Рассматривая причины, определяющие снижение объемов кредитования в стране, можно выделить проблемы как общеэкономические, так и собственно банковской сферы. Среди общеэкономических - снижение темпов роста экономики и инвестиционной активности, что определяет снижение спроса на кредиты. Также можно отметить политику Национального банка Казахстана (НБРК) по стабилизации курса тенге на новом уровне, что требует повышения процентных ставок по кредитам.
Вместе с тем, курс тенге рано или поздно стабилизируется, экономика адаптируется к новым условиям (чем ниже ставки по кредитам, тем большее количество заемщиков может себе их позволить), но это не решит проблем банковской системы. Ключевыми из них можно считать отсутствие долгосрочного фондирования в тенге.
Решать данную проблему у нас предполагают за счет: вложений активов Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) в банки второго уровня (БВУ) через покупку их облигаций и размещение депозитов, а так же поддержки со стороны НБРК за счет расширения списка залоговых инструментов для кредитования БВУ.
Полагаю, что данные меры, являясь весьма оперативными, обладают двумя ключевыми недостатками. Прежде всего, ограниченностью средств ЕНПФ и НБРК, которые могут быть направлены на поддержку банков с целью последующей активизации кредитования. Тем более в случае с ЕНПФ речь идет о перекладывании его активов из облигаций одних отечественных эмитентов в другие.
Вторым существенным недостатком можно считать тот фактор, что высока вероятность того, что банки будут направлять данные средства на поддержание проблемных "неживых", но "своих" проектов. К сожалению, коррупция, как показали относительно недавние расследования в БТА и Альянс банках, это проблема не только государственного, но и корпоративного сектора Казахстана. Как следствие, эффект от этих мер будет недолгосрочным.
В этих условиях целесообразно запускать более медленный, но системный механизм в виде секьюритизации кредитов. Для начала можно реанимировать проект начала 2000-х (когда наши банки решали аналогичные проблемы) – схему АО "Казахстанская ипотечная компания" (КИК). Используемая схема, являясь примером балансовой секьюритизации, предполагала выкуп государственной КИК ипотечных кредитов у банков, а затем выпуск под них долгосрочных облигаций для инвесторов, в основном пенсионных фондов. В качестве защиты от некачественных кредитов использовалось право регресса – если заемщик по кредиту не платит, данный кредит возвращается банку и он сам с ним разбирается. Естественно, банк возвращает ранее полученные деньги за кредит КИКу.
Выгода для банков заключалась в снижении риска потери ликвидности. Например, если у банка есть деньги на полгода, в обычном положении для него рискованно выдавать более долгосрочные кредиты. Но с помощью секьюритизации он это может сделать. БВУ выдает кредит заемщику и затем продает его КИКу, таким образом активы и пассивы банка сбалансированы по сроку. Доволен и клиент, получивший долгосрочный кредит, и инвесторы, получившие новый доходный инструмент.
Для экономики в целом ценность данной схемы в том, что будут выкупаться только работающие кредиты, и к данному рынку можно подключать инвесторов как местных, так и зарубежных. Полагаю, что при грамотном структурировании данная схема может стать важным фактором мощного увеличения финансирования приоритетных секторов экономики Казахстана и достойного возвращения наших банков на мировые финансовые рынки. Как следствие, развитие секьюритизации принесет долгосрочный мультипликативный эффект для экономики страны.
Вместе с тем, у данной схемы имеется и серьезный недостаток, проявившийся в кризис 2008-2009 гг. Выданные банками кредиты в основном были номинированы в долларах, а залогом выступала дорогая недвижимость. Из-за падения цен на жилье и девальвации тенге заемщики стали испытывать сложности по выплате своих обязательств, в итоге ухудшилось качество кредитного портфеля банков. В тоже время кредиты, выданные КИКом, были номинированы в тенге, залогом выступала более дешевая недвижимость, потому качество кредитного портфеля у него было лучше, чем у банков. Чтобы поддержать качество своих портфелей, банки стали возвращать деньги КИКу, а кредиты оставлять себе, используя право регресса. В итоге КИК остался с наличными деньгами, но без кредитов и с обязательствами платить по выпущенным облигациям. На фоне снижения темпов роста экономики ставки на рынке снизились, и у КИКа стал отрицательный процентный доход.
Однако нивелировать данный риск можно за счет прописывания условий как по ограничению права регресса со стороны банков, так и возможного досрочного выкупа части выпущенных облигаций.
В целом, развитие секьюритизации выступает важным фактором в повышении инвестиционной активности в стране как за счет использования средств местных инвесторов, так и иностранных. Особенно на фоне планов по созданию в Астане Международного финансового центра.