Бизнес в школах: сделает ли новый предмет Илонов Масков из школьников?

Бизнес в школах: сделает ли новый предмет Илонов Масков из школьников?

08:03 28 Октябрь 2020 2649

Бизнес в школах: сделает ли новый предмет Илонов Масков из школьников?

Автор:

Телемарафон «Бизнес & государство».

Казахстанские школьники изучают основы предпринимательства и бизнеса. Зачем этот предмет включили в школьную программу? Что об этом думают учителя и эксперты? Есть ли положительной эффект от этой инициативы?

Об этом говорили участники очередного выпуска телемарафона «Бизнес & государство» в прямом эфире телеканала Atameken Business.

Новый предмет: год как в «боевом режиме»

«Я почитал учебник, даже мне было интересно. Вы привлекали реальных практиков-бизнесменов, которые помогли вам его составить? Какую мысль вы вкладываете в голову школьникам?» – обратился ведущий Данил Москаленко к одному из авторов учебника «Основы предпринимательства и бизнеса» Ермеку Дуйсенханову.

«Маленькая ремарка, я соавтор учебника, чтобы перечислить весь авторский коллектив, наверное, и часа не хватит», – отметил прежде всего спикер.

Он говорит, что в целом в вопросах бизнес-образования Казахстан «немного отстает» от трендов. В Европе и США массовое обучение предпринимательству, внедрение соответствующих дисциплин в учебные процессы началось еще лет десять назад. «Изучив этот опыт, мы на протяжении четырех лет работали над программой, писали сам учебник, запускали по всему Казахстану пробные классы с обучением на казахском и русском языках. И вот сейчас предмет год как в «боевом режиме», – рассказывает собеседник.

На его взгляд, когда речь идет о предпринимательском образовании, нужно ответить на три вопроса: чему, как и кто будет обучать.

«Давайте сразу про «как». Когда мой сын столкнулся с этим предметом, я у него спросил: у тебя реально бизнесмен преподает? Он сказал, нет, у меня замещает другой преподаватель. Я был немного разочарован», – прокомментировал Данил Москаленко.

«Ваше разочарование понятно, – ответил ему Ермек Дуйсенханов. – Когда мы говорим о предпринимательстве, мы имеем в виду и экономику, и маркетинг, и менеджмент, и юриспруденцию, и математику. Но самое ужасное, что нужны не просто теоретические знания в этих отраслях, но еще и практические». Это, по его словам, стало одной из самых больших сложностей внедрения «бизнес-предмета» в учебный процесс.

В новый предмет вовлекается все больше школ

Основы бизнеса сейчас изучают более 100 тыс. школьников по всему Казахстану. «В 2018/19 учебном году новую дисциплину выбрали только 380 школ, в 2019/20 – 3150 учебных заведений, в этом году их еще больше. Это говорит о том, что этим предметом интересуются, что он является актуальным», – поделилась директор Национальной академии образования им. И. Алтынсарина Манара Адамова.

Она отметила, что поступает очень много предложений и запросов на то, чтобы изучить возможность внедрить этот предмет с начальных классов.

«Основная цель нового предмета – формирование бизнес-мышления, популяризация идей массового предпринимательства у подрастающего поколения. В год преподается 68 уроков, на 30% это теория, на 70% – чистая практика. Мы даем практические задания в игровой форме – разборы бизнес-кейсов, бизнес-игры, в учебнике много интересных примеров казахстанского бизнеса, казахстанские предприниматели делятся своим опытом, знаниями», – присоединился к обсуждению методолог проектного офиса «Основы предпринимательства и бизнеса в школе» Болат Мырзакулов.

«Городской», «сельский», «региональный»

Ермек Дуйсенханов рассказал, что когда писались учебная программа и учебник, не ставилась цель сделать из всех предпринимателей. «Мы хотели, чтобы школьники могли пройти весь этот путь – формирование и тестирование идеи, формирование команды, выдвижение гипотез и т.д. Такой «сценарий» начала бизнеса совершенно одинаков для всех проектов – не важно, связан ли он с перепродажей каких-то изделий для одноклассников, или это строительство завода. Методология одна и та же, и она работает как в городе, так и на селе, но есть свои особенности, и мы решили их отразить в учебнике», – говорит собеседник.

