/img/tv1.svg
RU KZ
Первые пассажиры авиарейса Алматы – Нур-Султан во время пандемии. Кто они?

Первые пассажиры авиарейса Алматы – Нур-Султан во время пандемии. Кто они?

Сколько авиапассажиров смогли себе позволить купить билет и сделать тест? Кем они работают? Что одних заставило спешно лететь в столицу, а других – ее покинуть? Об этом – в фоторепортаже inbusiness.kz.

22:06 01 Май 2020 4850

Первые пассажиры авиарейса Алматы – Нур-Султан во время пандемии. Кто они?

Автор:

Катерина Клеменкова

Фото: Максим Морозов

С сегодняшнего дня власти сняли жесткие ограничения на передвижение. Самолетам разрешили летать. Первые пассажиры улетели из Алматы в Нур-Султан еще в шесть утра. В 12:55 в столицу полетел второй рейс авиакомпании Air Astana. Десятки журналистов стали съезжаться в воздушную гавань, чтобы проводить пассажиров второго рейса и встретить пассажиров первого рейса из Нур-Султана.

Тест на COVID-19 стал обязательным

В Международном аэропорту Алматы стоит тишина. Нет привычных очередей на въезде и выезде. Парковка, всегда наполненная машинами и людьми, превратилась в пустующее пространство.

Аэропорт сейчас нельзя назвать местом скопления людей. С 22 марта в попытке сдержать распространение коронавируса были прекращены все внутренние пассажирские авиарейсы, а с 1 апреля перестали летать и международные. Из-за коронавируса целый месяц алматинский аэропорт был таким – без пассажиров, шума, суеты…

На пустой парковке аэропорта за несколько часов до вылета второго рейса можно увидеть одиноко стоящего человека – он в маске, перчатках и с багажом.

Добрый день! Полетите в столицу? (Других направлений нет – с 1 мая возобновлены авиарейсы только из Нур-Султана в Алматы и обратно, но начать разговор как-то надо.)

– Полечу в столицу, – просто ответил первый встретившийся нам пассажир.

Шахид Арашев, так представился собеседник, рассказал, что полетит бизнес-классом, что у него отрицательный тест на коронавирус и что он руководитель сельхозпредприятия. Сейчас посевная, и ему надо быть там уже давно, но пандемия нарушила планы.

– Хотел ехать на машине, но блокпосты… Все очень сложно.

– Вернетесь в Алматы уже после уборочной?

– Надеюсь, что самолеты будут летать и смогу прилетать домой на выходные.

…Подъехал мини-автобус, из которого вышла шумная компания. Пять человек улетают, и трое их провожают. Что заставило компанию из пяти человек срочно лететь в столицу? Как выяснилось, все не просто. Два дня назад они прилетели из Кабула. Им повезло, афганское правительство отправило самолет за 170 своими студентами, которые обучаются в нашей стране, а наши граждане стали попутчиками и таким образом прилетели в Алматы. Здесь им сделали тест на COVID-19. Он оказался отрицательным, и теперь они летят дальше – в столицу, то есть домой. Что они делали в Кабуле целых три месяца? Этот вопрос остался без ответа.

Все пассажиры, приезжающие в аэропорт, сразу же заходили в здание терминала, куда журналистам без теста на коронавирус вход был воспрещен. Пресс-служба алматинского аэропорта заранее уведомила СМИ, что доступ в терминал будет только со справками о ПЦР-анализе (уточним: срок действия справки – семь календарных дней с даты выдачи).

На входе в аэропорт дежурят сотрудники санэпиднадзора и полиция. У всех проверяют температуру, документы и справки об отсутствии COVID-19.

Кстати, и не все тесты на коронавирус служат пропуском в терминал аэропорта. Пожилая женщина даже расплакалась, когда ее с двумя внуками развернули возле входа.

«Прежде чем взять эти справки, мои дети узнали, что эти справки действительны. Но 30 апреля вышел другой (документ), что нужны другие справки. А мы-то не знали, деньги уже заплатили. 17 тысяч тенге за две справки. Понимаете, я бабушка, они у меня уже два месяца, мне так тяжело с ними», – рассказала Галина Абишева.

Из-за отсутствия справок о прохождении ПЦР-теста шестеро пассажиров не были допущены и на первый рейс Алматы – Нур-Султан авиакомпании SCAT.

Пока журналисты пытались поговорить с теми, кто собрался лететь в столицу, приземлился самолет из Нур-Султана. Не все пассажиры стали общаться с прессой, большинство отвечали на вопросы односложно. Или вообще не отвечали.

«Живу в Алматы, работаю в столице. Прилетела на праздники. Через три дня полечу обратно», – примерно так говорили большинство пассажиров, прилетевших из Нур-Султана. Никто из них не захотел представиться.

Дешевые билеты ненадолго

Эпидемия коронавируса сильно ударила по авиационной отрасли. Первые авиарейсы летают по спецправилам. Как отметили в пресс-службе аэропорта, пассажиры относятся с пониманием к нововведениям и выполняют все требования.

