У нас до сих пор с Россией общий медиарынок
В казахстанских СМИ прекрасно понимают, что конкурировать по многим темам приходится не только и не столько с местными изданиями, сколько с российскими медиа, считает Адиль Каукенов.
"Кроме локальных новостей, интересных в основном потребителям внутри каждой из стран, есть общие темы – автомобили, наука и техника, глобальная культура, международное положение. Эти темы в основном на себя берут российские СМИ. Они наиболее мощные, раскрученные, имеют возможность печатать большую аналитику. Поэтому большой трафик уходит к ним, что говорит о том, что у нас общий медиарынок", – сказал г-н Каукенов, выступая на очередном заседании экспертного клуба "Мир Евразии" на тему конкурентоспособности казахстанских СМИ и современных тенденций на медиапространстве.
При этом, констатирует эксперт, на других языках в Казахстане информацию потребляют мало. Как китаевед он считает, что, например, из мира Восточной Азии (Китай, Корея, Япония) новости приходят к нам с большим трудом.
Адиль Каукенов задается вопросом: откуда вдруг возник большой интерес у российских блогеров и журналистов к Казахстану? Например, Юрий Дудь, ведущий авторского канала на YouTube под названием "вДудь", в котором он берет интервью у известных личностей различных сфер деятельности. посвятил несколько комплиментарных выпусков казахстанским звездам шоу-бизнеса.
Или блогер Илья Варламов запустил на своем YouTube-канале серию репортажей о судьбе бывших республик Союза после обретения ими независимости "30 лет без СССР".
"Это связано с тем, что казахстанцы и, не только они, а другие республики бывшего СССР, воспринимаются, как часть общего медиарынка. Поэтому россиянам важно создавать определенную повестку, чтобы привлекать к себе дополнительную аудиторию. Если акцентировать внимание только на негативе, то можно добиться отторжения и вала хейта. Это по-своему привлекает трафик, но ненадолго, разово", – поясняет г-н Каукенов.
Еще один пример: недавно появилась целая группа статей, "гнавшая волну" на тему положения русского языка в Казахстане.
"Причем" некоторые их авторы, ранее много любившие писать о масонах и конспирологии, вдруг неожиданно глубоко погрузились в казахстанскую тематику, начали проявлять интерес к внутренней политике страны. И это также связано с определенным единством медиарынка", – подчеркнул спикер.
Политический заказ на площадках СМИ
Эксперт также сравнил внутреннюю журналистку и дальнего зарубежья. По его мнению, "внешняя" журналистика может быть избавлена от местной пропаганды, ряд вопросов она освещает без идеологических штампов, давления властей. Таким образом, ситуация может раскрываться не только с одной стороны.
Однако, считает Каукенов, возникают риски внешних информационных атак и зарубежной пропаганды.
"Но ничего не поделать: Казахстан еще не пережил детскую болезнь "оглядки" на мнение внешнего мира. К примеру, стоит кому-то из российских политиков что-то о Казахстане, сразу их слова вызывает взрывной интерес. Потому что Казахстан все еще находится на периферии информационного мира. Помню, что в одном из китайских СМИ было опубликовано одно неофициальное мнение, так на ковер вызывали китайского посла, высказывали ему недовольство", – перечислил г-н Каукенов.
По его мнению, не стоит сбрасывать со счетов возможности политического заказа. В казахстанских СМИ сейчас такое явление, как политический заказ, практически не проявляется, так как здесь щепетильны в этом вопросе и возможности у медиа ограничены.
"Поэтому разборки ведутся чужими руками на платформах зарубежных русскоязычных медиаресурсов. Есть такая версия, что так теперь политические силы именно так сводят между собой счеты", – заметил г-н Каукенов.
В качестве примера она привел информационную войну черед украинские сайты против одного казахстанского общественного деятеля.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!