Он поясняет: прописывались не только «городские» бизнес-кейсы – с акцентом на ведение бизнеса в городской, молодежной, креативной среде, но и «сельские» – с учетом особенностей ведения бизнеса на селе. Важно, что в кейсах отмечали и географические, региональные особенности ведения бизнеса.

О Цукерберге, Илоне Маске и бизнес-тренерах

«Если со школьной скамьи говорить ребенку, что он бизнесмен, то он от этого цукербергом не станет и фейсбук не откроет», – зачитал Данил Москаленко вопрос от телезрителя.

«Мы не ставили цель, чтобы все стали предпринимателям. Наша цель – привить навыки предпринимательского мышления. Soft skills, мягкие навыки – они нужны всем, – прокомментировал руководитель проектного офиса «Основы предпринимательства и бизнеса» НПП РК «Атамекен» Нугман Жулдызбаев. – Но проект реализуется только второй год. Думаю, в следующем году будет уже больше бизнес-идей школьников.

Ведущий зачитал еще один вопрос от телезрителя: «Преподают учителя не по профилю, а хотелось бы видеть бизнесменов. Почему Нацпалата не делегирует их?». «В школу к детям мы не можем допускать всех людей, у преподавателя обязательно должно быть педагогическое образование. Но мы над этим работаем, ищем с МОН альтернативные пути, как сделать так, чтобы бизнес-тренеры могли преподавать ученикам. Пока проводим встречи с предпринимателями, в период пандемии – онлайн, в прошлом же году выезжали в регионы, тренеры приходили в классы, встречались, беседовали с учениками. А лекции читали преподаватели», – рассказала эксперт департамента развития человеческого капитала НПП РК «Атамекен» Инна Региль.

«Я надеюсь, вы за твиттером Илона Маска следите. Может быть, какие-то тезисы оттуда будете закидывать в учебник?» – предложил Данил Москаленко Ермеку Дуйсенханову.

«Об Илоне Маске есть отдельный урок. Надо понимать, что этот предмет – прежде всего педагогический, и за каждым бизнес-кейсом стоит задача – обучить школьников чему-то. Кейс про Илона Маска – это как раз возможность показать предпринимательский потенциал человека, показать, что мир полон возможностей», – ответил соавтор учебника.

Он добавил, что во время локдауна школьники активизировались, писали, спрашивали, чем бы они могли заняться, потому что времени свободного появилось больше. С ними проводится менторская работа.

Как дальше будет развиваться проект?

Отвечая на этот вопрос, Болат Мырзакулов рассказал, что проводятся конкурсы бизнес-идей школьников. В мае завершился республиканский конкурс «Atameken Stars». «Участвовало больше 100 школьников со всего Казахстана, они представили около 700 проектов. Мы отобрали 50 проектов, три из них получили призовые места и денежное вознаграждение. Первое место – 200 тыс. тенге на школьную теплицу в Темиртау. На школьном дворе ученики своими силами выращивают растения», – рассказывает спикер.

«Я тоже сажал саженцы и выращивал в школьной теплице огурцы и помидоры, в советское время это было. Дальше такой практики «общения с землей» это не пошло. Но здесь же надо реализовывать продукцию, я так понимаю?» – спросил ведущий.

«Да, задача реализации продукции перед школьниками стоит. Они планируют продавать то, что выращивают, и развивать проект – теплицу – на базе школы, – ответил собеседник. – Второй проект, который также стал победителем в конкурсе, – молодежный бренд одежды. Это проект в Нур-Султане. Школьники увлекаются дизайном, пошивом, и сейчас они сейчас на стадии разработки бренда одежды в уличном стиле. В Казахстан такой стиль одежды только приходит, это свободная ниша. Третий проект – из ЗКО, там школьник, ученик 9-го класса, придумывает рецепты тортов и выпекает кондитерские изделия по евростандартам».

