлено курсирование 93 пар поездов внутри страны. Возобновление 36 межгосударственных поездов будет осуществлено после открытия государственной границы.

При этом в связи с отсутствием спроса на некоторые направления с 1 июля т. г. временно приостановлено курсирование трех коммерческих поездов «Тальго» (Уральск – Нур-Султан, Атырау – Нур-Султан, Алматы – Нур-Султан).

2 июля т. г. на заседании госкомиссии по восстановлению роста экономики принято решение об ограничении пассажирских перевозок ж/д транспортом. В целом временно приостановлено курсирование 35 пар поездов.

Справочно:

  • с 5 июля т.г. временно приостановлено курсирование 25 пригородных поездов и одного межобластного поезда;
  • с 8 июля т. г. по инициативе акимата Атырауской области временно приостановлено курсирование пяти пар поездов (Актобе – Атырау, Атырау – Алматы, Атырау – Мангистау, Атырау – Алматы, Атырау – Нур-Султан);
  • с 10 июля т. г. временно приостановлено курсирование четырех пар поездов назначением/формированием по ст. Мангистау ( Мангистау – Нур-Султан, Мангистау – Алматы, Мангистау – Актобе, Мангистау – Бейнеу).

Также сокращена периодичность курсирования четырех пар поездов «Тулпар Тальго» (Алматы – Нур-Султан, Алматы – Павлодар, Нур-Султан – Оскемен, Нур-Султан – Достык).

В настоящее время внутри республики с соблюдением эпидемиологических мер курсируют 55 пар поездов. Возобновление курсирования временно приостановленных поездов будет осуществлено по мере улучшения эпидемиологической ситуации в соответствии с решением межведомственной комиссии по согласованию с местными исполнительными органами.

В частности, в настоящее время временно закрыты 12 автомобильных пунктов пропуска (РФ – 10, Узбекистан – 2) до улучшения санитарно эпидемиологической ситуации.

Также, согласно порядку пересечения государственной границы РК на период карантинных ограничений допускается пересечение не более двух водителей на одно грузовое транспортное средство, осуществляющее международные грузовые перевозки, а также владельцев грузов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, при представлении документов, подтверждающих сельскохозяйственную деятельность. 

Вместе с тем за шесть месяцев т. г. автомобильным транспортом перевезено порядка 6,5 млрд пассажиров, что на 43% меньше по сравнению с прошлым годом (11,4 млрд чел.). Железнодорожным транспортом за полгода перевезено 5877 тыс. человек, показатель снизился на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Доход от перевозок пассажиров автомобильным транспортом составил 34 млрд тг, что на 33% меньше по сравнению с прошлым годом (50,9 млрд тг). Снижение доходов от перевозки пассажиров связано с приостановлением международных и междугородных сообщений из-за мировой пандемии и карантинных мероприятий. 

Что касается погрузки и перевозки угля, то в III квартале т. г. планируется погрузить 25 582 тыс. тонн угля, из них межобластные – 17 177 тыс. тонн и экспорт – 8404 тыс. тонн.

В IV квартале т.г. планируется погрузить 29 222 тыс. тонн угля, из них межобластные – 20 443 тыс. тонн и экспорт – 8780 тыс. тонн.

В общем с июля до конца декабря т. г. планируется погрузить 50 804 тыс. тонн угля, из них межобластные – 37 620 тыс. тонн и экспорт – 17 184 тыс. тонн.

За шесть месяцев т. г. объем погрузки угля составил 49 500 тыс. тонн, из них внутри РК погружено 33 568 тыс. тонн, экспорт – 15 932 тыс. тонн. Данный показатель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 3% (I квартал 2019 года – 47 999 тыс. тонн).

В настоящее время на территории Казахстана задействовано более 58 тыс. полувагонов, из них 32 тыс. (55%) задействованы в перевозке угля.

Справочно: АО «Казтемиртранс» – 28 379 полувагонов; ТОО «ИстКомТранс» – 3698 полувагонов; ТОО RailLeasing – 3665 полувагонов; ТОО «Транс Ком» – 7093 полувагона; ТОО «Богатырь Транс» – 1447 полувагонов. 


Подпишитесь на наш канал Telegram!