Однако, по словам главы авиакомпании Air Astana Питера Фостера, многие пассажиры отказались лететь из-за процедуры тестирования на COVID-19.

«Так как эти процедуры очень сложные и дорогие», – уточнил глава авиакомпании.

Все сотрудники аэропорта, авиакомпании и пассажиры обязаны носить индивидуальные средства защиты.

«На борту введены меры социального дистанцирования, – добавил Питер Фостер. – Рейсы выполняются в полном соответствии со всеми установленными требованиями, которые включают усиленную тщательную уборку самолетов».

На первом рейсе в столицу было 74 пассажира, на втором – около 100 человек. Количество посадочных мест на самолетах Airbus 320, 321, сократилось на треть, на «Эмбраере» – наполовину. Это невыгодно авиакомпаниям. По словам Питера Фостера, билеты пока продаются дешевле, чем их реальная стоимость. Не исключено, что «тариф изменится в сторону увеличения».

Если раньше самый дорогой билет в экономклассе стоил 51 тысячу тенге, то сейчас стоит 36 тысяч тенге. Самый низкий тариф – 21 тысяча тенге.

Изначально сообщалось о шести рейсах, но по факту осталось только пять. Рейсы обслуживают три авиаперевозчика – Air Astana, Qazaq Air и SCAT.

Во FlyArystan заявили, что с 1 мая рейсов не будет. Лоукостер начнет летать только с 11 мая.

С 4 мая в Казахстане планируется возобновить рейсы в Кызылорду, Петропавловск, Усть-Каменогорск и Семей. Однако Питер Фостер эту информацию не подтвердил.

Катерина Клеменкова

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/656h4T2b.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/44tGna3E.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/A8GL11wu.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/iSmaopow.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/3PyEjHWJ.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/StCEC6Cu.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/0pQMNTSK.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/rBL2TTMA.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/bFt0MSkJ.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/nvM722Vi.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/vv86Hrzl.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/txgAhEJ2.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/orbPQvwC.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/DsIoaD9W.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/X3mtl7Xc.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/rJg1HNX0.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/g9LGYvln.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/m9hld5p8.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/QRil9Gii.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/wf9AFgN4.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/d5rDJcA0.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/KBUdkx4I.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/31aBzTXq.jpg

Казахстан отказывает в регистрации самолетов зарубежным авиакомпаниям

Речь идет о воздушных судах тех перевозчиков, которые не осуществляют полеты на территории нашей страны.

23 Сентябрь 2020 19:06 1323

Делается это в целях наведения порядка на рынке и его защиты от недобросовестных игроков.

«Недавно у нас была  устная заявка от одного весомого иностранного авиаперевозчика, который планировал зарегистрироваться в Казахстане. Но мы ему озвучили, что Казахстан не заинтересован в регистрации иностранных компаний, которые не планируют проводить перевозки на территории самой страны», – сказал Питер Гриффитс во время онлайн-брифинга.

Также он разъяснил скандал вокруг трех компаний, воздушные суда которых имеют казахстанскую регистрацию.  Речь идет о трех фирмах, нарушивших эмбарго СБ ООН по поставке оружия в Ливию: ТОО Azee Air, ТОО Sigma Airlines, ТОО Jenis Air.

Собственниками самолетов являются зарубежные компании.

«Это не казахстанские компании, и в них не работают казахстанцы, за исключением только  президента Sigma Airlines г-на Кенесбаева. Компании зарегистрированы в ОАЭ и на Британских Виргинских островах, из-за чего ООН принимает меры не против Казахстана, а против конкретных личностей, которые нарушают санкции этой организации», – отметил он.

В настоящее время наши госорганы приостановили действие сертификата указанных трех перевозчиков, в том числе и Sigma Airlines, которая, как выяснилось, за два года совершила около 280 полетов в регион Ливии. 

Также Питер Гриффитс отметил, что если какие-либо организации хотят зарегистрироваться в реестре казахстанского регулятора, то будет действовать обязательное требование – выполнять определенную долю полетов на территории Казахстана.

«Таким образом, мы можем защитить интересы Казахстана. Все компании, которые нарушали эти правила, они уже исключены из этого списка (регистрации)», – добавил он.

Айгуль Тулекбаева

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Крушение Ан-28: версия с обстрелом пока вызывает вопросы в суде

На заседании Илийского районного суда Алматинской области были представлены фрагменты «обстрелянного» самолета. Но прокурор усомнился в том, что это останки оборудования Ан-28.

18 Сентябрь 2020 16:08 4706

В суде обсуждают версию обстрела с земли. Inbusiness.kz следит за процессом, этот репортаж со второго слушания.

Напомним, что 3 октября 2017 года через 12 минут после взлета исчез с радаров самолет малой авиации Ан-28 авиакомпании East Wing. Он выполнял полет по оказанию медицинской помощи по маршруту Алматы – Шымкент. На борту находились пять человек. Позже самолет санавиации обнаружили горящим под Алматы. Все пять человек погибли на месте. На скамье подсудимых – руководитель авиакомпании East Wing Виталий Масалитин. Его обвиняют в «нарушении правил безопасности или эксплуатации воздушного транспорта» и «допуске к управлению воздушным судном лица, не имеющего права управления».