Болат Мырзакулов рассказал, что из теоретической плоскости инициатива будет переходить в практическую – в формирование предпринимательских навыков. На базе сайта atameken.co запускается специальный проект – «Өзгеріс», это будет симбиоз практических и теоретических знаний. Любой учащийся, зарегистрировавшись там, сможет представить свой проект для дальнейшего сопровождения, финансирования. Это будет онлайн-бизнес-инкубатор для вовлечения школьников в предпринимательскую деятельность. Будет приглашено около 50 менторов из числа действующих предпринимателей, бизнес-тренеров, преподавателей, которые успешно ведут эту дисциплину.

Педагогам нужна отдельная специальность

«Это, наверное, уже третья или четвертая версия учебника, – продолжает Нугман Жулдызбаев. Он показывает учебник «Основы предпринимательства и бизнеса». – Мы не раз меняли и программу, и сам учебник, и методическое пособие. Учителя не экономисты, они педагоги, для них мы создали методическое пособие. Сопровождаем их, проводим гостевые лекции с успешными предпринимателями». Если бы не помешала пандемия, то был бы организован предпринимательский лагерь, планировались также экскурсии по предприятиям. Курсы повышения квалификации для преподавания этого предмета в прошлом году прошли 1882 учителя, в этом году – 1789 учителей.

«Подготовка была по методике. Мы приглашали специалистов из Назарбаев университета, Университета КАЗГЮУ, проводилось много встреч с учителями и учениками, была обратная связь. И после мы делали с МОН и Национальной академией им. Алтынсарина корректировки по программе», – продолжает спикер.

Он рассказывает, что проектный офис уже подал заявку на следующий год, поскольку нужна методологическая поддержка учителей, которые обучались в 2019-2020 годах. «Разрабатываем контент с онлайн-платформой Bilimland. Это online-мектеп, где можно асинхронно давать задания ученикам. Первую четверть уже подготовили, сейчас готовим вторую четверть, теперь необходимо на третью и четвертую. Наш предмет тестируется в специальной, с предпринимательским уклоном, школе, она находится рядом с Нур-Султаном. Там мы запустили этот предмет с шестого класса. Преподаем его в шестых, седьмых, восьмых классах», – рассказывает Нугман Жулдызбаев.

Он считает, что необходимо ввести отдельную специальность – педагог по предпринимательству и бизнесу, который знал бы и экономику, и финансы, и юридические аспекты.

Учебник расширился до обучающей платформы

«Бизнес – динамичная вещь. Хотелось бы вам сейчас что-то добавить к вышедшему учебнику?» – спросил ведущий у Ермека Дуйсенханова.

«У меня уже отдельный файл (с новой информацией. – Ред.) собрался, – ответил спикер. – Большая проблема, с которой мы столкнулись как авторы: как уместить весь объем, который нам хотелось бы, в тот учебник, который нам дозволен. Есть определенные нормы по длине предложений, размеру и весу учебника и т.д. Выработаны они Национальной академией образования и министерством образования и науки. Нам сказали: у вас примерно пять листов на один урок, и все время, пока мы писали учебник, это был такой компромисс – что добавить или что убавить».

По его словам, еще несколько лет назад, когда работа над учебником только началась, было понимание, что со временем появится необходимость добавлять в него информацию. «Поэтому вместе с НПП мы приняли участие в разработке большой обучающей платформы – Atameken Academy. Все наработки, нововведения, бизнес-кейсы, тренды выкладываем там. У каждого школьника и вообще у любого казахстанца есть возможность получить информацию на русском и казахском языках на этой платформе», – добавил участник эфира.

«Всем школьникам интересен бизнес»

Представитель онлайн-платформы Atameken Academy Алишер Омербаев рассказал, что обучающий портал появился полтора-два года назад, и сейчас у него уже 127 тыс. пользователей – это те, кто заходит и просматривает курсы.

