Под лежачие миллиарды вода не течет

12642

175 миллиардов тенге, выделенных на "оздоровление" некогда орошаемых земель в Туркестанской области, лежат мертвым грузом.

Под лежачие миллиарды вода не течет

Практически половина ирригационных каналов Туркестанской области нуждаются в реконструкции. Из 141 тыс. орошаемых гектаров на 69 тыс. требуется восстановить ирригационные или дренажные системы. Программы по усовершенствованию инженерно-ирригационных дренажных систем (ПУИД 2 и ПУИД 3), предусматривающие реконструкцию каналов, очистку, ремонт сооружений и восстановление, не работают. Из 11 районов области документы на каналы и арыки на баланс Казводхоза передал только Тюлькубасский район. Там требуется вернуть в список орошаемых 7 тыс. гектаров. Причем такая ситуация была и полгода назад, ничего не изменилось и сейчас.

Острый вопрос вновь поднял председатель Комитета по водным ресурсам Ислам Абишев на прошедшем в Туркестане совещании по реализации программы развития АПК с участием министра сельского хозяйства Умирзака Шукеева в конце прошлой недели. По его словам, 175 млрд тенге, выделенные банками и государством, из-за нерасторопности местных властей лежат мертвым грузом. Тогда как уже через три года поручение президента должно быть реализовано.

"Всего выделено 300 миллиардов тенге, и 175 миллиардов из них только Туркестанской области, – возмутился Ислам Абишев. – Во всех областях вводятся в оборот орошаемые земли, а в Южном Казахстане – нет. В Отрарском районе 28000 гектаров ещё не сдали документы. В Толебийском – 4000, в Ордабасинском – 8000. Из всех районов только Тюлькубас нормально отработал. Никто не сдал ещё документы, хотя деньги уже готовы".

По очереди на совещании поднимали акимов названных районов, которые стали объяснять, что причина задержек – в неготовности правоустанавливающих документов на землю или до сих пор не определена балансовая стоимость объектов.

Стоит отметить, что 175 миллиардов тенге на реабилитацию 69 тыс. гектаров земли Туркестанской области выделены международными финансовыми организациям и государством. 157,671 млрд тенге предоставляет Исламский банк и ЕБРР, а 18,147 млрд выделены из республиканского бюджета.

"Объекты должны быть переданы на баланс Казводхоза, и всё, на этом конец, что, как двоечники, стоите оправдываетесь? Я даю срок один месяц", – поставил условие районным акимам глава Туркестанской области Жансеит Туймебаев.

А Умирзак Шукеев напомнил, что, мол, Ислам Абишев по старой памяти (занимал должность акима ЮКО) придерживает гигантскую сумму для родного региона.

"Только из-за того, что вот эта нерасторопность, он бы уже давно эти деньги передал в другие области, но из-за того, что болеет душой за этот регион, держит эти деньги", – сказал Умирзак Шукеев.

Пользуясь случаем, крестьяне села Икан обратились к министру с просьбой решить вопрос со строительством 40-километрового канала из Сырдарьи. Дехкане уверяют, что поднимают вопрос уже шесть лет, но ответа от властей нет. Оказалось, что технико-экономическое обоснование по машинному каналу будет готово к 1 ноября. А его строительство уже заложено в дорожной карте по развитию Туркестанской области. То есть крестьянам нужно просто подождать.

Зато, по словам руководителя Управления сельского хозяйства региона Серика Турбекова, хлопкоробы области ждать воды уже не могут. По правилам, полив хлопка должен завершиться к 20 числам августа, однако некоторые поля живительной влаги еще не видели. Если договор с узбекской стороной о разделе воды, поступающей из Кайраккумского водохранилища Узбекистана в казахстанский канал Достык, не будет соблюдаться, урожай хлопкосырца придется собирать в лучшем случае в декабре.