Неучтенный вещдок

На судебное разбирательство, которое состоялось 17 сентября, участники со стороны обвиняемого принесли кислородные баллоны воздушного судна, предположительно обстрелянные пулями. Увесистые металлические предметы можно было взять в руки, осмотреть повреждения, углубления и даже просунуть пальцы в образовавшиеся отверстия. Собственно, из-за этих отверстий члены экспертной комиссии по расследованию и отозвали свои подписи. Изначально они не рассматривали возможность внешнего воздействия на самолет, но доказательства от East Wing заставили их изменить свое мнение.

В качестве эксперта на заседание был приглашен профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Академии МВД РК Аджимарат Исаев. Профессор буквально пустил «по кругу» разрушенные кислородные баллоны, указывая на следы разрушений, не отраженных в экспертном исследовании.

«На поверхности видно попадание посторонних предметов. Есть следы скольжения, углубления на корпусе. Обмотка баллонов разорвана. Кроме того, я нашел два повреждения округлой формы шириной 1,5-2 см на фюзеляже. Скорее всего, к детонации и разгерметизации привел удар снаряда. Жизненного пространства в кабине Ан-28 не так много. Оторванные части металлического корпуса баллона могли нанести телесные повреждения пилотам», – пояснил он.

При этом уточнил, что пока нельзя утверждать, что это огнестрел. Для подтверждения версии нужна дополнительная экспертиза, а именно спектральный анализ фрагментов.

«Обычно при попадании пули возникают так называемые следы обтирания. Это частички масла и копоти, которые появляются при обтирании снаряда о поверхность. Но так как самолет горел, то и все следы обтирания пропали в огне. Единственное, что могло сохраниться, так это частички меди или свинца, которые может показать спектральный анализ», – сказал профессор.

В ответ гособвинитель Главной транспортной прокуратуры Алматинской области Малик Давлетов сообщил, что происшествие произошло 3 октября 2017 года в 18 часов 35 минут. По его данным, в этот день на Илийском полигоне специальные учения производились с 9 до 13 часов. После этого никаких выстрелов не было.  

Прокурора возмутил сам факт того, что фрагмент самолета занесли в зал суда.

«Кто вам предоставил этот фрагмент? Все останки самолета переданы на ответ-хранение, и их нельзя трогать без разрешения органов», – заметил он.

Участники заседания со стороны Масалитина стали уверять, что именно эти фрагменты не являются вещдоками. В ходе экспертизы они не были описаны, об этих фрагментах ничего не сказано в отчете. Но прокурор был непреклонен. Он считает, что обвиняемый мог так любой баллон принести и показать. Пока не будет доказательств того, что это действительно фрагмент Ан-28, о дополнительной экспертизе не может быть и речи.

Бракованный самописец

На заседание суда также был приглашен председатель экспертной комиссии Нурлан Жумасултанов. По его мнению, черный ящик мог дать более ясную картину произошедшего, но лента в самописце оказалась бракованной.

«Когда произошла катастрофа, мы были на месте на следующий день. Самописец вывезли в Москву, пытались расшифровать. Обычно лента в аппарате пишет порядка 120 часов. Но в данном черном ящике лента оказалась короткой, установлена была неправильно. Поэтому информация не записалась», – сообщил Жумасултанов.

У любого транспортного средства при проектировании выстраивается математическая модель, так сказать, прогноз поведения машины. После неудачи с расшифровкой черного ящика эксперты решили воссоздать ситуацию через моделирование. Для этого они обратились в конструкторское бюро Антонова, которое находится в Киеве. Антонову была предоставлена запись с локаторов, как самолет шел в сторону Шымкента, по какой траектории падал. По расчетам сотрудников КБ, у самолета возникли технические неполадки с одним из двигателей, потом был перезапуск второго двигателя. Но, как заметил Жумасултанов, такой самолет может взлетать и садиться на одном двигателе и планировать с выключенными двигателями с высоты в тысячу метров более одиннадцати километров.

«В отчете КБ было много оборотов «вероятно», «возможно», «скорее всего». Этот документ не может быть материалом для обвинения, – считает Нурлан Жумасултанов, – К тому же, когда мы делали осмотр, пришли к выводу, что двигатели работали. На них были намотаны линии электропередач, значит они вращались».

По словам председателя экспертной комиссии, анализ фрагментов воздушного судна, проведенный East Wing, может дать новый импульс в расследовании дела. Только вот сочтут ли «обстрелянные» кислородные баллоны доказательством?

Для справки:

16-20 октября 2017 года на Илийском полигоне проходил один из этапов стратегических учений ОДКБ, получивший название «Нерушимое братство – 2017». В совместных операциях приняли участие военнослужащие из всех стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности – России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.  

Римма Гахова, Алматы


Подпишитесь на наш канал Telegram!