Президент ассоциации "Прозрачный тариф" Петр Своик выступает против реализации возможного проекта АЭС, если в стране сохранится существующая политика в энергоотрасли.
"Я, конечно, за появление в Казахстане атомной энергетики, но я категорически против, чтобы это делалось силами нынешнего Минэнерго в тех решениях, которые сегодня в энергетике применяются. Я и "за", и "против". Без атомной энергетики Казахстан может обойтись. Из прогнозного баланса на 2025 год следует, что особого роста потребления электроэнергии не будет, и нынешний запас мощности примерно в 13% будет сохраняться ближайшие годы. Хотя в этом документе Минэнерго закладывает очень большое выбытие мощностей и ввод новых на пяти-семи тысяч мегаватт под убывающие. Однако это просто резервирование денег на всякий случай перед Правительством. Можно меньше выводить и меньше строить мощностей, необязательно, чтобы это были атомные добавки, у нас Экибастузская ГРЭС-2 еще не достроена, другие меры можно предпринимать", – высказался эксперт в телефонном разговоре с inbusiness.kz.
Общественник считает, что атомная энергетика не ограничивается только проектом АЭС, но и охватывает широкий круг сопутствующих вопросов.
"Вот ТЭО, которое сейчас будут делать, оно должно быть посвящено далеко не только тому, где эту станцию располагать и какие там грунты, фундаменты, какого типа реактор, каким образом выдавать мощность. На самом деле это должно быть ТЭО энергоотрасли Казахстана как таковой в широком смысле этого слова – это в том числе добыча сырого урана и переработка. Где место Ульбинского металлургического завода в этом цикле? Отойдет ли он китайцам, что сейчас намечается, или все-таки он станет дополнительно развитым с добавлением отсутствующих технологических цепочек производства по ядерному топливу. Что делать с захоронением отходов – отправлять в Россию или все-таки пытаться высокоэффективно использовать с большой пользой для себя Семипалатинский полигон, коль уж он все равно есть", – задается вопросами эксперт.
Кроме того, если будут строиться атомные мощности, то нужно уже на входе решить, куда продавать электроэнергию, вырабатываемую на АЭС.
"Надо решать концептуально, куда девать энергию. Если продавать, то надо сразу разобраться, кто готов покупать казахстанскую электрическую энергию – китайцы, афганцы или иранцы. Какие производства в Казахстане должны быть созданы специально для того, чтобы полезно использовать эту самую дополнительную энергию. Вот такие вопросы должны решаться в ТЭО, а на самом деле, конечно, ТЭО будет куцее, посвящено только собственно АЭС, все остальные вопросы будут оставлены без решения", – предостерегает Петр Своик.
По его словам, в случае строительства АЭС руководство страны должно незамедлительно сформулировать ясную идею, ее обосновывающую, гарантируя нулевую возможность эксцессов и пообещав взамен выгоды. Плодами такой перспективы в обмен на атомофобию могут стать полная электрификация всего транспорта южного мегаполиса, электрическое отопление Алматы без угля и газа, установка тепловых насосов в коммуникациях города взамен угарных печек и котлов, во что государство может вложить большие средства.
Однако, прежде чем приступать к такого рода свершениям, необходимо в первую очередь переформатировать рынок электроэнергии в Казахстане, считает специалист.
Согласно мнению общественника, Министерство энергетики по неясным причинам не исполнило 50-й шаг плана нации, где был предписан переход к единому закупщику, оставив все на откуп энергосбытовым организациям. Поэтому обсуждение необходимости строительства АЭС в Казахстане должно начинаться с вопроса трансформации нынешнего рынка электроэнергии в прозрачный и понятный формат, настаивает он.
"Как вообще правильно устроить рынок электроэнергии? Пункт первый – на нем должен быть единый закупщик. Он приобретает электроэнергию у всех электростанций по установленным тарифам, ведет накопительный учет такой приобретаемой электроэнергии и отпускает ее всем потребителям, ведя накопительный учет такого отпуска. Руками этого единого закупщика проводится государственная тарифная политика, устанавливаемая в крупных параметрах в бюджете решением депутатов, по более мелким параметрам устанавливаемая с участием "Атамекена" с учетом экономических и социальных интересов. Устанавливается единый порядок тарифоназначения для тех или иных групп потребителей независимо от их дислокации в любой точке Казахстана", – предлагает президент ассоциации "Прозрачный тариф".
В то же время в модели единого закупщика по четким принципам должны предоставляться льготы по различным направлениям. К примеру, льготную электроэнергию могут получать сельхозпроизводители, высокоэнергоемкие производства типа электролиза алюминия, медеплавильные или ферросплавные электрические печи. Кроме того, необходимо вернуть скидку при ночном потреблении электричества, которую можно сделать без выхода за пределы рентабельности электростанций в 50% и даже еще меньше. Ночной тариф поможет развивать электротранспорт и отопление через тепловые насосы, считает он.
Вместе с тем, по его расчетам, тариф согласно неисполненному 52-му шагу плана нации, должен состоять из двух компонентов. Первый будет покрывать постоянные издержки электростанций и сетевых предприятий, а второй – переменные затраты.
"Издержки сетевых предприятий (KEGOC и РЭК. – Ред.) и ГЭС практически не зависят от текущей нагрузки. Потери на трансформации, в сетях зависят от нагрузки, но на процент, не больше. Их затраты нужно отнести к базовому тарифу. Переменная часть тарифа имеет существенное значение только для тепловых электростанций, где топливо занимает 30-40% всех издержек. Поэтому если тариф делить на постоянную и переменную часть, то технологически соотношение должно быть оптимально 85% (базовый тариф. – Ред.) на 15% (переменный тариф. – Ред.), но удобнее, скажем, 70% на 30% или, допустим, 50% на 50%. Но в любом случае назначается базовый тариф, который потребитель платит за присоединенную нагрузку по договору, и переменная часть, которая накручивается на счетчике. Причем такой тариф – наполовину базовый, наполовину зависящий от нагрузки должен быть только для электростанций, которые включены в суточный график покрытия нагрузок", – предлагает эксперт.
При этом в модели единого закупщика строительство новых энергомощностей, среди которых могут быть отобраны и атомные, может быть профинансировано путем их отбора в рамках аукциона.
"Если появляются необходимость новой мощности, кто-то предлагает дополнительно построить пять мегаватт на Шардаринской, условно, или, к примеру, Мойнакской ГЭС, то между ними провести аукцион и купить на перспективу мощности по более приемлемой цене. Дополнительные мощности можно раскидать на всю энергосистему или регионы, так как в Казахстане нет единой энергосистемы: есть север, чуть-чуть отдельный юг и совсем отдельные Актюбинский, Уральский регионы, Мангистауский анклав. На кого раскидывать стоимость ввода новых мощностей, надо обсуждать, чтобы оптимально было. Поэтому у национального единого закупщика должны быть филиалы, к примеру, в Актобе, Уральске, Павлодаре и, допустим, в Таразе, чтобы каждое отделение имело свою закупочную и, может быть даже, тарифную политику", – подчеркнул общественник.
Данияр Сериков