С сегодняшнего дня власти сняли жесткие ограничения на передвижение. Самолетам разрешили летать. Первые пассажиры улетели из Алматы в Нур-Султан еще в шесть утра. В 12:55 в столицу полетел второй рейс авиакомпании Air Astana. Десятки журналистов стали съезжаться в воздушную гавань, чтобы проводить пассажиров второго рейса и встретить пассажиров первого рейса из Нур-Султана.
Тест на COVID-19 стал обязательным
В Международном аэропорту Алматы стоит тишина. Нет привычных очередей на въезде и выезде. Парковка, всегда наполненная машинами и людьми, превратилась в пустующее пространство.
Аэропорт сейчас нельзя назвать местом скопления людей. С 22 марта в попытке сдержать распространение коронавируса были прекращены все внутренние пассажирские авиарейсы, а с 1 апреля перестали летать и международные. Из-за коронавируса целый месяц алматинский аэропорт был таким – без пассажиров, шума, суеты…
На пустой парковке аэропорта за несколько часов до вылета второго рейса можно увидеть одиноко стоящего человека – он в маске, перчатках и с багажом.
– Добрый день! Полетите в столицу? (Других направлений нет – с 1 мая возобновлены авиарейсы только из Нур-Султана в Алматы и обратно, но начать разговор как-то надо.)
– Полечу в столицу, – просто ответил первый встретившийся нам пассажир.
Шахид Арашев, так представился собеседник, рассказал, что полетит бизнес-классом, что у него отрицательный тест на коронавирус и что он руководитель сельхозпредприятия. Сейчас посевная, и ему надо быть там уже давно, но пандемия нарушила планы.
– Хотел ехать на машине, но блокпосты… Все очень сложно.
– Вернетесь в Алматы уже после уборочной?
– Надеюсь, что самолеты будут летать и смогу прилетать домой на выходные.
…Подъехал мини-автобус, из которого вышла шумная компания. Пять человек улетают, и трое их провожают. Что заставило компанию из пяти человек срочно лететь в столицу? Как выяснилось, все не просто. Два дня назад они прилетели из Кабула. Им повезло, афганское правительство отправило самолет за 170 своими студентами, которые обучаются в нашей стране, а наши граждане стали попутчиками и таким образом прилетели в Алматы. Здесь им сделали тест на COVID-19. Он оказался отрицательным, и теперь они летят дальше – в столицу, то есть домой. Что они делали в Кабуле целых три месяца? Этот вопрос остался без ответа.
Все пассажиры, приезжающие в аэропорт, сразу же заходили в здание терминала, куда журналистам без теста на коронавирус вход был воспрещен. Пресс-служба алматинского аэропорта заранее уведомила СМИ, что доступ в терминал будет только со справками о ПЦР-анализе (уточним: срок действия справки – семь календарных дней с даты выдачи).
На входе в аэропорт дежурят сотрудники санэпиднадзора и полиция. У всех проверяют температуру, документы и справки об отсутствии COVID-19.
Кстати, и не все тесты на коронавирус служат пропуском в терминал аэропорта. Пожилая женщина даже расплакалась, когда ее с двумя внуками развернули возле входа.
"Прежде чем взять эти справки, мои дети узнали, что эти справки действительны. Но 30 апреля вышел другой (документ), что нужны другие справки. А мы-то не знали, деньги уже заплатили. 17 тысяч тенге за две справки. Понимаете, я бабушка, они у меня уже два месяца, мне так тяжело с ними", – рассказала Галина Абишева.
Из-за отсутствия справок о прохождении ПЦР-теста шестеро пассажиров не были допущены и на первый рейс Алматы – Нур-Султан авиакомпании SCAT.
Пока журналисты пытались поговорить с теми, кто собрался лететь в столицу, приземлился самолет из Нур-Султана. Не все пассажиры стали общаться с прессой, большинство отвечали на вопросы односложно. Или вообще не отвечали.
"Живу в Алматы, работаю в столице. Прилетела на праздники. Через три дня полечу обратно", – примерно так говорили большинство пассажиров, прилетевших из Нур-Султана. Никто из них не захотел представиться.
Дешевые билеты ненадолго
Эпидемия коронавируса сильно ударила по авиационной отрасли. Первые авиарейсы летают по спецправилам. Как отметили в пресс-службе аэропорта, пассажиры относятся с пониманием к нововведениям и выполняют все требования.
Однако, по словам главы авиакомпании Air Astana Питера Фостера, многие пассажиры отказались лететь из-за процедуры тестирования на COVID-19.
"Так как эти процедуры очень сложные и дорогие", – уточнил глава авиакомпании.
Все сотрудники аэропорта, авиакомпании и пассажиры обязаны носить индивидуальные средства защиты.
"На борту введены меры социального дистанцирования, – добавил Питер Фостер. – Рейсы выполняются в полном соответствии со всеми установленными требованиями, которые включают усиленную тщательную уборку самолетов".
На первом рейсе в столицу было 74 пассажира, на втором – около 100 человек. Количество посадочных мест на самолетах Airbus 320, 321, сократилось на треть, на "Эмбраере" – наполовину. Это невыгодно авиакомпаниям. По словам Питера Фостера, билеты пока продаются дешевле, чем их реальная стоимость. Не исключено, что "тариф изменится в сторону увеличения".
Если раньше самый дорогой билет в экономклассе стоил 51 тысячу тенге, то сейчас стоит 36 тысяч тенге. Самый низкий тариф – 21 тысяча тенге.
Изначально сообщалось о шести рейсах, но по факту осталось только пять. Рейсы обслуживают три авиаперевозчика – Air Astana, Qazaq Air и SCAT.
Во FlyArystan заявили, что с 1 мая рейсов не будет. Лоукостер начнет летать только с 11 мая.
С 4 мая в Казахстане планируется возобновить рейсы в Кызылорду, Петропавловск, Усть-Каменогорск и Семей. Однако Питер Фостер эту информацию не подтвердил.
Катерина Клеменкова