«Уже выложено 150 видео-уроков, мы даем их абсолютно бесплатно (в отличие от российских обучающих платформ, которые просят по 20-30 тыс. рублей за свой контент). Самый популярный курс у нас – Jas Kásіpker, он сделан специально для молодых предпринимателей, и в этом его отличие от всех наших курсов. Молодежь имеет клиповое мышление, это поколение Instagram, TikTok, YouTube, они не привыкли смотреть длинные видео, им нужны видео на 5-8 минут. Главный принцип – только основная информация, только факты, без воды».

По словам спикера, на площадке Atameken Academy даются теоретические знания и практические задания, их можно выполнять там же, на платформе. «Отличие от того же YouTube в том, что там вы можете только посмотреть видео, комментарий написать, а у нас можно проходить тесты, делать задания. Плюс мы сейчас подключаем к платформе учителей, они могут также комментировать и видеть активность ученика на платформе», – рассказал собеседник.

По его словам, главный вывод, который можно сделать – всем школьникам интересен бизнес. «Мы велосипед не изобретали. Всегда были единицы, которые хотели зарабатывать больше, увлекались коммерцией, предпринимательством либо производством чего-либо. Мы их услышали и даем мотивацию, помогаем менторством или инвестициями. Менторы будут курировать проекты на протяжении четырех недель – до написания мастер-плана, и далее, как во всех международных акселераторах и инкубаторах, ребята смогут защититься перед жюри и получить грант. Сумма небольшая – на то, чтобы сделать рекламу, закупить оборудование и т.д. Мы проанализировали, что до 100 тыс. тенге, 100-200 долларов для этих целей достаточно», – заключает Алишер Омербаев.

Ставка – на подготовку новой волны предпринимателей

Идея обучать школьников основам предпринимательства появилась в Казахстане еще в 2014 году. Разработкой обучающей программы занимались НПП «Атамекен», МОН РК и эксперты. В 2017 году они представили итог трехлетней работы над проектом. В 2018 году Асхат Аймагамбетов, тогда еще вице-министр образования и науки, говорил, что к разработке были привлечены действующие предприниматели и крупные университеты. Из общей программы этого курса 40% занимает теория предпринимательской деятельности, 15% – разбор кейсов, 45% – практические занятия.

Новый предмет протестировали в 17 школах во всех регионах страны, он предлагался старшеклассникам в формате «по выбору». С сентября 2019 года дисциплина внедрена для 10-х классов, с сентября 2020 года вводится для 11-х классов общеобразовательных школ.

«Мы уже разработали программы обучения основам предпринимательства для 10-х и 11-х классов школ, ТиПО (организации технического и профессионального образования. – Ред.) и вузов. Это был долгий путь: мы опробовали предмет в сельских и городских школах, научились учитывать местную специфику», – рассказал специалист по развитию предпринимательского образования Ермек Дуйсенханов. Он является автором программ и учебных материалов по предмету основы предпринимательства для школ, ТиПО и вузов.

По его мнению, новый системный подход улучшит контентное наполнение дисциплины и даст возможность продемонстрировать учащимся казахстанские бизнес-кейсы, что будет мотивировать молодежь на начало собственной предпринимательской деятельности.

Отметим, что в своем послании 1 сентября этого года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев говорил о необходимости переориентировать всю систему профессионального образования на формирование компетенций, востребованных на рынке труда.

«Ставка будет сделана на подготовку новой волны предпринимателей. Поэтому предмет «Основы предпринимательства» должен изучаться на всех уровнях образования – от школ до вузов», – сказал глава государства.

Елена Тумашова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

26904

Материалы по теме:

volatilnost-na-rynke-v-preddverii-vyborov-ssha-rastet

svobodnyj-dostup-k-poberezhyu-buhtarmy-obespechen

koronavirus-v-kazahstane-obzor-sobytij-k-25-oktyabrya

teoriya-i-praktika-v-biznese

dolgi-po-zarplate-v-kostanajskoj-oblasti-zafiksirovali-v-ryade-gosuchrezhdenij

загрузка

×