Предполагаемые ежегодные сборы за пользование порталом госзакупок составят порядка 2 млрд тенге. В настоящее время расходы на содержание электронной площадки достигают 2-2,5 млрд тенге, которые выделяются из бюджета. При этом, как подчёркивают в Минфине, в случае если сумма сборов не будет покрывать расходы, оплата разницы из казны не предусмотрена. Об этом в пятницу, 28 декабря, на брифинге в Министерстве финансов сообщил глава департамента законодательства госзакупок Сабит Ахметов.
Напомним, 27 декабря 2018 года глава государства подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора". В Министерстве финансов рассказали об основных изменениях.
По данным ведомства, сумма взноса за участие в закупках будет зависеть от суммы закупки: до 1 млн тенге – 1 МРП в год, до 10 млн – 10 МРП, до 100 млн – 20 МРП, до 1 млрд тенге – 60 МРП, выше – 122 МРП в год. Между тем, напоминают в ведомстве, 90% информации, размещённой на сайте, останется в открытом доступе. В частности, оплата позволит посмотреть личные данные конкурсантов, историю их участия в закупках.
"Потенциальные поставщики для защиты малого и среднего бизнеса дифференцированно разграничены. Есть МСБ, который участвует в закупках до миллиона тенге. Для них оплата составляет 1 МРП, или 2,5 тысячи тенге. Эта сумма будет вноситься не за каждую закупку, а раз в год. Таких поставщиков у нас 37 тысяч", – рассказал Ахметов.
"Если же поставщик далее решил участвовать в сумме закупки, превышающей внесённый им взнос, то ему нужно будет лишь доплатить необходимую для этого сумму", – пояснил чиновник.
Ещё одним важным нововведением станет увеличение пороговой суммы закупок из одного источника до 500 МРП. В закупках способом запроса ценовых предложений до 1000 МРП заказчики получат право указывать фирменные наименования товаров, что позволит повысить качество закупаемых товаров. По данным Минфина, это обосновано тем, что в настоящее время в закупках такого формата имеется большая проблема поставки некачественных товаров, как правило, это контрафактная продукция. Подделки в целом соответствуют характеристикам, указанным в технической спецификации. Однако после приёма товаров и их эксплуатации они выходят из строя, подчёркивают в МФ.
Кроме того, будет установлено новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика, которую будут определять уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, а также фонд оплаты труда. Для уменьшения злоупотреблений "профессиональных жалобщиков и троллей", получающих выгоду от срыва госзакупок, закон запрещает потенциальным поставщикам, не внёсшим обеспечение заявки, просмотр документов других участников. Помимо этого, теперь не будут рассматриваться жалобы потенциальных поставщиков, не принимавших участие в предварительном обсуждении конкурсной документации, а также затягиваться заключение договора о поставках из-за жалоб третьих лиц, не принявших участие в закупках.
Более того, закон решает вопрос недопущения демпинга через чёткое определение понятия "демпинговая цена". Документом демпинговой признаётся цена, предложенная участником конкурса ниже порогового значения, определяемого правилами осуществления государственных закупок. Представление демпинговых цен не допускается, за исключением случаев, предусмотренных в правилах осуществления государственных закупок при условии внесения потенциальным поставщиком дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы в размере, равном сниженной сумме от минимально допустимой цены, не признаваемой демпинговой.
Поправки также устанавливают административную ответственность работников квазигоссектора за нарушения правил закупок. По новому законодательству, все закупки квазигоссектора должны проводиться в электронном формате согласно нормам, определённым Минфином. Единственным исключением остаются закупки фонда "Самрук-Казына", их регламент будет финансовым ведомством только утверждаться.
Майра Медеубаева