"В Мактааральском районе из 86000 гектаров полито только около 40000 гектаров. Нужно, чтобы правительство вынесло на межправительственный уровень – существует международная водохозяйственная комиссия, она должна четко выполнять свои же договоры и протоколы. Не выполняются (сейчас. – Авт.), если, например, из Узбекистана, из Кайраккума, выходит вода на канал Достык, должна 50 на 50 делиться вода, но узбеки получают, например, 100 кубов, а мы только 70", – сообщил руководитель Управления сельского хозяйства Туркестанской области Серик Турбеков.

От нехватки орошаемых земель присутствующие на совещании дехкане плавно перевели разговор к общей нехватке сельхозугодий. Предприниматель Бакдаулет Малимов пожаловался, что выращивает ранние дыни на земле, которая находится у него в субаренде.

"В 2014 году мы пришли в агробизнес, начинали с 10 гектаров. В этом году мы посадили ранние дыни уже на площади 98 гектаров. Вся эта земля, на которой мы работаем, она находится в чужой собственности, то есть в субаренде, которая, кстати, не регулируется законом. И аренда постоянно растет. Чтобы забить землю на 2019 год, я потратил уже 34 миллиона тенге. И мы с коллегами посчитали, что при этой поддержке государственной мы бы за 34 миллиона тенге смогли взять 800-900 гектаров земли. Вся глубина проблемы – в отсутствии земли. Дайте нам землю", – обратился к министру сельского хозяйства бизнесмен Бакдаулет Малимов.

На что Умирзак Шукеев ответил, что вопросы неэффективного использования земель сельхозназначения целиком и полностью находятся в компетенции местных акиматов. Согласно принятым изменениям в Земельный кодекс, комиссия при акимате должна выявлять и изымать такие территории, выставлять их на открытый аукцион. При этом мониторинг земли должен производиться членами комиссии первые пять лет ежегодно, а затем каждые три года.

В поисках свободной земли в Туркестанскую область прибыл представитель крупного турецкого холдинга DAL Джемалеттин Шекер. В Казахстане компания работает по трем направлениям – имеет четыре цементных завода, занимается разработкой барита, теперь в планах строительство теплиц на 200 гектарах. Общие вложения – 2,5 млрд долларов. Затраты только на теплицы, по словам консультанта фирмы, составят полмиллиона долларов, сюда входят расходы на строительство складов, упаковочных цехов и транспортировку.

"Планируем взять 200 гектаров территории, но пока не определились, где именно, мы ищем более благоприятные условия для нас, где низкие цены на электроэнергию и на газ. На севере цены на электроэнергию намного ниже, чем на юге, но неблагоприятные условия климатические. А на юге, наоборот, благоприятные климатические условия, но высокие цены на электроэнергию. Мы постараемся как-то между ними определиться. В год мы планируем получить 160 тысяч тонн продукции – это томаты, огурцы, небольшая часть – клубника и розы", – поделился главный консультант турецкой компании в Казахстане Джемалеттин Шекер.

Учитывая крупные вложения в теплицы, возник справедливый вопрос, как иностранные специалисты собираются справляться с конкуренцией сельхозтоваропроизводителей соседнего с Казахстаном Узбекистана. Владельцы теплиц в Южном Казахстане с открытием границы буквально плачут, что не способны конкурировать с дешевыми узбекскими овощами и фруктами. Однако выяснилось, что все выращенное в турецких теплицах пойдет исключительно на экспорт в Россию.

Кстати, вопрос конкуренции и сбыта выращенного товара подняли перед министром сельского хозяйства и крестьяне юга.

"С открытием границы уменьшилась конкурентоспособность наших сельхозтоваропроизводителей. Мы сейчас на уровне правительства изучаем этот вопрос, привлекли аналитиков, как решать эту проблему. Всё это связано с вопросами цены на газ и цены на электроэнергию. В Узбекистане они намного дешевле. Мы подготовили большие предложения, которые должны быть действенны, и, если правительство их утвердит, будем их реализовывать", – ответил Умирзак Шукеев.

Что касается реализации овощей и фруктов, Умирзак Шукеев предложил сельхозтоваропроизводителям войти в число инвесторов организуемых в стране оптово-распределительных центров.

Мира Бахытова, Туркестанская область

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться